Способы формирования элементарных математических представлений

Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного

Ольга Дигина
Методы и приёмы обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного

«Ведь от того, как заложены элементарные

математические представления в значительной

мере зависит дальнейший путь

математического развития, успешность

продвижения ребёнка в этой области знаний»

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.

В процессе ФЭМП у детей я использую разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методовя учитываю ряд факторов:

1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения;

2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей;

3. Наличие необходимых дидактических средств.

Практический метод обучения

На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).

Практический методподкрепляется приемами:

• Упражнения в виде заданий.

Упражнения выполняются каждым ребёнком на карточке, перфокарте, что позволяет проводить индивидуальную работу.

-Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?

-Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?

-Закончи рисунок по заданным фигурам.

-Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы.

• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игра малой подвижности «Кочки», игра «Математический паровозик»).

• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).

Словесные методы обучения

Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

На занятиях по математике применяются следующие приёмы:

• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.

• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»

• Вопросы (в младшем возрасте — прямые,конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем возрасте —в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)

• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.

• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядный метод обучения

На занятиях по математике широко используются:

• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет, «Что перепутал художник?»;

• Иллюстрации с изображением времени суток;

• Ситуации для составления задач;

• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;

• Показ видеофильмов, ИКТ.

Игровой метод обучения

Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.

Методподкрепляется приемами:

• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).

• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.

• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).

Читайте также:  Способы защиты цветов от кошек

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представленийразделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»

3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»

4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.

5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их.

Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Моделирование — наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

В основе методамоделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построекФ.

Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков (схемы и таблицы с блоками Дьёнеша, схемы плоскостного конструирования из палочек Кюизенера).

Задания повышенной сложности

• Задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи;

• Задания на развитие мелкой мускулатуры рук;

• Игры с элементами ТРИЗ;

• Игры с блоками Дьёнеша и палочками Кюизенера.

Использование разнообразных методов и приёмовактивизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий — все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Космические гости» Цель: Формирование математических представлений через решение проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста Дошкольникам должны быть отведены важные места в математике. Это объясняется, в частности, тем, что в наше время повышенная степень ребенка.

Литературный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений СТИХИ. 1 Это — цифра единица, Первой быть она стремится. Всех прямее и ровней, Остальные все — за ней. В правый верхний уголок Карандаш.

ОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в космос» в группе старшего дошкольного возраста ОД по формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста. «Путешествие в космос». Цель: закрепление.

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен,.

Самоанализ образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе Самоанализ образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группы: «Построим.

Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится.

Читайте также:  Способ проверки научных гипотез

Презентация «Совместная деятельность воспитателя с детьми по формированию элементарных математических представлений в ДОУ» Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной.

Формирование элементарных математических представлений в работе на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи Способность человека – выносливость. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста «Космические гости» Цель: Формирование математических представлений через решение проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления.

Источник

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников«.

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма-тематических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий:

занятия в форме дидактических игр;

занятия в форме дидактических упражнений;

занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.

Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий также является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются математические представления детей. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.

Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Обучение детей на занятиях и вне их проходит в таких формах,как:

индивидуальная (самая древняя и результативная, но экономически не выгодная, в ней не реализуется возможность сотрудничества и соперничества между сверстниками);

коллективная (фронтальная, экономически выгодная, способствует формированию взаимопомощи и чувства коллективизма, но в ней недостаточно учитываются индивидуальные различия детей и уровни развития);

дифференцированная (учитывает типичные индивидуальные различия детей и уровни развития, чаще проводится по подгруппам). (группы формируются по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные); по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные); по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);по уровню здоровья (группы здоровья).

Читайте также:  Способы решения конфликта мирным путем

Методы математической подготовки.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагогиспользует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д., на базе которых возникают элементарные математические представления.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию и повторение упражнений. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.

При формировании элементарных математических представлений игра также выступает как метод обучения и может быть чаще отнесена к практическим методам.

Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду.

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО Статья на тему: Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО «Все, что.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.

Влияние наглядности на эффективность формирования у дошкольников элементарных математических представлений Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент.

Источник

Оцените статью
Разные способы