- З.Способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж
- Способы финансирования бюджетного дефицита.
- Воздействие бюджетного излишка на экономику
- Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет
З.Способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж
Способы финансирования бюджетного дефицита:
1)кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
3)увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета может возрасти.
Государственные займы — основная форма государственного кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве должника. Госзаймы — значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.
Проблема увеличения налоговых поступлений разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение налоговых ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера (рис.1).
А.Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100%, налоговые поступления Т сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при ставке налога t=а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки.
Падение налоговых ставок связано, по предположению Лаффера, с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения. ), а следовательно, сокращают налоговую базу, а следовательно, даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.
Снижение налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответственно, налоговой базы. Сократиться и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразиться на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост доходов увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке.
Однако на практике трудно определить, находится экономика дальше или ближе от точки А на кривой Лаффера. Если экономика находится в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может значительно увеличить налоговые поступления, но если экономика — в точке В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Способы финансирования бюджетного дефицита.
Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств .
Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который сопровождается усилением инфляции, то любые выплаты населению части этих средств будут увеличивать совокупные расходы и обеспечивать нарастание инфляции.
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета.
1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
2. Выпуск займов.
3. Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.
Монетизация. В этом случае возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Он возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется государству в виде возросших цен. В условиях уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. В результате дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. Монетизация может не сопровождаться эмиссией наличности, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов национального банка государственным предприятиям по льготным ставкам % или в виде отсроченных платежей (правительство покупает Т и У, не оплачивая их в срок; если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей). Это дает толчок к повышению уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются национальным банком или же накапливаются, увеличивая дефицит государственного бюджета.
Выпуск займов. Если дефицит финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка % (ч), что приводит к ¯ I в частном секторе, к падению чистого экспорта (Xn) и частично к ¯ С.
В итоге возникает эффект вытеснения; который ослабляет эффективность БНП.
Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет можно обеспечить в долгосрочном периоде на основе налоговой реформы. Цель ее — ¯ ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде ¯ ч сопровождается:
1. ¯ степени встроенной стабильности экономики.
2. эффекта вытеснения инвестиций негосударственного сектора на фоне повышения ч, которое возникает как реакция денежного рынка на Д на деньги при их неизменном предложении.
3. Возможным бюджетного дефицита из-за одновременного ¯ t и налоговых поступлений в государственного бюджета в соответствии с кривой Лаффера.
| |
| |
| |
| |
| |
|
По его мнению, чрезмерное t на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на состоянии государственного бюджета. Эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.
Эффективность БНП.
Проблемы, возникающие в процессе осуществления БНП.
I. 1. Проблема времени. Временной лаг распознавания — трудно предсказать будущий ход экономической активности и направление развития экономики прежде, чем спад или инфляция проявятся в статистике и будут осознаны.
2. Административная задержка — проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия БНП до того момента, когда эти меры будут действительно приняты.
3. Функциональное запаздывание — временной лаг между тем моментом, когда правительство принимает решение о БНП и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие.
II. Политические проблемы: Экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области налогов и государственных расходов. Целью может быть обеспечение товарами и услугами населения, а так же перераспределение доходов. В периоды выборов появляется пристрастие к стимулирующим мерам. Цель политической деятельности не всегда отвечает интересам национальной экономики.
III. Эффект вытеснения инвестиций, как правило, в частном секторе.
IV. Свобода действий при БНП ограничена состоянием платежного баланса страны и валютной политикой.
Источник
Воздействие бюджетного излишка на экономику
Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет
Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, «замораживание» бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.
Способы финансирования дефицита госбюджета:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) выпуск займов;
3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо-раж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям но льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и дня российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давления.2
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.
Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
Эта лекция взята со страницы решения задач по макроэкономике:
Возможно эти страницы вам будут полезны:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник