Способы финансирования казенного учреждения

Энциклопедия решений. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (бюджетная смета)

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Кроме того, при составлении бюджетной сметы должны учитываться объемы финансового обеспечения для осуществления закупок согласно утвержденным Планам закупок. В свою очередь, Планы закупок утверждаются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех типов формируются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Так, например, согласно п.п. 11, 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты:

— на оказание соответствующих государственных услуг;

— на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению.

Под составлением бюджетной сметы понимается установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (п. 3 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н, далее — Общие требования).

Формирование проекта сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета (ГРБС).

Приказом Минфина России от 30 сентября 2016 г. N 168н в Общие требования внесены изменения, которые применяются при составлении, утверждении и ведении сметы:

— федеральных государственных учреждений, начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2017 г. (плановый период 2018 и 2019 гг.);

— государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений), начиная с составления, утверждения и ведения сметы на 2018 г. (плановый период 2019 и 2020 гг.).

Изменения коснулись необходимости формирования и ведения бюджетных смет в системе «Электронный бюджет» (п. 1 Общих требований).

Кроме того, в бюджетной смете расходы государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами в части предоставления бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (включая субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, должны указываться обособленно (Раздел 2) от расходов, осуществляемых в целях обеспечения выполнения функций органами государственной власти (государственными органами) (Раздел 1) (п. 3, приложение N 1 Общих требований).

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, являющиеся неотъемлемой частью сметы (изменений сметы), должны формироваться на этапе составления проекта закона (решения) о бюджете (п. 6 Общих требований). Данные этих расчетов учитываются ГРБС (РБС) при составлении обоснования бюджетных ассигнований (ОБАС).

Читайте также:  Способы извлечения кубического корня

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы, прилагаются к представленной на утверждение смете и утверждаются одновременно с ней не позднее десяти рабочих дней со дня доведения лимитов (п.п. 6, 8 Общих требований).

Утвержденная смета, изменения в смету и расчеты (обоснования) плановых сметных показателей направляются ГРБС (п. 10.1 Общих требований).

Таким образом, утверждению бюджетной сметы или внесению в нее изменений предшествует доведение лимитов бюджетных обязательств. Иными словами, если объем доведенных до учреждения с начала текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств по определенному коду (кодам) бюджетной классификации превышает соответствующие показатели изначально утвержденной бюджетной сметы, то в нее должны быть внесены изменения. По смыслу приведенных выше требований бюджетного законодательства изменения в бюджетную смету должны вноситься «в режиме реального времени» в течение всего года — эта смета является не формальным документом, а главным правовым основанием для расходования бюджетных средств.

В соответствии с п. 4 Общих требований показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. При этом дополнительно могут быть утверждены иные показатели, в т.ч. аналитические, детализирующие лимиты бюджетных обязательств (абзац третий п. 2 ст. 221 БК РФ, письмо Минфина России от 18.08.2014 N 02-01-10/41203). К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы (п. 6 Общих требований).

Таким образом, бюджетная смета является документом, содержащим задание главного распорядителя бюджетных средств о направлениях и объеме расходования средств по их экономическому содержанию.

В рамках исполнения бюджетной сметы могут осуществляться расходы по содержанию имущества, не закрепленного за соответствующей организацией госсектора на праве оперативного управления (письма Минфина России от 08.10.2013 N 02-03-09/41926, от 18.04.2014 N 02-03-10/18157).

Внимание

В бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть спланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, нанесенного этим получателем бюджетных средств (ст.ст. 70, 221 БК РФ; письма Минфина России от 29.12.2014 N 02-01-10/68389, от 14.07.2014 N 02-10-09/34216).

Общие требования к ведению бюджетной сметы учреждения содержат ссылку на рекомендуемый образец Изменений показателей бюджетной сметы (Приложение N 2 к Общим требованиям).

Согласно п. 11 Общих требований при оформлении данного документа необходимо указывать только величину изменений соответствующих показателей:

— суммы увеличения объемов сметных назначений — со знаком «плюс»;

— суммы уменьшения объемов сметных назначений — со знаком «минус».

В соответствии с п. 13 Общих требований документ «Изменение показателей бюджетной сметы» утверждается руководителем учреждения в соответствии с п. 8 Общих требований, если иной порядок не установлен главным распорядителем средств бюджета в соответствии с п. 2 Общих требований.

Из содержания приведенных выше положений Общих требований недвусмысленно следует, что по итогам текущего финансового года в качестве бюджетной сметы, являющейся правовым основанием для расходования бюджетных средств, может рассматриваться совокупность следующих документов, утвержденных и согласованных в установленном порядке:

— «Бюджетная смета» (по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении N 1 к Общим требованиям);

— «Изменение показателей бюджетной сметы» (по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении N 2 к Общим требованиям).

Иными словами, Общие требования не содержат положения, обязывающего получателей бюджетных средств оформлять утвержденную уполномоченным должностным лицом бюджетную смету (в виде единого документа), при составлении которой будут учитываться все изменения, которые вносились в нее в течение текущего финансового года. В то же время очевидно, что такой сводный документ может быть оформлен для удобства работы сотрудников учреждения (без утверждения).

Читайте также:  Способы устранения сварочных напряжений

Конкретный порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет утверждается главными распорядителями бюджетных средств (ст. 158 БК РФ, п. 2 Общих требований). При этом большинство уполномоченных органов требуют от подведомственных им получателей бюджетных средств оформлять уточненные (сводные) бюджетные сметы по мере доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, по общему правилу, во избежание последующих разногласий с органами финансового контроля, в распоряжении получателя бюджетных средств по истечении финансового года должны быть:

— первоначально утвержденная Бюджетная смета;

— Изменения показателей бюджетной сметы, утвержденные в течении года.

Совокупные показатели данных документов должны совпадать с объемом лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств в текущем финансовом году.

Кроме того, в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, по итогам финансового года может быть составлена и утверждена уполномоченными должностными лицами уточненная бюджетная смета, в которой будет обобщена вся информация, содержащаяся в перечисленных выше документах.

Источник

Способы финансирования казенного учреждения

БК РФ Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Читайте также:  Парентеральный способ кормления это

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:

государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);

иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).

(п. 6 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ)

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ, от 01.04.2020 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Источник

Оцените статью
Разные способы