- Пошаговая инструкция: как оценить имущество
- 1. Что такое оценка имущества и для чего она проводится?
- 2. Какие существуют виды оценки имущества — ТОП-5 основных видов
- Вид 1. Оценка недвижимого имущества
- Вид 2. Оценка движимого имущества
- Вид 3. Оценка бизнеса
- Вид 4. Оценка имущества предприятия
- Вид 5. Оценка интеллектуального имущества
- Как провести оценку имущества — пошаговая инструкция для новичков
- Шаг 1. Определяемся с объектом и целью оценки
- Шаг 2. Выбираем оценочную компанию
- Шаг 3. Договариваемся о встрече и заключаем договор
- Шаг 4. Предоставляем объект оценки для осмотра
- Шаг 5. Получаем отчет о проведении работ
- Инвентаризация имущества
Пошаговая инструкция: как оценить имущество
1. Что такое оценка имущества и для чего она проводится?
Для начала дадим определение понятию.
Оценка имущества — определение рыночной стоимости и законности владения движимой и недвижимой собственностью в соответствии с заранее определённой целью.
Относится к наиболее распространенному виду оценочных работ. Поскольку экономика вещь непостоянная, цена на материальные блага склонна менятся. Поэтому достаточно часто приходится определять стоимость собственности для физических или юридических лиц в зависимости от условий рынка.
Оценка необходима в следующих ситуациях:
- покупка и продажа;
- страхование;
- кредитование;
- определение кадастровой стоимости;
- оценка для суда (исполнение решений);
- оценка для банка (ликвидация бизнеса).
Особой статьей выступает оценка собственности при вступлении в наследство. Конституция РФ гарантирует право оформления собственности на наследуемое имущество.
Для получения наследства поэтапно формируется ряд документов, одним из которых выступает оценочное заключение. Определением стоимости занимаются государственные органы или независимые организации.
Наследник может воспользоваться различными механизмами оценки, но в любом случае ему придется заплатить госпошлину, размер которой пропорционален стоимости наследуемого имущества. Используя любой из механизмов, можно провести оценку для нотариуса.
Существует три вида определения цены наследства:
1) Инвентаризационная стоимость
Определяется оценщиком БТИ. Учитывает незначительное количество факторов, за счет чего цена считается ниже реальной. Размер пошлины значительно меньше, чем при других видах ценового определения.
2) Кадастровая стоимость
Определяется для оценки земельных участков и недвижимого имущества как стоимость, внесенная в кадастровый реестр недвижимости. Наследники часто обращаются для сравнения цены или альтернативного заключения в оценочные компании.
3) Рыночная стоимость
Определяется как стоимость, за которую можно продать или купить наследство. При таком варианте оценки оценивается исключительно движимое имущество. Наиболее достоверная цена и пошлина принадлежат рыночной категории имущественной стоимости.
Особенности оценки можно наглядно увидеть в таблице:
№ | Стоимость | Пошлина | Особенности |
1 | Инвентаризационная | Минимальная | Часто оспаривается |
2 | Кадастровая | Средняя | Эквивалентна реестру |
3 | Рыночная | Максимальная | Актуальна рыночной ситуации |
Все механизмы законны, а результаты обязательны к рассмотрению для нотариуса.
2. Какие существуют виды оценки имущества — ТОП-5 основных видов
Рыночная экономика предполагает сделки между собственниками, основанные на рыночной стоимости товаров и работ. Чтобы инициировать контракт, собственнику прежде всего надо узнать реальную цену имущества. В связи с востребованностью такой процедуры множится и число компаний, занимающихся независимой экспертизой.
Но оценивать его нужно как свинарник, а не как жилое помещение!
Специалисты делают заключения, учитывая многообразие аспектов рода деятельности. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды проведения оценки.
Вид 1. Оценка недвижимого имущества
Одна из самых распространенных услуг.
Есть несколько категорий такого вида оценки:
- оценка квартиры;
- земельного участка;
- промышленной недвижимости;
- оценка дома;
- оценка арендной платы;
- оценка недостроенных объектов.
Заключение котировки недвижимости имеет широкий диапазон применения и может понадобиться в самых разных ситуациях от купли-продажи до определения оценки ущерба, нанесенного собственности.
Вид 2. Оценка движимого имущества
К движимому имуществу относятся: транспорт и оборудование, станки и установки, мебель и оргтехника, инструменты и другие материальные активы.
Для корректного определения стоимости используют не только сравнительный, но и другие подходы — прибыльный, рыночный, инвестиционный, затратный.
Осматривая заключительный акт, удостоверьтесь, что вам были представлены основные действующие категории оценки. В зависимости от свойств, должны быть представлены приоритетные параметры имущества.
В отчетный документ включаются:
- даты выпуска и ввода в эксплуатацию;
- серийный и инвентарный номер;
- акты гарантийного и технического осмотра (ремонта)
- интенсивность использования (нормативность).
к содержанию ↑
Вид 3. Оценка бизнеса
Расчет стоимости предприятия есть не что иное, как результат деятельности компании. Бизнес — тот же товар, только со своими особенностями. Рассчитывается коммерция с точки зрения доходности, инвестиционной привлекательности и комплекса реализации.
Составляется оценка из стоимости:
- контрольного пакета акций;
- одной акции;
- имущественного комплекса.
Определяется оценка бизнеса методом рыночной стоимости (текущего дохода и будущей прибыли), сравнительным подходом (анализируется деятельность аналогичной компании) и затратным способом (из активов вычитаются расходы предприятия).
Подробнее об особенностях оценки бизнеса читайте в специальной публикации на сайте.
Вид 4. Оценка имущества предприятия
Проводится с целью определения стоимости всего имущества, задействованного в процессе предпринимательства. Этот вид мониторинга часто используют в целях повышения производительности.
Оценка имущества предприятия нужна для реального отображения его стоимости. Необходимость может возникнуть при проведении конкурсов, при имущественных спорах, при изменениях в специфике, при разработке новой концепции, при необходимости продать или купить действующий бизнес.
Обязательно нужно учитывать в процессе амортизационные отчисления компании, так как это снижает стоимость и уменьшает инвестиционную привлекательность. Часто это делается намеренно, в случае ликвидации организации.
Больше сведений — в публикации «Оценка оборудования».
Вид 5. Оценка интеллектуального имущества
Особая статья работ. Требует высококвалифицированных специалистов, поэтому не рекомендуется к оценке у коммерческих организаций.
Превращенные в товар ваши разработки становятся основополагающим активом компании и нуждаются в специализированной оценке. Зачастую идея (интеллектуальная собственность) превосходит стоимость всего предприятия! К интеллектуальной собственности относятся франшизы и товарные знаки.
Пример
Высокотехнологические коммерческие разработки составляют значительную долю рынка межконтинентальных корпораций. Оценка их активов и определяет рыночную стоимость акций этих предприятий.
Перманентно меняющийся рынок акций таких компаний существенно затрудняет оценочные заключения, поэтому чаще всего клиенты прибегают к услугам независимых международных агентств.
Как провести оценку имущества — пошаговая инструкция для новичков
При проведении оценочных работ возникают вопросы. С чего начать? К кому обратится? А что если неправильно посчитают? Не беспокойтесь!
Разберемся с этой процедурой по порядку.
Шаг 1. Определяемся с объектом и целью оценки
Первоначально определимся, что и с какой целью мы хотим оценить.
Объектами могут быть любые материальные блага, совокупность или любые составляющие имущества, услуги, информация, а также права собственности и требования. Все достаточно просто! Можно узнать стоимость любой формы собственности.
С целью все немного сложнее. Здесь нужно как можно точнее сформулировать задачи оценки, от этого будет зависеть стоимость услуг оценщика.
Цели оценки делятся на обязательные (обусловленные законодательством) и инициативные (проводимые заинтересованной стороной).
Обязательные касаются:
- государственного имущества;
- страхования государственной собственности;
- судебных исков;
- налогообложения;
- раздела собственности.
Инициативные связаны с:
- оформлением сделок;
- реорганизацией предприятий;
- кредитованием;
- арендой;
- страхованием частной собственности.
Правильно сформулированная цель дает преимущество в выборе метода и подхода к оценочной деятельности, что способствует снижению цены за проведенные работы.
Шаг 2. Выбираем оценочную компанию
Обращаем внимание на стоимость услуг и специализацию оценщика. Дешево — это конечно, хорошо, но ошибочное заключение о цене может стоить гораздо дороже. Поэтому сравните цены на одинаковые услуги у различных компаний.
Дорогие для вас вещи могут не соответствовать их рыночной стоимости и наоборот! Опытные оценщики заявят о своей репутации и сразу дадут предварительную консультацию в отношении дальнейшей работы.
Если вы решили обратиться в частную фирму, обязательно запросите страховой полис в компании и убедитесь, что сотрудников в фирме, производящей оценку, не менее двух (обязательное условие закона РФ).
Шаг 3. Договариваемся о встрече и заключаем договор
Определившись с оценочной компанией, вы подаете заявку на проведение работ. Это может быть как устное заявление (телефонные переговоры), так и электронная форма. Условия в обоих случаях одинаковые. Необходимо сообщить ваши паспортные данные, указать объект и цель оценки и назначить удобное время для проведения работ.
При следующей встрече заключается договор — с этого момента вы вступаете в правовое соглашение с фирмой-оценщиком. Для подписания сделки вам необходимо иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также идентификаторы объекта и ваших прав на него.
После подписания договора вы должны оплатить услуги оценочной компании, что даст дальнейший ход заключенному соглашению. Это можно сделать в любом банковском отделении либо в офисе оценщика при условии выдачи вам кассового чека, подтверждающего законность сделки.
Шаг 4. Предоставляем объект оценки для осмотра
Далее вы должны предоставить доступ к оцениваемому имуществу. Обязательная форма договора означает, что вы должны позволить специалисту осмотреть и изучить объект .
В дальнейшем в вашем присутствии надобности нет. Эту задачу может выполнить доверенное лицо. Составить доверенность можно бесплатно в офисе оценщика. В ходе осмотра, возможно, придется ответить на какие-либо вопросы, которые могут повлиять на стоимость объекта, поэтому доверенное лицо должно быть близким вам человеком!
Оценщик составит лист осмотра, заберет у вас копии удостоверяющих документов и назначит дату окончательного оформления заключения оценки имущества.
Шаг 5. Получаем отчет о проведении работ
Заключение готовится, согласно законодательству, не более 3 дней. Оформляется в письменном виде и представляет собой отчет оценочной стоимости имущества.
Изучите документ и задайте интересующие вас вопросы. После разъяснения всех нюансов вы подписываете акт приема-передачи документа оценки имущества. Этот отчет, оригинал или копию, предоставляете по месту требования.
На всех этапах проведения работ вы можете проконсультироваться с профессиональными юристами из компании Правовед. Вы можете рассчитывать на поддержку и разрешение всего спектра юридических вопросов в любое удобное для вас время.
Источник
Инвентаризация имущества
- Денежные средства;
- Обязательства;
- Расчеты с дебиторами;
- Оценочные резервы;
- Кредитовые остатки;
- Расчеты по оплате труда;
- Расчеты с подотчетными лицами.
Инвентаризация проводится организациями в обязательном порядке в случаях, установленных законом, или по желанию руководителя организации. Индивидуальные предприниматели проводят инвентаризацию только в том случае, если они ведут бухгалтерский учёт.
Организации обязаны проводить обязательную инвентаризацию в следующих случаях:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не включая имущество, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае смены руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) .
В остальных случаях инвентаризация проводится по усмотрению руководителя организации. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень сверяемого имущества и финансовых обязательств устанавливаются руководителем организации.
Инвентаризация имущества организаций осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств . Индивидуальные предприниматели в том случае, если они проводят инвентаризацию, вправе руководствоваться нормами данного документа.
Порядок проведения инвентаризации:
Шаг 1. Создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Состав инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации. В их состав включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав комиссии также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Количество членов инвентаризационной комиссии определяется организацией самостоятельно. Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии. При этом их присутствие при проведении проверки фактического наличия имущества является обязательным. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
При большом объеме одновременно проводимой работы по инвентаризации допускается дополнительно создавать рабочие инвентаризационные комиссии.
Шаг 2. Подготовка к проведению инвентаризации
Членам комиссии необходимо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Шаг 3. Проведение инвентаризации
Инвентаризационная комиссия проверят фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера имущества. Материально ответственные лица обязаны присутствовать при такой проверке. На руководителе организации лежит обязанность по созданию условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Такие акты составляются не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Более подробно с порядком заполнения описей в зависимости от вида инвентаризируемого имущества можно ознакомиться в Методических рекомендациях .
Шаг 4. Подведение итогов инвентаризации
После проведения инвентаризации производится сопоставление данных инвентаризационных описей с имеющимися данными бухгалтерского учёта. Для оформления результатов инвентаризации используется сличительная ведомость, которая оформляется бухгалтерией и позволяет подвести итоги проведённой инвентаризации. В ходе проведения инвентаризации может быть выявлено следующее:
- Соответствие фактического наличия имуществ и данных бухгалтерского учёта;
- Недостача (превышение учётных остатков имущества над фактическими остатками);
- Излишки (превышение фактического остатка имущества над данными, отражёнными в бухгалтерском учёте);
- Пересортица (обнаруживается излишек одного сорта и недостаток другого сорта одного и того же товара).
Недостача возмещается материально-ответственным лицом в соответствии с нормами договора о полной материальной ответственности (за исключением случаев естественной убыли). Стоимость излишков учитывается как доход организации.
Источник