ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЯЩИХ
Среди многих организаторов и ведущих игр существует тенденция назначать капитана команды или предоставлять возможность командам делать выбор самим. Но, во-первых, в случае назначения дети подозревают наличие любимчиков, независимо от того, справедливо это или нет, а, во-вторых, команды могут выбрать лидера потому, что он самый сильный в их группе. Подобный лидер может запугивать или обижать остальных.
Руководитель игры должен установить такой порядок, чтобы каждый ребенок был водящим поочередно. Выделять его можно разными способами.
1. По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Преимущество этого способа состоит в том, что быстро выбирается наиболее подходящий водящий. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью. При назначении водящего руководитель должен кратко объяснить свой выбор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.
2. Существует способ выбора водящего по жребию. Жребий может быть произведен путем расчета, метания и другими способами.
Например, играющие должны угадать, «орлом» или «решкой» упадет монетка, подброшенная одним из игроков. Угадавший становится водящим или начинает игру и т.д. Подбор команд всеми участниками можно сделать путем бросания монеты: «орел» — одна команда, «решка» — другая. Если игра требует одинакового количества участников команды, жеребьевка проводится среди большей команды до полного равенства команд.
При выборе способа расчета дети становятся в круг и начинают произносить какую-либо считалку. На каждом слове считалки они указывают по очереди на игроков. На кого придется ее последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ считалки не требует много времени, и им обычно пользуются в играх, проводимых после уроков. В отдельных случаях считалку применяют и на уроках, чтобы несколько успокоить детей после сильного возбуждения. Считалки с осмысленным текстом помогают развитию речи у детей.
Можно использовать следующие считалки (для младшего школьного возраста):
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: «Пиф-паф!» — Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Принесли его домой — Оказался он живой!
Как на горке, на пригорке Жили двадцать два Егорки. Раз — Егорка, Два — Егорка, Три — Егорка и т.д.
Считать надо до двадцати двух. Двадцать второй Егорка выходит.
Эники-беники Ели вареники, Эники-беники-клос, Вышел на берег Веселый матрос.
На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. А ты кто такой?
Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос, например, «царевич». После этого снова начинают считать, и теперь считалка заканчивается на слове «царевич».
Следующая считалка совсем новая, ее придумали сами дети:
А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ-Е-Жэ, Едет жаба на еже; Зэ-И-Кэ-Лэ-Мэ-Нэ-О, Зайка, глянь ко мне в окно; Цэ-Чэ-Шэ-Щэ-Э-Ю-Я, А у щуки чешуя.
3. Для определения водящего по жребию можно «тянуться на палке». Участник берет палку снизу, выше берется рукой второй игрок, еще выше — третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмет палку за верхний конец и удержит ее или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применим при 2—4 играющих.
4. Организатор игры или один из игроков зажимает несколько соломинок (стебли травы, ленты или бечевки) в кулаке. Все, кроме одной, имеют одинаковую длину. Он держит их таким образом, чтобы остальные игроки не могли догадаться, какая из них короче. Каждый игрок вытягивает одну соломинку. Вытянувший короткую становится или водящим, или начинающим, или лидером одной из команд.
Для того чтобы набрать команду, организатор игры подбирает равное количество коротких и длинных соломинок и предлагает их, как в предыдущем случае. Игроки определяются по длине вытянутой соломинки.
5. Организатор игры, или один из игроков, или капитан команды держит обе руки за спиной, сжатыми в кулак, вне поля зрения свободных игроков. Другие игроки поочередно объявляют о четном или нечетном количестве пальцев. Так определяются команда, порядок игры и т.д. Организатор игры может разрешить каждому игроку посмотреть число отогнутых пальцев после того, как выпадает его жребий, а затем изменить их количество для другого игрока.
6. При жребии можно применять метания. Водит тот, кто дальше всех бросит палку, камень, мяч и т.д. Этот способ требует много времени. Им можно воспользоваться при проведении игр на открытом воздухе во внеурочное время.
Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.
7. Один из наиболее удачных способов — выделение водящего по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих.
Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применить трудно, так как водящих часто выбирают не по заслугам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей. Руководитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.
8. Справедливо установить очередность в выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организаторских навыков и активности.
9. Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.
В играх, в которых требуется ответственный выбор начала игры, члена команды или лидера команды, он может быть осуществлен игроком, подбрасывающим монету и определяющим результаты выбора в каждом отдельном случае.
Вышеперечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.
Источник
Способы этого выбирают разные физическое
Сборник тестовых вопросов по физической культуре для 7 класса
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Выберите понятие, которое наиболее емкое по сравнению с другими (включает в себя два других понятия):
— основы физического воспитания
2. Какой из показателей наиболее значимый для здоровья человека?
3. Правилами игры в волейбол в период игры каждой из команд дается максимум … передачи с целью возврата мяча на поле соперника (без учета удара, прикосновения на блоке):
4. При коньковом ходе в лыжном спорте высота палок должна достигать …
— уровня на 5 см выше роста спортсмена
+ уровня глаз спортсмена
— уровня на 5 см ниже роста спортсмена
— уровня плеч спортсмена
5. В каком году был создан Олимпийский Комитет России?
6. Какое значение имеет термин «Олимпиада»?
7. Выберите вариант, где указаны разновидности передвижения человека:
— прыжки, ходьба, подтягивание
+ лазанье, прыжки, ползание
— упор, метание, группировка
— вис, бег, кувырок
8. Олимпийским движением руководит …
+ международный олимпийский комитет
— международная олимпийская хартия
— международный комитет физического спорта
9. ОРУ бывает:
— на лавочке, на коврике
— сквозь сетку, в корзину
+ через скакалку, на улице
— при ходьбе на месте, во время бега
тест 10. Комплекс физических упражнений, способов, тактик, направленных на выработку в учеников различных двигательных и иных умений и навыков, и дальнейшее их совершенствование, называется …
11. Александр Попов известен как олимпийский чемпион в таком виде спорта как …
12. Состояние, при котором в организме происходят прогрессивные функциональные изменения, возникшие на фоне повторения двигательных действий, называется:
13. В какой момент риск травмирования при занятиях физкультурой снижается?
+ когда ученики четко следуют указаниям учителя
когда учащиеся не контролируют свои эмоции
когда ученики обучены навыкам выполнения физических упражнений
— когда учащиеся выполняют упражнения группами
14. … являются самой старой формой зарождения физической культуры.
— соревнования на колесницах
15. Что принято называть предметом состязания, способом обнаружения и сравнения возможностей человека?
16. На каком рисунке представлена правильная последовательность выполнения прыжка с места в длину?
— нет верного ответа
17. В Древней Греции первые Олимпийские игры были представлены таким видом программы как …
+ бег на одну стадию
18. Какие показатели относятся к признакам физической подготовленности?
— пульс, уровень кровоснабжения
+ выносливость, сила, быстрота
— частота дыхания, артериальное давление
— масса тела, рост
19. Какой старт по правилам соревнований применяется при беге на большие расстояния?
— любой, на усмотрение спортсмена
тест-20. Международный олимпийский комитет образовался в … году.
21. Составляющими Олимпийских игр являются …
— летняя и зимняя спортивные олимпиады
+ открытие, состязания, награждение победителей, закрытие
— различные соревнования между всеми странами мира
— соревнования по летним и зимним видам спорта
22. Главными факторами риска жизненного уклада человека являются:
— низкая активность движений, стресс
— вредные привычки, неправильное питание, лишний вес
— нет правильного ответа
23. Разновидность спорта, сочетавшая в древности бой кулаками с борьбой, называется:
24. Кто является первым почетным президентом Международного комитета Олимпийских игр?
— Пьер де Кубертен
— Годфруа де Блоне
25. Что такое двигательное умение?
— степень владения знаниями о системе движений
— уровень знаний о движениях
+ умение владеть двигательным действием
26. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, в котором указано физическое упражнение циклического характера?
— подтягивание на перекладине
27. Какой бег относится к спринтерскому?
28. Которая из стран считается отчизной Олимпийских игр?
29. Какой из видов спорта дает наибольшую эффективность в отношении развития гибкости:
тест_30. Какое из определений наиболее точно раскрывает суть понятия «здоровый образ жизни (ЗОЖ)»?
— установленный распорядок физического труда и досуга, исключение вредных привычек
— периодические профилактические осмотры у врача
+ физическая, умственная активность
— полноценное питание и оздоровительное закаливание
31. В программе современного пятиборья нет:
32. Античные Олимпийские игры получили название «праздник мира» за то, что …
— стали известными и популярными на весь мир
+ на время их проведения прекращались войны
— в них участвовали все страны мира
— проводились без участия судей
33. Наиболее скоростной стойкой лыжника во время спуска является …
34. Во время каких занятий создаются максимальные условия для развития ловкости?
+ спортивных и подвижных игр
— бега на длительные дистанции
— прыжков в длину и высоту
35. Что делают с ядром в легкой атлетике?
36. Штрафной удар по воротам в футболе пробивается с расстояния …
37. О талисмане, который якобы приносил олимпийцу, болельщику счастье, впервые заговорили в … году на играх в …
— 1986 году, Санкт-Петербурге
— 1975 году, Брюсселе
+ 1968 году, Мехико
— 1990 году, Монреале
38. Выберите из предложенных вариантов тот, который обозначает физическое качество:
39. Как называется позиция спортсмена на рисунке ниже:
тест*40. Способность в гимнастике выстраиваться в различные разновидности строя, и перестраиваться в них, называется …
Источник
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 4. Физическая подготовка. Её связь с развитием
физических качеств
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Физическая нагрузка и её основные параметры (объём и интенсивность).
- Основные правила развития физических качеств в системе тренировочных занятий.
- Признаки утомления организма на занятиях по развитию физических качеств.
Глоссарий по теме:
Физические качества — это врождённые биологические и функциональные свойства организма, используя которые человек получает возможность осуществлять целенаправленную двигательную деятельность.
Величина нагрузки — это мера воздействия физических упражнений на организм.
Интенсивность нагрузки — это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе.
Объём нагрузки — это величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объём определяется количеством выполненных упражнений за определённый отрезок времени (за одно занятие, день, четверть, год).
Ступенчатое повышение нагрузки — это способ повышения нагрузки, когда она увеличивается не на каждом занятии, а через 5–6 занятий.
Правила регулирования физических нагрузок — это условия, при выполнении которых физические качества развиваются самым эффективным образом.
Дозировка — это уменьшение или увеличение физической нагрузки с целью её более эффективного применения.
Внешние показатели утомления — это признаки, проявляющиеся во внешнем виде человека во время выполнения физических упражнений и сразу после его окончания в результате воздействия физических нагрузок.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Физическая культура. 6–7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. — 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071623-9 (страницы 24-33).
- Н.А. Федорова. Справочник. Физическая культура: подвижные игры, ФГОС. Н.А. Федорова – М: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2016. – 78 с.
- Общая физическая подготовка. Знать и уметь: Учебное пособие / Гришина Ю.И. — Рн/Д: Феникс, 2010. — 249 с
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Детская энциклопедия Потому.ру: https://potomy.ru/sport
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Физические качества развиваются во время выполнения физических упражнений. Физические упражнения выполняются с различной физической нагрузкой. Физическая нагрузка может быть различной по величине.
Величина нагрузки — это мера воздействия физических упражнений на организм. Величина нагрузки характеризуется её интенсивностью и объёмом.
Интенсивность нагрузки — это напряжение, которое испытывает организм при мышечной работе. К интенсивности можно отнести, например, скорость бега, силу отталкивания при прыжках, силу броска мяча, координационная сложность упражнений.
Объём нагрузки — это величина мышечной работы, которую выполняет человек. Объём определяется количеством выполненных упражнений за определённый отрезок времени (одно занятие, день, четверть, год).
Для того чтобы увеличить или уменьшить физическую нагрузку, нужно изменить её величину.
Для успешного развития физических качеств необходимо соблюдать определённые правила:
- регулярность и систематичность занятий;
- доступность и индивидуальный подход в выборе величины физических нагрузок;
- непрерывность и постепенность повышения величины физических нагрузок.
Регулярность и систематичность.
В процессе тренировок организм постепенно приспосабливается к физическим нагрузкам. Повышает уровень активности органов и систем.
Отвечая на физические нагрузки, организм запоминает возникающие при этом ответные реакции. Если нагрузки будут регулярными, то реакции останутся в памяти, а если нерегулярными, то реакции быстро забудутся.
Закрепление реакций организма приводит к постепенному развитию тренируемых физических качеств. Чтобы обеспечить закрепление реакций организма в ответ на физические нагрузки, занятия физической подготовкой должны проводиться регулярно и по определённой системе (систематически).
Доступность физической нагрузки.
Люди с разным уровнем физической подготовленности могут выполнять и различные по величине физические нагрузки. У каждого человека есть свои предельные нагрузки, которые он может выполнить.
Выявление предельной нагрузки — важное условие правильного дозирования (т.е. определения доз нагрузки) физических упражнений. Если доза нагрузки выше предельной, то её выполнить невозможно, а если ниже — нагрузка будет доступной.
Предельную нагрузку можно определить по нескольким показателям:
- по времени выполнения упражнения до первых признаков утомления;
- по предельной скорости выполнения упражнения;
- по количеству повторений упражнения до первых признаков утомления;
- по предельному весу, который может поднять человек.
При дозировании физических нагрузок необходимо учитывать индивидуальные возможности человека.
Непрерывность и постепенность повышения физических нагрузок.
Существует несколько способов повышения физической нагрузки.
Для самостоятельных занятий школьников наиболее эффективным считается способ ступенчатого повышения нагрузки. Он заключается в том, что физическая нагрузка увеличивается не от занятия к занятию, а через серию (5–6) занятий. Спланировав увеличение нагрузки на одном занятии, эту же нагрузку планируют и для последующих занятий этой серии. Во время выполнения постоянной нагрузки в серии занятий будет происходить приспособление к ней организма. После того как организм приспособится и будет относительно легко переносить нагрузку, её вновь увеличивают. Таким образом, начинается новая серия занятий. Повышение нагрузок от серии к серии напоминает восходящую лестницу, где на каждой ступени происходит приспособление организма к более высокой физической нагрузке.
Возрастание нагрузки обеспечивается за счёт:
- увеличения количества повторений упражнения;
- уменьшения времени отдыха между повторениями упражнений;
- увеличения скорости выполнения упражнения;
- увеличения отягощений;
- увеличения времени выполнения упражнения;
- изменения положения тела при выполнении упражнений.
Важным условием применения физических нагрузок является наблюдение и контроль за самочувствием и состоянием здоровья. Это необходимо для регулирования (дозирования) физической нагрузки. Если нагрузка на занятиях не приводит к значительному утомлению, значит, пришло время её увеличивать. Однако если после увеличения нагрузки организм переутомляется — нагрузка выбрана неправильно и её нужно изменить (снизить интенсивность, уменьшить время выполнения, сократить количество повторений).
Особенно важно контролировать самочувствие на первом занятии каждой очередной серии, когда происходит увеличение нагрузки.
Во время занятий необходимо ориентироваться на внешние показатели утомления. В конце занятий — на величину пульса, полученную после выполнения стандартной физической нагрузки.
Ориентируясь на показатели утомления, следует уточнять дозировку нагрузки для последующего занятия.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Информация о тестовом вопросе:
Физическая нагрузка и утомляемость.
Вставьте пропущенные слова:
«Для самостоятельных занятий школьников наиболее эффективным считается способ _____________ повышения нагрузки.
Если нагрузка на занятиях не приводит к значительному утомлению, значит, пришло время её _________________.
Если доза нагрузки выше предельной, то её выполнить _________________, а если ниже — нагрузка будет ___________________».
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
«Для самостоятельных занятий школьников наиболее эффективным считается способ ступенчатого повышения нагрузки.
Если нагрузка на занятиях не приводит к значительному утомлению, значит, пришло время её увеличивать.
Если доза нагрузки выше предельной, то её выполнить невозможно, а если ниже — нагрузка будет доступной».
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неправильными
Выберите тип интерактивного теста:
Подчеркивания / зачеркивания элементов
Информация о тестовом вопросе:
Подчеркните положения, за счёт которых обеспечивается возрастание нагрузки:
- увеличения количества повторений упражнения;
- уменьшения времени отдыха между повторениями упражнений;
- применение велотренажёра;
- увеличения скорости выполнения упражнения;
- употребление воды во время тренировки;
- увеличения отягощений;
- увеличения времени выполнения упражнения;
- изменения положения тела при выполнении упражнений
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
- увеличения количества повторений упражнения;
- уменьшения времени отдыха между повторениями упражнений;
- применение велотренажёра;
- увеличения скорости выполнения упражнения;
- употребление воды во время тренировки;
- увеличения отягощений;
- увеличения времени выполнения упражнения;
- изменения положения тела при выполнении упражнений.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации ответов являются неправильными
Источник