Способы формирований умений учителя

Умения и методика их формирования

Классификация умений и навыков в психолого-педагогичес­кой литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Некоторые считают, что умение — это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения – умение – это владение знанием о способе деятель­ности, начальная ступень формирования навыка. Таким образом, различие в этих определениях будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Еще одно мнение, третье, умение — это подготовленность к сознательным, точ­ным действиям или способность сознательно достигать постав­ленной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы.

1. учебно-организационные (планирование деятельности, рацио­нальное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

2. речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

3. учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хресто­матией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

4. учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприя­тие и воспроизведение, самоконтроль). (Все умения этой последней группы связаны с развитием мышле­ния учащихся).

Приемы учебной работы, это те спосо­бы, которыми она может быть выполнена и которые можно выра­зить в виде перечня действий с различным по характеру истори­ческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графи­ческих действиях. Использование приемов можно видеть и слы­шать. Допускаемые учащимися ошибки в использовании прие­мов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвое­ния и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебно­го материала.

Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстраги­рование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исто­рического воображения, запоминания.

Методика формирования умений при обучении истории вклю­чает в себя четыре этапа:

1. Формирование ориентировочной основы умения, предпола­гающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.

2. Первичное применение учащимися операции при самостоя­тельном выполнении заданий.

3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.

Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательнос­ти действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогич­ных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В ре­зультате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно пере­носить усвоенные действия на новый материал и в иные усло­вия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.

Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен прояв­лять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это озна­чает способность самостоятельно выполнять известный тип зада­ния в новых условиях, на новом учебном материале. Ну и в последующих темах мы с вами будем изучать конкретные рекомендации по выработке специальных умений, связанных с обучением истории.

Источник

Основные умения учителя (часть 1)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Читайте также:  Способы использования qr кодов

Основные умения педагогической деятельности Типичные ошибки молодого учителя * к.п.н., профессор Смолькина Т.П.

это совокупность инди­видуальных свойств личности, состоящих в специфической чув­ствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося * Профессиональная компетентность

Педагогическая компетентность — единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности Педагогические умения — совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляющие индивидуально-психологические особенности учителя * Основные определения

Уметь осуществлять работу: по формированию научного мировоззрения, политической, общей и экологиче­ской культуры, воспитанию любви к Родине, активной жизненной позиции, осознания общественного долга, чувства дружбы всех нацио­нальностей, сознательной дисциплины и исполнительности, по воспита­нию гражданской нравственности, гуманности, доброты и щедрости, отзывчивости и справедливости, самокритичности, скромности и ис­кренности, трудовой и умственной активности, осуществлять ориента­цию на профессии, воспитывать уважение к людям труда. * Ориентационные умения

Уметь внимательно слушать и слышать, адекватно воспринимать информацию; владеть всеми видами внимания и памяти; работать с ис­точниками знаний; уметь составлять план, кон­спектировать, тезировать, аннотировать, реферировать, делать сокращен­ные записи и обозначения; умение изучать и применять рекомендации психолого-педагогической науки, а также передовой педагогический опыт, уметь составлять библиографию, пользоваться каталогами. * Академические умения

видеть весь группу одновременно и каждого ученика в отдельности; по внешним признакам и поведению распознавать их состояние, уровень понимания учебного материала, процесс формиро­вания знаний и умений учащихся; понимать состояние ученика (физи­ческое психическое, физиологическое); проявлять чувство эмпатии по отношению к учащимся; уметь вовремя распознать появление мотивационного вакуума и снижение познавательного интереса (чтобы оп­ределить и ликвидировать причины этого явления); уметь учитывать накопленную перспективную информацию в совершенствовании педа­гогической деятельности. * Перцептивные умения

мобилизовать учащихся на познавательную деятельность своевременно, готовить их к восприятию нового материала на основе изученного, возбуждать положительные мотивы учения и познавательный интерес, включать в учебную деятельность всех учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями, особенностями и подготовленностью, вырабатывать у них волю, настойчивость, оперативность, уметь переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, по­могать учащимся преодолевать затруднения. * Мобилизационные умения

определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми перспективами и общественно полезными делами; распределять поручения с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся; учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группи­ровке для выполнения общей задачи; принимать ре­шения и находить наиболее сильные средства педагогического воздейст­вия; искать наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки и, наконец, способность ориентироваться в изменяющихся условиях, пере­страивать свое поведение, если в этом есть необходимость. * Организаторские умения

устанавливать педагогически целесообразные взаимоот­ношения с отдельными учащимися, малыми группами и коллективами, а также с родителями и коллегами; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоя­тельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости пере­страивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним; регулировать внуриколлективные отношения. * Коммуникативные умения

Гностические умения преподавателя, составляют основу его профессиональной деятельности. Умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система гностических знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний. Мировоззренческие знания и умения связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям, самому себе, а также в активности его жизненной позиции. К общекультурным знаниям и умениям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах. Специальные знания и умения включают предметные знания и умения. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. * Гностические умения

Читайте также:  Способы ведения радиолокационной разведки их определение

вести педагогическую деятельность в соответствии с ре­комендациями психолого-педагогической науки и передовой практики, осуществлять при обучении умственное воспитание учащихся, воору­жать их учебными умениями и навыками, создавать условия для творче­ской познавательной деятельности (своей и учащихся), благоприятный психологический микроклимат, проявлять педагогический оптимизм, использовать рационально все средства обучения, уметь рационально планировать все виды педагогической деятельности, проводить различ­ные мероприятия, систематически работать с родителями, уметь анализировать работу (и ее результаты) свою и своих коллег, дис­циплинированно выполнять поручения. * Дидактические умения

селекционировать, анализировать, синтезировать и конструировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности учащихся; различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала нау­ки в материал преподавания; преобразовывать учебный материал и неадап­тированные тексты с учетом опыта учащихся и в соответствии с конкрет­ными дидактическими задачами урока, прогнозировать трудности и ошибки, с которыми могут встретиться учащиеся; педагогически обоснованно стро­ить структуру урока, рассматривая его как звено в системе уроков; выявлять и приводить в движение потенциальные воспитывающие возможности раз­личных видов деятельности учащихся; педагогически целесообразно опре­делять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания. * Конструктивные умения 1. Конструктивно-содержательные умения:

уметь планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью; выявлять уровень воспитанности учащихся и проектировать развитие личности и коллектива; руководить процессом обучения, воспитания и развития школьников; педагогически целесообразно выбирать и обос­нованно применять методы обучения и воспитания; стимулировать и организовывать разнообразные формы деятельности учащихся; управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся; владеть прие­мами и средствами педагогической техники в изменяющихся ситуациях. * Конструктивные умения 2. Конструктивно-оперативные умения:

уметь проектировать матери­альную базу для учебно-воспитательной работы. * Конструктивные умения 3. Конструктивно-материальные умения:

организовывать и проводить массовые мероприятия, спортивно-туристские игры и походы, декламировать, рисовать, петь, танцевать, шутить, поддерживать беседу и др. Данная группа умений включает наличие у преподавателя определенных увлечений и хобби, которые, безусловно, вызывают большой интерес у учащихся. * Прикладные умения

самостоятельно анализировать педагогические явления (условия, причины, явления, стимулы, средства, формы проявления), осмысливать каждую часть в связи с целым, исходные идеи, выводы закономерностей адекватные логике рассматриваемого явления, пра­вильно диагностировать явление, т.е. определять, к какой категории психолого-педагогических понятий относится явление в целом, нахо­дить основную педагогическую задачу, проблему и оптимальное ее решение с учетом всех конкретных особенностей, подходить к педаго­гическому явлению конкретно, всесторонне, исторически; находить в нем решающее звено, существенные признаки, в единичном — общее, т.е. овладеть умением теоретически и практически решать педагогиче­ские задачи. * Умения педагогического мышления

осознанно совершенствовать свое педагогическое мастер­ство; анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности; внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки и передового опыта; выбирать и обосновывать исследовательскую тему; подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным в литературе по данной проблеме; прогнозировать средства и методы исследования; определять и обосновывать: а) цель, б) объект, в) предмет, г) задачи, д) гипотезу, е) этапы исследования; находить и применять соответствующие методики исследования; обоб­щать, описывать и литературно оформлять полученные результаты; фор­мулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения по итогам исследовательской работы. * Исследовательские умения

Читайте также:  Каша нестле быстров способ приготовления

применение активных методов организации учебной деятельности учащихся — 92%; привлечение внимания учащихся и их интереса к познавательным целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы — 84%; дифференциация и индивидуализация заданий по степени трудности — 73%; рациональный отбор содержания материала — 68%; развитие внутренних стимулов у учащихся к самому процессу учения — 60%; показ учащимся практической ценности всех сообщаемых им знаний, связывать эти знания с их жизненным опытом, с уже выработанными у них интересами и запросами — 60%; осуществление межпредметных связей в обучении — 45%; мотивационная направленность учащихся — 37%; установление психологического контакта между преподавателем и учениками — 31%. * Пути обеспечения эффективности учебного процесса

Профессионально-педагогическая ошибка — это непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности * Типичные ошибки молодого учителя

Ошибки стратегии ошибки педагогического целеполагания ошибки планирования Ошибки тактики ошибки организации педагогического взаимодействия, ошибки педагогического общения *

проявление невнимания к одаренным или к отстающим учащимся; предъявление непосильных требований к учащимся; необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплини­рованных учащихся; нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет; стремление установить контакт путем сокраще­ния расстояния «педагог- ученик»; проявление фактов грубого обращения с детьми; стремление завоевать авторитет «любой ценой»; невыполнение данных учащимся обещаний; неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях; незнание психологии возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися; неоправданная апелляция по мелочам к администрации; излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении; жалобы на учащихся родителям, куратору, коллегам. * Ошибки, связанные с установлением взаимоотношений с учащимися:

1) неуважение к опыту и мудрости старших; 2) бестактность в обращении со старшими; 3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива; 4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива; 5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель; 6) обсуждение учителей «за глаза». * Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями:

1) необъективная оценка результатов работы своих товарищей; 2) отсутствие критического отношения к поведению товарищей; 3) нетребовательность друг к другу; 4) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке. * Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой:

1) стремление переложить порученное дело на другого; 2) невыполнение прямых обязанностей; 3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе; 4) недисциплинированность; 5) нарушение норм и правил этикета. * Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанно­сти и общей культуры молодого учителя:

1) недостаточное знание предмета и методики изложения; 2) неумение управлять своим состоянием; 3) отсутствие навыков общения; 4) неотработанная дикция, жесты, мимика, движение; 5) неумение правильно действовать в различных ситуациях; 6) медленная реакция, рассеянность на уроке; 7) мышечные зажимы, скованность. * Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе:

1) самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций учителей; 2) высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций учителей; 3) формальное отношение к выполнению своих обязанностей; 4) категоричность суждений. * Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей:

Благодарю за внимание! Трудимся над ошибками! *

Источник

Оцените статью
Разные способы