- Способы создания благоприятного психологического климата в коллективе.
- Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
- Особенности социально-психологического климата
- Основа и признаки благоприятного социально-психологического климата
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
- Нелояльные сотрудники. Принципы выстраивания коллектива
- Психологический климат в организации
- Признаки здоровой и угнетающей атмосферы в коллективе
- Структура коллективного психологического климата
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе
- Методы создания коллектива
- Оценка эффективности деятельности руководителя
- Творческие организации
- Заключение
Способы создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива;
на выработку, принятие и осуществление совместных решений;
на достижение эффективности совместной деятельности.
Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоянии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, положительное коллективное действие улучшает морально-психологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную заинтересованность к данной конкретной работе, непосредственный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результатов трудового процесса.
Верный признак благоприятного морально-психологического климата — активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.
Другим признаком положительного морально-психологического климата является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак — развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации.
Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
— доверие и высокая требовательность друг к другу;
— доброжелательная и деловая критика;
— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
— удовлетворенность принадлежностью к фирме:
— терпимость к чужому мнению;
— высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
— принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:
1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.
Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.
Психофизиологическая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ.
Психологическая предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.
Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов — к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.
2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия.
3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.
4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.
5. Условия труда.
6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.
Меры формирования благоприятного социально-психологического климата:
— комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа поведения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить инициативу или только любители командовать
— необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
— отсутствие лишних работников и вакансий. Как недостаток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц:
— служебный этикет, который начинается с внешнего вида.
На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза, так называемая остро модная одежда, яркая косметика, обилие украшений. Но точно также неуважением к коллегам, к посетителям учреждения была бы небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.
Не рекомендуется говорить за спиной человека ничего такого, что вы не могли бы сказать ему прямо.
Приветствие. Первым здоровается входящий. Кстати, если накануне создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое, обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для самолюбия. Здороваться за руку не обязательно, а если в комнате работает несколько человек, то и не нужно.
На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих переживаний и тем более не пытаться на ком-то «сорвать зло»;
— применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.).
Источник
Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социально–психологический климат — это специфическое явление, сформированное из особенностей восприятия человека человеком. Он включает оценки, мнения и чувства, которые люди взаимно испытывают друг у другу, находясь в группе.
Особенности социально-психологического климата
Оптимальный социально-психологический климат характеризуется готовностью реагировать определенным образом на слова и поступки окружающих. Для него присущи следующие особенности:
- Воздействие на самочувствие участников коллектива;
- Влияние на процесс выработки, принятия и осуществления совместных решений;
- Достижение эффективности совместной деятельности в группах (коллективах).
Социально-психологический климат представляет собой психологический настрой относительно устойчивого характера, который преобладает в группе или коллективе. Он проявляется через многообразные формы деятельности ее членов.
С помощью климата можно определить систему отношений его участников друг к другу, к трудовой деятельности, к окружающим событиям и к организации в целом. Это происходит на основе индивидуальных, личностных и ценностных ориентаций.
Любые действия руководителя или участника группы, особенно негативного характера, способны отразиться на состоянии морально-психологического климата (например, могут деформировать его). Напротив, любое положительное управленческое решение или групповое действие ведут к улучшению морально-психологического климата.
Основа и признаки благоприятного социально-психологического климата
Основа положительного социально-психологического климата представлена общественно значимыми мотивами отношения к труду у участников трудового коллектива. Оптимальным можно считать сочетание таких мотивов в том случае, когда задействованы 3 элемента:
- материальная заинтересованность к данной конкретной работе;
- проявление непосредственной заинтересованности к процессу труда;
- гласное обсуждение результатов трудового процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Верным признаком благоприятного климата также считается активное участие всех членов в управлении, которое часто даже принимает форму самоуправления. Из этого вытекает другой признак, состоящий в высокой продуктивности коллективной работы.
Следующий признак — развитые межличностные отношения (контакты) в трудовом коллективе компании. Он способствует положительной установке коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения являются неизбежными в любых коллективах.
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой преобладающий в группе (коллективе) относительно устойчивый психологический настрой его участников, который проявляется через отношение друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к компании в целом. В его основе лежат ценности и ориентации индивидуального (личностного) характера.
Психология рассматривает социально-психологический климат с точки зрения того, что он может быть благоприятным или неблагоприятным. В качестве признаков благоприятного социально-психологического климата выступают:
- высокая требовательность друг к другу, предусматривающая доверие;
- деловая критика в доброжелательном ключе;
- достаточная информированность участников в отношении задач и состояния дел компании при их выполнении;
- свобода в выражении собственного мнения в процессе обсуждения проблем, имеющих отношение ко всему коллективу;
- удовлетворенность принадлежностью к делам компании;
- терпимость к мнению коллег и руководства;
- высокая эмоциональная включенность и взаимопомощь;
- ответственность за состояние дел в группе каждым участником.
Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
В первую очередь, для формирования благоприятного социально-психологического климата важно комплектовать его, учитывая психологическую совместимость сотрудников. В соответствии с целями работы в коллективе необходимо сочетание разных типов человеческого поведения. В большинстве ситуаций группа, включающая представителей одного типа поведения, оказывается низко работоспособной (например, когда собираются только люди, которые ждут указания и не умеют проявить инициативу, или только любители командовать).
В ходе формирования коллектива важно соблюдать принцип подчиненности. Оптимальным считается ограничение количества лиц, подчиненных одному человеку в количестве от 5 до 7 человек. В коллективе также должны отсутствовать лишние сотрудники и вакансии, поскольку недостаток или избыток членов способен привести к неустойчивости группы. По этой причине появляется почва для напряженности и конфликтов, так как несколько лиц желают занять вакантное место и получить продвижение по работе. Если коллектив сформирован не правильно, то возникает неравномерность трудовой загрузки отдельных людей при наличии лишних лиц.
В оптимально сформированном социально-психологическом климате для сотрудников принят определенный служебный этикет, начинающийся с внешнего вида. На рабочем месте неуместной является одежда и косметика, которая слишком бросается в глаза (например, остро модные наряды, яркая косметика, обилие украшений). Определенным жестом неуважения к коллегам (клиентам) и причиной нарушения баланса социально-психологического климата является небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.
В рамках хороших отношений в коллективе психологи не рекомендуют говорить за спиной коллег ничего такого, что человек не мог бы сказать напрямую. В ходе работы важно соблюдать основные правила этикета. Так, первым должен здороваться входящий. Если же накануне создалось между ним и кем-то определенное напряжение, то именно такое короткое и обязательное приветствие часто поможет снять его безболезненно для самолюбия. На работе здороваться за руку не обязательно, а если в кабинете трудится несколько человек, то и не нужно.
При осуществлении профессиональной деятельности человек должен проявлять корректность, не навязывая никому своих переживаний и не пытаясь на ком-то «сорвать зло». Использование социально-психологических методов, которые способствуют выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, поможет руководителю в формировании лояльного и эффективного коллектива. Это может быть увлечение персонала личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения.
Источник
Нелояльные сотрудники. Принципы выстраивания коллектива
Создание благоприятного психологического климата в коллективе — это каждодневная работа, которую руководитель не должен выпускать из поля своего зрения. Роль руководителя многогранна: она включает в себя не только организационно-административный, но и воспитательный аспект. От усилий по созданию атмосферы в коллективе во многом зависят показатели финансового успеха предприятия. Почему формируется эта взаимосвязь?
Не секрет, что большинство линейных работников мотивированы в основном деньгами. Пока вы им платите — они работают на вас, однако уйдут, если где-то предложат больше. То есть вы не можете полагаться на такого работника. Говоря простым языком, у него не болит душа за вашу компанию. Он выполняет навязанные, как он ощущает, правила (дресс-код, стандарты общения с клиентами, внутренний распорядок), однако не будет стремиться к тому, чтобы предотвращать нарушения этих правил коллегами, даже если понимает, что эти нарушения наносят вред компании. Это нелояльный сотрудник, которого бесполезно критиковать, а наказывать формально не за что.
Однако существуют и другие, нематериальные способы мотивации, и один из них — создание коллектива, в котором сотрудники чувствуют себя комфортно, защищённо, имеют возможности для самореализации. Практика показывает, что зачастую для работников это оказывается ценнее даже более высокой зарплаты, которую может предложить, например, конкурирующая с вами компания.
Психологический климат в организации
По каким критериям можно определить, благоприятный ли климат складывается в вашей компании?
Специалисты выделяют несколько факторов, формирующих социально-психологический климат:
- удовлетворённость работой, которая складывается из уровня оплаты труда, режима работы, социальной поддержки, возможных перспектив, уровня профессионализма коллег, характера вертикальных и горизонтальных отношений;
- совместимость участников группы: похожим людям проще взаимодействовать, подстраиваться друг под друга, координировать свои действия; люди, находящиеся среди «своих», получают немаловажное для формирования лояльности чувство защищённости;
- сплочённость коллектива — несколько иной аспект, нежели совместимость: здесь играют роль отношение к лидеру группы, внутрикорпоративная культура, степень эмоциональной близости между членами группы, признание заслуг каждого участника, создание условий для развития коллектива, уровень коммуникабельности;
- стиль управления: демократичный (наиболее предпочтительный), авторитарный, попустительский; конечно, каждый менеджер обладает своим характером, для кого-то демократическое общение может оказаться непосильной задачей; однако и при авторитарных методах можно оставаться позитивным лидером: не критиковать публично, охотнее поощрять за успехи, чем наказывать за промахи, а промахи анализировать, обучать «проштрафившегося» сотрудника не повторять ошибок.
Ещё один важный, но мало поддающийся корректировке фактор создания атмосферы — это характер выполняемой работы. Монотонная или, напротив, напряжённая деятельность негативно сказывается на психологическом состоянии работника. Однако если характер деятельности изменить нельзя, то можно улучшить условия труда: пересмотреть график работы, создать условия для смены деятельности (заодно повысив взаимозаменяемость сотрудников) и т. п.
Признаки здоровой и угнетающей атмосферы в коллективе
- Бодрый, оптимистичный, доброжелательный и отзывчивый тон взаимоотношений. Сотрудники строят общение на принципах взаимовыручки, поддержки, конструктивной критики.
- В группе высоко ценятся такие качества, как трудолюбие, честность, уважение к заслуженным членам группы и поддержка наиболее «слабых» коллег или новичков.
- Успехи или промахи одного сотрудника вызывают участие всего коллектива.
- Высокие показатели труда в результате энергичности, сознательности и инициативности сотрудников.
- Гордость принадлежностью к компании.
Неблагоприятная психологическая обстановка порождает подозрительность, неуверенность в своих качествах, страх перед ошибкой и наказанием, что в конечном счёте формирует у сотрудников отсутствие инициативы и желание проводить на рабочем месте как можно меньше времени.
Диагностируя состояние настроений сотрудников, следует обратить внимание на аспект, который традиционно относят к недисциплинированности — частые перерывы в работе под любыми благовидными предлогами. На самом деле это явление может быть вызвано плохой организацией труда со стороны линейного руководителя. Для большинства профессий ТК РФ предусматривает короткие технологические перерывы в конце каждого часа, двух или трёх. Если обеспечить сотруднику неукоснительное соблюдение его права на отдых, у него не будет возникать нервозности, усталости, стремления «сбегать по своим делам сейчас, а то потом не отпустят», а кроме того, у него пропадут основания возражать против требований непрерывного эффективного труда в отведённое время.
Структура коллективного психологического климата
Приступая к созданию коллектива организации как единой группы, а не просто скопления функционирующих штатных единиц, следует изучить составляющие, которые входят в широкое понятие «психологический климат».
Моральная атмосфера определяет систему взаимоотношений между членами группы, отражает принятые в коллективе ценности, отношение к труду, к компании, к внешним событиям.
Социальный же климат, хоть и формируется в той или иной степени каждым из сотрудников, включает в себя осознание и эмоциональное принятие общих корпоративных целей, задач, прав, обязанностей.
Вместе с тем психологи различают два уровня общественного климата.
- Динамический уровень отражает быстротечные ежедневные смены настроений в коллективе, вызванные временными факторами. Динамический уровень имеет не очень большую степень влияния на общие показатели, однако по мере накопления мелких негативных изменений может ухудшить отношения между коллегами.
- Статический уровень характеризует постоянные взаимоотношения, имеет высокую устойчивость к внешним факторам.
Процесс создания коллектива со здоровыми статичными взаимосвязями — трудоёмкий процесс, однако однажды достигнутый уровень легко поддерживать в дальнейшем.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Процесс взаимодействия между организацией и сотрудником имеет двусторонний характер взаимодействия, и в первую очередь это относится к руководителям высшего звена: их влияние на коллектив огромно. Менеджер, поставивший перед собой цель создания эффективного коллектива, должен обладать определёнными качествами, которые будут служить примером для подчинённых и помогать процессу сохранения организованности:
- доброжелательность и уважение независимо от ценности сотрудника (уважение к личности);
- принципиальность — способность придерживаться собственных правил;
- умение замечать и публично поощрять даже небольшие успехи;
- высказывать критику, напротив, наедине и в нейтральных выражениях, затрагивающих исключительно профессиональные качества;
- умение мотивировать сотрудников на саморазвитие;
- быть примером в сфере наставничества.
Эгоизм, нетерпимость, нелогичность реакций руководителя на производственные ситуации разобщают и сбивают с толку сотрудников. Как ни печально, человек приходит работать в компанию, а уходит зачастую от руководителя.
Методы создания коллектива
Эффективный, сплочённый коллектив не возникает на пустом месте, это длительный или стихийный, или контролируемый процесс. Одним из условий создания коллектива является сильный руководитель, однако, помимо этого, необходимо учитывать и другие факторы: наличие пусть даже небольших совместных достижений, возможность для каждого работника найти «своё место», наиболее полно отвечающее его способностям и потребностям.
Принципы создания коллектива:
- чёткое разделение полномочий;
- единство требований;
- справедливость наказаний и поощрений;
- приоритет общих интересов над частными;
- поддержание порядка, дисциплины;
- поощрение инициативности;
- установление иерархии;
- установление чётких норм и стандартов поведения.
Для создания и развития коллектива очень важно следовать принципу разделения труда, поскольку сложно ожидать лояльности от сотрудника, которому приходится выполнять работу, не соответствующую его навыкам, способностям, обязанностям.
Система мотивации и вознаграждений помогает работникам проникнуться целями компании, подчинить собственные желания общим задачам. Принцип дисциплинированности обеспечивает усердие, ответственность, способность соглашаться с распоряжениями; дисциплина приносит пользу только в том случае, если она обязательна для всех, начиная с самых «низов» и заканчивая высшим руководством.
Для выравнивания климата в штате психологи и кадровые службы нередко применяют методы, позаимствованные из педагогики.
- На первом этапе требования исходят от лидера, который принципиален, последователен, твёрд, но отзывчив к возникающим индивидуальным трудностям участников группы. Он выстраивает систему текущих и отдалённых целей, которые транслирует штату.
- На втором этапе формируется формальное или неформальное ядро, актив коллектива, которая следит за организованностью членов группы.
- Благодаря системе целенаправленных действий со временем повышается активность и вовлечённость в процесс управления всех членов коллектива.
Отдельно стоит упомянуть о другом методе оздоровления атмосферы в коллективе — работе с нелояльными сотрудниками. Как ни странно, часто такими сотрудниками становятся работники с большим стажем и приличным уровнем профессионализма. Это опасное явление, поскольку «старожил», имея вес в коллективе, скорее «заразит» своим настроением коллег.
Существуют объективные и субъективные причины нелояльности работников. К первой группе относятся: плохое оснащение рабочего места, отсутствие соцпакета, ненормированный рабочий день. Сюда же можно отнести отсутствие взаимопонимания или психологическую несовместимость с руководителем, которые могут быть преодолены при наличии желания с обеих сторон. Субъективные причины, когда сотрудник является упрямым «пассивным оппозиционером», преодолеть трудно. С таким работником лучше расстаться, невзирая на его потенциальную профессиональную полезность: вред его влияния на коллектив в итоге перевесит пользу его труда.
Оценка эффективности деятельности руководителя
О роли руководства в формировании благоприятного психологического климата мы говорили выше. Однако любая деятельность нуждается в контроле, иначе оценить её эффективность и при необходимости скорректировать план действий будет невозможно. Одним из самых информативных методов контроля за социально-психологическим климатом является анкетирование.
Для достижения объективности опроса необходимо донести до сотрудников цели анкетирования, сделать акцент на том, что мнение опрошенных будет учитываться при разработке мер по улучшению условий работы, а также гарантировать анонимность опроса. При этом мало разрешить сотруднику не подписывать свой опросник, нужно организовать такой способ сбора анкет, который исключит передачу заполненных листов из рук в руки.
Приводим примеры вопросов для анкет.
- Как бы вы оценили свою принадлежность к компании: чувствую себя членом коллектива; участвую в деятельности коллектива, потому что так принято; не чувствую себя частью коллектива.
- Кого (многих ли) из коллег вы можете в случае необходимости попросить о помощи?
- Таблица с диаметральными значениями, вроде «дружелюбие — враждебность» или «сотрудничество — разобщённость», где каждому из крайних значений присваивается определённое количество баллов, на основе которых подсчитывается показатель отрицательной или положительной психологической атмосферы.
Творческие организации
К творческим профессиям относятся не только музыкальные группы, но и рекламные агентства, книжные издательства и т. д. Несмотря на специфическую деятельность, эти организации точно также обладают определённой структурой, иерархией и имеют производственные цели.
Создание творческого коллектива и последующее управление им имеет свои особенности:
- креативные работники плохо переносят тотальный контроль, им нужна определённая свобода действий;
- руководитель должен развиваться вместе с коллективом, предлагать новые инициативы и направления: творческий человек работает в группе ровно до тех пор, пока ему это интересно;
- необходимо проявлять терпимость к склонности сотрудников поспорить: не обязательно переспорить начальника, но непременно высказать свою точку зрения о ситуации и путях её разрешения.
Управлять коллективом индивидуалистов непросто, однако знание нюансов взаимодействия творческих сотрудников облегчает деятельность руководителя и повышает эффективность команды.
Заключение
Достижение благоприятной атмосферы возможно только при наличии целенаправленных, увязанных друг с другом мероприятий. В этом процессе должны принимать участие как руководитель, так и отдельные службы и каждый работник. Характер психологического климата в коллективе влияет на каждого сотрудника и показатели эффективности его труда, поскольку от рабочей обстановки во многом зависят мотивация, вера в собственные силы и желание приносить пользу компании.
Источник