Способы формирования фонетических умений у первоклассников

Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков
методическая разработка на тему

Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_i_priemy_dlya_formirovaniya_foneticheskih_navykov_v_1_klasse_po_programme_garmoniya.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и приемы используемые для формирования фонетических навыков в первом классе по программе «Гармония».

Одной из главных задач обучения фонетике в период обучения грамоте является формирование фонетических понятий у младших школьников.

Предположение о том, что формирование фонетических понятий на уроках обучения грамоте будет более эффективно, если:

  1. личностно-ориентированная образовательная среда включает развивающее обучение, продуктивное обучение;
  2. разработан комплекс упражнений, помогающий формированию фонетических понятий в ходе практической деятельности;
  3. комплекс упражнений обеспечивает учащимся возможность пройти через все этапы формирования фонетических понятий в ходе практической деятельности.
  1. Знакомство с гласными и согласными звуками в слове.

Авторы программы и учебника-тетради по русскому языку для 1 класса М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко предлагают такие виды упражнений в период обучения грамоте:

…Мы с вами сделали важное «открытие»: слова, когда их произносят, состоят из звуков. Попробуем определить, какие звуки есть в слове аист . (Для наблюдения нужно использовать слова, в которых анализируемые звуки легко вычленяются. Лучше всего, чтобы они стояли в начале или в конце слова. Поэтому авторы предлагают вести наблюдение сразу гласными и согласными, потому и берут слово аист , в котором особенности звуков – отсутствие или наличие преграды для воздуха – нетрудно установить).

Произнесем и послушаем это слово. Посмотрите, как я это делаю: а-а-а-и-и-и-с-с-с-т. Вместе потянем и послушаем первый звук: а-а-а-ист. Назовите его: [ а ]. Понаблюдаем друг за другом: как мы произносим этот звук. Произнесем тихо…, а теперь громче…, еще громче… Что происходит со ртом? (Открывается.) Один ученый так и назвал эти звуки – «ртораскрыватели» А попробуем плотно закрыть рот и произнести этот звук…! Получилось?! Почему? Хотите объясню? Нам помогает произносить звуки воздух. Когда мы произносим звук [ а ], воздух проходит свободно, не встречая преград. Проверьте… А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

  1. Составление звуковой схемы слова (моделирование).

Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, ученые назвали гласными . Чтобы нам не потерять гласный звук [ а ] в слове аист , обозначим его так: Ο . (Рисуется или выставляется красный кружок. Может быть использовано любое из принятых обозначений, но оно должно в дальнейшем применяться последовательно).

— Теперь послушаем последний звук в слове аист . Давайте вместе его произнесем: аист-т-т-т. Еще раз произнесите его и понаблюдайте: воздух тоже проходит свободно или встречает преграду? Где же эта преграда, чем она создана – понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга…Проверим. Попробуем произнести звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался… Получилось. Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду, назвали согласными . Они одни не могут составить слово, так как его будет очень трудно произнести. Попытайтесь вместе со мной произнести, например: [слнц] … Согласные звуки в русской речи всегда идут рядом с гласными – вот они со гласные . Их будем обозначать так: ٱ. (На первом этапе цвет не используется – он нужен для разграничения твердых и мягких согласных.)

— Произнесем еще раз слово аист и послушаем: между звуками [а] и [т] есть еще звуки: а-а-и-и-с-с-т-т. Какие же они, гласные или согласные – как узнать? (Понаблюдать, есть ли преграда для воздуха.) Произносим, наблюдаем и узнаем… Обозначим и эти звуки условными значками… О ٱ.

У нас получилась звуковая схема слова: ООٱٱ. Но чтобы она была полной, нужно еще указать, на какой звук падает ударение, т.е. какой звук чуть больше выделяется. В слоге ударение всегда падает на гласный звук, поэтому искать ударный слог – это искать ударный гласный звук. Ищем! (Спрашиваем с удивлением: «Это аист?»). Ставим в схеме ударение: ÓОٱٱ.

Хотите попробовать составить из звуков слово? Тогда «ловите» звуки (прием Ш.А. Амонашвили). «Поймайте» звук, вместе его произнесем, послушаем, определим, гласный он или согласный, и, что бы не потерять, положим нужную карточку, а потом скажем и узнаем слово. Итак, начали:

— Сколько звуков поймали?

— Назовите первый пойманный звук.

  1. Выполнение действия по образцу: протяжное произнесение звуков.
  2. Сравнение и сопоставление звуков .

По утверждению М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко, знакомство с твердостью и мягкостью согласных звуков первоклассники должны осваивать на добуквенном этапе.

Необходимо предложить детям послушать и сравнить последние (первые) звуки в словах мел – мель, угол – уголь, нос – нёс, сделать обобщение, а потом поиграть: хлопнуть один раз, если дети слышат твердый звук, два – если мягкий: [з] –[з’]; [т] – [т’] и т.п. Впоследствии, при изучении букв, на обсуждение выносите уже вопрос графики: как твердость или мягкость согласного звука обозначается при письме.

Авторы учебника-тетради считают желательным знакомство с характеристикой согласных по звонкости-глухости не откладывать до изучения букв, обозначающих пары соответствующих звуков. Хороший прием работы: слова жар, дом, зайка произнести сначала громко, а потом шепотом и, послушав первые звуки, сказать, и изменились ли слова; объяснить, почему это произошло.

Для разграничения звонких и глухих согласных они предлагают воспользоваться условным обозначением, сегодня используемым в ряде букварей: для указания на звонкость согласного к принятому обозначению добавляют «звоночек»

Тогда обозначение согласных звуков может быть таким:

мягкий, глухой (для указания на мягкость, добавляется вторая черточка-«подушечка» или используется зеленый цвет; возможно сочетание того и другого).

М. С. Соловейчик обращает внимание на необходимость работы над разграничением парных и непарных согласных звуков. К концу периода обучения грамоте первоклассники должны хорошо понимать это деление, знать пары и звуки-«одиночки». Причем это важно для согласных как звонких и глухих, так и твердых и мягких. Соответствующие знания и умения детей станут базой последующей орфографической работы. Чтобы показать парность звука по глухости-звонкости, советует ввести такое условное обозначение:

(В «Азбуке» Н.М. Бетеньковой и др., работа над звуками речи, деление на слоги, осуществляется именно так, как было описано).

  1. Выделение из общего потока речи звуков и определение их характера.
  2. Фонетический эксперимент («Попробуем. ») .

При первоначальном обучении постановке ударения, наряду с показанным способом (с удивлением спросить, подставив слово это: «Это карандаш?» ), целесообразно использовать эксперимент, опыт состоящий в перестановке ударения (Попробуем произнести с ударением на первом слоге. Так говорят? А на втором. ) Действие «от противного», сопоставление вариантов учат ребенка слышать слово, развивают его фонетический слух.

При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слога как естественной произносительной единицы, т.е. звука или группы звуков, произносимых на одном толчке воздуха. Важно, по мысли авторов учебника-тетради, приучать детей доверять своему произношению: стоит «прокричать слово, как на стадионе», т.е. проскандировать его, и оно само распадется на слоги6 ку-кла, ку-кда, ку-кла…, ку-сты, ку-сты, ку-сты… Выделяемые же обычно в букварях части слова кук-ла, кус-ты можно трактовать как «кусочки» слов, удобные для чтения, — действительно, прочитать слово со стечением согласных ребенку легче, если эти согласные разойдутся по разным частям.

Слова для звукового анализа на этом этапе, предупреждают М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко не должны даваться написанными или напечатанными – их следует предъявлять устно, т.е. звучащими, а также через картинки, реальные предметы и т.п. Это требование вытекает из цели фонетической работы: учить слышать звучащее слово.

Наиболее эффективным способом проведения звукового анализа является такой, при котором звуковая модель слова не дается готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа: выделил первый звук, послушал, определил характер – поставил нужную фишку; выделил второй, … — поставил следующую и т.п. При этом важны две детали: 1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля; 2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

Серьезная проблема для учителя, по мнению М.С. Соловейчик, — отбор слов для звукового анализа. Можно ли, например, до изучения букв е, ё, ю, я, й предлагать слова со звуком [й’], например, юла, яма, май? Она утверждает: «Не только можно, но и нужно, хотя, конечно, не на самых первых этапах обучения. К моменту начала знакомства со способами обозначения звука [й’] учащиеся должны научиться вычленять этот согласный и слышать не только сам звук, но и его «соседей», иначе при освоении письма первоклассники столкнутся с удвоенной трудностью».

Совет не анализировать такие слова на ранних этапах объясняется не сложностью этих слов, а желанием уберечь от путаницы детей, знающих буквы, но еще недостаточно хорошо различающих понятия «звук» и «буква».

По той же причине советуется до начала обсуждения орфографических проблем не использовать для звукового анализа слова с расхождением звучания и написания ( вода, зуб, сказка и т.п.), так как они требуют не фонетического, а фонетико-орфографического анализа.

  1. Авторы учебника-тетради по русскому языку для 1 класса предлагают такие виды упражнений:
  1. Соотнесение слова и схемы (выбор того и другого из предложенных вариантов) с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных и т.п. («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?»)
  2. Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел – спел, рот – крот, стол – стул, дом – том, нос – нёс, мел – мель и др.; зáмок – замóк, Пóля – поля́, стрáны – страны́… (Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?»)
  3. Исправление ошибок в составленных фонетических моделях. («Верно ли ребята составили схему слова зима: ٱ ÓٱО?»)
  4. Узнавание «рисующих» звуков . («Послушайте. Что слышите? Какой звук повторяется и помогает представить нарисованную словами картинку?»

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши…

Скажи погромче слово гром.

Г Грохочет слово, словно гром.

К названным видам фонетических заданий добавим еще одно, очень важное, так как на его базе в дальнейшем будут строиться упражнения, развивающие у детей не только фонетический слух, но и основанные на нем графические и орфографические умения.

Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели. Чтобы облегчить ученикам работу, сделать ее более обучающей, помогаем им разложить выполняемое умственное действие на составляющие его операции.

Упражнение выполняется так:

  1. Учитель орфоэпически читает знакомую детям стихотворную строчку: Наша Таня громко плачет.
  2. Учащиеся так же орфоэпически вслух повторяют ее, чтобы запомнить.
  3. Диктуют себе (снова орфоэпически) и «записывают» предложение черточками, обозначая его начало и конец, отделяя каждое слово.
  4. Диктуют себе еще раз, теперь по слогам, и чертят слоговые дуги над черточками-словами. (Детям может быть удобнее чертить дуги ниже, под черточками, но тогда две модели будут восприниматься изолированно друг от друга. Выберите вариант, на Ваш взгляд, более удачный.)
  5. Наблюдают за чередованием ударных и безударных слогов, ставят ударение.
  6. «Читают» по схеме, проверяя, все ли верно обозначено. Вот так будет выглядеть запись в тетради:

Дополнительно можно просить посчитать, сколько в том или ином слове всего звуков, сколько среди них гласных, сколько согласных; пусть определят, какой звук идет после согласного – согласный или гласный и т.п. Если в диктуемой вами строке есть предлоги или другие слова – «помощники», их нужно писать отдельно; если при этом предлог без гласного, пусть записывают его короткой черточкой»

Вот несколько строк из сказки А.Пушкина для подобной работы.

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…

Белка там живет ручная… Да затейница какая!

Туча по небу идет. Бочка по морю плывет…

Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости…

В языковом материале этого упражнения, в отличие от упражнений в звуковом анализе слов, могут встречаться гласные с большей или меньшей редукцией, различные несовпадения звучания и написания, так как мв не просим детей изолированно произносить звуки, как это происходит при фонетическом разборе.

По мере освоения графики и орфографии задание будет расширяться, будет привлекаться внимание к способам обозначения звуков буквами. При проведении же чисто фонетической работы важно учить школьников вслушиваться в звучание слов и отражать его в модели.

Обучение звуковому анализу слов и в целом слушанию звучащей речи важно сочетать с работой над орфоэпией, над произносительной культурой речи. «Покажите несколько раз, как говорят некоторые ребята. Помогите первоклассникам убедиться в том, что нечеткое, невнятное произношение делает устную речь непонятной, и постоянно обращайте внимание на эту сторону речи. Общим правилом должно стать следующее:

Источник

Научная статья «Практические методы формирования фонетических умений младших школьников»

Аннотация: данная статья посвящена способам формирования фонетических умений у младших школьников путем использования практических методов обучения на уроках русского языка.

Ключевые слова: звуки, методы, младший школьник, фонетика, фонетические умения.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находится в определённой зависимости от организации работы над усвоением элементов знаний из области фонетики. Закономерности устной речи открываются школьнику в связи с изучением фонетического материала.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает, что младший школьник овладеет первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка, то есть правильностью звуковой стороны языка.

Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырёх видов речевой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма [1].

Младший школьник при изучении фонетики русского языка сталкивается с трудностями при выделении звуков, их характеристике, произношении звуков, написании слов русского языка. Возникновение этих затруднений и способы их преодоления в области фонетики изучает методика русского языка. Задача учителя сформировать фонетические умения с помощью практических методов [5].

Актуальность данной проблемы послужила основой для избрания её в качестве темы статьи: « Практические методы формирования фонетических умений младших школьников».

Объект: процесс формирования фонетических умений младших школьников.

Предмет: практические методы как средства формирования фонетических умений младших школьников.

Цель: исследование практических методов формирования фонетических умений младших школьников.

Для достижения поставленных цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявить возрастные особенности младших школьников.

2. Рассмотреть виды фонетических умений, формируемых в начальной школе.

3. Охарактеризовать практические методы обучения.

4. Описать приемы формирования фонетических умений.

При изучении возрастных особенностей младших школьников было выявлено, что по мере формирования учебной деятельности младший школьник начинает осознанно управлять своим вниманием. У школьников формируется произвольность. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию. Это необходимые критерии для формирования фонетических умений.

В методике обучения фонетики выделяют следующие фонетические умения: работа над слогом (слоговая модель слова), скандирование (отчётливое произношение слов, выделяя каждый слог), постановка ударения (формируются умения: 1. определять место ударения в слове – правописание буквы на месте безударного гласного и 2. подбирать слова с заданным местом ударения – подбор проверочного слова), работа со звуками речи. А для того, чтобы фонетические умения формировались правильно, нужно подобрать такие методы, которые будут подходить для эффективного формирования фонетических умений.

Существуют различные классификации методов обучения, каждая из них по-своему раскрывает сущность процессов обучения, в классификацию Николая Михайловича Верзилина входят словесные методы, где источником знания является устное или печатное слово; наглядные методы, где источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия; практические методы обучения, где учащиеся получают знания и вырабатывают умения вследствие практических действий [2].

Практические методы, а именно упражнения, более эффективны при формировании фонетических умений, т.к. умения закрепляются в процессе практических действий.

1. К фонетическим упражнениям относятся следующие группы: работа со схемами слов; транскрибирование звуков; выявление звуков в словах и характеристика звука; постановка ударения [4].

Упражнения группы – работа со схемами слов — имеют своей целью формирование действия моделирования звуковой оболочки слова.

Как пример, обучающимся предлагается картинка, где необходимо соотнести слова — названия животных со слоговыми схемами.

Целью группы заданий – транскрибирование — стало формирование умения кодировать слова в звуки транскрипции.

Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.

Учитель: Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м’м’м’м’ир]. Какой первый звук? ([м’]). Обозначьте его фишкой (Зел). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Кр). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Син). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)

Целью группы заданий – характеристика звука – является формирование умений соединять и разделять звуки в слове.

Упражнение называется «Поймай звук».

Цель упражнения: учить выделять звук на фоне слова.

Д ети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c], на слайде при проведении упражнения ничего не будет, упражнение выделяется на слух.

Слова, которые можно взять «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».

Помимо фонетических упражнений есть и игры, которые формируют также, как и упражнения, фонетические умения. Игры делают учебный процесс более интересным.

Цель игры: учить подбирать слова с определённым звуком.

Учитель: На любой мой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука [а]. Попробуем?

Источник

Читайте также:  Основные способы добычи природного газа
Оцените статью
Разные способы