Способы формирования эстетической культуры

Способы формирования эстетической культуры

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Источник

Методы и способы формирования эстетической культуры

Дата публикации: 08.01.2021 2021-01-08

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Ежова, П. А. Методы и способы формирования эстетической культуры / П. А. Ежова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77411/ (дата обращения: 18.11.2021).

Ключевые слова: эстетическая культура, развитие творчества, способ формирования.

Эстетическая культура — это абстракция психотипа какого-либо субъекта. Степень развития данной абстракции, то есть духовной составляющей личности, влияет на творческую составляющую человека, на уровень его интеллигентности, а также его призму восприятия социума, природы и взаимоотношений их связывающих. Наличие эстетической культуры в структуре его сознания и воспитания создает возможность для оценки чувств, для реализации в различных культурных векторах, для умения воспринимать каноны красоты.

Эстетика чувств ведет за собой стремление человека к интеллектуальному развитию, а также к нравственным целям. К примеру, эстетическая мотивация ведет к более масштабному развитию творческих зачатков абсолютно разных профессиональных направлений. Очень многие открытия являются не только интеллектуальной работой, но и постоянным функционированием эстетических чувств внутри системы процесса.

Мировая эстетическая культура состоит из огромных массивных пластов устного и материального творчества. В развитии культуры племен, народов, стран играла немаловажную роль религия и различные ее направления. Многие произведения культуры объясняются тем или иным отношением человеческого социума какого-либо времени к событию как внутри общества (обряды, праздники и т. п.), так и в Природе (поведение стихий, источники того или иного явления). В процессе эстетической «эволюции», развития творчества, талантов, у большинства социальных слоев был сформирован определенный эталон, уклад в отношении красоты, идеала и эстетики.

Важно также сформированное понимание у человека, что эстетика заключается не только в произведении, но и в творце того или иного произведения. Важно также осознания процессов, верховодящих над созданием, созиданием и пониманием эстетики. Восприятие же таковых процессов приводит к детализации путей достижения многих целей в абсолютно разных областях, как и говорилось ранее.

C помощью методов и способов формирования эстетической культуры компонуется целостный, полный и многогранный взгляд человека на природу табу и клише, природу и строение любой из систем существования. Так же критерии, содержащиеся в содержании нравственных ценностей, а также с их помощью развивается мышление, фантазия и визуализация у человека. В большинстве своем формирование это происходит под влиянием предметов культуры, ее творений и произведений.

К примеру: формирование эстетического, правильного и, даже, заботливого отношения к Природе происходит с помощью непосредственной практики. Заключается она в средоточии внимания на творения природы, ее компоненты: растения, животных, водоемы, почву, воздух и т. д. Также в формировании эстетики играет роль изображение природы и использование природных компонентов в работах учеников: рисунки, поделки, поиск образов Природы в музыке и литературе, а также в созидании картин, архитектуре и пр.

Читайте также:  Классический способ провязывания петель спицами

Также эстетическое формирование взгляда на жизнь у обучаемых происходит во время интерактивных занятий, таких как: викторины, тематические занятия, «капустники», утренники, подвижные и интеллектуальные игры и т. п. В процессе подобных занятий необходимо использовать как можно больше материалов (стихотворения, музыкальные произведения, кино, презентаций, картин и пр.).

В дальнейшем важно развивать у обучаемых способность к собственному выражению мнения, оценок разных степеней для творчества. Происходит это посредством просвещения не только при демонстрации произведений искусства, но и при изучении работ критиков, оценщиков, нумизматов, художников, композиторов. Также формированию мнения способствует посещение учениками выставок, концертов, ярмарок, фестивалей. Подобная методика требует стимулирования у учеников к проведению анализа произведений — это полномасштабные оценки с пояснениями и пожеланиями или же призы, награды, медали, грамоты.

При выражении мнения и мыслей важно суметь скомпоновать его правильно, сформулировать слаженно и четко, чтобы донести свое мнение в полной его мере. Для этого используется методика заданий, связанных с написанием рефератов, статей и отзывов; самостоятельной организацией проектов (начиная с ответов с рефератами, презентациями и заканчивая режиссурой мероприятий).

В процессе обучения ученикам нужно давать возможность творить самим: писать стихотворения, рисовать, сочинять песни. Здесь также уместен метод постстимулирования по окончании задания.

Подобные методы позволяют сформировать полномасштабное, многогранное мировоззрение, грамотного восприятия эстетики во всех ее проявлениях, а также развития эмоций и чувств, оценивания собственного поведения. Также входит в результаты подобного поведения и формирование отношения к деятельности профессионалов в различных сферах, уважении к чужому труду.

Развитие таланта при всех этих критериях обучения также очень важно как для обучаемого, так и для обучающего. На данном этапе развития ученику нужно систематически анализировать свою собственную работу, чтобы скомпоновать и организовать дальнейшее обучение и развитие своего творческого потенциала.

У человека формируется умение созидать свое творчество как изнутри, так и со стороны; приходит понимание процессов обучения и развития творчества, а в дальнейшем и умение создать процесс, как собственную методику «эволюции» таланта как такового.

Выводом является то, что методика формирования эстетической культуры может осуществляться единым постоянным способом, но у каждого из методов разные подходы. Связано это с субъективностью обучающихся людей.

Перорация по методам формирования эстетической культуры:

Убеждение — имеет направление на развитие взирания на мир через призму эстетики. Здесь же проявляется зачаточное пробуждение вкуса

Приучение — методика практических действий, отражающая способность к созданию собственной эстетической, что немаловажно, культуры поведения и саморазвития

Проблемные ситуации — подобный метод побуждает ученика к выполнению практических действ, а также формирует режиссерский подход к творчеству не только собственному, но и групповому, окружающему его внутри объекта

Побуждение к сопереживанию — метод развития эмоциональной окраски эстетического характера, где есть четкие границы понимания хорошего и плохого, доброго и злого и пр.

  1. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. — М.: ИФРАН, 2007. — 239 с.
  2. Бычков В. В. Эстетика.Учебник. — М.: Кнорус, 2012. — 528 с.
  3. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 185 с.
  4. Масловская С. В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход. — ФЛИНТА, 2014
  5. Радугин А. А. Формирование эстетической и художественной культуры. Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2000. — 240с.

Источник

Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Читайте также:  Способы предупреждения корпоративных конфликтов

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Эстетическое восприятие природы. Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. «. (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1952. — Т. 2. — С. 52-53).

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные приметы», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Осенний букет», «Памятники культуры нашего края» и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим — Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч.Айтматова, «Царь-рыба» В.Астафьева, «Русский лес» Л.Леонова, «Прощание с Матерой» В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Читайте также:  Способы переноски пострадавших обж 6 класс

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Источник

Оцените статью
Разные способы