«СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Учитель начальных классов
МБОУ «Пичаевская СОШ»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Читательская функциональная грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Для того чтобы учащиеся могли опираться на чтение как на основной вид учебной деятельности, у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные, предметные и метапредметные УУД, которые необходимы для полноценной работы с текстами:
— понимание, о чем говорится в тексте;
— умение определять тему и главную мысль текста;
— находить в тексте необходимую информацию;
— анализировать и обобщать информацию;
— формулировать выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте;
— использовать информацию из текста для различных целей: решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Формированию читательской функциональной грамотности в начальных классах я уделяю внимание при проведении окружающего мира, ОПК, технологии, других предметов, но основную работу веду на уроках литературного чтения.
Работу с текстом я провожу, опираясь на технологию смыслового чтения. Данная технология представляет собой трёхступенчатый процесс целенаправленного осмысления:
— в процессе чтения;
— после чтения текста.
1 этап. Работа с текстом до чтения – это этап «вызова», во время которого у детей активизируются имеющиеся знания, умения, навыки, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего материала.
Опираясь на фамилию автора, заглавие, иллюстративный материал, дети высказывают свои предположения о типе и теме текста, его героях, содержании. В 1-2 классах учитель может предложить несколько ключевых слов, которые помогут детям предвосхитить события, характеры героев и т.д.
Что вы представили? О чем пойдет речь? Что должно произойти?
2 этап. Работа с текстом во время чтения – это этап «осмысления» , во время которого происходит непосредственная работа с текстом.
1) После первичного прочтения, как правило, ставятся вопросы на выявление настроения, впечатлений от первого восприятия.
Какое настроение возникло после прочтения произведения? Какие чувства? Что понравилось? Что не понравилось? О чем подумали? Чем хотели бы поделиться?
2) Повторное чтение сложного текста может быть организовано вслух по абзацам с комментариями по ходу чтения. Звучат уточняющие вопросы на понимание прочитанного эпизода. Ответом может стать заголовок к этой части текста, или важный вывод, наблюдение, народная мудрость. По ходу чтения ведется словарная работа.
Попутно дети представляют картины, героев, их поступки и внешний вид, дают характеристику, делятся ощущениями и переживаниями. В этом состоит суть процесса «вчитывания».
На этом этапе проводятся следующие игры.
— Игра в толстые и тонкие вопросы. Тонкие вопросы требуют односложных ответов, чаще они используются в 1-2 класса.
Кто? Что? Когда? Где? Может? Будет?
Толстые вопросы требуют развернутых ответов, доказательств, подтвержденных отрывками из текста.
Как бы ты поступил? Правильно ли я понял? Что хорошо? Что плохо? Почему? Зачем? Из-за чего? Мог ли? Согласны ли вы? Верно ли?
Во втором классе я составляю универсальную таблицу с тонкими и толстыми вопросами, которыми дети пользуются некоторое время, затем сами задают такие вопросы уже без опоры на таблицу.
— Игра логическая цепочка. Дети выстраивают все события в хронологическом порядке.
— Иллюстрированный словарь – это иллюстрирование слов, понимание которых вызвало затруднение.
3 этап. Работа с текстом после чтения – это этап «рефлексии» (размышление), во время которого у учащихся формируется личное отношение к тексту.
1) Учитель формулирует основополагающий вопрос к тексту в целом.
Далее следуют ответы детей и беседа. Свои ответы дети подтверждают словами из текста, обращаются к другим произведениям, аналогичным ситуациям в жизни.
2) Беседа о биографии писателя после прочтения произведения позволит глубже понять замысел автора, его мировоззрение, жизненные ценности и идеалы. Рассказ о личности писателя можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Помимо сведений о жизни и творчестве автора произведения, ученики должны выразить свое отношение к писателю, рассказать, какое представление о нём сложилось. Например, сочинить обращение к автору, где бы дети высказали свои чувства, отношение к произведению.
3) Повторное обращение к заглавию, теме и главной мысли, к иллюстрациям. Уточнение жанра.
4) Выполнение творческих устных и письменных заданий: выразительное чтение, пересказ, инсценирование, отзыв, эссе, иллюстрирование, продолжение.
На этом этапе проводятся следующие игры.
— Игра вопрос-ответ. Проводится после прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики работают в парах и задают друг другу вопросы по тексту.
— Игра верные и неверные утверждения. Свои утверждения (в 1-2 классах высказывает учитель, а в 3-4 классе утверждать уже могут ученики). Утверждения верные чередуются с неверными, а дети соглашаются с ними или опровергают их.
При написании творческих работ дети любят такие задания, как:
— Написание сказки по аналогии. В подготовке к составлению сказки помогает таблица
Кто герой сказки? Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
Кому и как помог?
— Создание диафильма – это иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
На протяжении всех этапов работы над текстом звучат самые разнообразные вопросы. Особое внимание нужно уделить вопросам, которые направлены на формирование читательской грамотности, способности осмысленно воспринимать художественный текст.
Вопросы о теме и проблемах. О чем говорится в произведении? Почему оно так называется? К чему призывает автор?
Вопросы по сюжету . Где и когда происходили события? С чего началось повествование? Как развивались события? Что было дальше? Расскажи, какой момент текста изобразил художник? Какое событие главное? Что такое кульминация? Какой эпизод вас особенно взволновал? Чем закончилось?
Об образах . Какие слова помогли увидеть картину? Какие образы передает текст? Какие краски? Звуки? Запахи? Пофантазируй! Придумай свои сравнения (по форме, цвету, размеру, предназначению). Представляем, дополняем, наблюдаем. Кто действует в произведении? Назови героев. Кто вам понравился? Опишите героя. Составь небольшой рассказ о нем. Какие поступки он совершал? Какие качества героя говорят о зле? О добре? Как поступают такие люди? Что думает о нем автор? Случалось ли вам испытывать чувства, подобные главному герою? Что вы о нем думаете? Почему?
О композиции : Из скольких частей состоит текст? Помнишь начало? Что такое кульминация? Назови главное в каждой части. Чем заканчивается текст? Как озаглавим эту часть?
О языке. Есть ли в тексте слова, которые тебе не очень понятны? Знакомы ли тебе эти выражения? Объясни, как ты понимаешь смысл слова, выражения, поговорки, пословицы, предложения. Догадайся, почему так назвали эти предметы. Подумай, как могли возникнуть эти (слова) выражения? В каком словаре можно узнать значение этого слова? Сможешь ли ты сам объяснить значение слова?
О жанре. К какому жанру относится произведение? Почему? Охарактеризуйте произведение с точки зрения жанра.
Об идеях . Как вы работали с произведением? (Мы читали и раскрывали его тайны). Определите основную мысль текста. В каком предложении заключена главная мысль? Найди слова, которыми можно подтвердить мысль автора? Какой совет он дает? Где вы нашли ответ на этот вопрос? (Мы прочитали между строк). Что значит раскрыть тайны произведения? (Найти художественные приемы, понять, зачем автор их использовал, чтобы раскрыть замысел автора).
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская функциональная грамотность».
Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Из опыта работы «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Штрейденберг О.И, учитель
русского языка и литературы
МОУ «Центр образования»
Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов;
Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
(Образовательная система «Школа 2100»
Педагогика здравого мысла / под ред.
Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность и т.д.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
· выделять главную мысль всего текста или его частей;
· понимать информацию, содержащуюся в тексте;
· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
· применять информацию из текста в изменённой ситуации;
· критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
· постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;
· построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);
· создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);
· конструирование собственных высказываний о прочитанном
Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Работать будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взяла из своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9в класса.
Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»
При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу».
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».
Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам
Для примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» из сборника по подготовке к ОГЭ
Источник