Способы эмпирического обоснования
Ядро эмпирической аргументации составляют способы эмпирического обоснования знания, называемые также эмпирическим подтверждением, или верификацией (от лат. verus – истинный и facere — делаю).
Подтверждение может быть прямым, или непосредственным, и косвенным.
Прямое подтверждение – это непосредственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в обосновываемом утверждении. Например, прямым подтверждением утверждения может служить фотография, которая позволяет определить, соответствует это действительности или нет (так называемое, сравнение «до и после», используемое в рекламе шампуней, омолаживающих средств, средств для похудения и т. д.). Прямой путь воздействия на потребителя, не лукавя, говорит: «Отправляйтесь в магазин и покупайте!» или «Звоните нам по телефону за дополнительной информацией».
При косвенном подтверждении речь идет о подтверждении логических следствий обосновываемого утверждения, а не о прямом подтверждении самого утверждения. Косвенный прием всегда опосредован, при этом совет потребителю дается в завуалированной форме. Одним из приемов косвенного призыва может быть ссылка на то, что многие ваши знакомые уже пользуются этим товаром или услугой. Довольно хорошо в плане убеждения потребителя действует упоминание о том, что некое всем известное лицо использует этот продукт и горячо его рекомендует (с разрешения этого лица и, как правило, за вознаграждение).
Обычно эмпирическое подтверждение является индуктивным подтверждением. Под индукцией понимают движение мысли от единичного, частного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах). В качестве примера можно привести слова из песни группы «Авария»: «Москва пьет пиво, Анталья пьет пиво, Китай пьет пиво, «Авария» пьет пиво… Весь мир пьет пиво». Или: «Коля любит Mambu, Толя любит Mamby, Оля любит Mamby, все любят Mamby, и Сережа тоже».
Эмпирические данные могут использоваться не только для подтверждения, но и для опровержения утверждений и теорий, или фальсификации. Фальсификация – это процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки. Например, «Вы уже поняли, что диета – не для Вас. Мы предлагаем принципиально иное…».
Кроме того, эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров.
Пример– это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. Цель примера – подвести к формулировке общего утверждения и в какой-то мере быть доводом в его поддержку.
Критерии выбора примеров:
1. Пример должен быть достаточно ясным и неоспоримым. Если одиночные факты-примеры не подсказывают с должной ясностью направление предстоящего обобщения, рекомендуется перечислить несколько однотипных примеров. Вспомним одиозную рекламу стирального порошка «Tide», построенную на целом ряде жизненных примеров с обязательным напоминанием о бесконечности данных примеров: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!».
2. Пример должен подбираться и формулироваться таким образом, чтобы он побуждал перейти от единичного, частного, к общему, а не от частного к частному. Отметим, что аргументация от частного к частному правомерна, однако единичные явления, упоминаемые в такой аргументации, не представляют собой примеров.
3. Пример должен восприниматься как обычное явление или, во всяком случае, как логически и физически возможное. Если это не так, то пример приводит к обратному результату или комическому эффекту. Например, рассказ миллионера о том, как ему удалось разбогатеть: «Я купил яблоко за один пенс, помыл его и продал за три пенса; потом я купил три яблока, помыл их и продал за девять пенсов… Этим я занимался целый год, а потом умер мой дядя и оставил мне в наследство миллион».
Следующим способом эмпирической аргументации выступает иллюстрация.
Иллюстрация – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность слушающего в правильности уже известного и принятого общего положения.
Если задача примера — подтолкнуть мысль к новому обобщению и подкрепить его, то задача иллюстрации — прояснить известное положение, продемонстрировать его возможные применения, усилить эффект его присутствия в сознании слушающего.
С различием задач связано различие критериев выбора примеров и иллюстраций. Так, пример должен выглядеть твердым, однозначно трактуемым фактом. Вспомним рекламу зубной пасты, где в качестве примера использовалось куриное яйцо, на одну половину которого был нанесен рекламируемый продукт, а на другую – нет, и как замечательно после такой обработки изменились свойства скорлупы первой половинки.
Иллюстрация же вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение, останавливая на себе внимание. Например, серия рекламных роликов, представляющих дезодорант для мужчин «Axe-effect», или не менее известная реклама «Shweppes» («Эволюция… До него нужно дорасти»). Однако следует помнить, что в реальной практике различие между примером и иллюстрацией не всегда отчетливо.
Итак, основная задача иллюстрации – усилить эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ, живую картину абстрактной мысли («Shweppes»… До него нужно дорасти»). В случае применения неадекватной иллюстрации общее положение не ставится под сомнение. Неадекватная иллюстрация рассматривается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, как свидетельство непонимания им общего принципа или неумения подобрать удачную иллюстрацию.
В рекламе при описании какого-то определенного лица (героя) особенно эффективно ироническое использование иллюстраций. В этом случае сначала этому лицу (герою) дается позитивная характеристика, а затем приводятся иллюстрации, несовместимые с ней. Примером может служить ироничная реклама соков «Моя семья», «Любимый» пива «Толстяк», и т. д.
В аргументации часто используют сравнения. Те сравнения, которые не являются сравнительными оценками или предпочтениями (вспомним сравнительное обоснование), обычно представляют собой иллюстрации одного случая посредством другого, при этом оба случая рассматриваются как конкретизации одного и того же общего принципа.
Пример иллюстрации сравнения: «А ваш шоколад такой же, как шелк? Такой же тающий, такой же роскошный, обволакивающий? Это может быть только «Dove!» «Dove» — шелковый шоколад».
Итак, мы рассмотрели важнейшие способы эмпирической аргументации. Однако общие утверждения, принципы и т. д. не могут быть обоснованы чисто эмпирически, путем ссылки только на опыт. Они требуют также теоретического обоснования, опирающегося на рассуждение и отсылающего к другим принятым утверждениям.
Источник
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
- сбор и первичное обобщение фактов;
- составление формулировок и описаний;
- накопление сведений, получаемых в ходе наблюдений;
- систематизация и классификация информации.
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
- Наблюдение. Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. Кроме того, важна объективность информации, поэтому наблюдатель должен фиксировать все релевантные факты, а не только те, которые показались интересными лично ему.
- Эксперимент. Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. При этом результаты эксперимента также должны быть объективными и беспристрастными. Важным требованием к экспериментальным данным является повторяемость (другой исследователь, проводя аналогичный эксперимент в полностью воссозданных условиях, должен получить те же результаты).
- Сравнение. Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. Это позволяет сравнивать между собой предметы, которые при этом не сравнимы по ряду других признаков, не имеющих значения в текущем контексте.
- Измерение. Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения.
- Описание. Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных при помощи наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом используются специальные термины и обозначения, гарантирующие однозначную интерпретацию описаний.
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
- Развитие и образование. Эмпирическое познание является основным механизмом развития интеллекта, получения знаний об окружающем мире и формирования необходимых навыков.
- Формирование модели поведения. Человек строит свою модель взаимодействия с обществом и миром на основании эмпирических наблюдений. К примеру, ребёнок подражает взрослым. При этом некоторые поступки приносят ему радость, а другие расстраивают. И на основании этого чувственного опыта формируется его характер.
- Оценка окружающего мира. Эмпирические наблюдения помогают нам найти своё место в мире, сформировать принципы поведения, морали и нравственности, определить взаимоотношения с окружающими.
- Целеполагание. Именно чувственный опыт является основным источником вдохновения и мотивации, помогающим нам находить новые цели и устанавливать правильные векторы развития.
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
- Разные предметы изучения. При познании одного и того же объекта на эмпирическом и теоретическом уровнях предметы познания отличаются. Эмпирическое познание направлено на изучение явлений, связанных с объектом, измерение его характеристик и проявлений его сущности. На теоретическом уровне выявляются закономерности и сущностные связи с другими объектами.
- Разные уровни объективности. Задача эмпирического познания состоит в том, чтобы получить объективные данные об объекте. Чтобы избавиться от субъективности восприятия, применяются специальные подходы к сбору фактов. В теоретическом познании субъективные качества исследователя играют более существенную роль, ведь он сам определяет, на каких закономерностях сосредоточить внимание.
- Разные формы взаимодействия с познаваемым объектом. Эмпирическое познание использует непосредственное взаимодействие с объектом (либо частично опосредованное при использовании различных исследовательских инструментов). Теоретическое познание вообще не подразумевает взаимодействия с исследуемым объектом, а полностью опирается на анализ уже имеющихся данных, полученных эмпирическим либо теоретическим путём.
- Разные инструменты познания. На эмпирическом и теоретическом уровнях используются разные наборы инструментов и понятийные аппараты. На эмпирическом изучаются реальные свойства объекта и используются термины, отражающие эти свойства. На теоретическом уровне изучается абстрактная модель объекта, наделённая фиксированным набором заранее заданных свойств. При этом используются инструменты из других наук.
- Разные требуемые направления и уровни подготовки. Субъектом эмпирического познания может быть человек с меньшим уровнем подготовки, при условии, что имеющиеся в его распоряжении инструменты позволяют фиксировать или измерять все необходимые свойства. При этом он может обладать меньшими знаниями в области точных наук, но должен хорошо понимать природу исследуемого объекта. Для теоретического познания обычно требуются знания из логики, математики, физики и других наук.
- Разные способы организации знания. Фундаментальным требованием к теоретическим знаниям является отсутствие противоречий. Соответственно, при теоретическом познании приходится следить за системностью и непротиворечивостью получаемых знаний. Любое логическое противоречие или несоответствие расчётных величин говорит о наличии ошибки. В эмпирическом познании противоречия вполне допускаются. На данном уровне просто собирается информация, а выяснение того, по каким причинам возникают противоречивые данные – задача теоретического познания.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Источник