Способы эксплуатации оперативно технических средств
Охрана объектов с применением технических средств охраны
134. Технические средства охраны применяются в целях повышения надежности охраны объектов и сокращения численности личного состава караула. Они включают: периметровые и объектовые средства обнаружения, технические средства предупреждения и воздействия, аппаратуру сбора и обработки информации, средства управления (контроля) доступом на объект, технические средства наблюдения, системы электропитания, кабельные и проводные линии, средства связи системы охраны объектов, а также средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны.
Надежность охраны объектов с применением технических средств охраны достигается: правильным выбором типа технических средств охраны и использованием их в комплексе с инженерными заграждениями и сооружениями на постах; скрытностью проводимых мероприятий по установке средств охраны и их маскировкой; ограничением круга лиц, допущенных к их установке и эксплуатации; закреплением технических средств охраны за конкретными должностными лицами; высоким качеством монтажа, постоянным обслуживанием и контролем за их состоянием; бдительностью и своевременностью действий личного состава караула при срабатывании технических средств охраны.
Для усиления охраны специальных объектов может применяться система средств физической защиты, являющаяся составной частью охраны. Порядок ее использования и применения определяется соответствующими руководствами и инструкциями.
135. Тип и количество применяемых на объекте технических средств охраны определяются в зависимости от его важности, физико-географических, эксплуатационных и других особенностей.
Технические средства предупреждения и воздействия заряжаются в соответствии с руководствами и инструкциями по их эксплуатации и находятся на охраняемых объектах в заряженном состоянии с включенными предохранителями (блокировками).
136. Аппаратура сбора и обработки информации технических средств охраны, пожарной сигнализации устанавливается в караульном помещении, в комнате начальника караула или в специально предназначенной для этого комнате — пультовой. Для обеспечения непрерывной работы технических средств охраны устанавливается автономный (резервный) источник питания. Пожарной сигнализацией объекты оборудуются в соответствии с установленными нормами и перечнями. При наличии в гарнизоне (воинской части) пожарной команды аппаратура приема сигналов пожарной сигнализации может устанавливаться в помещении этой команды.
Поддержание в исправном состоянии технических средств охраны осуществляется предназначенным для этого штатным подразделением, а при его отсутствии — эксплуатационной группой во главе с офицером или прапорщиком (мичманом), назначенной командиром воинской части (начальником объекта).
137. Охрана и оборона объектов, оборудованных техническими средствами охраны, могут осуществляться с выставлением часовых, способом дежурства контрольно-охранных групп или смешанным способом. Способ дежурства контрольно-охранных групп является основным. При всех способах для усиления охраны объектов могут использоваться караульные собаки (приложение N 11).
Решение о применении технических средств охраны и необходимости выставления в этих случаях часовых, а также использования караульных собак принимается командирами (начальниками), имеющими право утверждать расписания караулов (статья 143 настоящего Устава).
138. С выставлением часовых обычно охраняются оборудованные техническими средствами охраны склады с вооружением, боеприпасами, зоны хранения вооружения и военной техники боевой и строевой групп эксплуатации постоянных парков воинских частей и другие объекты, требующие постоянного наблюдения и усиленной охраны. Часовые в этих случаях несут службу, как указано в статьях 204 — 217 настоящего Устава.
Контроль за аппаратурой сбора и обработки информации технических средств охраны осуществляет помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны, а в его отсутствие — начальник караула или его помощник (разводящий).
139. Дежурство контрольно-охранных групп заключается в непрерывном контроле оператора за аппаратурой сбора и обработки информации технических средств охраны, периодической проверке контрольно-охранными группами постов и постоянной их готовности к действиям в случае несанкционированного срабатывания технических средств охраны.
Проверка постов осуществляется по графику контрольно-охранными группами, в состав каждой из которых могут входить: начальник караула (помощник начальника караула, соответствующий разводящий), помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны, один-два караульных, а при использовании для усиления охраны объектов караульных собак и помощник начальника караула по службе караульных собак (вожатый караульных собак).
В ходе проверки наружным осмотром проверяются состояние ограждения, контрольно-следовой полосы, дверей (ворот), окон и стен хранилищ (складов), количество и соответствие печатей (пломб) слепкам (оттискам), а также функционирование технических средств охраны.
140. Смешанный способ охраны объектов заключается в сочетании способа дежурства контрольно-охранных групп с одновременным выставлением часовых на отдельные участки периметра или на посты у зданий (помещений).
Источник
Понятие и классификация оперативно-технических средств
Специальные технические средства для негласного получения информации играют важную роль в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, полученной оперативным путем, позволяя на основании собранных данных быстрее прийти к выводам о существовании различных закономерностей и связей.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время действует утвержденный постановлением Правительства РФ от I июля 1996 г. № 770 Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного поручения информации в процессе осуществления ОРД, в соответствии с которым к указанным специальным техническим средствам относятся:
- специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации;
- специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования;
- специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров;
- специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических канатов связи.
По назначению специальная техника подразделяется: 1) на специальную технику общего назначения; 2) оперативную технику.
Специальная техника общего назначения применяется различными службами ОВД в административной и уголовно-процессуальной деятельности. К данному виду средств относятся: специальные транспортные средства, палки специальные, специальные газовые средства, наручники, электрошоковые устройства, водометы, бронемашины, средства принудительной остановки транспортных средств и др. Право на их применение закреплено в ст. 21 Закона о полиции и ведомственных подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях). В криминалистической деятельности также используется техника для обнаружения, фиксации, исследования следов и орудий преступления, обнаруженных на месте происшествия (экспертно-криминалистические чемоданы, специализированное оборудование для производства различных видов исследований и экспертиз и др.).
Оперативная техника преимущественно используется в процессе осуществления ОРД для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, пропавших без вести и уклоняющихся от уголовного наказания.
Классификация специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ, а их перечень приводится в подзаконных нормативных актах. К их числу относятся технические средства, предназначенные для негласного:
- получения и регистрации акустической информации;
- визуального наблюдения и документирования;
- прослушивания телефонных переговоров;
- перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
- контроля почтовых сообщений и отправлений;
- исследования предметов и документов;
- проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
- контроля и перемещения транспортных средств и других объектов;
- получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения и передачи;
- идентификации личности.
Несмотря на негласный характер использования оперативно-технических средств процесс их применения в ОРД подвергается правовому регулированию по следующим направлениям:
- виды специальных технических средств, допущенные к применению;
- субъекты и порядок оборота специальной техники;
- основания и порядок их применения для решения задач ОРД;
- направления и порядок использования результатов, полученных с помощью технических средств, для решения задач ОРД;
- засекречивание сведений о тактике и применяемой технике по уровню доступа к ней.
Последнее из указанных направлений регулируется Законом РФ «О государственной тайне», согласно которому сведения о принципе действия, характеристике и тактике применения данного вида специальной техники, используемой при проведении ОРМ, являются секретными. Тактические особенности применения ряда оперативно-технических средств регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами.
Целевое назначение оперативной техники при осуществлении ОРД предусматривает:
- надежное и полное документирование противоправных действий подозреваемых лиц и реализацию материалов, полученных при проведении ОРМ в процессе доказывания по уголовным делам;
- эффективное проведение ОРМ по выявлению лиц, совершивших преступление, розыску преступников;
- должный уровень обмена информацией между отдельными оперативными сотрудниками, взаимодействие оперативных групп для повышения их мобильности и быстроты принятия управленческих решений.
Особенностью применения оперативной техники является конспиративность, которая обеспечивается путем проведения различных организационных мероприятий и использования тактических приемов, вытекающих из общей тактики проведения ОРМ, с учетом специфики, обусловленной негласным применением данной техники.
Под тактическим приемом понимается оптимальный способ реализации возможности определенного вида технического средства с учетом условий проведения конкретного ОРМ, позволяющий с наибольшей эффективностью зафиксировать интересующую информацию в конкретный момент.
Тактическими основами применения оперативной техники являются: а) возможность зашифровать факт применения технических средств; б) оказание в конкретной оперативно-розыскной ситуации психологического воздействия на подозреваемое (проверяемое) лицо; в) негласная фиксация результатов проведения отдельных ОРМ и их последующее использование в соответствии с требованиями законодательства в уголовном процессе и др.
Таким образом, оперативная техника — это совокупность оперативно-технических средств, тактических приемов их применения, используемых уполномоченными субъектами ОРД при осуществлении ОРМ по правилам, установленным нормативными правовыми актами, в целях решения оперативно-розыскных задач.
Исходя из данного определения следует отметить, что оперативно-розыскное законодательство (ч. 6 ст. 6 Закона об ОРД) запрещает использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.
За незаконное использование, производство, сбыт или приобретение технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена уголовная ответственность (ч. 2, 3 ст. 138 УК РФ). В 1999 г. в Российской Федерации прошел один из первых судебных процессов о нелегальном сбыте сканирующих приемников японского производства. Симоновским судом ЮАО г. Москвы было установлено, что они использовались подсудимыми для прослушивания сотовых телефонов граждан.
Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Россию и вывоз за ее пределы технических средств, предназначенных для негласного получения информации не уполномоченными на осуществление ОРД физическими и юридическими лицами, подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 7 ст. 6 Закона об ОРД).
Обязанности по лицензированию этой деятельности, а также по регистрации и учету таких средств, выявлению и пресечению случаев их использования неуполномоченными лицами возложено на органы ФСБ России.
Порядок лицензирования, разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации не уполномоченными на осуществление ОРД индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регламентирован специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 287 от 12 апреля 2012 г. В частности, для получения не уполномоченными на осуществление ОРД юридическими лицами лицензии на ввоз (вывоз) в Россию (из России) данных технических средств необходимо представить решение Центра ФСБ России по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны о возможности такого ввоза (вывоза).
Наши партнеры
2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна
Источник
Способы эксплуатации оперативно технических средств
от 1 марта 2019 года N 33н
В целях реализации положений абзаца второго пункта 1 статьи 342 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6843), на основании части 1 статьи 249 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5082) и пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2005, N 52, ст.5755; 2007, N 23, ст.2801; N 45, ст.5491; 2008, N 5, ст.411; 2010, N 5, ст.531; 2011, N 1, ст.238; N 36, ст.5148; 2012, N 20, ст.2562; 2013, N 20, ст.2488; N 36, ст.4578; 2014, N 40, ст.5426; 2016, N 17, ст.2399; N 47, ст.6654; 2017, N 17, ст.2569; N 24, ст.3536; 2018, N 30, ст.4748),
2. Контроль за исполнением настоящего приказа Федеральной таможенной службой возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В.Трунина.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа таможенными органами, подчиненными Федеральной таможенной службе, возложить на руководителя Федеральной таможенной службы В.И.Булавина.
4. Настоящий приказ вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Источник