Финансирование политических партий
Лекция 9
К числу ключевых проблем, от которых во многом зависит нормальное функционирование политических партий и в качестве элемента представительной демократии, и в роли одной из ведущих структур гражданского общества, относится проблема их финансирования. Эта проблема всегда считается деликатной и никогда широко не освещалась.
Макс Вебер по этому поводу писал: «По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав. Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать владельцы крупных состояний, крупные фирмы и кампании, отечественные и зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима». Поэтому острая полемика, развернувшаяся на этот счет в нашей печати, лишний раз подтверждает наличие широкого спектра проблем, в той или иной мере общих для партий, действующих в условиях плюрализма и демократии.
Закрытость основного содержания проблем связана с напряженной конкуренцией между партиями. Кроме того, не всегда желают афишировать себя спонсоры партий, особенно зарубежные. Некоторые партии имеют нелегальные источники средств.
Наиболее значительными почти для всех партий представляются пять типичных источников финансирования политических партий. Прежде всего, членские взносы. Они имеют важное значение для массовых партий. Но партии либерального типа не всегда устанавливают регулярные взносы, полагаясь на щедрость некоторых своих состоятельных членов.
Другим источником, особенно для консервативных и либеральных партий, служат, прежде всего, пожертвования бизнеса, особенно крупных корпораций, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности. Это, конечно, дает им возможность оказывать некоторое влияние на их политику. Вместе с тем, во Франции и ряде других стран порог для пожертвований, предоставляемых держателям мандата партий, со стороны отдельных лиц, ограничивается и поднят с 30 до 50 тыс. франков. Все пожертвования облагаются налогом на общих основаниях
Для социал-демократов и отчасти коммунистов источником основного либо дополнительного финансирования являются средства, выделяемые профсоюзами. Особенно велик их взнос в тех случаях, когда они входят в качестве коллективных членов в состав соответствующих партий, как это имеет место, например, у британских лейбористов и шведских социал-демократов. Такого рода порядок или традиция создают, однако, немало проблем.
Связь с бизнесом, особенно когда денежные средства поступают не через централизованную систему дотаций, но, как это имеет место в США и Японии, непосредственно политическим деятелям и парламентским кандидатам, приводит к чрезмерной зависимости партийного руководства, усиливает тенденции к коррупции в среде политиков и, как следствие, вызывает растущее недовольство общественности.
С другой стороны, зависимость от профсоюзов также ограничивает свободу действий «рабочих» партий, тем более что они, как уже было сказано, все в меньшей степени ощущают себя таковыми. В то же время стоимость содержания партий, финансирование их исследовательской и пропагандистской деятельности, особенно предвыборных кампаний, постоянно растет и, судя по всему, будет расти в дальнейшем.
Партии, как правило, имеют собственные предприятия, чаще всего издательства, типографии. Доходы от этих предприятий партии расходуют на свои цели. ЦК РКП(б) на Восьмом съезде следующим образом отчитывался в своей издательской деятельности: Издательство ЦК «Коммунист» выпустило за отчетный период 62 названия книг, брошюр в количестве около 7 млн. экземпляров на сумму 10.7 млн. рублей. ЦК издает 4 партийные газеты: «Правда», «Беднота», «Коммунар», и еврейскую газету «Дер Эмес». Тираж этих газет варьировался от 5 до 12 тыс. экземпляров. В недавнем прошлом в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты и дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, включая авиацию. На счетах партии в стране и в зарубежных банках были накоплены значительные суммы. Для оплаты расходов партийных функционеров за рубежом использовалась валюта из государственного бюджета. И на сегодня много загадок в финансовой деятельности КПСС.
Кроме того, во многих странах имеются законы, в соответствии с которыми партии получают широкую поддержку и со стороны государства, причем, разумеется не уравнительную, а в зависимости от числа завоеванных мандатов или голосов. Первыми на эту систему перешли ФРГ и Италия, сходные шаги предпринимаются и в некоторые других странах. Так, федеральный Конституционный суд ФРГ в 1968 году принял решение, где было указано, что отказ от общественной помощи политическим партиям, получившим менее 2.5 процентов голосов на всей территории страны на выборах в Бундестаг, противоречит основному закону, предоставляющему каждому право на свободное развитие его личности и возлагающему на политические партии миссию участия в формировании политической воли народа.
Статьи закона 1988 года Франции предусматривают предоставление кредитов партиям и политическим группировкам пропорциональном по их представительству в парламенте. Эти суммы покрывались в бюджете из общественных налогов и в 1989 году составляли 105.6 млн. франков. Тогда лишь Компартия Франции отказалась от этих кредитов, хотя и имела право на них претендовать. В 1990 году социалисты получили 95.5, объединение в защиту республики — 64.4, республиканцы — 26.6, компартия — (на этот раз не отказалась) 12.1 млн. франков.
Финансирование также предоставлялось парламентариям в индивидуальном порядке, если они являлись представителями объявленных группировок. В 1990 году таких парламентариев было 14 человек.
Законодательство о финансировании деятельности политических партий требует ежегодной, весьма подробной отчетности о получаемых партиями доходах и о расходовании ими денежных средств, причем не только тех, которые они имеют от государства, но и всех других, которыми партии располагают. Хотя государственное финансирование не лишает партию права» подкармливаться» и за счет других источников, включая и пожертвования, оно заметно снижает возможности использования партий и их представителей в парламентах и правительствах в корыстных целях или в целях могущественных групп давления, усиливает их зависимость от электората и членской массы.
Нельзя не отметить, что не так уж редко пришедшие к власти партии, особенно если подавлена оппозиция, заимствуют значительные суммы для своих нужд из государственных средств. А там, где партия становится стержнем государственной системы, она распоряжается государственными средствами как своими собственными. Гак. КПСС распоряжалась всеми средствами страны, широко используя их для различных партийных целей.
Многие партии получают некоторую поддержку от солидарных с ними зарубежных организаций, иногда даже правительств. Это имеет место и тогда, когда законы запрещают партиям получать иностранные средства, т.к. это открывает возможность воздействия зарубежных организаций на позиции получающей такую помощь партии, а через нее на решение внутренних проблем страны.. Как теперь стало известно, КПСС десятилетиями оказывала существенную финансовую поддержку почти всем зарубежным коммунистическим партиям. Этот источник всегда и всячески маскировался. Для некоторых компартий такая поддержка была важнейшим источником средств, необходимых для их деятельности.
Удельный вес, соотношение этих источников финансирования у каждой партии различны. Но, как правило, доходы партий не покрывают их расходов, особенно на избирательные кампании и рекрутирование. Только постоянное изыскание новых средств, новых источников позволяет им поддерживать необходимую активность.
В настоящее время в законопроекте о политических партиях Российской Федерации поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом. Это соответствует аналогичным законодательным актам, принятым в Дании и Швеции в 1961, во Франции — в 1968 и1990 годах.
Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Аналогичные положения приняты в Испании, Италии, Португалии, Франции и других странах. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. Предлагается ограничивать суммы пожертвований отдельных граждан.
В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов н имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты. Причем они должны представлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.
Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований, общую сумму расходов на предвыборную кампанию.
За последние 30 лет крупнейшие политические партии в своем развитии намного превзошли уровень просто избирательных машин. Они уделяют специальное внимание разработке, публикации и распространению новых идей в областях, представляющих государственный интерес, и, прежде всего, в социальной сфере, в экономической, в вопросах обороны. Они создали специальные организации для работы среди Женщин, профсоюзов, молодежи и студенчества. Они освоили технику и методику обработки общественного мнения.
Один из примеров партии, наиболее полно воплотившей в себе новейшие требования и качество, приспособленной к функционированию в условиях современного буржуазного общества с характерным для него крайним обострением социальных и политических противоречий, можно считать партию ОПР во Франции: не случайно сами буржуазные теоретики рассматривают ее как своего рода модель современной модернизированной партии.
Источник
3. Источники и способы финансирования политических партий.
Рассмотрение такого феномена, как политическая партия никогда не будет полным, если мы не затронем такой важный его аспект, как финансовые источники существования партии. Именно значимость данного вопроса и побудила меня выделить его особняком в курсовой работе.
Традиционно принято считать, что любая политическая партия должна выстраивать свой внутренний бюджет исходя из двух источников финансирования – это членские взносы и добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Но для деятельности большинства политических партий сегодня этого недостаточно, поэтому во многих странах им разрешается коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывает партиям государство, в особенности тем, чьи программы поддерживает значительная часть избирателей и которые в финансовом отношении мало кто «подпитывает». Государственное финансирование политических партий происходит за счет средств бюджета и на него имеют право те партии, которые прежде всего прошли избирательный порог. Эта поддержка практикуется во многих странах, положение о ней можно встретить в законах о политических партиях Дании, Швеции, Франции и даже Российской Федерации. Кроме того, органы государственной власти могут оказывать и не материальную помощь партиям, например, по средствам обеспечения равного доступа к средствам массовой информации, предоставления помещений и средств связи, обеспечения равных условий при проведении избирательных кампаний и т.д.
Но не для кого не секрет, что сегодня существуют и очень мощные в финансовом плане партии, которые, надо полагать, в государственной помощи не нуждаются. По оценкам некоторых экспертов, для того, чтобы преодолеть барьер на парламентских выборах, партии или блоку приходится тратить не менее двух миллионов долларов. Как правило, это теневые деньги, о происхождении которых избиратель не знает и никогда не сможет узнать. Истинные источники финансирования часто остаются тайной даже для самих членов партии. И именно эти деньги неизвестного происхождения могут привести к власти силу, для которой Конституция, демократия, права и свободы граждан не будут представлять особой ценности.
В этой связи необходимо подробнее рассмотреть вопрос о меценатах, то есть людях и организациях, поддерживающих деятельность партий пожертвованиями, финансирующих избирательные кампании. Как правило, информация о них тщательно скрывается. По этому поводу М. Бебер писал: «По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав» 12 . Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать как физические, так и юридические лица — владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка с их стороны действительно незаменима для партии, но в таких случаях возможно управление партией извне. Исходя из этого, большинство законодательств демократических государств ограничивает возможность финансовой поддержки политических партий, в том числе и из-за рубежа. Нужно отметить, тот факт, что ряд политических партий сегодня материально зависит от финансово-олигархических групп только потому, что они не имеют должной государственной поддержки.
Некоторые политические партии располагают значительной собственностью, к которой могут относится здания и сооружения, жилые помещения, оборудование и инвентарь, типографии, а также другое имущество необходимое для обеспечения деятельности партии. Так, в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты, дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, (включая авиацию). На счетах партии в стране и зарубежных банках были накоплены значительные суммы, для оплаты расходов партийных функционеров.
Во многих демократических странах предприятия и организации партий, осуществляют хозяйственную деятельность. Под ней понимается, как правило, издательская деятельность, направленная на пропаганду программных целей партии, продажа сувениров с изображением символики партии и т.п. Доходы от такой предпринимательской деятельности партии не могут быть перераспределены между ее членами и должны использоваться только в уставных целях (в большинстве случаев допускается использование партией своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в ее уставе). Результаты всей хозяйственной деятельности партии находят отражение в ее хозяйственном отчете, они облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны ежегодно публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий.
В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты. Причем они должны предоставлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.
Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований и общую сумму расходов на предвыборную кампанию. Но зачастую фактически партии тратят куда больше, чем, как говорится, могут себе позволить на законных основаниях. Поэтому-то и необходимо не только иметь представление о процессе финансового обеспечения и траты денежных средств политическими партиями, но и стремится сделать этот процесс как можно более прозрачным.
Источник