Методы, формы осуществления эстетического воспитания в начальной школе
Методы, формы осуществления эстетического воспитания
в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы осуществления эстетического воспитания
в начальной школе
Для осуществления эстетического воспитания используются разнообразные методы и формы. К методам эстетического воспитания относят: беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в искусстве, метод иллюстрации или так называемый наглядный метод, рассказы о произведениях искусства, предметах и явлениях и т.д.
Учителю важно правильно подбирать методы для эстетического развития каждого школьника, кроме того, этот выбор должен быть осознанным, целенаправленным. Рассмотрим некоторые из методов, наиболее часто используемые, по нашему мнению, учителем начальных классов в работе по эстетизации личности младшего школьника.
Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы на актуальные темы. Важно то, чтобы беседы были целенаправленны. Например, беседа на темы: «Что такое красота?», «Радуга природы», «Эстетика моей жизни», «В чем красота человека?». Дети выскажут свои мнения о данном вопросе.
Метод беседы учитель может сочетать с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций), упражнениями и т.д.
Особого внимания требует анализ художественных произведений искусства , который необходимо сочетать с систематическим развитием навыков художественного восприятия, изучением определенных фактов истории искусства и усвоением специальных терминов и понятий. Например, данный метод используется на уроках изобразительного искусства при ознакомлении учащихся с памятниками искусства или при рисовании с натуры вазы с цветами.
Упражнения в искусстве заключаются в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, рисовании, лепке из пластилина и др. Необходимо подчеркнуть красоту каждого упражнения, как подчеркнул
К. Паустовский: «Красота выступает одним из критериев истинности знания».
Метод иллюстрации учитель использует на каждом уроке, независимо от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод наиболее эффективен. На уроках изобразительного искусства главную и основную группу методов формирования эстетической восприимчивости составляют наблюдение и рассматривание картин, предметов, сопровождаемые действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование) или рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам) пейзажей, отдельных деревьев, цветов. На любых других уроках – это может быть показ иллюстративных пособий природы, репродукций, таблиц, карт и др.
На мой взгляд, комплексность данных методов будет способствовать повышению уровня эстетической воспитанности, проявлению творчества в работе, стремлению вносить красоту в общение с людьми, в свой досуг, в общественно полезную, трудовую, учебную, природоохранительную и другие виды деятельности.
Значительную роль в формировании эстетической культуры играют формы, используемые во внеучебное время. К таким формам относят: кружки, клубы, студии по разным направлениям, кинолектории, классные часы, часы информации, вечера поэзии, встречи за круглым столом и т.д.
Наиболее распространенной формой, используемой учителем начальных классов, является кружок. Это музыкальные, литературные кружки, кружки изобразительного искусства, кружки народного творчества
Цель литературного кружка — расширение жизненного опыта школьников, вовлечение в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. Приобщение к творчеству благотворно влияет на общую эстетическую культуру школьника, делает его более квалифицированным читателем и зрителем. Практические задания на занятиях литературного кружка направлены на развитие навыков творческого чтения. Например, подобрать иллюстрацию к каждому виду художественной выразительности, привести примеры или придумать пародию на злоупотребление образной выразительностью, примеры жеманства и манерности языка. Все задания могут стать программой литературного вечера-конкурса, подготовленного членами кружка.
Как говорил В.А.Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности». С этой целью учитель организует музыкальные кружки на базе школы.
Музыкальные кружки по своей доступности, распространенности и охвату большого количества школьников занимают ведущее место среди других форм кружковой работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Многообразие видов деятельности в кружке способствует наиболее оптимальному развитию музыкальных способностей. Музыкальные кружки предполагают хоровое пение, поэтому музыкальный кружок называют хоровым кружком. Хороший хор – это образец звучания, художественного исполнения, владения певческими навыками. Руководителем хора является хормейстер, который организует хоровой коллектив (однородные хоры, смешанные), делает занятия хора естественным продолжением музыкального воспитания на уроке музыки.
Я считаю, что основная задача кружка рисунка и живописи – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения. На занятиях дети обучаются сознательно использовать изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи. Основные виды деятельности в кружке – работа с натуры, по памяти, наблюдение, композиционная и декоративная работа. Самый распространенный вид работы в младших классах – композиция на темы. В создании рисунков дети могут опираться на наблюдения или же на литературные и фольклорные источники, с привлечением доли фантазии.
Кроме кружков на базе школы учитель может организовывать клубы . Участниками клуба могут быть дети разных классов. Работа в клубе способна вызвать не только интерес к действительности и умение видеть ее эстетически выразительные качества, но и интерес познания коллективного творчества. Примером таких клубов могут быть, клубы по изобразительному искусству , где дети узнают, насколько интересен мир живописи, клубы юных книголюбов, где дети делятся впечатлениями от прочтения книг, понравившихся им, обсуждают поступки героев, рассматривают сюжет произведения.
В последнее время в школах появляются студии : музыкально-хоровые, литературно-творческие … Учитель организует работу в школьной студии по такому же принципу, что и работа в студии на базе учреждений дополнительного образования.
Например, м узыкально-хоровые студии – это студии с необходимым комплексом музыкальных дисциплин. В учебный план студии входят хор, сольфеджио, инструмент, музыкальная литература. Формируя певческие навыки, нельзя отрывать друг от друга технические и художественно-эстетические задачи. Руководитель хора начинает работу над исполнением хоровых произведений без музыкального сопровождения
(a capella). Подготовка к выступлениям помогает учащимся студии узнавать много новых песен дополнительно к школьной программе, развитию музыкальных способностей, точной вокальной интонации.
Литературно-творческие студии дают возможность школьнику взглянуть на литературу со сравнительно новой точки зрения – отталкиваясь от основных литературоведческих понятий. Основной метод работы в такой студии – самостоятельный подбор иллюстрирующих литературоведческие термины художественных текстов. Такой метод не только расширяет эрудицию школьников, но и развивает их литературно-творческие способности.
Каким-то клубом руководит сам учитель, а главная его задача — увидеть способности ребенка, его интерес к творческой деятельности и помочь ему самореализоваться в том или ином клубе или кружке.
Классный час, часы информации, КТД – основные формы работы с ученическим коллективом, к которым учитель имеет непосредственное отношение. На рассмотрении этих форм остановимся ниже.
Таким образом, рассмотренные нами методы и формы способствуют формированию художественного вкуса и представлений о роли искусства в жизни современного общества, развитию их жизненному опыта и наблюдательности, а так же освоению детьми умений и навыков художественной деятельности. Важно, чтобы учитель начальных классов учитывал вышеназванные формы при планировании воспитательной работы в классном коллективе.
Источник
Формы и методы эстетического воспитания
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_esteticheskoe_vospitanie.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
Рассмотрим некоторые методы эстетического воспитания:
— метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
— метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
— метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.
— метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д., тем самым приучая к видению прекрасного.
В.И.Логинова, П. Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:
— методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;
— методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
— методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Классификация методов определена Н. А.Ветлугиной:
— в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые). К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей. Чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку ;
— в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;
— в зависимости от задач развития художественно-творческих способностей;
— в зависимости от возрастных особенностей детей. Например приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.
— в зависимости от индивидуальных особенностей детей;
— в зависимости от этапов художественных занятий.
Для целенаправленного получения эстетической информации также очень важен метод целостного восприятия. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.
Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям:
по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;
по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.
Одна из форм — самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой.
Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию.
Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок).Это совместные:
— праздники и развлечения;
— театрализованные игры и игры-драматизации.
Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания.
В эстетическом воспитании также широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Использование методов и приемов зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.
В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.
Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания цели и самостоятельных действий.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.
Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не различают светотени, слабо дифференцируют цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов.
Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.
Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку умственно отсталых детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.
Источник