Умения и методика их формирования
Классификация умений и навыков в психолого-педагогической литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Некоторые считают, что умение — это сознательное владение каким-либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.
Другая точка зрения – умение – это владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка. Таким образом, различие в этих определениях будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Еще одно мнение, третье, умение — это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке.
Общие умения можно разделить на четыре группы.
1. учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);
2. речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);
3. учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);
4. учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль). (Все умения этой последней группы связаны с развитием мышления учащихся).
Приемы учебной работы, это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть и слышать. Допускаемые учащимися ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала.
Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминания.
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа:
1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.
2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.
3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.
4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.
Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником.
Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале. Ну и в последующих темах мы с вами будем изучать конкретные рекомендации по выработке специальных умений, связанных с обучением истории.
Источник
Основные умения учителя (часть 1)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные умения педагогической деятельности Типичные ошибки молодого учителя * к.п.н., профессор Смолькина Т.П.
это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося * Профессиональная компетентность
Педагогическая компетентность — единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности Педагогические умения — совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляющие индивидуально-психологические особенности учителя * Основные определения
Уметь осуществлять работу: по формированию научного мировоззрения, политической, общей и экологической культуры, воспитанию любви к Родине, активной жизненной позиции, осознания общественного долга, чувства дружбы всех национальностей, сознательной дисциплины и исполнительности, по воспитанию гражданской нравственности, гуманности, доброты и щедрости, отзывчивости и справедливости, самокритичности, скромности и искренности, трудовой и умственной активности, осуществлять ориентацию на профессии, воспитывать уважение к людям труда. * Ориентационные умения
Уметь внимательно слушать и слышать, адекватно воспринимать информацию; владеть всеми видами внимания и памяти; работать с источниками знаний; уметь составлять план, конспектировать, тезировать, аннотировать, реферировать, делать сокращенные записи и обозначения; умение изучать и применять рекомендации психолого-педагогической науки, а также передовой педагогический опыт, уметь составлять библиографию, пользоваться каталогами. * Академические умения
видеть весь группу одновременно и каждого ученика в отдельности; по внешним признакам и поведению распознавать их состояние, уровень понимания учебного материала, процесс формирования знаний и умений учащихся; понимать состояние ученика (физическое психическое, физиологическое); проявлять чувство эмпатии по отношению к учащимся; уметь вовремя распознать появление мотивационного вакуума и снижение познавательного интереса (чтобы определить и ликвидировать причины этого явления); уметь учитывать накопленную перспективную информацию в совершенствовании педагогической деятельности. * Перцептивные умения
мобилизовать учащихся на познавательную деятельность своевременно, готовить их к восприятию нового материала на основе изученного, возбуждать положительные мотивы учения и познавательный интерес, включать в учебную деятельность всех учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями, особенностями и подготовленностью, вырабатывать у них волю, настойчивость, оперативность, уметь переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, помогать учащимся преодолевать затруднения. * Мобилизационные умения
определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми перспективами и общественно полезными делами; распределять поручения с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся; учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи; принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия; искать наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки и, наконец, способность ориентироваться в изменяющихся условиях, перестраивать свое поведение, если в этом есть необходимость. * Организаторские умения
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и коллективами, а также с родителями и коллегами; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним; регулировать внуриколлективные отношения. * Коммуникативные умения
Гностические умения преподавателя, составляют основу его профессиональной деятельности. Умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система гностических знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний. Мировоззренческие знания и умения связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям, самому себе, а также в активности его жизненной позиции. К общекультурным знаниям и умениям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах. Специальные знания и умения включают предметные знания и умения. Предметные знания высоко ценятся самими преподавателями, их коллегами и, как правило, находятся на высоком уровне. * Гностические умения
вести педагогическую деятельность в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и передовой практики, осуществлять при обучении умственное воспитание учащихся, вооружать их учебными умениями и навыками, создавать условия для творческой познавательной деятельности (своей и учащихся), благоприятный психологический микроклимат, проявлять педагогический оптимизм, использовать рационально все средства обучения, уметь рационально планировать все виды педагогической деятельности, проводить различные мероприятия, систематически работать с родителями, уметь анализировать работу (и ее результаты) свою и своих коллег, дисциплинированно выполнять поручения. * Дидактические умения
селекционировать, анализировать, синтезировать и конструировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности учащихся; различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки в материал преподавания; преобразовывать учебный материал и неадаптированные тексты с учетом опыта учащихся и в соответствии с конкретными дидактическими задачами урока, прогнозировать трудности и ошибки, с которыми могут встретиться учащиеся; педагогически обоснованно строить структуру урока, рассматривая его как звено в системе уроков; выявлять и приводить в движение потенциальные воспитывающие возможности различных видов деятельности учащихся; педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания. * Конструктивные умения 1. Конструктивно-содержательные умения:
уметь планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью; выявлять уровень воспитанности учащихся и проектировать развитие личности и коллектива; руководить процессом обучения, воспитания и развития школьников; педагогически целесообразно выбирать и обоснованно применять методы обучения и воспитания; стимулировать и организовывать разнообразные формы деятельности учащихся; управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся; владеть приемами и средствами педагогической техники в изменяющихся ситуациях. * Конструктивные умения 2. Конструктивно-оперативные умения:
уметь проектировать материальную базу для учебно-воспитательной работы. * Конструктивные умения 3. Конструктивно-материальные умения:
организовывать и проводить массовые мероприятия, спортивно-туристские игры и походы, декламировать, рисовать, петь, танцевать, шутить, поддерживать беседу и др. Данная группа умений включает наличие у преподавателя определенных увлечений и хобби, которые, безусловно, вызывают большой интерес у учащихся. * Прикладные умения
самостоятельно анализировать педагогические явления (условия, причины, явления, стимулы, средства, формы проявления), осмысливать каждую часть в связи с целым, исходные идеи, выводы закономерностей адекватные логике рассматриваемого явления, правильно диагностировать явление, т.е. определять, к какой категории психолого-педагогических понятий относится явление в целом, находить основную педагогическую задачу, проблему и оптимальное ее решение с учетом всех конкретных особенностей, подходить к педагогическому явлению конкретно, всесторонне, исторически; находить в нем решающее звено, существенные признаки, в единичном — общее, т.е. овладеть умением теоретически и практически решать педагогические задачи. * Умения педагогического мышления
осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство; анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности; внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки и передового опыта; выбирать и обосновывать исследовательскую тему; подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным в литературе по данной проблеме; прогнозировать средства и методы исследования; определять и обосновывать: а) цель, б) объект, в) предмет, г) задачи, д) гипотезу, е) этапы исследования; находить и применять соответствующие методики исследования; обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты; формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения по итогам исследовательской работы. * Исследовательские умения
применение активных методов организации учебной деятельности учащихся — 92%; привлечение внимания учащихся и их интереса к познавательным целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы — 84%; дифференциация и индивидуализация заданий по степени трудности — 73%; рациональный отбор содержания материала — 68%; развитие внутренних стимулов у учащихся к самому процессу учения — 60%; показ учащимся практической ценности всех сообщаемых им знаний, связывать эти знания с их жизненным опытом, с уже выработанными у них интересами и запросами — 60%; осуществление межпредметных связей в обучении — 45%; мотивационная направленность учащихся — 37%; установление психологического контакта между преподавателем и учениками — 31%. * Пути обеспечения эффективности учебного процесса
Профессионально-педагогическая ошибка — это непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности * Типичные ошибки молодого учителя
Ошибки стратегии ошибки педагогического целеполагания ошибки планирования Ошибки тактики ошибки организации педагогического взаимодействия, ошибки педагогического общения *
проявление невнимания к одаренным или к отстающим учащимся; предъявление непосильных требований к учащимся; необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся; нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет; стремление установить контакт путем сокращения расстояния «педагог- ученик»; проявление фактов грубого обращения с детьми; стремление завоевать авторитет «любой ценой»; невыполнение данных учащимся обещаний; неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях; незнание психологии возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися; неоправданная апелляция по мелочам к администрации; излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении; жалобы на учащихся родителям, куратору, коллегам. * Ошибки, связанные с установлением взаимоотношений с учащимися:
1) неуважение к опыту и мудрости старших; 2) бестактность в обращении со старшими; 3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива; 4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива; 5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель; 6) обсуждение учителей «за глаза». * Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями:
1) необъективная оценка результатов работы своих товарищей; 2) отсутствие критического отношения к поведению товарищей; 3) нетребовательность друг к другу; 4) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке. * Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой:
1) стремление переложить порученное дело на другого; 2) невыполнение прямых обязанностей; 3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе; 4) недисциплинированность; 5) нарушение норм и правил этикета. * Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя:
1) недостаточное знание предмета и методики изложения; 2) неумение управлять своим состоянием; 3) отсутствие навыков общения; 4) неотработанная дикция, жесты, мимика, движение; 5) неумение правильно действовать в различных ситуациях; 6) медленная реакция, рассеянность на уроке; 7) мышечные зажимы, скованность. * Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе:
1) самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций учителей; 2) высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций учителей; 3) формальное отношение к выполнению своих обязанностей; 4) категоричность суждений. * Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей:
Благодарю за внимание! Трудимся над ошибками! *
Источник