Способы формирования духовных ценностей

реферат история. Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России

Название Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России
Дата 21.05.2021
Размер 20.43 Kb.
Формат файла
Имя файла реферат история.docx
Тип Документы
#207985
Подборка по базе: Практическое (семинарское) занятие № 9 Тема Культура и цивилиза, ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОМУНИКАЦИИ.docx, Пакеты прикладных программ Путилин, Баранов .docx, Основы формирования здоровья детей.pdf, Исслед работа ученика Профилактика заболеваний и укрепление здор, ВКР — Денежные средства.docx, Технологич карта урока МДК 03 03 Оргатехнкиа средства связи 2.d, Авторская сказка как средство формирования коммуникативных УУД.d, Пр.з Оборотные средства.docx, Психолингвистическая характеристика текста как универсального зн

Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.

Духовные ценности общества неотъемлемая составляющая развитого, интеллектуального государства. Трудно не заметить, что увеличивается влияния личности в любой сфере общественной жизни, все чаще встает вопрос о глобальных проблемах развития человечества. Под духовностью можно понимать внутреннее состояние, которое способствует развитию и росту каждого человека.

Благодаря духовности мы обладаем самосознанием, видим критические моменты жизни. Именно эта черта сплачивает народ, она является тем фундаментом, на котором основывается межнациональное согласие, и как следствие, гражданский мир. Духовность развивается при желании самого человека, но это не исключает влияния на это развитие государства.

Формирование духовных ценностей в нашей стране является значимой проблемой, из-за маленького процента бюджета, которое приходится на культуру. Это проблема реальна, ведь даже в сравнении с «Советской Россией» и количество культурных сооружений, таких как театры, музей, библиотеки, заповедники, и в качественных показателях – восприимчивость к шедеврам искусства, формирование творческих возможностей и нравственные качества современная Россия значительно уступает.

Существует несколько проблем, которые мешают нашему обществу в духовном развитии, такие как кризис целей, мировоззрения и кризис воспитания, также «навязывание бездуховности», подмена ценностей человека. Можно заметить снижение численности населения с каждым годом, на что тоже влияет кризис в духовности и нравственности.

Россия обладает многовековой историей и огромным опытом, которые формируют систему мировоззренческих и духовно-нравственных ценности, но в современном мире процесс глобализации приводит к ослаблению национальных традиций и привычек, молодежь начинает ориентироваться на западные ценности. Настолько изменчивый мир уже не воспринимает такие качества, как скромность, коллективизм, альтруизм положительными. Массовая культура, с которой не может конкурировать даже семья и школа, создала свои понятия, ценящиеся сегодня: разумный эгоизм, активизм, предприимчивость и так далее. Те ценности, которые сформировывались столетиями, уходят на задний план, находясь под угрозой исчезновения.

Поэтому в данный момент формирование духовности очень трудоемкий и сложный процесс для создания высоконравственного, ответственного творческого и инициативного гражданина, в котором особую роль принадлежит культурным учреждениям: библиотекам, музеям, образовательным учреждениям.

В России духовно-нравственное развитие происходит как в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений, так и в сфере государственных отношений.

По пути культурного формирования как личности есть тенденции: самосовершенствования, важности морали, нравственности и совести, отстаивания своей позиции, жизненный оптимизм, трудолюбие и понимание ценности окружающих людей и многое другое.

В обществе, как месте самовыражения, коммуникации и развития личности существует свой путь нравственно-духовного развития. Это происходит благодаря: развитию патриотизма и гражданской солидарности, представления семьи, как первоосновы социальной жизни, уважительное и бережное отношение к жизни человека, духовной, социальной и культурной преемственности поколений.

Последний, но очень важный для страны путь формирования духовных ценностей — в сфере государственных отношений. Активное, ответственное отношение к участию в жизни общества и государства, помощь в умножении эффективности страны, направленные на модернизацию государства, доверие к государственным институтам, а также укрепление национальной безопасности говорят о высокодуховных ценностях гражданина своей страны.

Именно семья дает ту основу, тот базис, нужный для формирования личности каждого. Уже после, в педагогическом организованном процессе детских садов, школ, образовательных учреждений, проходят пути формирования духовных ценностей общества, осуществляющихся на основе:

Примера педагога, ведь нельзя заставлять делать детей то, что вы выполняют более взрослое поколение. Никакие, как бы хорошо не организованные программы по развитию человека, не будут эффективны, если педагог, несущий в массу эти знания, не будет для обучающихся примером в своем поведении.

Поддержка в самоопределении, личностное развитие служат одними из важных средств в развитии человека. Это все помогает для успешной социализации и развития зрелой личности. Человек образованный, но бездуховный не может называться полноценным, ведь незнание добра, бесчувственность и равнодушие деформирует сознание человека.

Программы духовного развития могут помочь в духовном развитии нации. Те вопросы самому себе, людям, окружающим нас, возникающие в обществе, должны быть сформированы педагогами и реализованы для понимания базовых ценностей. А система этих ценностей помогает в развитии личности, снимая барьеры и пронизывая всю деятельность человека.

Также создание социальной востребованности предполагает ее эффективность. При участии в более взрослом сообществе, социализация человека происходит эффективнее, а духовное развитие не только при информировании о тех или иных ценностях, но и при возможности для поступка, отвечающего всем нормам нравственности и духовности.

Именно «соединяясь с жизнью», сталкиваясь с проблемами, которые следует решать на основе полученных знаний духовное развитие и достигает своей высшей степени актуальности. Например, такие организации как волонтерские движения при посильном и добровольном участии помогают духовно развиваться, делая правильный выбор, при решении различных проблем не только сфер жизни, но и социальных институтов.

В настоящее время наибольшую опасность для общества представляет не смена политической системы, не экономические трудности, а разрушение человека, его духовности и нравственности. В мире, где над духовным доминирует материальное, над нравственным эгоистичное существуют искаженные представления о добре и зле. Стране необходима система образования, которая обеспечивала бы свободный доступ к культурному и национальному наследию.

К сожалению, массовая культура бездуховно воздействует на общество. Но развитие информационно-компьютерных технологий идет очень быстро, общество уже не сможет отказаться от быстроты передачи информации. Социально-культурным институтам остается лишь содействовать и помогать в выборе информации развивающей людей.

Не только массовая культура виновник такого равнодушия и безнравственности, человек с первого своего дня помещен в общество, культуру, накопленную и создавшую многовековой опыт. Большее же влияние оказывает культура отдельно взятого региона. Пускай сколько угодно будет прогрессировать культурная коммуникация, а самое большее включение человека в духовное творчество может обеспечить лишь развитие конкретной общности, отдельного региона.

Легко понять, что для развития страны необходимо развитие каждого гражданина, проживающего в нем, без человека, его позиции, мотивации, приоритетов в жизни, ориентиров не получится совершенствовать государство. Поэтому формирование духовных ценностей должно стать приоритетным в этой сплошной глобализации, где у каждого человека сформированный образ жизни, внутренний мир и свои ориентиры на дальнейшую жизнь.

В современном мире стоит самостоятельно брать ответственность в идентифицировании себя с ценностями культуры в процессе формирования духовного мира повседневности.

Возрождая духовные ценности стоит понимать, что это не скопированные ценности известные еще сотни лет назад, это адаптация к ценностям современного мира. Этот огромный груз возложен на образование, которое является одним из важных институтов в жизни человека. Другим одинаково ценным для человека является институт семьи, возрождение которого может означать возможность культурного раскрепощения каждой семьи.

Источник

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №16 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Доклад по теме самообразования

Погорелова Ирина Александровна

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина — Добро — Красота, Вера — Надежда — Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики — воспитанию «человека будущего».

Влияние личности педагога является одним из условий для нравственного воспитания детей школьного возраста. Для организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников учитель должен придерживаться следующих принципов:

нравственного примера педагога;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания;

уважение к Отечественной истории и родному языку;

Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании. Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.

Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.

Воспитание имеет две основные цели. Во-первых , задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых , задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, совесть, доброжелательность, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и другие), которые нужно увидеть и понять. Воспитательный идеал является педагогическим компонентом решения важнейшей национальной задачи: умножения численности российского народа, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности.

Ключевая роль в решении данной проблемы отводится системе образования. Образование — это не только и не столько получение знаний. Это процесс становления и развития умения человека жить в мире с собой и с другими людьми, обеспечивать свое существование и продолжение жизни человеческого рода.

Происходящее в настоящее время созидание новой России невозможнобез опоры на культурное и духовное наследие народа, которое векамиформировалось под влиянием Православия и высоких духовно-нравственных ценностей. В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

Поэтому важнейшее направление нашей деятельности — объединение усилий школы, семьи, общественности и т.д. А учитель – путеводитель для принятия правильных решений в будущей самостоятельной жизни.

Задача воспитания трудолюбия — одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. В школе дети с удовольствием откликаются на просьбы учителя. И я всегда стараюсь похвалить ребёнка и отметить его желание помочь.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы родить ребенка
Оцените статью
Разные способы