Теория и методика воспитания.
17. Методы формирования поведения.
Методами воспитания в педагогике называют способы педагогического воздействия на отдельную личность в целях формирования у них сознания и поведения. Немалые трудности в типологии и классификации методов воспитания создают их многообразие и вариативный характер. Поэтому ученые-педагоги практически условно делят методы воспитания на следующие группы:
1) методы формирования сознания личности;
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности;
4) методы контроля;
5) методы самооценки в воспитании.
Методы формирования поведения. К данной группе относятся методы разнообразного воздействия на сознание каждого отдельно взятого ребенка, проявление чувств, воли учеников с целью формирования у них определенных взглядов и убеждений на конкретные вещи. Формами, которые учитель использует в данной группе методов, могут быть следующие:
5) внеклассное чтение;
Любое воспитание по своей сути меняет личность в соответствии с поставленными целями. Воспитание ведет к возникновению мыслей, чувств, эмоций, потребностей, которые в свою очередь побуждают к определенным поступкам. Значит, необходимо в процессе воспитания школьников осторожно, чтобы не задеть педагогическим давлением собственной инициативы и самобытных особенностей школьников, формировать их поведение. Основой процесса формирования личностного поведения будем считать прежде всего опыт, который приобретается в повседневной жизни и деятельности, во взаимосвязях со взрослыми и сверстниками. Следует понимать, что воспитание не должно начинаться и заканчиваться только личным опытом самого учащегося. Важнейшим фактором является также то, как воспринимает, осмысливает и оценивает человек данный жизненный опыт. Главным оказывается вся совокупность скрытой работы человеческого сознания. Само понятие воспитания можно трактовать по-разному. Воспитание есть не что иное, как упражнение учащихся в правильных поступках и действиях. Под упражнением в широком смысле этого слова понимают организацию жизни, разумной, с определенной целью, разносторонней деятельности учащихся. Кроме того, сюда же относится и приучение школьников к выполнению стандартных норм и правил поведения человеческого об-щества. Основной задачей воспитания и конкретно данного метода является формирование характера. Характер – совокупность прирожденных наклонностей и приобретенных жизненных привычек и убеждений. Особое значение приобретают воспитательные упражнения в деятельности.
Источник
Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации
Наталья Татарских
Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации
Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска.
«Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации»
Автор: ст. воспитатель Татарских Н. В.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах формирования правильного поведения у детей. Систематизировать методы и приемы формирования правил поведения у дошкольников с опорой на возрастные особенности в свете ФГОС ДО.
Домашнее задание для воспитателей:
— Что такое этикет?
— В рамках каких традиций программы Радуга можно формировать правила поведения дошкольника?
— Подборка материала. Игры, беседы, развлечения, стихи, загадки.
— Работа с родителями. Буклеты, стенды.
1. Вступительное слово.
Когда на лице твоем холод и скука.
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
2. Как вы считаете, является ли вопрос формирования этикета актуальным в наше современное время новых компьютерных технологий?
Ответы воспитателей. Слайд № 2 презентации актуальность.
3. Выступление воспитателей по вопросу «Что такое этикет? Этикет как условие успешности дошкольника». (слайд № 3, 4,5,6.)
4. Работа с документами. ФГОС ДО. Какие целевые ориентиры вы бы перечислили относящиеся к теме? (пункт 4.) после ответа слайд № 7.
5. Групповое задание определить этапы формирования правил поведения.
Воспитателям предлагается сложить в правильном порядке этапы.
Этапы формирования правил поведения.
Формирование умений заданным образцом и речевым указанием взрослого. Установление отношений ребенка со взрослым, где взрослый является носителем нормативов поведения, деятельности и образцом для подражания. (до средней группы)
Применение умений. Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. (средняя группа и старше)
Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации). На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. (старший дошкольный возраст)
— в какой возрастной группе формируются этапы с учетом возрастных особенностей и накопленного опыта. (Правило научи, а только потом спроси)
— портрет воспитателя как норма поведения для детей и родителей.
6. Традиции программы Радуга как одно из средств формирование правил поведения.
Выступления воспитателей. Шитова С. О. представила свой сценарий традиции «Гости группы» Фея вежливых слов. Где представила занимательный материал по работе с детьми.
Также были представлены картотеки игр по правилам поведения, стихи, загадки.
Сантьяго А. Л. представила на обсуждение презентацию по правилам поведения, для занятий. Слайд № 9.
7 .Детский фольклор и его значение в детском коллективе.
Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.
Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку — очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо просмеивается поведение, выходящее за рамки,принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость.
.Зачем они нужны? Всем взрослым хорошо известно, что такое дразнилки. Каждый из нас при желании может вспомнить смешные и веселые, но порой обидные стишки, фразы и словосочетания, родом из детства. И, если задуматься, нам покажется странным то, что в использовании дразнилок была некая необходимость. В самом деле, для чего они нужны? Ведь это бывает так обидно и неприятно, услышать в свой адрес придуманное прозвище или какую-то шутку. Дразнилки, безусловно, проявление агрессии. Спровоцировать их использование может внешность, имя, фамилия, черты характера или поведение человека. Однако исследователи считают дразнилки инструментом становления детского общества, способом воздействия на человека с целью коррекции его поведения, плохих манер, дурных привычек и т. д. Вместе с этим дети учатся адекватно реагировать на обидные слова, решать споры, достойно выходить из неприятных ситуаций. Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе.
8. Мотивы, используемые в формировании правил поведения. Обсуждение. Слайд 10, 11
9. Работа с родителями. Нельзя построить работу по формированию правил и норм поведения исключив работу с родителями. Хочется сказать, что в первую очередь авторитетом для подражания конечно же является семья, но современные родители порою сами не имеют знаний по данной теме. И цель детского сада построить работу по повышению культуры самих родителей, подчеркнуть важность и заинтересовать самих взрослых, через разнообразные формы работы. На обсуждение воспитателям были предложены буклеты, наглядная агитация, сценарии совместных мероприятий.
10. Практическое задание. Единство требований воспитателей на группе. Составление правил поведения в группе для взрослых и детей.
11. Итоги семинара. Слайд № 12, Подчеркнуть важность работы. И важное значение личности взрослого в воспитании нравственности.
Источник
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста
Татьяна Ионова
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста
Методическая разработка на тему:
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста
1. Описание опыта работы
2. Перспективное планирование
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт — знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.
Поэтому,считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.
Целью методической работы является создание системы педагогического воздействия направленной на формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
3. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости.
4. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
5. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.
6.Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
7. Обогащение словаря детей вежливыми словами.
1. Описание опыта работы
В работе с дошкольниками освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение всех поставленных задач.
Данные задачи решаю в специально организованной игровой деятельности, НОД, которые способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.
Для организации работы по данной теме «Формирование основ общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста» я подобрала и изучила методическую литературу,на основе которой разработала:
— перспективные планы на старшую, подготовительную группы
— картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;
— консультации для родителей и педагогов (наглядно – письменные и устные)
— семинар –практикум для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;
— наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»
— картотека «Загадки о вежливых словах».
Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности и формируются основы общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого в групповой комнате оформила игровые зоны, также театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.
Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Работа начиналась на основе простых игр и упражнений,например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».
Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись,игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.
На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.
Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения — это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам: «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».
«Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками» выступление на родительском собрании Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться (учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи). Далеко не всякое.
Формирование дружеских взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте в ФГОС подчеркнуто, что выпускник детского сада-это ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками. Он.
Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.
Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.
Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.
Консультация «Общение детей дошкольного возраста со сверстниками» Общение дошкольников со сверстниками Чернышова Олеся Александровна Воспитатель ГБДОУ детский сад №66 Общеразвивающего вида с приоритетным.
Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Опыт работы по теме: «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической.
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 17 октября 2013г. Приказом Министерства.
Воспитание гуманных чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками Воспитание гуманных чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня.
Источник