Способы финансового анализа курсовая

Содержание
  1. Финансовый анализ предприятия
  2. Понятие финансового анализа предприятия
  3. Цели и задачи финансового анализа предприятия
  4. Источники данных для анализа
  5. Методики финансового анализа предприятия
  6. Вертикальный анализ
  7. Горизонтальный анализ
  8. Сравнительный (пространственный) анализ
  9. Трендовый анализ
  10. Факторный (интегральный) анализ
  11. Анализ коэффициентов (относительных показателей)
  12. БИТ.ФИНАНС/ПРОФ
  13. Этапы проведения финансового анализа предприятия
  14. 1. Описание цели анализа, его формата
  15. 2. Предварительный обзор состояния предприятия
  16. 3. Проверка имущественного и финансового состояния организации
  17. 4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
  18. 5. Анализ структуры баланса
  19. Вывод
  20. Методы финансового анализа: четыре способа проанализировать результаты бизнеса
  21. Какие отчеты нам понадобятся
  22. Какие показатели нужно анализировать
  23. 1. Горизонтальный анализ: сравниваем периоды
  24. 2. Вертикальный анализ: считаем расходы
  25. 3. Факторный анализ: выясняем причины изменений
  26. 4. Анализ по коэффициентам: проверяем платежеспособность

Финансовый анализ предприятия

Тщательный анализ финансового состояния предприятия — одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.

Понятие финансового анализа предприятия

Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.

Цели и задачи финансового анализа предприятия

Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.

На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:

  • внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
  • внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.
Читайте также:  Социальная норма способ образования

Иными словами, внешний анализ — констатация фактов. Внутренний — углубленная оценка причинно-следственных связей.

Также финансовый анализ предприятия может быть:

  • полным, тематическим (зависит от объема);
  • предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).

Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:

  • полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
  • выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
  • обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
  • проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.

Источники данных для анализа

В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.

  • Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
  • Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
  • Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
  • Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
  • Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.

Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:

  • коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
  • инфляция — фактор, способный исказить результаты анализа;
  • прибыль — недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.

Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет — Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!

Методики финансового анализа предприятия

Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.

Вертикальный анализ

В основе этого вида анализа — то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.

Второе название этого вида анализа — структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:

  • анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) — это помогает в последующей оптимизации состава активов;
  • анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) — это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
  • анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).

Горизонтальный анализ

Второе название этого подхода — временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).

В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.

Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.

Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.

Сравнительный (пространственный) анализ

Главное в этом подходе — сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:

  • сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
  • сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
  • сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
  • сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.

Трендовый анализ

Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.

Факторный (интегральный) анализ

Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:

  • законодательные изменения;
  • колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
  • социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.

При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.

Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки

  • Бюджетирование;
  • Казначейство;
  • Формирование БДДС и план-фактный анализ;
  • Платёжный календарь.

Этапы проведения финансового анализа предприятия

1. Описание цели анализа, его формата

На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.

Уже на этом этапе необходимо понимать:

  • кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
  • промежуток времени, за который понадобятся данные;
  • перечень документов, из которых черпают нужную информацию.

2. Предварительный обзор состояния предприятия

Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:

  • условия работы компании;
  • результаты, которых добилось предприятие;
  • имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
  • перспективы.

3. Проверка имущественного и финансового состояния организации

На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.

Обычно рассчитываются такие показатели.

Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале — досрочно. В пессимистичном варианте — с нарушением сроков.

  • Показатели структуры капитала

На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.

При этом постоянный рост заемного капитала — неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.

4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.

  • Эффективность использования ресурсов предприятия

Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.

Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.

  • Соответствие плановым показателям

Они задаются внутри компании (реже — вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.

Этот показатель — комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.

5. Анализ структуры баланса

На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:

Результат, который меньше 1 — опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.

Результат, который больше 1 — свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.

Оба показателя — вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).

Вывод

Финансовый анализ деятельности предприятия — эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.

Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.

Источник

Методы финансового анализа: четыре способа проанализировать результаты бизнеса

Если вы регулярно ходите к врачу и сдаете анализы, то сможете заблаговременно узнать о проблемах со здоровьем и устранить “неполадки”. С финансовым анализом то же самое: компании проводят его, чтобы вовремя выявлять слабые места в бизнесе, исправлять недочеты в работе и, в конечном счете, расти в деньгах.

Сегодня разберемся, как горизонтальный, вертикальный, факторный анализы и метод коэффициентов помогут контролировать состояние компании.

Какие отчеты нам понадобятся

Чтобы провести финансовый анализ, нужны цифры по работе компании. Все они — в трех главных отчетах: ДДС, ОПиУ и баланс.

Отчет о движении денег (ДДС) показывает всё про деньги: сколько их поступило и откуда, сколько ушло и куда, сколько денег прямо сейчас лежит на всех ваших счетах.

Отчет о движении денежных средств в Гугл-таблицах

Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) показывает, сколько чистой прибыли заработала компания: сколько выручки получила, какие расходы понесла, с какой эффективностью сработала на каждом этапе формирования прибыли.

Упрощенный отчет о прибылях и убытках

Баланс — это вообще главный отчет всего бизнеса. Он показывает собственный капитал, структуру активов и пассивов. Простыми словами: насколько богата компания и за чей счет она живет.

Баланс в Гугл-таблицах

Вы можете начать вести эти отчеты прямо в наших шаблонах: там уже все настроено с точки зрения структуры и формул. К каждому отчету приложены видеоинструкции, чтобы вы могли легко настроить их под себя.

Получить эти шаблоны можно в барсетке — помимо трех вышеперечисленных, там есть еще 12 полезных таблиц. Просто введите почту в форму ниже, барсетка полетит к вам на имейл, а мы продолжаем статью.

Какие показатели нужно анализировать

Любой бизнес, будь то маленькая парикмахерская или огромная сеть продуктовых магазинов, должен учитывать несколько ключевых показателей:

Разница между поступлениями и выбытиями денег. Она всегда должна быть положительной. Отрицательная разница означает, что бизнес не генерирует живые деньги и рискует попасть в кассовый разрыв — например, замораживает их в запасах или дебиторке. Или он вообще убыточный и скоро обанкротится.

Динамика по выручке. Нужно отслеживать, как меняется выручка, и стремиться к тому, чтобы она росла.

Переменные и постоянные расходы. Сокращение расходов – главный способ увеличить маржинальность и прибыль. Если расходы не контролировать, в какой-то момент они вырастут настолько, что компания будет работать в минус.

Текущая ликвидность. Этот показатель означает способность активов быстро превращаться в деньги без потери стоимости и характеризует платежеспособность компании.

А теперь давайте разберемся, какие методы финансового анализа существуют, и как ими пользоваться.

1. Горизонтальный анализ: сравниваем периоды

Горизонтальный анализ позволяет сравнить два периода: месяц с месяцем, год с годом, план с фактом.

Представим, что у нас частный детский сад и мы хотим сравнить выручку за апрель и май. Так мы поймем, насколько мы выросли или просели по этому показателю за месяц. Этот метод работает и с другими показателями: операционными расходами, чистой прибылью, дебиторской задолженностью. Какие именно цифры сравнивать — зависит от задач вашего бизнеса.

Апрель Май Абсолютное изменение, тыс.руб. Относительное изменение, %
Выручка, тыс.руб. 1 000 000 1 200 000 200 000 20%
Чистая прибыль, тыс.руб. 400 000 490 000 90 000 22,5%
Дебиторская задолженность, тыс.руб. 190 000 215 000 25 000 13,2%
Кредиторская задолженность, тыс.руб. 240 000 180 000 – 60 000 -25%
Постоянные затраты, тыс.руб. -350 000 -350 000 0 0

Из таблицы видно, что в мае все показатели кроме кредиторской задолженности выросли. Но в этом случае «минус» играет нам на пользу: значит, мы уменьшили кредиторскую задолженность

2. Вертикальный анализ: считаем расходы

Вертикальный анализ помогает рассчитать долю каждой статьи расходов в общих расходах компании. Этот метод можно сравнить с яблоком. Одна долька яблока — это затраты на маркетинг, вторая — на производство, третья — на аренду, четвертая — на зарплату сотрудников. При этом дольки будут разного размера.

Если от месяца к месяцу доля какого-то типа расходов сильно изменилась, нужно искать причины этих изменений. Возможно, мы стали тратить больше денег на обучение персонала. Или поставщик повысил цены на канцелярские товары.

Из графика видно, что в мае общие расходы выросли. Из-за этого, например, доля расходов на аренду стала меньше, т.к. сумма аренды осталась прежней. Но это значит, что другие статьи расходов увеличились

Долю расходов нужно считать не только от общих расходов, но и от выручки. Особое внимание в этом случае нужно уделить переменным расходам.

Например, выручка нашего детского сада в апреле – 1 млн. Эти деньги мы получили, продав 40 абонементов по цене 25 тыс. 100 тыс. от выручки составили расходы на питание, их доля в этом случае – 8,3%. В мае цифры изменились: выручка – 1,2 млн (48 абонементов), расходы на питание – 150 тыс. (12,5%).

В этот момент мы должны спросить себя, почему мы стали тратить на питание в 1,5 раза больше, хотя количество детей увеличилось незначительно. Возможно, выросли цены на продукты. Но мы, как компания, этот рост цен учитываем? Мы пересматриваем прайс на свои услуги, чтобы этот рост компенсировать? Или мы стали чаще списывать продукты, потому что не успеваем до истечения срока годности “скормить” все нынешним клиентам. Тогда нужно подумать, как а) закупать меньше продуктов или б) увеличить количество детей в саду, чтобы еда не пропадала.

Запомните: чем меньше переменные расходы, тем больше маржинальность.

3. Факторный анализ: выясняем причины изменений

Факторный анализ позволяет оценить изменение и влияние каждого фактора на какой-либо ключевой показатель.

Например, мы хотим понять, почему у нас изменилась чистая прибыль. В мае чистая прибыль нашего детского сада выросла на 90 тыс. по сравнению с апрелем. Но за счет чего это произошло? Мы потратили больше денег на рекламу и привлекли больше клиентов? Менеджеры по продажам дожали большее количество лидов на покупку, выросла конверсия в покупателя? Или причиной роста стала сезонность?

Чтобы понять, за счет чего изменилась прибыль, нужно посмотреть, из чего она складывалась в апреле и из чего в мае.

Чистая прибыль = выручка – себестоимость продаж – коммерческие расходы – управленческие расходы. Мы берем все эти данные по отдельности за апрель и май и рассчитываем абсолютное отклонение. Для этого нужно из показателя за май вычесть показатель за апрель.

Например, чистая прибыль детского сада в апреле составила 400 тыс., а в мае – 490 тыс. При этом по выручке мы выросли на 200 тыс., но и коммерческих расходов стало на 20 тыс. больше.

Чтобы рассчитать совокупное влияние факторов на чистую прибыль, важно понимать, насколько сильно изменился каждый фактор. Если прибыль выросла за счет увеличения выручки или за счет снижения расходов – это позитивный показатель для бизнеса. А если расходы растут вместе с выручкой, нужно думать, как держать их под контролем.

Апрель Май Величина влияния фактора
Выручка, тыс.руб. 1 000 000 1 200 000 200 000
Себестоимость продаж, тыс.руб. -138 000 -216 000 78 000
Коммерческие расходы, тыс.руб. -200 000 -220 000 20 000
Управленческие расходы, тыс.руб. -262 000 -274 000 12 000
Чистая прибыль, тыс.руб. -400 000 -490 000 90 000

Из таблицы видно, что вместе с прибылью в мае выросли и остальные показатели. Но если рост управленческих расходов на 12 тыс. еще можно пережить, то с ростом себестоимости продаж нужно срочно разбираться

4. Анализ по коэффициентам: проверяем платежеспособность

Коэффициенты – это показатели, которые рассчитываются на основе финансовой отчетности. У каждого коэффициента есть нормативный показатель. Сравнивая свои показатели с нормативными или с отраслевыми, можно понять, насколько платежеспособной и финансово устойчивой является компания.

Коэффициентов существует огромное множество, каждая компания считает что-то свое. Но есть общепризнанные показатели, которые нужно рассчитывать в любом бизнесе:

  1. Коэффициент текущей ликвидности. Показывает способность компании погашать краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Оборотные активы – это запасы или деньги, которые компания использует в течение года.
  2. Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какую долю краткосрочной задолженности компания может погасить за счет денежных средств.
  3. Коэффициент финансовой устойчивости. Говорит о способности компании оставаться платежеспособной в долгосрочной перспективе.
  4. Коэффициент финансовой независимости. Характеризует независимость предприятия от заемных средств.
  5. Рентабельность активов. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы и сколько прибыли на них зарабатывает.
  6. Рентабельность собственного капитала. Показывает, какой процент годовых бизнес приносит собственнику.

В таблице ниже найдете рекомендуемое значение каждого коэффициента и формулы для расчетов.

Финансовый коэффициент Рекомендуемое значение Как рассчитать
1. Коэффициент текущей ликвидности 1,5-2 (Запасы + Деньги + ДЗ) / (КО + КЗ)
2. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2-0,5 Деньги / (КО + КЗ)
3. Коэффициент финансовой устойчивости >0,6 СК + ДО / Валюта баланса
4. Коэффициент финансовой независимости >0,5 СК / Валюта баланса
5. Рентабельность активов квартальная Зависит от отрасли Чистая прибыль за квартал / Ср. значение активов за квартал * 100%
6. Рентабельность собственного капитала квартальная Не менее 10% Чистая прибыль за квартал / ср. значение СК за квартал* 100%

Обозначения в таблице: ДЗ – дебиторская задолженность, КЗ – кредиторская задолженность, КО – краткосрочные обязательства, ДО – долгосрочные обязательства, СК – собственный капитал, ЧП – чистая прибыль, Валюта баланса – сумма актива или пассива

Бывает, что в бизнесе все хорошо: деньги есть, прибыль есть. Но если компания не отслеживает свои показатели и при этом активно пользуется кредитами, она может легко просмотреть такую вещь, как зависимость от заемщиков. То есть, заемного капитала становится больше, чем собственного, и компания уже принадлежит кредиторам.

Например, количество клиентов в детском саду растет, мы покупаем соседнее помещение на кредитные деньги. Вроде прибыль мы получаем, но при этом у нас падает коэффициент финансовой независимости.

Чтобы вернуть этот показатель к нормативному, мы можем погашать кредиты более крупным шагом. Или мы можем заложить в стратегию, что больше мы не будем расширяться, пока мы не дотянем показатель хотя бы до нижней границы. А когда продолжим расширение, будем делать это уже за свои деньги. Т.е. отслеживая все эти коэффициенты в динамике, мы сможем держать руку на пульсе и предупреждать проблемы в бизнесе.

Рассчитывать на какой-то один метод финансового анализа неправильно. Нужно применять совокупность всех этих методов, только так можно составить полноценную картину и всесторонне оценить финансовое состояние и перспективы бизнеса.

Исходя из финансовых целей вашей компании, сфокусируйтесь на нужных показателях. Именно их и отслеживайте в динамике, пользуясь разными методами.

Источник

Оцените статью
Разные способы