Особенности эстетического метода познания мира
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема проекта: «Эстетика как философская дисциплина»
Эстетика как философская дисциплина
Термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos (чувствующий, чувственный).
Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности.
1. Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира такое место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и греческих натур философов.
2. У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал релятивизм.
3. Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания эстетических ценностей как численного выражения.
4. У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества. Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему эстетических категорий в их взаимосвязи.
5. В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия вспомогательной по отношению к богословию дисциплиной, в трудах Тертуллиана, Блаженного Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел богословия, который должен раскрыть роль искусства и красоты мира в отношениях человека к Богу.
6. В эпоху Возрождения эстетика изучала соотношение природы и художественной деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).
7. В эпоху Просвещения основной задачей эстетики считалось изучение особенностей художественного познания мира (по Баумгартену).
8. Гегель считал, что предметом эстетики является искусство, причем не любое, а именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических категорий исторически развивается, и она строится на основе исторического становления категорий их перехода из одной в другую. Основными эстетическими категориями у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и безобразное. Им соответствуют три исторически развивающихся формы искусства: классическая, символическая и романтическая.
9. Чернышевский критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом эстетики должно быть все многообразие эстетического отношения человека к мир.
Особенности эстетического метода познания мира
В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.
В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.
Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.
Эстетической знание носит конкретновсеобщий характер. Поскольку эстетика таким образом представляет собой некую систему понятий логических категорий. В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена только если она поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность искусства особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками системности эстетического знания являются так же монистичность – т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований. А так же принцип минимальной достаточности. Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений. Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор неизвестные факты и явления.
Таким образом полное определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом: эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.
Источник
Эстетическое познание и эстетическая деятельность
Содержание:
Предмет: | Этика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 05.09.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Средой различных средств духовного развития человека является эстетическое воспитание, подчиненное приобретению эстетического опыта и формированию эстетических отношений к окружающей действительности. Эстетическое отношение к субъекту вызывает эстетический интерес, который, кроме того, к функциям эстетического фактора также выполняет когнитивные функции.
Более того, он выдает или объект, вызывающий эстетические чувства, побуждает человека к определенной познавательной деятельности, которая напрямую зависит от степени заинтересованности субъекта. способствует формированию культуры отношений, без которой культура личности, ее профессионализм немыслима.
Задачи эстетического воспитания личности обновляются новыми реалиями нашего времени. Бурное развитие научно-технического прогресса, освоение новых технологий (информации, нанотехнологий), освоение космоса и тайн человеческого сознания, мощные средства воздействия на окружающую природу предполагают более развитое сознание в сознании современных людей, прежде всего эмоционально-чувственно-гуманное отношение ко всему существующему, стремление спасти, сохранить мир.
Эстетическое отношение и содержание эстетической деятельности
Эстетическое отношение рассматривается современной наукой как уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия человека, решающего проблему личностного смысла и самореализации, с окружающим миром и культурой.
Эстетическое отношение проявляется и формируется в эстетической деятельности. Эстетическая деятельность универсальна, она включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую (создание различных произведения искусства), художественно-техническую, художественно-рецептивную (восприятие искусства), рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы), духовно-культурную (выработка личного вкуса, эстетических оценок, суждений, идеалов), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов).
Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности. «Венец эстетической деятельности — искусство. Здесь действительность человека возвышается до художественного творчества».
Философы постоянно возвращаются к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». «Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать». По мысли Н.А.Бердяева, антропологический путь — единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самопознание. «Человек — малая вселенная, микрокосм — вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания».
Один из путей познания мира через самопознание — художественное творчество. Художественное творчество рассматривается в философии, психологии и педагогике как высшая форма эстетической деятельности, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры в результате формируется эстетическое отношение человека к окружающему миру. Художественное восприятие и творчество — канал соприкосновения «глубинного» и «вершинного», их взаимоперехода друг в друга. Художник выделяет вещь из ряда других вещей, из обыденного круговорота явлений и событий, «приподнимает» её над повседневностью. Происходит то «короткое замыкание» всеобщего на единичное, которое осуществляется силой воображения.
В творчестве происходит постижение красоты — одной из универсальных форм всего сущего. «В обыденной жизни красота чаще всего не вычленяется из целостного восприятия окружающего мира, но служит продолжением той общей картины, которая рождается на основе постижения мира». Очелевеченная природа, искусство, человек — все оценивается по законам красоты. Восприятие красоты и многочисленных ее разновидностей не связано с утилитарными потребностями, потому красота бескорыстна.
Творчество понимается сегодня как основной способ существования и развития личности. Следовательно, полноценная личность — это всегда личность творческая, развивающаяся, для которой характерно появление все новых и новых психологических новообразований и перестройкой уже сложившихся структур. К. Роджерс дал общую характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения с окружающими», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.
Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность. А. Бергсон отождествляет творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. Правда, это только творение формы». И далее: «в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно». Творческий процесс — это своего рода качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. Творчество — это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво. Творчество — интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров.
В свою очередь, творчество (от английского творчества, что означает «творчество», способность к творческой деятельности) является имманентным свойством психического. Творчество рассматривается не как отдельный психический процесс, а как следствие первоначального внутреннего вовлечения Творчество тесно связано с понятием «творчество» — универсальными способностями, которые позволяют достигать не только высоких результатов в репродуктивной деятельности, но и механизмов воображения (или близких к ним образований) в процессе онтогенеза и функционально-генезиса различных психических явлений. также создать новый продукт, который отличается новизной и оригинальностью.
Анализ многих исторических фактов показывает, что основным технологическим устройством человека-создателя (как первооткрывателя, создателя, искателя истины и даже в некоторых случаях опровержения) является умение свободно перемещаться по информационным полям. Роль играет отсутствие негативных чувств о себе, так как потенциал для творческого роста раскрывается на позитивных примерах и стимулирующих силах.
В ситуации острого социального порядка для изучения проблемы творческих способностей Д. Гилфорд отошел от классического разделения мышления на индуктивное и дедуктивное, которые представляют только однонаправленное конвергентное мышление. Д. Гилфорд выделил принципиально иной тип мышление расходящееся, сходящееся/расходящееся, действующее как пара в дихотомии. Дивергентное мышление — это не направленное мышление, а способность мыслить в широте, что позволяет вам выйти за рамки некогда выбранного направления решения исходной проблемы (принятия во внимание видение других атрибутов объекта). Многие современные психологи рассматривают творчество и дивергентное мышление как синонимы.
Творчество является атрибутом личности. Именно воображение определяет «единство аффекта и интеллекта», которое в определенной степени нарушает целостность личности и уже проявляется в «умных эмоциях» дошкольника.
Личность является субъектом создания новых форм культуры, т. е. общей и значимой для других людей, в которых она идеально представлена, и в то же время — субъектом самопреобразования, саморазвития, самосоздания.
Искусство как основное средство эстетического воспитания и развития детей связано с образным знанием жизни. Художественные образы вызывают яркие эстетические переживания, активизируют познавательные интересы и способствуют выявлению и развитию различных способностей. Искусство и потенциал воображения накапливаются в По мнению Л.С. Выготского, оно не просто средство социализации «сырого», «естественного» аффекта, «социальной техники чувств», но содержит механизм генерации «саммитов» общих человеческих переживаний и отношений и создает основу для гармонизация интеллекта и аффекта.
Поскольку современная социальная ситуация характеризуется негативными проявлениями эмоционального неприятия общества, эстетическая деятельность должна рассматриваться как возможность улучшить способность человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, создавая красоту в окружающей действительности.
Социальные ожидания эстетической деятельности велики, потому что она переводит доминанты современной педагогики: принципы релевантности, целеустремленности, этики, контекстуальности, эстетики, основанные на проверенных временем правилах и нормах поведения в обществе. время, социально-педагогические аспекты эстетической деятельности учитываются: цель (обеспечение преемственности поколений), структура (овладение опытом и соответствующее развитие личности), метод реализации (эстетически окрашенная жизнедеятельность студентов), источник (социальные отношения, общение людей).
Эстетическое сознание
Эстетическое развитие начинается с такого важного элемента, как эстетическое восприятие, которое образно интерпретируется исследователями как «окно в мир эстетики» (эстетика интерпретируется как часть объективной реальности, которая влияет на сознание человека, вызывает эстетические чувства и переживания). Воспитательная работа с точки зрения эстетического развития — это процесс, обусловленный сложной структурой эстетического сознания человека. Эмоционально-чувственный, эстетический мир человека состоит из неразрывно связанных между собой элементов. Для успешной воспитательной работы как педагог, так и образованный должны четко понимать суть каждого из этих элементов и понимать их как специфическую образовательную задачу. Недостаточное развитие эмоционально-чувственной сферы человека превращает его в бесчувственного, равнодушного биоробота, безжалостно и беспощадно используя мощные современные средства не ради творчества , но ради уничтожения ради своих корыстных целей.
Эстетическое восприятие интерпретируется как способность человека замечать, отмечать, видеть, воспринимать эстетическое. В образовательной работе важно понимать природу эстетического восприятия — врожденное качество человека или приобретенного. Исследователи справедливо полагают, что эстетическое Восприятие человека приобретается исключительно в результате воспитания и самообразования. Человек с развитым эстетическим восприятием глубоко и тонко воспринимает все цвета, формы и звуки мира, глубоко переживая и осознавая их, что также развивает личностное качество.
Развитое эстетическое восприятие способствует более адекватному восприятию всех тонкостей и разнообразия мира, благотворно влияет на интеллектуальное состояние и развитие человека. Одна из гипотез о сущности «японского экономического и научно-технического бума» Это утверждение основной причины этого состояния — невероятно развитого японцами эстетического восприятия в национальном масштабе. Есть много замечательных примеров. Всем известен японский национальный праздник — цветение сакуры. Апогеем такого национального события является Восприятие этого изумительного зрелища на фоне горы Фудзи и даже в полнолуние. Чтобы увидеть это изумительное зрелище, устремляются миллионы японцев.
Эстетическое восприятие развивает чувство цвета, музыкальный слух, чувство пространства и формы. Развитое эстетическое восприятие положительно влияет на моральные чувства и личностные качества. Такой человек более сострадательный, отзывчивый, чуткий, что очень важно при характеристике человека ,
Практический вопрос: как развить эстетическое восприятие у учеников, с чего начать? Конечно, развитие эстетического восприятия с самого раннего детства дает наибольший эффект. В народной педагогике накоплен огромный опыт: пение колыбельной, мелодии народного Мелодии, разноцветные игрушки-погремушки, ароматические травы в подушках малыша и т. д. уже формируют эстетическое восприятие, развивая умственные способности ребенка.
На последующих этапах онтогенеза разрабатываются все новые и новые средства, которые развивают эстетическое восприятие — все формы искусства. Для ребенка одинаково важно развивать потребность в его собственном творчестве — рисовании, моделировании, использовании красок, игре музыкальные инструменты и др.
Развитое эстетическое восприятие сопровождается эстетическими чувствами и переживаниями, которые понимаются как «эмоциональная реакция на эстетическое восприятие».
Все многообразие объективной и субъективной реальности вызывает множество чувств, которые обогащают внутренний мир человека, формируя его сознание и сознательное отношение ко всему, что происходит вокруг него и самого себя.
Формирование эстетического познания
Практика показывает, что культурный потенциал личности начинает закладываться с раннего детства. Начиная с младшего школьного возраста у детей в процессе учебной деятельности формируются познавательные интересы. Этот возраст наиболее благоприятен для восприятия мира искусства. Но степень познавательной активности младших школьников к концу обучения в начальных классах невелика, интересы эпизодические, поверхностные. Отношение к учению чаще безразличное, нередко негативное. Это результат того, что школа теряет свою привлекательность уже на первом этапе обучения. Особую причину в этом мы видим в недостаточном внимании к эстетическому фактору в обучении: во-первых, отсутствует понимание возможностей эстетики как важного источника знаний; во-вторых, не учитывается сила влияния искусства на детей; в-третьих, существующие направления эстетического воспитания недостаточно влияют на развитие интеллектуальной сферы личности; и, наконец, в-четвертых, отсутствует понимание теснейшей связи эстетики с проблемами нравственности, духовного развития личности.
В то же время общепринятое определение эстетического как чувствующего повлекло за собой представление об эстетическом воспитании как процессе созерцательном, пассивном, в котором мыслительные процессы стоят на втором плане, в связи с чем и эстетический интерес рассматривается в большей степени с позиции чувственного и в меньшей — с позиции познавательного фактора. Тем не менее, определяя искусство как источник человеческих чувств, следует отметить его активное познавательное начало, без которого искусство не может быть средством воспитания.
Творчество взрослого человека в своей развитой форме имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребёнка, которое хотя и выступает еще в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее. Широкое распространение в настоящее время получила идея известного швейцарского лингвиста Фердинанда де Сосюра, который различал «обозачающее», т.е. то, что заменяет объект, и «обозначаемое», т.е. сам объект. Уже на уровне образа ребёнок разделяет мир на обозначаемое и обозначающее, учится смотреть сквозь «очки» человеческой культуры.
Следует отметить, что одна и самых сложных проблем психологии развития связана именно с объяснением возникновения «символической функции сознания». Дж. Баттерворд и М. Харрис выявили существование промежуточных возрастных форм использования знаков, когда действие или образ выступают заменителями какого-либо другого объекта. Один из способов понять, как происходит такого рода переход, состоит в признании разных типов символического обозначения предметов. В одном случае знаки указывают на предметы, непосредственно «здесь-и-теперь» присутствующие в данной реальной ситуации, а в другом становятся символами, репрезентирующими воображаемую реальность. Знак может указывать на то, что присутствует в данной ситуации. Однако знак может использоваться и для указания на что-то такое, что физически отсутствует в данной ситуации. Подобные знаки заменяют предметы, которые ранее были доступны непосредственному наблюдению, так что они действительно репрезентируют реальность.
Символы появляются тогда, когда один объект, действие или мысль начинает заменять другой. Отношение между символом и предметом может быть полностью произвольным, либо оно возникает в результате взаимной договоренности людей, либо символ может иметь некоторое сходство с тем, что он заменяет.
Использование таких обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Любая культурная форма предполагает использование некоторого обобщенного способа действия, что дает возможность применить его к самому широкому классу задач. Тогда любой новый факт не просто запоминается и принимается, но и анализируется с точки зрения его места в системе представлений, в нем выделяются наиболее существенные стороны.
Образная сфера психики — производная воображения. Поэтому с психологической точки зрения человеческое созерцание выступает как «порождающее» восприятие, а с психофизической — уже на уровне элементарной чувствительности носит субъектный характер. Последнее означает, что уже простейшее ощущение человека может содержать в себе зачатки того, что в потенции становится особой инстанцией личности.
Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру. В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы. Открытость и способность к выходу за пределы наличной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях.
Заключение
Эстетическая деятельность направлена на развитие духовных сил и творческих способностей, реализацию взаимозависимого комплекса представлений о человеке как активном субъекте, познании и преобразовании мира и самого себя на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм. Таким образом, основой эстетической деятельности является деятельность личности. Формирование активной личности, особенно в контексте глобальных социально-экономических преобразований российского общества, является актуальной задачей, так как направлено на подготовку студентов не только к социальная адаптация, но и для активного развития и трансформации ситуации социальных изменений.
Новая образовательная парадигма состоит в существенно меняющейся формуле образования, которая во многом определяется не количеством знаний, а общим развитием, культурой методологического мышления, способностью человека быстро включать информацию в контекст своей деятельности, мораль Обязанность. Это переориентирует эстетическую деятельность на целостное развитие личности и дает меру и критерий социального прогресса с развитием личности как субъекта истории и культуры.
Активность — активное отношение человека к миру, способность совершать социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе развития исторического опыта человечества. Активность определяется как способность системы к самоходу, саморазвитие, саморегуляция, самореализация. Рассматривается как источник трансформации или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром. Необходимым компонентом познания мира является самореализация, которая рассматривается как способность проявлять себя во взаимодействии с окружающей средой.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник