- Что такое эвакуация, в каких ситуациях объявляется, для чего нужен план эвакуации
- Эвакуация – это …
- Виды эвакуации
- Кто отвечает за проведение эвакуации
- План эвакуации
- Способы оповещения населения об эвакуации
- Краткое резюме
- Комментарии и отзывы (2)
- Способы и порядок проведения эвакуации населения
- Способы и порядок проведения эвакуации населения
- Принципы проведения эвакуации и рассредоточения
- Основы подготовки эвакуации
- Виды эвакуации:
- 2.2. Основы управления эвакуацией и общий порядок эвакуации
- Задачи органов управления эвакуацией
Что такое эвакуация, в каких ситуациях объявляется, для чего нужен план эвакуации
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чрезвычайные ситуации, к сожалению, возникают с завидной регулярностью.
Зачастую их последствия удается минимизировать, и они не очень заметно влияют на нашу жизнь.
Но некоторые негативные события вроде техногенных или природных катастроф, эпидемий и пандемий имеют столь мощный разрушительный потенциал, что спасти людей и материальные ценности можно только с помощью эвакуации.
Сегодня в деталях разберем, что такое эвакуация, какие виды существуют, кто отвечает за ее проведение, каковы способы оповещения населения.
Эвакуация – это …
В переводе с латинского языка «эвакуация» обозначает «удаление». И, если в латинском это слово подразумевает любое удаление чего-либо откуда-либо, то в русском языке слово стало термином, имеющим специфическую особенность.
Эвакуация – это вывоз (вывод) людей, материальных и культурных ценностей из зоны бедствия.
Причинами эвакуации могут стать самые разные чрезвычайные ситуации (ЧС):
- техногенные катастрофы:
- аварии на атомных электростанциях или опасных химических объектах,
- транспортные катастрофы,
- пожары, взрывы (или их угроза),
- аварии на очистных сооружениях,
- аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение),
- обрушение зданий;
Важно: эвакуация – это не только физическое «удаление» людей из мест бедствия, но и комплекс мероприятий, связанных с обеспечением эвакуированных медицинской помощью, предоставлением мест для проживания, обеспечением продовольствием и предметами первой необходимости.
Виды эвакуации
- по виду источника опасности:
- из зоны радиационного или химического поражения,
- из зоны возможного разрушения или подтопления;
- по способу эвакуации:
- транспортная,
- пешая,
- комбинированная (сочетание эвакуации на транспорте и пешком);
- по удаленности от места бедствия (рассматриваем нашу страну):
- локальная (в пределах населенного пункта или района, где произошла ЧС),
- местная (в пределах субъекта РФ),
- региональная (в пределах региона России (нескольких субъектов РФ),
- государственная, т.е. в пределах РФ;
- по началу проведения:
- заблаговременная (при возникновении потенциальной опасности),
- экстренная (при ЧС);
- по продолжительности:
- временная (на несколько суток),
- среднесрочная (до 1 месяца),
- длительная (свыше 1 месяца).
Вид эвакуации, проводимой при том или ином ЧС, зависит от следующих основополагающих моментов:
- масштабов негативных последствий.
Согласитесь, есть разница в последствиях при взрыве супер-вулкана и разрушением моста через реку во время паводка: в первом случае требуется экстренная комбинированная эвакуация, во втором, возможно, массовая и вовсе не понадобится, достаточно будет наладить снабжение населения всем необходимым;
наличия и возможности использования транспорта.
Вспомним фильм «Экипаж», спастись в той ситуации было возможно только самолетом, и то лишь теоретически;
контингента и численности эвакуируемых.
Одно дело, если требуется эвакуировать спортивную турбазу, совсем иное, если эвакуации подлежит дом престарелых или больница;
- особенностей местности, где произошло ЧС.
Кто отвечает за проведение эвакуации
Проведение мероприятий по эвакуации в РФ регламентируется законодательно:
- Федеральным Законом № 28-ФЗ от 12.02.1998 г.;
- Постановлением Правительства № 303 от 22.06.2002 г.;
- Методическими рекомендациями по организации гражданской обороны (п. 1.3).
При возникновении чрезвычайной ситуации или возможности ее наступления за проведение эвакуации отвечает «власть на местах», т.е. органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления.
В России создана специальная структура – РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), которая объединяет и координирует действия различных структур при возникновении (или угрозе) ЧС. Подробно об этой системе рассказано в другой статье нашего блога. Сейчас вспомним вкратце.
РСЧС – это иерархическая система, состоящая из 5 уровней. В ведении какого уровня возникла необходимость в эвакуации, там и возникает ответственность за ее проведение.
Допустим, произошла утечка ядовитых газов с химического предприятия в небольшом городке N. В этом случае на объектовом уровне РСЧС будет проводиться эвакуация работников этого предприятия, на муниципальном – эвакуация жителей городка N, на региональном – подготовка к эвакуации всех близлежащих населенных пунктов, если аварию и ее последствия ликвидировать не удается.
Чтобы быть максимально подготовленными к эвакуации любого масштаба, российской системой ЧС на всех уровнях создан, постоянно пополняется и модернизируется материальный актив для проведения эвакуаций (как собственный, так и привлекаемый со стороны).
План эвакуации
Для того, чтобы эвакуация (независимо от ее масштаба) прошла быстро и организованно, на каждом уровне РСЧС разработаны специальные планы эвакуации людей и материальных ценностей.
Наверно, каждый из вас видел в общественных местах схему под названием «План эвакуации при пожаре», похожую на эту:
Подобные схемы разрабатываются в индивидуальном порядке для предприятий, организаций, общественных мест и т.д. При их оформлении учитываются ГОСТ Р 12.2.143–2009 и ГОСТ 12.1.004–91.
На планах эвакуации схематично указываются аварийные выходы, схемы помещений, направление движения людей при покидании здания.
Существуют планы эвакуации населения и для населенных пунктов в целом. Например:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Способы оповещения населения об эвакуации
Сигнал оповещения о ЧС, в том числе – об эвакуации, осуществляется посредством всех средств массовой информации (телевидения, радио, смс-сообщений). Первоначальный сигнал о том, что необходимо включить какой-либо инфо-передатчик – это сигналы электрических сирен и гудки предприятий (они обозначают «Внимание всем!»).
Далее населению необходимо прослушать указания штаба ГО (гражданской обороны), а потом приступить к их выполнению. Как правило, алгоритм действий произносится внятно, затем несколько раз повторяется.
Краткое резюме
Эвакуация – наиболее эффективный способ защитить население, материальные и культурные ценности от негативных последствий ЧС.
Даже если вы не знаете, как организована эвакуация при ЧС в вашем районе, вы можете быть уверены, что все пройдет на должном уровне. Существует разработанный план, есть специально обученные люди, которые организуют все эвакуационные мероприятия.
Ознакомиться с планом эвакуации вашего населенного пункта можно в муниципальном штабе ГО или в местной администрации (либо на официальных сайтах этих организаций, но не везде они находятся в свободном доступе).
Читайте наш сайт, ведь пословица «Предупрежден – значит, вооружен», актуальна как никогда.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Мне всегда смешно, когда я смотрю на схему плана эвакуации из здания, в ней и так очень сложно разобраться, а если возникнет пожар, у людей паника, стресс, люди должны изучать эти лабиринты. Почему бы на полу не нарисовать стрелки, чтоб люди в критической ситуации шли по этим указателям?
Что касается катастроф на обширных территориях, то здесь должно работать быстрое оповещение населения, чтоб люди имели время на выезд из опасной зоны.
Чтобы не возникали плачевные последствия при эвакуации из здания, надо чаще проводить учебные тревоги для людей, часто там находящихся. Это значительно облегчит реальную ситуацию в случае «форс-мажора». В противном случае в давке может погибнуть значительное количество людей. Схема эвакуации должна быть на каждом этаже здания и хорошо читаться.
Источник
Способы и порядок проведения эвакуации населения
Способы и порядок проведения эвакуации населения
Эвакуация и рассредоточение населения из городов и других населённых пунктов или эвакуация людей из опасной зоны – надёжнейшие способы их защиты.
Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) из населённого пункта или опасной зоны персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, и населения в безопасную (загородную) зону. При этом эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.
Работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону. Неработающие члены семей указанных работников. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население. Материальные и культурные ценности.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
- государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных); производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций); запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения; сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы; запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:
- культурные ценности мирового значения; российский страховой фонд документов библиотечных фондов; культурные ценности федерального (общероссийского) значения; электронные информационные ресурсы на жестких носителях; культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.
Эвакуацию следует отличать от рассредоточения.
Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала работающих в условиях чрезвычайной ситуации объектов народного хозяйства, а также персонала, обеспечивающего жизнедеятельность города (работников коммунального хозяйства и т. д.). Рассредоточиваемые постоянно доставляются на рабочие места в город, а по окончании работы вывозятся в загородную зону.
Рассредоточению подлежит персонал:
Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах. Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т. п.).
При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам городов (населённых пунктов) районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению начальника гражданской обороны – руководителя органа исполнительной власти области разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.
Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.
Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).
Граница загородной зоны устанавливается в зависимости от категории (важности) города. Загородная зона является местом размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого персонала объектов экономики и остального населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Каждому объекту экономики в загородной зоне назначается район размещения.
Районы эвакуации и рассредоточения в загородной зоне согласуются с органами местной исполнительной власти и гражданской обороны. Весь фонд жилых, административных и общественных зданий в районах эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны – руководителей местных органов исполнительной власти. Горожане размещаются в них на основании ордеров, выданных этими органами.
При отсутствии загородной зоны на территории области по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территории этих субъектов Российской Федерации.
Принципы проведения эвакуации и рассредоточения
Основы подготовки эвакуации
Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:
1. Разработка планов эвакуации на предприятиях, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:
- маршрут движения; места малых и больших привалов; график вывоза из зон поражения; районы эвакуации; транспортные средства эвакуации; порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питья и водой; перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию; другая информация.
2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.
3. Подготовка транспорта.
4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.
5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
- в федеральных органах исполнительной власти – на начальников гражданской обороны – руководителей федеральных органов исполнительной власти; в субъектах РФ – на начальников гражданской обороны – руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ; в муниципальных образованиях – на начальников гражданской обороны – руководителей органов местного самоуправления; в организациях – на начальников гражданской обороны – руководителей организаций.
Виды эвакуации:
По видам опасности:
- эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения); эвакуация из зон возможных сильных разрушений; эвакуация из зон катастрофического затопления и др.
По удалённости:
- локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации).
По способам эвакуации:
- своим ходом. Население эвакуируется, используя собственные транспортные средства либо пешком (рис. 2.1);
Рис. 2.1. Эвакуация своим ходом |
- на транспортных средствах общего пользования. Люди эвакуируются централизованно на государственных (мобилизованных государством) транспортных средствах: железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных. Транспортом вывозятся рассредоточиваемые (работники предприятий, продолжающих работу в городе), формирования гражданской обороны, больные, престарелые, инвалиды, женщины с детьми до 10 лет. Остальные категории граждан выводятся пешком до пункта промежуточной эвакуации (рис. 2.2).
- комбинированный. Часть населения эвакуируется своим ходом, остальные вывозятся на транспортных средствах общего пользования до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать самостоятельно различными видами транспорта в конечные пункты назначения (рис. 2.3). Основной способ. Используется с целью проведения эвакуации в кратчайшие сроки.
По длительности проведения
- временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная – до 1 месяца; продолжительная – более месяца.
По времени начала проведения
- упреждающая (заблаговременная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток (рис. 2.4).
- экстренная (безотлагательная). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения (рис. 2.5). Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации:
- общая. Предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации; частичная. Проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируется:
1. Нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей).
2. Материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления.
2.2. Основы управления эвакуацией и общий порядок эвакуации
Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в органах исполнительной власти области, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаютсяорганы управления эвакуацией:
эвакуационные комиссии; сборные эвакуационные пункты; промежуточные пункты эвакуации; группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения; эвакуационные приемные комиссии; приемные эвакуационные пункты; администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.
На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, домоуправлении заблаговременно составляются списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учёта, размещения и обеспечения в районах расселения.
Задачи органов управления эвакуацией
1. Эвакуационных комиссий:
- планирование эвакуации на соответствующем уровне; осуществление контроля планирования эвакуации в подведомственных органах и организациях; организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.
2. Сборных эвакуационных пунктов (СЭП):
- сбор и учет эвакуируемого населения; организованной отправки эвакуируемых в безопасные районы.
Как правило, СЭП размещают в зданиях общественного назначения (клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и др.) вблизи пунктов посадки на транспорт (железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней) и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. Каждому СЭП присваивается порядковый номер (рис. 2.6). К СЭП приписывается персонал ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в данном районе.
Рис. 2.6. Сборный эвакуационный пункт
При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для контроля за организацией марша назначаются исходный пункт движения (обычно за чертой города или населённого пункта) и пункты регулирования движения.
Марш пеших колонн планируется на расстояние одного суточного перехода с задачей выйти из зоны возможных разрушений.
Для отдыха совершающих марш пешим порядком предусматриваются привалы:
- малый (на 10-15 мин) через каждые 1-1,5 ч движения; большой (на 1-2 ч) в начале второй половины перехода.
3. Промежуточных пунктов эвакуации:
- кратковременное размещение населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями; перерегистрация и проведение при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.
4. Групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения:
- организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте; ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте; оказание медицинской помощи в пути следования; организация охраны общественного порядка.
Приём и размещение прибывшего населения возлагается на местные органы власти и штабы ГОЧС. Для обеспечения приёма местными властями создаются приёмные эвакуационные комиссии, приёмные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организовываются пункты встречи.
5. Эвакуационных приемных комиссий:
- планирование и осуществление приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения; организация и контроль комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий; организация и контроль обеспечения эвакуации; учет и обеспечение хранения материальных и культурных ценностей.
6. Приемных эвакуационных пунктов:
- обеспечение приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями; последующая их отправка в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах (на пункты встречи).
Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприёмных органов на транспорте или пешком следуют в населённый пункт размещения.
Население, эвакуированное в безопасные районы, размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Местное население готовит жильё для эвакуируемых, оборудует укрытия (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим с предметами быта.
Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти.
Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, приёмных эвакопунктов при необходимости оборудуются простейшие укрытия или предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.
7. Администраций пунктов посадки (высадки):
- обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки); организация посадки (высадки) населения на транспортные средства; организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации; обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.
Источник