Способы формирования читательского интереса

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
учебно-методический материал по теме

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:

Скачать:

Вложение Размер
rrrrrrrrrrrrrrrr.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:

1. Выразительное чтение способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать детей, вызвать у них желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будет слушать даже взрослый, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.

Например, сказка М. Горького «Воробьишко», как и всякое классическое произведение, имеет глубокий замысел и серьезный подтекст. В ней несколько планов: дети увидят один план-конкретный и образный вымысел, взрослые – другой – серьезное обобщение, замысел. Сказка начинается фразой, которую часто опускают в изданиях для детей: «У воробьев совсем так же, как у людей- взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всем говорят как в книжках написано, а молодежь живет своим умом».

Это постановка проблемы – обобщение взрослые и молодежь, отцы и дети. Как жить? Как написано в книжках или своим умом? Задача автора довести до детей: живи своим умом, но не пренебрегай опытом взрослых, учись на нем. Это главная обучающая задача. Другая задача – воспитательная: показать, как сложна жизнь и как учатся на ошибках.

При повторном чтении возможна постановка задачи такого рода: обратить внимание детей на звукоподражания, сравнения и т. д. После прочтения произведения проводится беседа по содержанию. Различаются следующие категории вопросов:

  1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всего понравился? и т. д.).
  2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. ( Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста? и т. д.).
  3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
  4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
  5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
  6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

2.Использование иллюстративного комментария. При выборе книг предпочтение нужно отдавать тем иллюстрированным произведениям, где изображения животных, предметного мира максимально реалистично. Ушинский писал : «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Яркий, неповторимый мир сказочных образов, созданных художником, близок и понятен детям.

3.Иллюстрирование дошкольниками детской литературы.

Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравив-шийся сюжет. Слушая «Федорино горе» Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию литературного вкуса, творческих способностей, фантазии и воображения.

4.Литературная викторина. Их организацию необходимо хорошо продумать, иначе неизбежны шум и гвалт, что самое недопустимое – обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение предается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки.

Примерные вопросы для литературной викторины:

  1. Из какой русской народной сказки эти отрывки?

а) «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое,

не золотое — простое» («Курочка-Ряба»)

б) – Я мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! («Теремок»)

в) Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку… (Репка)

2. Из каких сказок эти герои?

а) волк, опустивший хвост в прорубь? (р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк»)

б) Слон, оживленно разговаривающий по телефону? (К.Чуковский «Телефон»)

в) Бычок, качающийся на доске? (А.Барто «Бычок»)

г) большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка? (Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»)

3. Вставьте недостающие слова в стихотворение А.Барто

а) Идет…качается, вздыхает на ходу.

в) Кот кататься не привык, опрокинул…

4. Назовите авторов следующих литературных произведений:

а) «Муха-цокотуха» (К.Чуковский)

б) «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

в) «Сказка о глупом Мышонке» (С.Маршак)

г) «Мойдодыр» (К. Чуковский)

5. Кукольные драматизации. Кукольным спектаклям уделяется серьезное внимание. Дошкольники могут под руководством воспитателя заниматься изготов-лением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спек-такля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

6. Использование художественного слова в повседневной жизни. Надевая варежки ребенку, можно обыграть стихотворение Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала…» и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Детская рукописная книга как источник формирования читательского интереса у дошкольника»

Обобщение опыта работы по формирование читательского интереса дошкольника по средствам создания рукописной книги.

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса.

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников»

Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в средней группе»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна вой.

Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»

Интернет-маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников» Тема маршрута: «Как рождается книга»Цель: познакомить с историей создания книги, .

Формирование читательского интереса у дошкольников.

Работа воспитателя по формированию у дошкольника любви к книге.

Электронный образовательный маршрут для родителей «Формирование читательского интереса у дошкольников»

Тема маршрута: «Как рождается книга».Цель: познакомить с историей создания книги, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, формировать бережное отношение.

Источник

Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.
учебно-методический материал по чтению

Нестандартные методические приемы для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения.

Скачать:

Вложение Размер
petrova_i.i.docx 21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников .

Петрова Ираида Иннокентьевна

МОБУ СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина

Аудиовизуальная информация, мультимедийный мир ТВ и интернет, которые прочно вошли в нашу жизнь привели к процессу снижения интереса детей к чтению, к книге. Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, но и в том, что у них пропал интерес к этой сфере занятий. В формировании читательской компетентности основную роль играют уроки литературного чтения. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего образования, где чтение является главным элементом всех учебных действий.

Задача современного учителя — сформировать навык творческого чтения, привить культуру чтения, воспитать заинтересованного читателя, любящего чтение и книгу, создание условий для развития читательского интереса . Только через грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на уроках можно добиться ожидаемых результатов.

В данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

— развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм и методов урочной деятельности;

— развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих заданий;

— стимулирование творчества детей.

Рассмотрим несколько интересных, на мой взгляд, нестандартных методических приемов для формирования читательского интереса младших школьников на уроках.

На этапе подготовки к восприятию текста необходимо ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении. Приведу некоторые приёмы работы, которые помогут привлечь внимание и интерес детей к прочитываемому произведению.

Прием «Прогнозирование». Рассмотрим на примере работы над рассказом Е.Чарушина «Страшный рассказ», 2 класс, УМК «Школа России»

1) Предопределение сюжета содержания по названию произведения.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём рассказ?

2) Предопределение сюжета, развития событий по опорным словам.

— Прочитайте опорные слова. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении, которое будем читать?

(На доске слова: дача, стемнело, ползает, шуршит, не боимся, топает, открыли, чулан, зажгли, пробежал).

3) Предопределение сюжета развития событий по концовке текста.

На доске: «Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом, пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся».

— Прочитайте название и концовку текста. Как вы думаете, каков сюжет рассказа?

3) Составление рассказа на основе предложенного плана.

1.Мальчики остались одни;

6.Ёжик остался на даче.

Таким образом дети, располагая минимальной информацией должны спрогнозировать сюжет рассказа, доказать или обосновать свои мысли.

После такой работы можно использовать прием «чтение с остановками», где дети читают первый абзац текста, сверяют со своим прогнозом, возникают новые вопросы, связанные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читают следующий абзац с предварительным прогнозом сюжета и т.д.

На этапе осмысления изучаемого произведения можно использовать так называемый приём «Кубик Блума». На сторонах кубика представляет собой должны быть написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови…» «Почему…» «Объясни…» «Предложи…» «Придумай…» «Поделись…»

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Бросает кубик, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Например, предложи (свой вариант названия); назови (основных героев); придумай (другой ход событий); почему (основной герой поступил так); объясни (почему такой конец); поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанного). Этот приём можно использовать в групповой работе.

В групповой работе также можно использовать методику «Ковёр идей». «Ковёр идей» – один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа.

Первый этап – понимание проблемы. Ученикам предлагается ответить на проблемный вопрос. Группы получают цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы. Ответы группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить в данной ситуации? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Рассмотрим на примере рассказа Л.Толстого «Прыжок».

На первом этапе ставится проблемный вопрос «Из-за чего мальчик совершил прыжок?».

На втором этапе дети в группах отвечают на вопрос «Что побудило мальчика броситься отбирать у обезьяны шляпу и в погоне взбираться все выше и выше?». Дети должны осознать мотивы поступка капитанского сына.

На третьем этапе отвечая на вопросы «Можно ли было избежать этой ситуации?», «Что бы вы лично сделали, вместо сына капитана?», дети оценивают поступки всех героев рассказа, предлагают свои суждения по решению проблемы.

На четвертом этапе дается возможность детям доказывать свою точку зрения.

В последнее время на уроках учителя широко используют приём «РАФТ»

Р – роль (любой человек)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф – форма (рассказ, сказка)

Учитель предлагает ученикам написать небольшой рассказ о том, что узнали на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени от имени героя произведения.

Например, на уроке в 4 классе по произведению К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» дается домашнее задание написать письмо Э.Григу от Дафни или написать письмо-совет (письмо-поддержку) Дениске Кораблеву из произведения В.Драгунского «Главные реки».

Игровой прием, который детям очень нравится – это «Суд над героями» , где они выступают в роли «адвоката», «судьи», «потерпевшего», «свидетелей» и «прокурора».

Например, на уроке по работе над сказкой «По щучьему велению» можно организовать суд над Емелей. Предварительно чтение сказки и «подготовка к суду» дается на дом. Но «суд» идет в форме дебатов, т.е. никаких готовых текстов для выступлений нет. На уроке обобщения «Поэтическая тетрадь» по теме «Зима», можно провести «Суд над зимой», где «прокурор» выступает в роли обвинителя Зимы. В своей «обвинительной речи» пытается доказать, что зима – плохое время года: холодно, ветры, короткие дни, что невозможно находиться долго на улице, гулять, играть и т.д. «Свидетелями» выступают те, кто любят зиму и те, кому не нравится это время года. Они приводят примеры из изученных стихотворений поэтов-классиков этого раздела. Например, «Божьи дни коротки, солнце светит мало» («Зима» И.Суриков), «Уж теперь не будет спору: за салазки, да и в гору весело бежать!» (А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»), «Весь ты перезябнешь, руки не согнешь», «Вот качусь я в по горе крутой.. » («Детство» И.Суриков», «На дворах и домах снег лежит полотном. И от солнца блестит разноцветным огнём» («Встреча зимы» И.Никитин). и т.д.

Следующий прием, который очень нравится детям – конкурс ораторов. Дети выступают в роли героев произведений. Например, в 4 классе при изучении сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» детям на дом задается подготовить выступление в роли «зверя лесного, чуда морского», купца и его дочерей, рассказать о себе. После выступлений «героев», слушателям предлагается задать вопросы. Здесь можно использовать игру «тонкие» и «толстые» вопросы. На «тонкие» вопросы можно дать однословные ответы, а чтобы ответить на «толстые» вопросы, нужно поразмышлять, обосновать свой ответ.

Кроме перечисленных, существует множество приемов и методик для развития познавательной активности и интереса к чтению. Это и составление кластеров, синквейнов, кроссвордов, и инсценирование, и др. Использование нетрадиционных приемов позволяет обеспечить эффективную организацию урока для достижения заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность, развивает читательский интерес, коммуникативные умения детей.

Источник

Читайте также:  Булочки простой способ лепки
Оцените статью
Разные способы