Методы и способы финансирования потребностей предприятия.
В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования ее системообразующих компонентов (предприятий): самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.
Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансировании деятельности фирмы, за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собственники предприятия всегда имеют выбор между:
а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другое проекты,
б) реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным,
в) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части — реинвестированная прибыль и дивиденды.
Именно последний вариант является наиболее распространенным. Финансирование через механизмы рынка капитала. Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.
Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.
Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.
Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.
Финансовый лизинг — вид прямых инвестиций, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца передать данное имущество лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных в договоре финансового лизинга условиях во временное владение и пользование.
Факторинг — покупка банком (факторинговой фирмой) счетов-фактур поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора.
Форфейтинг – покупка долга, выраженного в оборотном документе у кредитора на безвозвратной основе. Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника
Естественно, покупка оборотных обязательств происхродит со скидкой (дисконтом).
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
— в финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств
— в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившего кредит иностранному покупателю.
Форфейтинг – это привлекательная форма среднесрочного финансирования.
Источник
Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия
3. Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей
Главная задача финансового планирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли.
Суть подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют: 1) предварительный этап (этап обнаружения и оценки проблемы) и 2) этап непосредственного решения проблемы.
С предварительным этапом связывают следующие моменты:
- прогнозирование дополнительных объемов основных и оборотных средств на планируемый период,
- прогнозирование дополнительных собственных и заемных финансовых источников, которые появляются в процессе нормальной деятельности предприятия,
- оценка объема дополнительного финансирования как разницы между дополнительным объемом активов и дополнительным объемом задолженностей и капитала.
Этап решения проблемы представляет собой с последовательность действий следующего содержания:
Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.
Шаг 2. Прогноз баланса предприятия на планируемый год.
Шаг 3. Принятие решения об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуется итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).
Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.
Каждый из шагов требует более детального рассмотрения, что и будет сделано ниже.
Прогноз отчета о прибыли на планируемый год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
- Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов.
- Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
- Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
- Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.
Прогноз баланса предприятия на планируемый год прогнозируется при следующих допущениях.
- Принимается, что все участвующие в производстве активы предприятия изменяются пропорционально объему продаж, если предприятие работает с полной производительностью. Если предприятия не использует свои основные средства на полную мощность, то основные средства изменяются не пропорционально объему продаж. В то же время, денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы следует принять изменяющимися пропорционально объему продаж.
- Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования.
- Отдельные обязательства, такие как кредиторская задолженность и начисленные обязательства, изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материалов и с использованием работников. Увеличение величины нераспределенной прибыли, как дополнительный источник финансирования, оценивается с помощью прогнозного отчета о прибыли.
- Разница между спрогнозированным объемом активов и спрогнозированным объемом задолженностей и капитала представляет собой искомый объем дополнительного финансирования.
- Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Принятие решения об источниках дополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами.
К собственным средствам относят:
- акционерный капитал;
- нераспределенная прибыль;
К заемным средствам относятся
- банковская ссуда,
- кредитные ценные бумаги (векселя),
- торговый кредит,
- толлинг (давальческое сырье),
- просроченная задолженность поставщикам,
- факторинг (продажа дебиторской задолженности).
Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.
Анализ основных финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.
Все особенности метода прогнозных финансовых отчетов рассмотрены ниже подробно с помощью конкретного примера.
Пусть акционерная компания «JVI» планирует в следующем году такие показатели, представленные в табл. 10.
Источник
Источники финансирования бизнеса: виды и примеры
Аудиоверсия этой статьи
Чтобы предприятие развивалось, в него нужно вкладывать деньги. Без регулярных инвестиций работа компаний замедляется, рентабельность и прибыльность снижаются. Рассказываем о разных источниках финансирования бизнеса, об их преимуществах и особенностях
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Источники финансирования бизнеса: что это
Так называют способы обеспечить проект деньгами для развития и дальнейшей работы. Когда предприниматель вкладывает средства в другие компании, он инвестирует. Определить, какие источники финансирования подойдут конкретному бизнесу, помогает анализ:
нужного объема денежных вливаний;
возможности вернуть заемные деньги;
срока их использования;
затратности идеи и периода ее окупаемости.
После этого составляют список источников. Сначала указывают самые выгодные способы увеличить капитал.
📌 Совет
Результаты сотрудничества с субъектом финансирования соотносят с целями получения дополнительных денег. Если благодаря источнику актуальные задачи решаются выгодно, его оставляют в списке. Когда польза от привлечения инвестиции минимальна, вариант вычеркивают.
Виды источников финансирования
В основе классификации — учет ресурсов, из которых на счет фирмы поступают деньги. Источники финансирования бывают внутренними, внешними и комбинированными. В первом случае подразумеваются средства предприятия и его учредителей, во втором — те, что поступают от сторонних структур. При смешанном финансировании используют оба вида источников.
Субъектами внутреннего финансирования становятся люди, заинтересованные в том, чтобы фирма продолжала деятельность и развивалась. К этой категории относятся в том числе учредители предприятия.
Преимущества внутренних источников:
повышают устойчивость фирмы за счет быстрого привлечения нужного объема денег;
позволяют легко принимать решения о развитии бизнеса и контролировать реализацию новых идей;
снижают объем внешнего долга;
дают возможность экономить на налогах;
снимают задачу поиска инвесторов.
истощается финансовая подушка предприятия, из-за чего денег может не хватать на решение рутинных задач;
нужной суммы может не быть в наличии — не каждая фирма имеет достаточный для развития запас средств;
как правило, недоступно для предприятий с сезонной прибылью;
амортизационный фонд уменьшается;
замедляется рост рентабельности (в сравнении с получением финансовой помощи от сторонних инвесторов).
Как собрать стартовый капитал через краудфандинг
Субъектами внешнего финансирования становятся инвесторы или компании, предоставляющие займы на разных условиях. Нередко малому и среднему бизнесу помогает государство. Разрабатываются федеральные или региональные программы, по условиям которых компании могут претендовать на субсидии.
Внешние источники имеют следующие преимущества:
возможность привлечь требуемую сумму;
применять средства, как правило, можно свободно;
возможность усовершенствовать техническую базу и поддержать рост предприятия;
производство расширяется даже при отсутствии собственных запасов;
деньги фирмы остаются в обороте;
рентабельность и прибыльность бизнеса увеличиваются.
Недостатки внешних источников:
нужно отчислять проценты;
вернуть деньги придется вне зависимости от того, какую пользу они принесли;
собственный доход компании уменьшится из-за долга;
чтобы обеспечить кредит, придется передать часть активов в залог;
финансовая стабильность компании уменьшится, а вероятность банкротства возрастет;
при получении займов могут возникнуть бюрократические трудности.
Быстро и без проволочек получить кредит для бизнеса можно в Сбербанке. 👇
Внутренние источники финансирования
Для самофинансирования можно использовать:
Амортизационные отчисления. Часть дохода накапливается в отдельном фонде, из него покрывают затраты на покупку или ремонт оборудования. Со временем техника изнашивается, и ее балансовая стоимость снижается. Поэтому часть амортизационного фонда можно направлять на развитие фирмы. Средства в дальнейшем придется возвращать.
Собственную прибыль предприятия. Если из общих доходов вычесть все расходы, получится сумма, часть которой можно направить на развитие бизнеса. Предприниматели делают этот способ основным источником финансирования.
Кредиторскую задолженность. Фирма использует часть денег, которые должна контрагентам, например поставщикам. Рано или поздно средства придется возвращать, чтобы исполнить обязательства перед партнерами. Это влечет дополнительные издержки.
Устойчивые пассивы. Для финансирования бизнеса можно использовать часть денег, которую компания в ближайшее время должна потратить на текущие нужды. К устойчивым пассивам относятся предоплата за заказанные товары, социальные отчисления, заработная плата сотрудников. Инструмент считается краткосрочным, поскольку средства нужно быстро вернуть на счет.
Резервы запланированных платежей и расходов. Существуют траты, которые нельзя спрогнозировать точно. К ним относятся штрафы, неустойки, гарантийное обслуживание, компенсации за неиспользованные отпуска. На такие расходы в бюджет ежегодно вводят некоторую сумму. Часть денег можно направить на развитие фирмы.
Отложенные доходы. Так называется запланированная прибыль — средства, уже поступившие на счет, но пока не отраженные в отчетах. К этой категории относятся авансовые платежи, подарки спонсоров, подписки на издания.
Некоторые владельцы предприятий решаются на продажу части недвижимости или техники. Но это невыгодно: имущество приходится реализовывать по низкой цене, а покупать новое по рыночной стоимости. Другой вариант — сдать в аренду неиспользуемые активы. Это приносит пользу, но не всегда, поэтому такой источник финансирования не считается регулярным.
Источник