Формирование экологической культуры младших школьников
статья по теме
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov.rar | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры младших школьников
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих. [1, с.3-4]
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. [1, с. 5-6]
Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая.
Что такое экология? Экология – это (греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания — и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.
Воспитание в широком смысле слова – процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением. Экологическое воспитание — воздействие на сознание людей в процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- экологические знания;
- понимание, что природа является источником жизни и красоты;
- богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
- ответственность за её сохранение;
- способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
- глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.
Систему экологического образования составляют звенья:
- экологическое воспитание в семье.
- экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
- экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).
- экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание , в которое существенный вклад вносят естественно – научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым». [2, с. 474]
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:
Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.
Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.
Ведущие методы преподавания: н аблюдение, эксперимент, моделирование.
Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:
- экскурсии;
- уроки с раздаточным материалом;
- практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
- самостоятельные наблюдения детей.
Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.
Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.
Источник
Статья на тему «Педагогические методы формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Педагогические методы формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Костанайский государственный педагогический университет имени У. Султангазина
Жандауова Ш. Е., старший преподаватель
Тажитаева Д. З., студент 4 курса специальности ПиМНО
В современные программы включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При этом роль человека по отношению к природе определяется не как хозяина и повелителя, а как равноправного участника. Обновление и расширение экологического содержания в программах сделало необходимым пересмотр методики работы.
В работе по экологическому обучению и воспитанию учащихся начальных классов использовались такие формы и методы, как экскурсия, наблюдение за объектами в природе и классе, беседа, решение экологических задач, анализ экологической ситуации, игры, внеклассная работа — утренники, праздники, КВН, викторины. Нельзя отказаться от опыта работы, сложившегося на практике, но не ограничиваться только указанными формами и методами.
На данный момент в практике существуют различные способы, методы и формы формирования экологической культуры младших школьников. Анализ методической литературы, опыта работы учителей физико-математического лицея г. Костаная позволил выявить следующие методы и формы работы, с помощью которых осуществляется формирование экологических знаний и ценностей учащихся начальных классов:
игровые технологии (познавательные игры, эколого-краеведческие игры, КВН, конкурсы, викторины и др.);
экологические тропы (прогулочно-познавательные маршруты);
экскурсии (коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями);
эко – спектакли (спектакли с экологическим сюжетом);
экологические праздники (одна из форм экологического воспитания);
информационные технологии (беседа, доклад, сообщение, выпуск стенгазеты, видеоклип, презентация, чтение литературных произведений экологического содержания и др.);
интегрированные уроки (слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области);
проектные технологии и научно-исследовательская деятельность (взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся);
родительские лектории, собрания (система лекционных и семинарских занятий).
Также можно использовать экологические чтения при формировании экологической культуры младших школьников. Чтение литературных произведений экологического содержания способствует чувствуя красоту природы младших школьников и творческому воплощению своих впечатлений в устных беседах и рисунках, усиливает осознание детьми потребности в знаниях экологического содержания.
В работе по формированию экологической культуры младших школьников используют интегрированные уроки окружающей среды, изобразительного искусства, музыки и литературного чтения. По мнению педагогов, на этих занятиях дети не только видят красоту природы, но и чувствуют ее, удивляют и изображают. При формировании экологических знаний младших школьников учителя уделяют особое внимание интегрированным урокам математики и окружающей среды, использующим логические задачи и методы учебных проектов.
По мнению педагогов, решение логических задач на интегрированных уроках позволяет актуализировать противоречие: в одних — между существующими знаниями и представлениями об объектах природы, о местах их обитания и недостающими знаниями; в других — между потреблением природных ресурсов и их восстановлением. Решение таких противоречий позволяет включать школьников в социальные отношения «Я и природа одно целое». Во внеклассной деятельности используют различные формы работы: турниры, вечера, устные журналы, экскурсии и т.д. На экскурсиях организуют не только наблюдения за объектами живой и неживой природы и составляют правила поведения в природе, но и устраивают конкурсы экологических сказок, где школьникам предлагается подготовить экоспектакль, инсценировать русские народные сказки на экологический лад.
На уроках познания мира для формирования экологической культуры часто используют стихи, способствующие проявлению природы, раскрывающие сложную взаимосвязь окружающей среды. Поэтические произведения, воспевающие красоту и величие русской природы, способствуют формированию у младших школьников любви к природе, позволяют учащимся самостоятельно делать выводы о взаимоотношениях человека и природы, выражать свое нравственное отношение к природе.
Любовь к природе неразрывно связана с культурой поведения. Родителям были предложены «природа и дети»,» охрана природы»,» отдых в лесу, на реке»,» как ухаживать за домашними животными » и т. д. б. можно проконсультироваться на темы, родителям рекомендуется посещать с детьми в выходные дни с целью наблюдения за окружающей природой, сбора природных материалов в лесу, на реке, водоемах. Для обсуждения актуальных проблем экологического воспитания детей регулярно проводятся родительские собрания: «как воспитывать у детей любовь к природе, интерес и бережное отношение к природе», «значение игры в воспитании у детей интереса к природе», «Живая природа-это прекрасный, многогранный мир» и т. д. б. Привлечение родителей к обсуждению важных вопросов экологического образования детей способствует повышению экологической культуры родителей, углублению их знаний о природоохранных мероприятиях и привлечению их к исследовательской и проектной деятельности учащихся.
В воспитании экологической культуры используются возможности внеурочной деятельности с использованием информационных, игровых и проектных технологий. Посещение музеев, ботанического сада, заповедников позволяют ребенку сохранять и воссоздать целостное изображение мира, ощущать различные связи между объектами и явлениями, а также формировать у детей интерес к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. По мнению педагога, познавательные игровые технологии:» экологическая тропа»,» путешествие в волшебное озеро»,» Каспийская волна»,» Лесная аптека»,» Маленькие секреты природы » и викторины, КВН, декады имеют большое значение для экологического обучения и воспитания учащихся начальных классов.
Также педагоги используют цикл внеклассных занятий как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников. Педагоги-учителя организуют экологические учебные пути природы познавательными, эколого-краеведческими, игровыми, творческими, трудовыми, исследовательскими станциями, которые направлены на обучение детей на примере конкретных природных объектов, расширение объема интереса учащихся начальных классов к природе, воспитание «отношения» с природой и бережного отношения к ней.
Во внеурочной деятельности «Юный исследователь» активно использовали проектную деятельность: «Помоги птицам», «Зеленый уголок. Учебная проектная деятельность позволяет обеспечить практическую направленность учебно-воспитательного процесса, развивает исследовательские навыки и умения учащихся, которые становятся для них личностно-значимыми и ориентируют школьников на саморазвитие.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживания, развития способностей и интересов. Чувствительность является важной особенностью учащихся.
Общение с природой вызывает эмоциональный тон детей, так как она влияет на свои яркие, разнообразные, динамические чувства. Любить окружающую среду и выглядеть как диск. Дети радуются зелеными травами, щебнем птиц, полетом бабочек и стрекоза, яркими цветами запахов и растений. Многие дети дают живой природе признаки смыслового поведения человека. Наблюдается интерес, стремление к себе, познанию, пониманию.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно — уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Список использованной литературы:
Закон «Об охране окружающей среды» Республики Казахстан 2007
Воронов А.Г. Природоохранное воспитание школьников. М. 2009
Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе; Кн. для учителя. М. 2007
Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. Взаимодействия общества и природы. М., 1986
Источник