Методы формирования Самооценки
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Методы формирования самооценки младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования самооценки ,
как эффективное средство достижения метапредметных результатов в начальной школе.
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения. Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи. Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения
Что же такое самооценка? Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Самооценка — это оценивание человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы — обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.
У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе.
Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате.
Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Ведь от правильной самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка детей развивается в процессе организации формирующего оценивания .
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.
Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
- помогает учиться на ошибках;
- помогает понять, что важно;
- помогает понять, что у них получается;
- помогает обнаружить, что они не знают;
- помогает обнаружить, что они не умеют делать;
Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.
Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:
- Выявление планируемых результатов
- Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая; учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения
- Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов; учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
- Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
- Сопоставление и выводы об эффективности работы; учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Какие же существуют приёмы формирования самооценки ?
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т. п.).
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т. п.).
В своей работе для формирования адекватной самооценки младших школьников учителя используют следующие приемы самооценки и самоконтроля:
Прием «Оценка – не отметка»
Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» — фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.
«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» — фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
2.Знаковые письменные приёмы.
Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности. Самооценку на уроке изучения нового материала организуем поэтапно, для этого используем «Лестницу успеха», учащиеся в течение урока поднимаются вверх по лестнице, а около цифр делают поэтапную самооценку собственной деятельности на уроке.
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать. Также такой прием используется и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.
На уроках математики на начальном этапе можно использовать прием «Солнышко». В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
4. «Карточка сомнений»
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V — УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
? — НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
5) «Портфолио ученика»
Портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений, реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формирование универсальных учебных действий.
Главные цели ведения портфолио:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Источник
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников»
методическая разработка
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metody_samootsen.ml_.shkoln.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска
формирования адекватной самооценки
у детей младшего школьного возраста
Методические приемы формирования адекватной самооценки
у детей младшего школьного возраста
Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, позволяющий развивать социально активную, реализующую свои способности личность.
Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , которая является постоянным процессом. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Что такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своѐ учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени; 5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.
На что влияет самооценка?
— на успеваемость школьника;
— на процесс адаптации ребенка в школе;
— на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;
— на благополучие будущей жизни.
Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку в учебе и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются:
оценочное поведение учителя , родителей и их отношение к образовательной деятельности
Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста:
-завышенная -низкая -адекватная.
Адекватная самооценка — важнейший фактор развития личности ребенка и формируется у детей под влиянием оценок со стороны взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке
Что же конкретно следует оценивать в учебной деятельности?
На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, конечно, успехи каждого ребёнка. Для развития самооценки детей важна не отметка, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации школьника.
Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.
1.Словесные приемы (по вопросам: За что себя можешь похвалить. )
2. Говорящие рисунки (изобразить дерево, облачко, цветок)
3. Символы ( человечки, смайлики, геометрические фигурки и т.д.)
5. Листы самооценки
6. Портфолио ученика
7. Балловый критерий (оценивание по баллам)
8. Лесенка достижений
9. Карточка сомнений (знаки « +», «-», «?» )
— А теперь рассмотрим некоторые приемы самоконтроля.
Прием «Оценочная таблица».
В начале урока учитель делает заявку на оценку:
«5» -22 балла, «4» -16-21 балл; «3» — 11-15 баллов
Учащиеся определяют для себя, какой планки они желают сегодня достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывает задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать заявку на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит соответствующую оценку.
3б-активность высокая 2б-активность средняя 1б-активность низкая
Материал на уроке:
усвоен хорошо-3б; усвоен частично-2б; усвоен слабо-1б.
Карточка сомнений ( после объяснения и закрепления нового материала)
+ — я понял все ? – не понял — — не совсем усвоил, сомневаюсь
V – уже знал это + — новое 0 — думал иначе
Алгоритм самооценивания (3-4 класс)
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Каков был уровень задания (задачи)?
6. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
7. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
-В своей работе я использую следующие приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.
1. На уроках письма (1класс) после письменной работы с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При написании букв в конце урока предлагаю детям зеленым карандашом или другим цветом обвести самую правильную и красивую букву, а красным ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку.
2. Цветовое оценивание . Следующий прием самооценки часто даётся в виде карточек разного цвета. Например, «синий» — всё понятно, «зелёный» – есть недочёты, «красный» – плохо усвоил, не доволен работой.
3. На уроках я чаще предпочитаю словесную самооценку :
— Как ты работал на уроке?
— За что ты можешь себя похвалить?
— Ты доволен своей работой?
— Почему? Что не удалось? Почему?
4. « Смайлики» На полях тетради, учащийся рисует смайлик:
-если ты доволен собой, у тебя все получалось, то улыбающееся лицо.
-если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то лицо «спокойное».
-если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй грустное лицо.
5 . «Сосед по парте» Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Мною затронуты некоторые приёмы формирования адекватной самооценки, которые предлагаю использовать в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Учителю нужно понимать свою роль в судьбе каждого ребенка и постараться превратить его пребывание в школе в увлекательный процесс сотрудничества, радости участия в каждом открытии, что породит в нём чувство успешности и значимости.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, — 1960. — №5. — с.25-29
2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.
3.. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
4.Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. — 243 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., Педагогика, 1991. — 436с.
6. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.
Источник