- ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
- Читайте также
- 5. Стратегии формирования новых знаний
- 87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
- Вопросы для проверки знаний
- 5. Наличие базовых знаний.
- Недостаток знаний и практики
- ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
- Хранение знаний
- Обработка знаний
- Повышение ценности знаний
- Применение знаний
- Природа неявных знаний
- Пирамида знаний
- Устаревание знаний
- Получение новых знаний
- Одних знаний недостаточно
- 7.3. О пользе новых знаний
- Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
- Разработка мотивационной технологии для темы «……………»
- Анализ межтемных связей, определение базовых знаний учащихся, методов и средств их контроля по теме «…………….»
- Способы актуализации (формирования) базовых знаний по теме «……………………………………………………………….»
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
Правильный и успешный перенос действий на новые объекты, условия и задачи во многом зависит от знаний, которые отражают свойства окружающего мира, существенные для практической и познавательной деятельности человечества. Формирование и усвоение соответствующих знаний составляют предпосылку целесообразной и эффективной деятельности человека при встрече с новыми объектами, ситуациями, задачами.
Обучение знаниям включает в себя несколько элементов.
1. Демонстрация ученикам (или обнаружение ими самими) различных предметов или явлений определенного класса. При этом объекты подбираются так, чтобы они различались всеми признаками, кроме существенных (расчленяющая методика), или, наоборот, были сходны по всем признакам, кроме существенных (противопоставляющая методика). Например, при расчленяющей методике понятие «млекопитающие» можно вводить на таких внешне различных объектах, как собака, кит и летучая мышь, при противопоставляющей – на таких внешне сходных объектах, как киты и рыбы.
2. Наблюдения учащихся над этими предметами или явлениями и выделение их различных сторон и свойств, связей, действий. Например, для приведенных выше объектов – их строение, образ жизни, размножение и т. д.
3. Сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств. Выявление и объединение (синтез) таких свойств, которые общи для всех рассмотренных объектов или, наоборот, отличают все объекты одной группы от всех объектов другой группы. В приведенном примере при расчленяющей методике это будут следующие признаки: все млекопитающие – живородящие, теплокровные, дышат легкими, у них есть молочные железы, костный скелет, головной мозг. При противопоставляющей методике – живородящие сравниваются с икро-мечущими, теплокровные – с холоднокровными.
4. Абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в термине («млекопитающие»).
5. Обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки (например, путем упражнений на распознавание и выделение млекопитающих среди различных видов наблюдаемых или изучаемых животных).
Изложенный путь формирования знаний не обязательно должен быть пассивным. В одних случаях объекты наблюдения может демонстрировать учитель. В других их могут отыскивать, обнаруживать или создавать сами учащиеся при изучении литературы, в ходе собственного экспериментирования, экскурсий, экспедиций, исследований. Точно так же наблюдение, анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и обобщение могут осуществляться самим учителем или могут проводиться учащимися под руководством учителя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Стратегии формирования новых знаний
5. Стратегии формирования новых знаний В педагогической психологии существует несколько стратегий формирования новых знаний и умений, развития способностей, применяемых в учебном процессе. Это стратегии проблематизации и рефлексии, интериоризации и
87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Формирование знаний, навыков и умений протекает оптимально, когда строится на общих дидактических принципах с учетом особенностей содержания учебных дисциплин, групп обучаемых, индивидуальности отдельных из них и при
Вопросы для проверки знаний
Вопросы для проверки знаний 1. Дайте характеристику внимания как психического явления.2. Расскажите о физиологических механизмах ощущения.3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.4. Дайте характеристику основным видам памяти.5. Дайте характеристику формам
5. Наличие базовых знаний.
5. Наличие базовых знаний. С кем не бывало такого, что, несмотря на все усилия, внимание все время ускользает от текста, чтение идет очень медленно. Приходится много раз (до 10!) возвращаться к тексту и его перечитывать снова и снова. Причин подобной рассеянности может быть
Недостаток знаний и практики
Недостаток знаний и практики Бывают в жизни ситуации, когда мы вынуждены сказать близкому другу или родственнику нечто такое, что расстроит их: кто-то разводится, уезжает или продает свой дом, кто-то умер или тяжело заболел.Существует множество способов сделать это,
ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Психологические исследования вскрыли многие важные черты и механизмы процесса формирования знаний. Обнаружилось, что переработка сведений начинается не после восприятия (наблюдения) предметов или явлений, а уже в ходе
Хранение знаний
Хранение знаний Как же правильно хранить знания? Самое важное: знания нельзя хранить в голове. Часто люди задаются вопросом: «Как улучшить память?» Это неправильный вопрос. Память у вас идеальна. Она запоминает все, чем вы постоянно пользуетесь. И делает это
Обработка знаний
Обработка знаний Если просто собирать обрывки информации, очень скоро все это превратится в информационную свалку, в которой ничего не найдешь. Мне встречались люди, которые вырезали интересные статьи из газет и журналов. Делали это годами. Все полки у них были
Повышение ценности знаний
Повышение ценности знаний Как же происходит процесс повышения ценности знаний? Когда вы слышите какую-то новость, сразу определить ее ценность невозможно. Поэтому достаточно ее скопировать, чтобы она сохранилась.Когда вы приступаете к обработке накопленных заметок,
Применение знаний
Применение знаний Теперь переходим к главной теме работы со знаниями – применению знаний. Как мы уже говорили раньше: знать что-то – значит уметь управлять этим.Как же переводить знания в работающий алгоритм? Для этого нам опять потребуется концептуальное мышление.
Природа неявных знаний
Природа неявных знаний Различие теоретического и практического аспектов интеллекта отражает в определенной степени аналогичное различие двух типов знаний[139]. Обладателем теоретического интеллекта называют того, кто без проблем впитывает и использует формальные
Пирамида знаний
Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания
Устаревание знаний
Устаревание знаний В 1898 году в Нью-Йорке открылась первая Международная конференция по вопросам городского планирования.Тема конференции: «Лошадиный
Получение новых знаний
Получение новых знаний Стратегия обучения новому свойственна всем формам терапии и даже самому социальному ритуалу терапии. Так как терапия представляет собой уникальное межличностное общение, участвуя в этом процессе, все мы обучаемся новым способам жизни. Даже
Одних знаний недостаточно
Одних знаний недостаточно К сожалению, многие из нас знают на своем опыте, как мало толку в реальной жизни от школьных и даже университетских знаний. Система образования, возможно, дает неплохие знания, но она не учит главному – действовать. А если не умеешь действовать,
7.3. О пользе новых знаний
7.3. О пользе новых знаний Расскажу тебе еще одну историю.Когда ко мне в фермерское хозяйство (Вологодская область, где я лично содержал более 300 кроликов, коз, овец, коров и лошадей) в 2010-м году приезжал настоящий американец, изъяснялись мы с ним на ломанном английском.
Источник
Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
В учебной практике существует несколько традиционных методов формирования знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе:
Для анализа базовых знаний учащихся я применил такой метод контроля знаний, как устный опрос, так как это один из основных форм контроля в старшем звене.
Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Устная беседа с преподавателем, позволяющая проконтролировать сформированность данного предметного мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает устный контроль от других форм.
Это наиболее индивидуализированная форма. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого учащегося: всем даются индивидуальные задания.
Я считаю, что устный контроль ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся преподавателем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.
Перечень базового материала
Тип связи
Средства и методы контроля
Методы формирования базового материала
Трудовое обучение
Сопутствующий
Средства: контрольные вопросы
Метод: устный опрос
Дополнение учащимися ответов друг друга, краткое напоминание преподавателя.
Анализ технических и дидактических средств обучения
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля.
Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые — это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В своем курсовом проекте я представила такие дидактические средства обучения, как:
обучение студент мотивационный бинарный
Материалы по педагогике:
Планирование учебного процесса по физической культуре
Успех учебного процесса по физической культуре во многом зависит от того, насколько продуманно составлено и как выполняется перспективное планирование учебной работы в целом и на конкретных уроках в частности. В основе перспективного планирования лежат документы, которые должны быть у каждого учите .
Подвижные игры и физические упражнения на удлинённых переменах
Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности в течение учебного дня, а переключение с учебной деятельности на двигательную, ещё и способствует повышению продуктивности работы на послед .
Контрольное исследование качества умений и навыков учащихся в решении составных задач
Задачи контрольного эксперимента: — Выяснить с помощью срезовой контрольной работы уровень умения решать составные задачи каждого ученика; — Выяснить с помощью контрольной работы умение детей преобразовывать задачи; По окончании формирующего эксперимента нами были проведены ещё 3 контрольных работы .
Источник
Разработка мотивационной технологии для темы «……………»
2.4.Анализ базовых условий обучения. Выбор способов актуализации базовых знаний
2.4.1.Анализ базовых знаний учащихся
Целью анализа базовых знаний учащихся является получение способов коррекции начальных требований к учебной группе и способов совершенствования средств обучения.
Базовый материал – это все те сведения, которые по смыслу связаны с данной темой и знание которых обучаемым делает для него новый материал доступным.
Базовый материал с новым образует ту или иную связь. Установление вида МТ-связи позволяет определиться со способом ее реализации в обучении и, тем самым, подойти к выбору способов контроля и формирования базовых знаний у обучаемых.
Исходя из вида МТ-связи и особенностей ее реализации, выбираются способы контроля базовых знаний с учетом характеристик учебной группы, сложности и важности нового материала, резерва времени.
Оговоренный контроль по типу является вводным, по виду – предварительным и может быть осуществлен посредством таких методов, как контрольная работа, опрос, тестирование и т.д. По форме вводный контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым или комбинированным. К средствам реализации контроля относятся задачи, вопросы, карточки заданий, тесты и т.д.
В зависимости от результатов вводного контроля выбираются способы формирования базовых знаний учащихся, среди которых:
• быстрое и четкое воспроизведение необходимой информации;
• включение базового материала в ориентировочную основу деятельности при изложении нового материала;
• решение задач с межпредметным содержанием.
Методами формирования базовых знаний могут быть выбраны рассказ, объяснение и т.д., а средствами, соответственно, – план изложения материала, план решения задачи и т.д.
Анализ межтемных связей, определение базовых знаний учащихся, методов и средств их контроля по теме «…………….»
Перечень базового материала
Тип межтемных связей
Способы контроля базовых знаний
Средства контроля базовых знаний
Способы актуализации (формирования) базовых знаний по теме «……………………………………………………………….»
Способы формирования базовых знаний
Средства формирования базовых знаний
2.4.2.Анализ технических и дидактических средств обучения
Наглядность в обучении способствует более быстрому восприятию новой информации, её пониманию и запоминанию, обеспечивает целостность представления об окружающей действительности. Поэтому важно, с одной стороны, точно определить средства наглядности, а с другой, — подчинить их использование необходимым условиям (постепенный показ деталей, хорошая видимость, чёткое выделение главного, соответствие наглядности содержанию материала, привлечение учащихся к нахождению информации, детальное обдумывание объяснений, соответствие наглядности возрасту).
Изучая тему «…………………………………………………..» необходимо использовать следующие дидактико-технические средства обучения:
2.5.Проектирование технологий формирования новых знаний (ООД)
В соответствие с основной целью разработки технологий формирования новых знаний является проектирование и реализация оптимальной ориентировочной основы деятельности, которая позволит сформировать необходимые качества профессиональных действий.
ООД может включать различный состав перечисленных элементов и в соответствие с этим быть полной или неполной. Состав ООД и качественная характеристика входящих в нее компонентов определяет тип учебной деятельности или так называемый «тип учения». На сегодняшний день психологами охарактеризовано три типа учения.
Неполная ориентировочная основа характеризуется тем, что преподаватель, представляя учебный материал, показывает исходные данные, исполнительную часть действия и образ конечного продукта. Обучение осуществляется методом «проб и ошибок», процесс его формирования происходит медленно, с большим количеством ошибок.
Полная ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для осуществления деятельности, которые подаются в виде готового алгоритма деятельности в частной форме, применительно к конкретной ситуации. Преподаватель, представляя учебный материал, показывает каждый шаг деятельности, применительно к конкретной задаче. При этом формирование деятельности происходит безошибочно и быстро, но степень его обобщения и переноса на нестандартные ситуации ограничено составом конкретных условий его использования. В данном случае обучаемые правильно решают определенный круг стандартных задач, но при переходе к иным творческим задачам, где следует выбирать рациональные способы решения, альтернативные. В отдельных случаях преподаватель может сам на основе уже имеющихся логико-содержательных материалов раскрыть содержание деятельности. В этом случае обучаемые получают информацию в готовом виде. Но процесс усвоения нового материала может превратиться в «самостоятельное открытие», что чрезвычайно важно для оптимизации обучения. Преподавателю следует владеть информацией о возможных способах построения ориентировочной основы деятельности и порядке взаимодействия ее компонентов.
Источник