- Способы электризации тел 8 класс
- Электризация тел
- Урок физики. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс. презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода заряда»
- Просмотр содержимого документа «Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода заряда»»
Способы электризации тел 8 класс
Электростатика — раздел физики, изучающий неподвижные заряды и не изменяющиеся во времени электрические поля.
Электрические явления известны человеку с давних времен. Это электризация тел при трении, молния. Систематическое изучение электрических явлений начато в XVIII в. В России этим занимались М. В. Ломоносов и Г. Рихман, в Америке — Б. Франклин. М. В. Ломоносов установил природу молнии, Б. Франклин — два рода электричества. Франклин предложил считать, что стекло, натертое кожей, заряжается положительно, а янтарь, натертый шерстью, — отрицательно. С точки зрения современной науки, отрицательно заряженное тело содержит избыток электронов. Если у тела забрать часть электронов, то оно заряжается положительно. Следовательно, отрицательный знак заряда электрона — условное понятие, связанное с произвольным выбором Б. Франклина.
Электризация тел
Любому телу можно сообщить электрический заряд, т. е. наэлектризовать его. Для этого его нужно привести в контакт с источником зарядов. С древних времен человеку было известно, что кусок янтаря (затвердевшей смолы хвойных деревьев), натертый шерстью, притягивает к себе мелкие кусочки сухих листьев дерева, соринки. Позже было обнаружено, что аналогичной способностью обладает и стекло, натертое кожей. Эти явления были названы электрическими (от лат. «электрон» — янтарь). Такие тела могут служить источниками зарядов.
В наше время, в век господства синтетических материалов, мы повседневно сталкиваемся с проявлением статического электричества: трение одежды из синтетики о кожу человека сопровождается треском искр, видимых в темноте.
Чтобы обнаружить заряд какого-либо тела, нужно воспользоваться пробным зарядом — другим заряженным телом малых размеров (точечным зарядом). На пробный заряд со стороны нашего тела будет действовать сила. Если источник пробного заряда и тела один и тот же (янтарь или стекло), это будет отталкивающая сила, если же их источники разные (у одного янтарь, а у другого стекло), то пробный заряд будет притягиваться к нему.
Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют — электризация.
Конспект урока «Электризация тел».
Источник
Урок физики. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
Урок-исследование. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elkktrizatsiya_tel._dva_roda_zaryadov.ppt | 2.86 МБ |
konspet_uroka.doc | 818 КБ |
sinkveyn.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электризация тел. Два рода зарядов . 8 класс. Урок-исследование. ГОУ санаторная школа – интернат №51. Б обкова Ирина Петровна, у читель математики и физики
Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.
Ключевые слова. Электризация , электрический заряд , положительный и отрицательный заряд , взаимодействие зарядов.
1. Эксперимент Электризация ручки, эбонитовой или стеклянной палочки. Притяжение ей мелких кусочков бумаги. Электризация двух полосок бумаги. Опыт с гильзой из фольги.
Исторически условились Электрический заряд, полученный на эбонитовой полочке, называть положительным (+) Электрический заряд полученный на стеклянной палочке, назвали отрицательным (-)
Запомните! Электризация тел происходит при соприкосновении . Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел .
Взаимодействие заряжённых тел Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются ? — ? + ? 1. 2. 3. ? + ? ? ? ? 1. 2. 3. + — — — — + + + + — — — —
Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А — и на Б -.
Какой знак заряда на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А — и на Б -.
Применение электризации Окрашивание деталей. Копчение продуктов. Замес теста на крупных заводах и кондитерских. Очистка промышленных газов и др.
Работа с кейсами Прочтите внимательно кейс. Обсудите реальность данного кейса. Ответьте на вопросы после кейса.
Кейс 1 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: — Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности — Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? — Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
Кейс 2 Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: — Кто прав? Иван Иванович или комиссия? — Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
Кейс 3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: — Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? — Прав ли был механик автоколонны? — Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
Домашнее задание §§2 5 , 26 № 1169 , 1171,1172
Пример синквейна 1. Электризация. 2. Отрицательный и положительный . 3. Взаимодействуют – отталкиваются и притягиваются. 4. Не шути с электризацией! 5. Осторожно!
Источник
Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода заряда»
Предложенный материал урока поможет учащимся понять принцип электризации и взаимодействие двух зарядов.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе «Электризация тел. Два рода заряда»»
Урок физики в 8 классе.
Тема: «Электризация тел. Два рода заряда»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать у школьников понятие электризации; показать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие; сформулировать меры предупреждения электризации при выполнении парикмахерских работ.
формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов;
формирование понятия электризация и выяснение сущности процесса электризации тел;
формирование знаний о способах электризации;
определение знака заряда наэлектризованного тела;
изучение практической направленности полученных знаний;
ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов;
способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать;
способствовать развитию логического мышления;
развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике;
развивать умение применять полученные знания для выполнения профессиональных функций.
способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе.
Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочка, мех, шелк, штатив, султаны, листочки бумаги, полиэтилен, бумага, резина, расчески, хлопок, шерсть, капрон, линейки из оргстекла.
1. Вступительное слово учителя
Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений, к которым относятся:
В седьмом классе мы начали знакомиться с механическими явлениями, изучению тепловых явлений мы посвятили почти 2 четверть, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать? На этот вопрос вы ответите мне сами. Выберете из предложенных физических явлений электрические.
На доске вывешиваю явления:
Заполняем примерами схему:
Давайте дополним схему примером электрического явления, с которым вы сталкиваетесь при выполнении профессиональных обязанностей парикмахера. Это электризация. Это явление полезное в вашей деятельности или вредное? Сегодня мы с вами должны выработать меры по предупреждению электризации при выполнении парикмахерских работ. Но для этого нам нужно очень подробно познакомиться с явлением электризации. Поэтому тема нашего урока: «Электризация тел. Два рода зарядов». Записываем в тетради тему урока.
Каждый из вас, к концу урока должен научиться объяснять, что такое электрический заряд и электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, а это вам поможет выработать меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.
2. Изучение нового материала
Запишем план урока:
1) происхождение слова «электричество»
2) понятие электризации
3) способы электризации
4) виды электрического заряда
5) взаимодействие заряженных тел
6) причины электризации при проведении парикмахерских работ
7) меры по предупреждению и уменьшению электризации при выполнении парикмахерских работ.
В Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно. Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь. (запись на доске).
Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале 17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло.
Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Возьмите в руки расчески и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги. Наблюдаем явление электризации. Возьмите линейку, лежащую на столе потрите ее о бумагу, поднесите к мелким листочкам. Наблюдаем явление электризации. Надуйте шарики, лежащие у вас на столе, потрите их о полиэтилен, поднесите к новогодней мишуре.
Демонстрации. Эбонитовая палочка натертая о мех притягивает к себе листочки султана. Стеклянная палочка потертая о шелк притягивает листочки бумаги.
Эбонитовая палочка потертая о мех притягивает к себе струю воды. (по рисунку в учебнике стр. 58 рис. 28)
Из всех этих опытов делаем выводы. (Записывают в тетрадь)
1. Электризоваться может не только янтарь, но и другие вещества.
2.Электризация – явления, в которых тела приобретают свойство притягивать другие тела.
3. В электризации участвуют два тела.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем ее к листочкам бумаги. Листочки притягиваются. Поднесем мех. Листочки притягиваются.
Возьмите линейку и потрите ее резину. Поднесите линейку к листочкам. Поднесите резину к листочкам.
Делаем еще один вывод. (Записывают в тетрадь)
4. Электризуются оба тела.
Итак, мы уже с вами знаем, что такое электризация. Познакомимся с ее способами.
Трение Соприкосновение Удар
При выполнении предыдущих опытов мы уже с вами познакомились с одним из способов. Давайте назовем его.(Трение)
Демонстрация. Эбонитовую палочку натираем о мех и подносим к султану. Он электризуется. Проверяем поднесением бумажек.
В данном случае мы уже не совершали трение, чтобы наэлектризовать султан, мы только прикоснулись к нему. Этот способ электризации – соприкосновение.
Попробуйте сами. Возьмите линейку потрите ее о мех. Коснитесь султана. Поднесите султан к листочкам бумаги.
Демонстрация. Ударим несколько раз линейкой полиэтилен. Поднесем линейку к листочкам бумаги. Они притягиваются. Продемонстрировали электризацию ударом.
Итак, тело можно наэлектризовать трением, ударом, соприкосновением.
Полиэтиленовую пленку, подвешенную на штативе, осторожно потрите кусочком бумаги. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую и разгладьте ее. Разъедините их и поднесите друг другу. Как они взаимодействуют?
Поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски поднесите к полоске на штативе. Наблюдайте их взаимодействие.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о резину и поднесем к полиэтиленовой полоске. Как они взаимодействуют? Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Поднесем к полоске. Как они взаимодействуют?
Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии?
На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле.
Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит поразному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
Два рода заряда
(эбонит о мех) (стекло о шелк)
Мы уже узнали, что существует два рода заряда, положительный и отрицательный. Выясним как они взаимодействуют.
Демонстрация. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех. Получим отрицательный заряд, сообщим его султану. Зарядим стеклянную палочку о шелк и поднесем ее к султанам. Султан будет притягиваться к палочке. Наэлектризуем эбонитовую палочку о мех, поднесем к султану. Листочки султана оттолкнуться.
Делаем вывод и записываем в тетрадь:
— заряды одного знака отталкиваются
— заряды разного знака притягиваются.
Теперь давайте проверим, что вы усвоили о взаимодействии заряженных тел.
Ответьте на вопросы по карточкам.
— Какие бумажные цилиндрики, из показанных на рисунке заряжены, а какие нет? (Рис.1)
— Какие цилиндрики заряжены одним знаком? (Рис.1)
— Какие цилиндрики заряжены разным знаком? (Рис.1)
Найди ошибку (Рис. 2)
Определите знак заряда на неподписанном шарике.(Рис.3).
Теперь давайте посмотрим, как вы усвоили, что такое электризация.
Ответьте на вопросы теста.
Тело, которое наэлектризовано …
в) приходит в движение
г) притягивает к себе другие тела
2. Электрические заряды бывают…
в) положительными и отрицательными
3. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:
4. Тело можно наэлектризовать …
Сначала работают над тестом самостоятельно, а потом проверяем все вместе.
Мы уже с вами знаем, что такое электризация, каковы ее способы. Мы выяснили, какие существуют заряды и как они взаимодействуют. Теперь давайте назовем причины электризации волос при выполнении парикмахерских работ.
Записываем в тетрадь.
— трение волос об одежду
— трение волос о расчески
— сушка волос феном
— недостаточная влажность воздуха.
Зная причины электризации волос, попробуем назвать меры по предупреждению этого. Во-первых, давайте попробуем экспериментально определить, какую лучше выбрать одежду, чтобы уменьшить электризацию волос.
Возьмите в руку шерсть и потрите его о волосы. Затем поднесите мех к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к меху.
Возьмите в руку хлопок и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к хлопку.
Возьмите в руку шелк и потрите им волосы. Затем поднесите хлопок к волосам. Обратите внимание на то, с какой силой волосы притягиваются к шелку.
Сделайте вывод о том какой материал уменьшает электризацию волос.
Давайте отметим в тетради первую меру по предупреждению электризации волос.
— Выбирать одежду из хлопка, льна.
Возьмите в руки пластиковую расческу и потрите ее о волосы, затем поднесите ее к волосам. Так как при электризации одно тело заряжается положительно, а другое отрицательно, то если понести расческу к волосам – они притянутся. Тоже самое проделайте с деревянной расческой.
Сделайте вывод о том, какие лучше использовать расчески.
Запишите в тетрадь.
— Использовать расчески из дерева.
Как уменьшить электризацию при сушке феном?
Что необходимо делать с воздухом в рабочем помещении?
Мы сегодня на уроке справились с поставленной задачей. Меры, которые мы сегодня выработали, помогут вам в профессиональной деятельности.
4. Запись домашнего задания и выставление отметок
Параграф 25, 26 ответить устно на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщение о применении электризации в быту и промышленности.
Источник