- Экстренное торможение поезда
- Особенности тормозной системы
- Когда применяется экстренное торможение?
- Как действовать пассажирам?
- ОСТАНОВКА И ТРОГАНИЕ ПОЕЗДА НА ПЕРЕГОНЕ
- Экстренное торможение поезда
- Особенности тормозной системы
- Когда используется?
- Безопасные места
- Правила безопасности
- Как действовать в экстренных ситуациях на транспорте
- 1. Что делать в экстренных ситуациях на железной дороге?
- Действия локомотивной бригады при применении средств экстренной остановки.
Экстренное торможение поезда
С экстренным торможением поезда могут столкнуться все пассажиры, которые иногда или часто ездят железной дорогой. Важно разобраться, почему и в каких ситуациях оно может применяться. Не менее важно знать, как должны вести себя пассажиры, чтобы исключить или минимизировать возможный риск травмирования.
Особенности тормозной системы
Во всех современных поездах используются тормоза пневматического типа. Это означает, что вдоль вагонов проходит система, заполненная воздухом. В ней поддерживается определенное давление. Если давление быстро сбросить, сработают тормоза и состав остановится.
Система имеет некоторые особенности, которые позволяют эффективно использовать тормоза в штатных ситуациях. К примеру, под каждым вагоном установлен так называемый воздухораспределитель. Он срабатывает при падении давления в системе. Из специального резервуара сжатый воздух подается в цилиндры. Они, в свою очередь, давят на колодки, в результате чего поезд начинает останавливаться.
В случае необходимости остановки машинист нажимает на специальный кран, который позволяет спускать воздух с системы с определенной скоростью. Обычно интенсивность спускания воздуха может меняться в зависимости от необходимости торможения. Последовательное спускание воздуха из магистрали и называется ступенчатым торможением, которое применяется машинистами в большинстве случаев при остановках на станциях и в других ситуациях.
Экстренное торможение поезда отличается тем, что воздух спускается резко и быстро. В результате тормозной путь сокращается к минимуму.
Бытует ошибочное мнение, что экстренное торможение машинисты могут применять только в случае возникновения опасности, но это далеко от практики. Нет подобных ограничений. Машинист может экстренно тормозить каждый раз, когда посчитает это необходимым. Правда, потом ему придется написать рапорт с пояснениями. Обычно машинисты стараются обеспечить плавный ход состава, чтобы избежать инцидентов, связанных с падением и травмированием людей.
Когда применяется экстренное торможение?
Чаще всего экстренно поезда тормозят в следующих ситуациях:
- Возникла угроза жизни людей, спровоцированная различными факторами.
- На пути выбежали животные.
- Отказали автотормоза.
- Поезд продолжает движение после служебного торможения.
Часто применяется экстренное торможение и в зимнее время, когда обычные тормоза не дают желаемого результата, и поезд продолжает двигаться при необходимости остановки.
Как действовать пассажирам?
Если поезд экстренно останавливается, пассажиры верхних полок рискуют свалиться вниз. Чтобы минимизировать риски, необходимо свернуть одеяло или матрас в виде барьера, хотя в современных вагонах предусмотрены защитные поручни.
Со столика следует убирать все предметы, которыми можно серьезно пораниться при экстренном торможении. После еды всю посуду и приборы следует убирать в сумку, а не оставлять на столике.
Если едете в купе, двери следует плотно закрывать. В таком случае меньше риска, что при резкой остановке двери прижмут конечности или сильно ударят по другим частям тела. Пассажирам верхних полок желательно сразу спуститься на низ, если имеется такая возможность, и дождаться полной остановки поезда. Если падения избежать не удалось, постарайтесь сгруппироваться и закрыть голову руками, чтобы свести к минимуму риск получения травм разной тяжести.
Безопаснее всего в момент экстренного торможения находиться на нижней полке по направлению движения поезда.
Источник
ОСТАНОВКА И ТРОГАНИЕ ПОЕЗДА НА ПЕРЕГОНЕ
Вынужденная остановка поезда на перегоне может быть необходимой в случаях
приближения поезда к сигналам остановки, а также внезапной подачи сигнала остановки с пути или поезда
— когда движение угрожает жизни людей
внезапное появление препятствия в пределах габарита подвижного состава
— разъединение рукавов или разрыв поезда
— наличие неотпущенных тормозов в поезде, если повышение давления в магистрали не дает результата
— возникновение пожара на тепловозе или в поезде.
По возможности машинист останавливает поезд на площадке и прямом участке пути если не требуется экстренная остановка. При экстренной остановке контроллер машиниста устанавливают в нулевое положение в последнюю очередь.
Далее машинист немедленно объявляет по радиосвязи о вынужденной остановке машинистам локомотивов и моторвагонных поездов следующих по перегону и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, которые должны немедленно доложить об этом поездному диспетчеру. Если остановка не связана с задержкой у светофора с запрещающим показанием, бригада выясняет причину остановки и возможность дальнейшего следования.
Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут, то помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на тепловозе тормозные башмаки, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и в соответствии с порядком, установленным начальником дороги.
После этого помощник машиниста берет молоток, два прокладных кольца для головок концевых рукавов, а при плохой видимости и ночью -ручной фонарь.
При осмотре помощник машиниста проверяет соединение рукавов, положение концевых кранов, состояние воздухораспределителей и подводящих к ним трубок, выход штоков тормозных цилиндров и отход
колодок от бандажей, состояние состава и находящегося на нем груза. Особо внимательно должны быть проверены номер хвостового вагона и наличие хвостового сигнала.
Машинист сверяет номер хвостового вагона с записью в натурном листе и справке ВУ-45. Машинист обязан дополнительно сообщить по поездной радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникшего препятствия. При неисправности поездной радиосвязи сообщение необходимо передать с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь.
Совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, локомотивная бригада должна принять меры к устранению возникшего препятствия, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути.
Перед приведением поезда в движение на спуске вынимают из под колес все тормозные башмаки и приводят в действие автотормоза. Затем машинист подает сигнал об отпуске ручных тормозов, отпускает тормоза в поезде и ступенями — вспомогательный тормоз.
Перед приведением поезда в движение на подъеме, если в растянутом состоянии привести его в движение не удается, необходимо отпустить автотормоза вторым положением крана машиниста и затормозить тепловоз. Определить время, за которое поезд полностью придет в движение. Вновь затормозить поезд, а затем поставив ручку крана машинистка во второе положение, начать осаживать состав. При этом тормоза у вагонов будут отпускаться последовательно. Осадив примерно пятую часть поезда, машинист переводит реверсивную рукоятку в положение «вперед» и увеличивает силу тяги. Такой способ трогания безопасен для поезда с тяжелой головной частью или однородного, и ели скорость при трогании будет примерно равна скорости распространения отпускной волны.
Дата добавления: 2015-02-13 ; просмотров: 1337 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Экстренное торможение поезда
Всем пассажирам, которые путешествуют железной дорогой, иногда приходится сталкиваться с экстренным торможением. Главная его особенность заключается в том, что поезд останавливается резко. Важно знать, как вести себя в подобных ситуациях, чтобы избежать возможных травм. Не лишним будет разобраться, когда может применяться экстренное торможение и как происходит процесс остановки поезда.
Особенности тормозной системы
Ныне все поезда оснащены пневматической тормозной системой. Она считается надежной и эффективной. Главное ее отличие заключается в том, что система наполнена воздухом под давлением. Если воздух спускают с системы, давление падает. Это и приводит к остановке состава.
В целом система имеет сложное строение. Помимо магистралей, она имеет специальные воздухораспределители. Они позволяют сжатому воздуху накапливаться в специальных емкостях. В случае необходимости сжатый воздух прижимает колодки, поэтому поезд останавливается. Если по какой-то причине вагон отсоединиться на ходу, поезд начнет останавливаться, поскольку при отсоединении нарушается герметичность пневматической системы и давление падает.
Если необходимо остановить состав, машинист делает несложные действия: при помощи небольшого крана спускает воздух в установленном темпе. Одновременно с действиями машиниста воздухораспределители направляют воздух в цилиндры для эффективного торможения. При необходимости давление в цилиндрах увеличивается путем разрядки.
Так обычно останавливают состав в штатных ситуациях. Если требуется экстренное торможение, машинист быстро выпускает воздух из системы, что приводит к быстрой остановке многотонного подвижного состава.
Когда используется?
Считается, что экстренно тормозят машинисты только в особых случаях, но это не так. Машинист может воспользоваться функцией в любой момент, если считает это необходимым. Хотя обычно сотрудники железной дороги не злоупотребляют экстренным торможением, поскольку после каждого случая его применения нужно писать рапорт, в котором детально прописываются причины действий машиниста. К тому же в случае получения травм пассажирами ответственность не обойдется рапортом.
Машинисты стараются управлять поездом плавно. Это помогает обеспечить комфорт пассажирам и избежать различных инцидентов. Плавность хода зависит не только от навыков и желания машиниста, но и других факторов, в частности графика расписания.
Экстренное торможение может применяться в следующих случаях:
- если штатное торможение не дало желаемого результата и поезд не останавливается;
- если тормоза отказали (штатные тормоза перестали работать);
- если существует угроза людям (например, они находятся на путях, выехал автобус или машина на переезд и др.);
- если животные выбежали на рельсы.
Применяться экстренное торможение может и зимой, когда из-за наледи на рельсах поезд не останавливается на станции в нужном месте.
Безопасные места
Если поезд будет резко тормозить или столкнется с чем-то, меньше всего пострадают пассажиры на нижних полках, расположенных по ходу движения состава. В таком случае человека просто прижмет к стенке.
Самыми опасными и травматичными считаются верхние полки. Риск упасть и получить травмы при резком торможении, довольно высок. Если беспокоит вопрос безопасности, приобретайте билеты на нижние полки.
Правила безопасности
Чтобы снизить риск получения травм в случае внезапной быстрой остановки поезда, необходимо соблюдать несложные рекомендации и правила:
- Убирайте со столика посуду и другие предметы, которые могут ранить при падении на них.
- Закрывайте двери купе, чтобы они случайно не придавили конечности или голову при падении.
- Если отсутствуют ограничительные поручни на верхних полках, подверните матрас так, чтобы появился выступ. Он будет служить барьером и может предупредить падение при резком торможении.
- При падении сгруппируйтесь и закройте голову руками.
- Желательно успеть снять очки, если вы их носите.
- Упав, дождитесь полной остановки поезда. Не вставайте, пока состав полностью не остановится.
Источник
Как действовать в экстренных ситуациях на транспорте
1. Что делать в экстренных ситуациях на железной дороге?
Пожар в вагоне или на станции
В случае задымления или возгорания в вагоне электрички:
- немедленно сообщите об этом машинисту с помощью кнопки «машинист» и выполняйте его указания;
- при пожаре закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;
- подготовьте защиту для дыхания — шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните: при пожаре облицовочный материал вагонов выделяет опасный для жизни токсичный газ;
- оказавшись снаружи, по возможности помогите другим пассажирам выбраться;
- если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками. Электроток растекается по земле на расстояние от 2 (сухая земля) до 30 метров (влажная).
Обнаружив пожар на станции, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников. После этого:
- вызовите пожарную охрану (с мобильного телефона: 101 и 112, с городского телефона: 101);
- не теряйте время и силы на спасение имущества, главное — любым способом спасайте себя и других, попавших в беду;
- позаботьтесь о спасении детей и престарелых, уведите их подальше от места пожара;
- обязательно пошлите кого-нибудь навстречу пожарным подразделениям, чтобы рассказать им о пожаре, точном адресе, кратчайших подъездных путях и есть ли там люди.
Пассажиру стало плохо
Если кому-то из пассажиров стало плохо в вагоне электрички, сообщите об этом машинисту с помощью кнопки «машинист». Если медицинская помощь понадобилась на железнодорожной станции — позвоните в скорую помощь:
- с городского телефона: 03 или 103;
- с мобильного телефона: 103 (для всех операторов).
Пассажир упал на рельсы
Если на рельсы упал пассажир, сообщите об этом в билетную кассу старшему кассиру. Если на рельсы упали вы и не пострадали, отойдите на безопасное расстояние от путей. Если такой возможности нет, идите по ходу движения поезда до начала платформы, где можно будет подняться.
Драка в вагоне или на станции
Если драка происходит в вагоне электрички, не вмешивайтесь и не пытайтесь разнять дерущихся, вызовите сотрудников полиции, сопровождающих поезд, через кнопку «машинист».
В случае драки на железнодорожной станции сообщите об этом в билетную кассу старшему кассиру, который вызовет полицейских.
Источник
Действия локомотивной бригады при применении средств экстренной остановки.
4.1. Машинист (пом. машиниста) обязан применить все имеющиеся на локомотиве средства для экстренной остановки на любом профиле пути, если требуется немедленная остановка поезда.
Экстренная остановка выполняется в полном соответствии с положениями п. 10.1.21. «Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава Ж.Д. РФ» ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 от 16.05.94:
· краном машиниста усл. № 395 путем перевода ручки в VI положение;
· комбинированным краном с ведущего или ведомого локомотива путем перевода ручки в экстренное положение;
· применением рукоятки «СТОП» усл. № 1203,1204 (по эл. схеме);
· на локомотивах, оборудованных аппаратурой КЛУБ-У – выключением ЭПК.
4.2. Машинист (помощник машиниста) обязан немедленно применить все имеющиеся на локомотиве средства для экстренной остановки поезда, если:
· при проверке действия автотормозов после ступени торможения начальный эффект не был получен в течение 10 сек в пассажирском (скором), почтово-багажном поезде или в течение 20 сек в грузопассажирском поезде (п. 10.1.2. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· при проверки действия автотормозов в не установленных местах и выявления неудовлетворительной их работы по времени снижения скорости движения (от момента перевода ручки крана машиниста усл. № 395 до момента снижения скорости на 10 км/час время превысило 20 сек). (п. 10.1.6. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло срабатывание клапана автостопа (КОН, КУПОЛ) или выполнено торможение стоп-краном или произошло нарушение целостности тормозной магистрали в поезде; (п. 10.1.13. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94)
· произошел отказ тормозов в поезде. Отказ тормозов – это не получение начального эффекта после первой ступени торможения в пассажирском (скором), почтово-багажном поезде в течение 10 сек; грузопассажирском в течение 20 сек. (п.10.1.14. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло погасание сигнальной лампы ЭПТ или самопроизвольный отпуск ЭПТ при следование на сигнал, требующий остановки или при приближение к предельному столбику;
· произошло погасание сигнальной лампы ЭПТ или самопроизвольный отпуск ЭПТ при следование на остановку, где расписанием предусмотрена посадка и высадка пассажиров (погрузка, выгрузка багажа или почты);
· произошло внезапное перекрытие путевого светофора на запрещающий сигнал;
· произошло внезапное появление «КЖ» огня на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) при недостаточной видимости путевого светофора;
· произошло внезапное появление на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) «КЖ» огня при следовании по неправильному пути по локомотивной сигнализации;
· существует угроза наезда на людей, крупных животных; воспринят сигнала остановки или внезапно возникшее препятствие (п. 16.39. ЦРБ-756 от 26.05.00);
· в зимний период времени при подходе к станциям или запрещающему сигналу путевого светофора после первой ступени торможения (ПТ или ЭПТ) не получен тормозной эффект на расстоянии 200 – 250 м от момента перевода ручки крана машиниста №395 в V положение (п. 18.4.9. ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277/94);
· произошло внезапное появление на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) «Б» огня в условиях ограниченной видимости находящегося впереди нерегулируемого переезда.
При этом – если после остановки поезда и за время отпуска тормозов «Б» огонь на локомотивном светофоре (блоке индикации КЛУБ) не сменится на более разрешающий и видимость переезда будет хорошая, то действовать согласно п. 1.3. ИДП (ЦД-790), а в остальных случаях вести поезд со скоростью не более 20 км/час с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться перед внезапно возникшим препятствием;
· при восприятие сигнала «два красных буферных фонаря» локомотива встречного поезда или получения информации по радиосвязи от машиниста встречного поезда о срабатывании тормозов или устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС) в составе его поезда.
4.3. После остановки с применением средств экстренной остановки, машинист, по радиосвязи, обязан немедленно сообщить о случившемся ДСП ближайшей станции или ДНЦ участка, а также машинистам вслед идущих поездов и начальнику поезда.
4.4. Если экстренное торможение применено после торможения стоп-краном в вагоне поезда или нарушения целостности тормозной магистрали, то машинист может возобновить движение только после выяснения причин торможения и устранения неисправности.
4.5. Машинист должен привести в движение поезд только после доклада начальником (механиком-бригадиром) об отпуске тормозов на каждом вагоне. После приведения поезда в движение машинист должен вести поезд со скоростью не более 25 км/час на расстоянии 1000 м от места остановки.
4.6. При сдаче локомотива после выполнения ТО-1 машинист обязан произвести запись в «Журнале технического состояния локомотива» ф. ТУ-152 о применении экстренного торможения следующего содержания:
«При обслуживании п. № __ было применено экстренное торможение. Осмотреть колесные пары».
4.7. При наезде на людей скоростным поездом, следующего со скоростью движения 141 км/час и выше или обнаружение на пути (в полосе отвода) пострадавшего человека – машинист, не останавливая поезд, обязан немедленно сообщить по радиосвязи о случившемся ДСП ближайшей станции или ДНЦ участка. (Указание № Г – 8181 от 28.03.84 г).
Источник