Способы фиксации содержания изученной литературы

Способы фиксации содержания изученной литературы

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– » – дается анализ (характеристика, описание); —» – приводятся результаты;

– » – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– » – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

Читайте также:  Как посолить огурчики холодным способом

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

В первой главе освещается …. Автор отмечает (указывает, делает вывод), что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т. п.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– » – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Монографический реферат должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, содержащейся в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.

Источник

Изучение литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования. Этот метод позволяет зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Читайте также:  Народные способы снижения высокой температуры

Изучение литературы – предварительный этап любого научного исследования. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи, авторефераты диссертаций и др. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Это лучше делать сразу и подробно, чтобы не возвращаться к этому вновь при включении библиографии в текст готовой научной работы. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск, номер издания [3].

Работа исследователя предполагает обращение к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам.

Изучение литературы обычно осуществляется в два этапа: первичное ознакомление (дает представление о проблематике, основном содержании источника) и вторичное чтение (более медленное, глубокое, требует осуществления определенных записей и анализа) [10].

Рассмотрим подробнее виды записей в процессе чтения печатных материалов. В исследовательской практике сложились следующие методы фиксации и использования прочитанного: конспектирование, тезирование, цитирование, аннотирование, реферирование, выписки из школьных документов, изучение архивов.

Конспектирование. В переводе с латинского означает «обзор». Это краткое письменное изложение содержания книги, статьи, доклада, лекции, объяснения, включающего в себя в сжатой форме основные положения источника и их обоснования примерами, фактами, цифрами, графиками, таблицами, диаграммами и др.

Конспектирование литературных источников – процесс довольно сложный, творческий. Это явление индивидуальное, отражающее интересы конспектирующего, направленность его мыслей, оценок.

1. Текстуальное – применяется в том случае, когда необходимо переписать главные положения материала.

2. Свободное – наиболее существенные положения записываются в сжатой форме своими словами, при этом не исключается цитирование, подкрепляющее содержание конспекта.

3. Сложное – в нем объединено несколько видов записей: план, тезисы по каждому пункту плана, обоснования, доказательства, критические замечания, выводы по каждому разделу и общие выводы; а также дается обстоятельный анализ прочитанного материала с учетом использованной дополнительной и справочной литературы.

При конспектировании применяются разные виды планов:

Структурный – в нем формулируется перечень основных, структурных частей книги;

Предметный, или логический – записывается тематическая последовательность излагаемых в книге вопросов, он может быть составлен в форме вопросов, ответы на которые содержатся в тексте конспектируемой книги;

Тематический, или свободный – составляется на основании изучения ряда произведений исследуемой темы либо одного автора, либо нескольких;

План-конспект – состоит в левой части листа из вопросов плана, выписок и цитат к каждому пункту плана, а в правой – из собственных замечаний, оценок, кратких характеристик.

В самостоятельной работе над планом исследователь опирается на два приема: аналитический и аналитико-синтетический. Аналитический прием – мысленное деление текста на части. Каждая часть озаглавливается. Аналитико-синтетический прием –«разложение» текстов разных источников на составные элементы с последующим объединением этих элементов в единый план, соответствующий своим содержанием исследуемой теме [14].

Тезирование. С греческого – «положение», «утверждение». Цель этого метода – отбор из литературных источников ведущих идей, положений, концепций, которые излагаются, доказываются, развиваются и утверждаются автором книги. Записи оформляются в краткой, сжатой форме. Тезирование не предполагает набора фактов, графиков, схем, таблиц. Этот метод важен тогда, когда исследователь вводит своё положение, свою трактовку в противовес другому или другим утверждениям [14].

Цитирование. В переводе с латинского «призывать», «называть». Основа метода – цитата. Цитата – это точная, буквальная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые слова в подтверждение некоторого довода. Цитирование – опора на авторитетное мнение выдающегося специалиста, практика, работника культуры и т.д. Цитата используется:

— как способ ссылки на авторитетное мнение;

— как опора для обоснования собственных идей;

— в ряде случаев как материал для критического анализа идей, заложенных в ней автором.

Цитата в тексте исследователя всегда должна иметь сноску, с указанием автора, названия его произведения, года, места издательства, страницы. Считается некорректным цитировать кого-либо из произведений других авторов. Также считается некорректным многоцитирование, когда много цитат, а собственного текста очень мало. Полные и точные записи цитируемого текста берутся в кавычки, что указывает на документальную точность выписки, то есть слово в слово с соблюдением авторской орфографии и пунктуации [14].

Выписки из школьных документов. Распространена форма подтверждения отдельных положений, выводов фактами и конкретными примерами из непосредственной практики, оформленной в виде документов (из школьных, а также ВУЗовских документов, по аналогии с этим – из документов театров и т.д.). Это могут быть статистические и организационные документы, документы учебно-воспитательной и методической работы, а также финансовая и хозяйственная документация. Выписки должны точно отражать содержание документа [14].

Читайте также:  Способы изменить свой голос

Реферирование. В переводе с латинского – «докладывать», «сообщать». В основе метода – создание реферата, краткого, связного изложения в письменной форме сущности основного содержания статьи, книги. Реферат имеет научно-информационное назначение, в нем даются: анализ, критика научных теорий, научных выводов или их положительная оценка. Для студента реферат – самостоятельная исследовательская работа, в основе которого лежит основательное изучение литературного источника и последующая разработка текста по конкретной теме [14].

Аннотирование. Цель: создание аннотаций (в переводе с латинского «замечание»). Аннотация – общее и краткое изложение основного смысла научной работы, её части – с критической оценкой, снабженное объяснительными заметками.

С аннотированием довольно тесно соприкасается рецензирование (с латинского «рассмотрение»). Рецензия – критическая оценка книги, статьи. Это своего рода отзыв, суждение о прочитанном, подкрепленное фактами, доводами, пояснениями.

Изучение архивных документов. Значительно углубляет педагогическое исследование. Принятая классификация архивных источников:

нормативные материалы (циркуляры, инструкции, приказы и др.);

первичные документы учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием (материалы конференции, протоколы совещаний, собраний, педагогических и художественных советов, классные журналы, личные дела, книги приказов и др.);

вторичные документы учебно-воспитательных учреждений (описание, анализ, обобщение первичных документов, собственные наблюдения);

личные документы (анкеты, записные книжки, письма);

мемуары (опубликованные и неопубликованные, но представленные исследователю автором);

статистические материалы (графические изображения, числовые показатели, книги записи учащихся при их наличии);

Фиксация архивных материалов должна быть точной. Допустимы фотокопии этих материалов [14].

При работе с литературными источниками проводится анализ текста. Для этого используются следующие виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, контент-анализ, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, феноменологический и др.

Аспектный анализ – рассмотрение текста под каким-либо конкретный углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики.

Герменевтический [14] анализ – метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным или творческим школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для собственной работы – это составит научную новизну исследования.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях со средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность о практике его функционирования, выявляются все его возможные внутренние структуры и их взаимодействие [3, 55-56].

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, ответов на вопросы анкеты и др.) При его использовании в соответствии с целями исследования выделяются определенные стандартные единицы. Этими стандартными единицами являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Простейший способ обработки данных контент-анализа – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Контент-анализ рекомендуется для анализа исторических документов, уместен при изучении переписки специалистов, изучении дневников, периодической литературы и т.д. Этот метод позволяет определить направленность источника информации, ценностные ориентации, научные и творческие предпочтения [12; 10].

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон изучаемого текста. Чаще применяется при оценке вклада специалистов в разработку того или иного вопроса.

Комплексный анализ – рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например, в педагогике, философии, психологии, истории.

Концептуальный анализ – анализ научного текста в ракурсеопределенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию. При этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех внутренних и внешних связях и зависимостях. Отличается от голографического тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью «собираются» все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений [10].

Источник

Оцените статью
Разные способы