- Мастер — класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста опыты и эксперименты (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер — класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
материал
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
— Показать, как можно изготовить блокноты для фиксации экспериментальной деятельности своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rmo_eksperimentirovanie.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер — класс для педагогов:
основа поисково – исследовательской
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
— Показать, как можно изготовить блокноты для фиксации экспериментальной деятельности своими руками.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада представить Вам мастер-класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково–исследовательской деятельности дошкольников.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно — исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, наблюдательность, мышление, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
- Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
- Опытно-экспериментальная деятельность – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе мини-лабораторию «Познай-ка», где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности.
В нашем детском саду в рамках годового плана прошел конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности в группе» Одним из пунктов оценки было создание и обогащение коллекций для центра экспериментирования.
Коллекционирование в детском саду – это способ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Он способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Интерес к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с большим удовольствием включаются в эту работу, помогают своему ребенку.
Коллекции могут быть самыми разными. У нас в группе имеются: «Коллекция ракушек», «Ткани», «Киндер-сюрпризы», «Фантики», «Коллекция гербария», «Коллекция семян», «Коллекция бумаги» (Показ слайдов).
Задачи исследовательской деятельности
для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте – это:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
— формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Структура проведения эксперимента:
1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
3. Проведение наблюдения;
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
— Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
— Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
— Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Фиксация результатов экспериментальной деятельности
Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).
Способы фиксация результатов детского экспериментирования:
1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.
2. Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.
3. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.
ӀӀ часть. Практическая
Сейчас я предлагаю Вам создать блокноты для фиксации экспериментальной деятельности. Все необходимое находится у вас на столах: бумага, степлер, ножницы, цветные карандаши, восковые мелки.
Уважаемые коллеги, чтобы было понятно как пользоваться этим блокнотом, предлагаю провести опыт с магнитом. Магнит – это тело, обладающее магнитным полем.
Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
• Формировать представление о свойствах магнита;
• Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, умение делать простые выводы, фиксировать результаты опыта;
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Основное содержание деятельности:
1.Организационный момент, направленный на вызывание интереса воспитанников, постановка проблемы:
Пришло письмо в детский сад. Как вы думаете от кого оно? Сейчас прочитаем и узнаем. (Читается письмо от Золушки)
Золушка просит помощи. Нужно отделить крупу от скрепок. Как можно это сделать? (Предположения детей). Но злая мачеха поставила условие: отделить без помощи рук. Как сделать, если у нас есть магнит. (Дети выполняют просьбу Золушки).
2.Эксперименты с магнитом:
— Всё ли притягивает магнит?
— Давайте разберёмся, что же нам нужно узнать о магните? (Какие предметы он может притягивать, а какие нет)
– Конечно, ребята, тогда не будем терять время зря. Предлагаю провести исследование. Согласны? Тогда пройдите к столу для экспериментирования, чтобы поскорее выяснить, что же может притянуть магнит.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Дети располагаются вокруг стола с заранее приготовленными предметами из разных материалов.
— Какие предметы вы видите на столе? (Дверной ключ, скрепку, деревянный кубик, лист бумаги и т.д.)
— Ребята, проверим какие всё-таки предметы притягивает магнит, а какие – нет? (Да, проверим).
— Предлагаю взять по — одному предмету и проверить, притянется ли наш предмет к магниту? (Ребята подносят предметы к магниту).
– У кого предметы притягиваются к магниту? (ответы детей) А у кого — нет? (ответы детей) Кто догадался, почему. (ответы детей) (Если дети не догадываются) Магнит притянулся к.. (перечисление предметов). Чем они похожи? (ответы детей) Из какого материала эти предметы?) (ответы детей)
– Исходя из нашего опыта, какой можно сделать вывод? Какие предметы притягиваются магнитом?
Вывод: магнитом притягиваются только металлические предметы.
Детям предлагается вывод зарисовать в дневнике фиксации.
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.
Главные достоинства экспериментирования в детском саду:
— воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
— происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
— развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
— формируются трудовые навыки.
Всем спасибо за внимание и участие в мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности.
Цель: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.Задачи: 1.Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-эксперимен.
мастер класс для педагогов «Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников".
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно — исследовательской (поисково.
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Источник
Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)
Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty_bez_granits.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фиксационные карты в опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста Аликина Екатерина Алексеевна Воспитатель МАДОУ детского сада №278
Цель: Обучение детей следовать определенной структуре проведения эксперимента, подведение итогов, выводы, фиксация результатов в карточке.
Заключительным этапом любого опыта является подведение итогов и формулирование выводов. Чаще всего выводы мы делаем в словесной форме, но иногда избираем и другие способы. Мы со своими воспитанниками практикуем фиксирование результатов графически, т. е оформляем протокол, по которому дети формулируют выводы.
Карточка фиксации эксперимента «Тонет ,не тонет»
Компоненты оборудования для проведения опыта Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре эксперименти-рования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Карточка для фиксации опыта- эксперимента «Тонет – не тонет»
Карточка для фиксации опыта-эксперимента « Свойства магнита»
«Свойства сухого и мокрого песка»
Работа с такими карточками проводится с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети по желанию выбирают рабочие листы, оборудование, которое им необходимо для проведения опытов и начинают работать. Карточки помещены в файлы подходящие по размеру, дети отмечают результаты восковыми карандашами, которые впоследствии хорошо смываются таким образом карточки могут использоваться неоднократно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе .
Все дети любят творить. Кто-то любит рисовать, кто-то лепить, а кто-то конструировать. Творчество — сама суть детства, оно помогает развивать ребенка. Любовь детей к видам искусства можно использовать.
Данное содержание работы с детьми может реализоваться в формах бесед с рассматриванием иллюстраций, экскурсий, дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр, рассказов из личного опыта, решения про.
Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее .
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Сюжетные картинки по развитию речи помогут детям научиться более развернуто выражать свои мысли и правильно строить речевые высказывания.
Уважаемые родители!Задания по математике для дошкольников, представленные в этом материале, помогут вам разнообразить свои занятия с детьми, проверить умение детей считать предметы, а также решать зад.
Источник