Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.
8 класс.
Тема «Бюджет семьи»
Урок — изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные — объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; н аглядные – демонстрация мультимедийной презентации; практические – решение задач, игровой – ролевая игра.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры
изучить структуру семейного бюджета; определить возможные статьи доходов и расходов в семье; определить тип бюджета семьи,
способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся для результативного усвоения следующего материала
ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
ознакомить со структурой семейного бюджета,
ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета
развивать творческие способности ребят,
развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость умения анализировать экономическое состояние семьи.
развивать умение работать в группе, формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.
воспитание нравственности, бережливости, рационального отношения к семейному бюджету,
формирование социальной активности и самостоятельности.
План – конспект урока.
1. Организационный момент .
Приветствие. Проверка отсутствующих. Создание положительного настроя. Перед вами смайлики. Выберите себе понравившийся смайлик и прикрепите в тетрадь. А теперь похлопайте соседа по плечу и улыбнитесь.
2. Изучение новой темы. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья — это начало начал. Изучение новой темы начнем с проверки домашнего творческого задания. Демонстрация презентаций учащихся по теме “Моя семья ”.
Какие проблемы могут быть в семье? Может ли денежный вопрос создать проблему в семье, и как этого избежать? Как удовлетворить свои материальные запросы и запросы членов семьи?
Учащиеся обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.
Итак, на сегодняшнем уроке мы будем изуч ать тему “ Бюджет семьи ”. Перед нами стоят цели: ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета.
Перед вами «Бортовой журнал», который вы будете заполнять в ходе урока. На данном этапе урока вы можете заполнить первую колонку журнала.
Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета.
Для данной стадии урока можно применить прием «Кластер». Посередине доски (чистого листа) пишется ключевое словосочетание «бюджет семьи». Учащиеся записывают все, что вспомнилось по поводу данной темы, вокруг ключевого слова «бюджет семьи» в любом порядке, затем осуществляется систематизация (хаотичные записи объединяются в группы), по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле нашей темы (приложение 3).
Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Слайд 1.
Расход — затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Слайд.2,3
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов .
Таблица1. Структура семейного бюджета.
% от общего дохода
% от общего расхода
Заработная плата членов семьи
Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др.
Пенсии, стипендии, пособия
Доход от личного подсобного хозяйства (если есть)
Непродовольственные товары: (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода)
Культурные потребности (кино, театр, музей, концерты)
Источниками дохода также могут быть выплаты и льготы из общественных организаций, доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, от предпринимательской деятельности. Слайд 4,5
Каждая семья должна рационально распределять свой бюджет. Один из ваших родителей (или оба родителя) являются домашним бухгалтером. Скажите, пожалуйста, принимали ли вы участие в распределении семейного бюджета. (Ответы учащихся).
Планирование семейного бюджета дело непростое. Чтобы спланировать сколько и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о доходах и расходах, но и о ценах на товары, которые к сожалению сегодня меняются довольно часто. Большое влияние на доход оказывает инфляция, т. е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки семьи.
Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д. А п еременные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). Слайд 6,7
В большинстве случаев потребности семьи удовлетворяются с помощью денег.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.
Ролевая игра “Семейный бюджет”.
Правила игры: Семья должна быть дружной; при принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи, и все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
Разделить учеников на группы. Каждая группа – семья. На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доход ы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расход ы на месяц. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Каждая семья или член семьи комментирует свои результаты.
Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе) (Приложение2).
Для данного этапа урока я применила компьютерную прикладную программу М icrosoft Exsel . Заранее подготовила таблицу, статьи расхода и дохода рассчитываются по введенным формулам, что позволяет ученикам, возможность внести некоторые корректировки.
3.Закрепление нового материала
Вопрос учащимся: » На чем можно экономить при ведении домашнего хозяйства?» (Ответы учащихся)
Обобщить ответы, перечислив возможные резервы экономии в быту: умение шить, вязать, ухаживать за вещами, делать заготовки на зиму, производить мелкий ремонт квартиры, правильно совершать покупки, экономно относится к продуктам, беречь электроэнергию, воду, тепло. Например: сократить расходы электроэнергии можно путем рационального размещения общего и местного освещения.
Следует также помнить, что от загрязненных ламп и плафонов освещенность в квартире снижается на 10 — 15%. А вот утечка горячей воды из одного крана струйкой не толще спички за год приводит к потерям тепла, которого было бы достаточно для отопления одной квартиры в течение двух месяцев. А если не заделаны щели в окнах и дверях, то потребуется тепла в два раза больше.
Решение задачи: из неплотно закрытого крана вытекает тонкой струйкой вода, через минуту заполняется 250 гр. стакан. Подсчитайте, сколько ее уйдет в канализацию за час, сутки, за месяц (15л., 360л.). Сколько это будет в денежном эквиваленте?
Анализ и самоанализ. Заполнение «Бортового журнала». Самооценка по следующему алгоритму:
Какие были задания?
Удалось выполнить задания без ошибки?
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?
Какую поставишь себе отметку?
5. Задание на дом : Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Источник
Урок по технологии на тему «Рациональное планирование расходов. Пути экономии семейного бюджета» (8 класс)
Интегрированный урок (обществознание + технология) 8-й класс
Раздел: Семейная экономика
Тема: Рациональное планирование расходов. Пути экономии семейного бюджета
Цель урока : ознакомить с рациональным планированием семейного бюджета; правила ведения домашней бухгалтерии; пути экономии денежных средств.
Задачи: научить рационально планировать семейный бюджет с учетом правил домашней бухгалтерии. Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, качества рачительного хозяина; навыкам ведения домашней финансовой документации, находить пути экономии денежных средств. Развивать экономическое мышление, культуру потребления; уважение к собственности, ответственность, экономичность. применять полученные знания в жизненных ситуациях. Воспитывать умение работать в паре, применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Оборудование и материалы :
сообщения и буклеты подготовленные учащимися заранее, рабочие карточки, презентация, проектор, ноутбук.
Тип урока: изучение нового материала (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).
Межпредметные связи: экономика, технология, обществознание.
Форма урока: рассказ, беседа, практическая работа.
I . Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщить учащимся тему и цель урока. (слайд 1)
II . Актуализация знаний и умений учащихся
У каждого человека есть три пути, чтобы поступать мудро и правильно: первый самый благородный — это размышление, второй самый легкий- это подражание, третий самый горький – это опыт.
— Как вы понимаете это высказывание? ( Ответы учащихся)
Определение начальных экономических знаний, полученных на предыдущих уроках.
Что такое бюджет семьи? (слайд 4) (учащиеся отвечают)
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.
Что такое доход? Совокупный доход? (слайд 5) (учащиеся отвечают)
Доход — деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности.
Все полученные средства составляют совокупные доходы . Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше.
Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.
Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.
Что такое сбалансированный бюджет? ( Слайд 7 ) (учащиеся отвечают)
Сбалансированный бюджет — расходы равны доходам.
Когда семейный бюджет имеет дефицит? ( Слайд 8 ) (учащиеся отвечают)
Семейный бюджет имеет дефицит — когда расходы превышают доходы.
Когда бюджет называется избыточным ? ( Слайд 9 ) (учащиеся отвечают)
Избыточным бюджет называют, когда доходы больше расходов.
“ Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс.
Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета .
Для чего нужно планировать бюджет семьи? (учащиеся отвечают)
Рациональное расходование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом. Найти пути экономии денежных средств.
III . Формирование новых знаний.
— Какие задачи мы ставим перед уроком? (учащиеся отвечают)
Научиться рационально планировать семейный бюджет.
Находить пути экономии денежных средств.
Записать в тетрадь тему урока.
— В начале урока мы с вами говорили, что бюджет состоит из двух статей: дохода и расхода.
— Что входит в статью дохода? ( слайд 10 ) ( учащиеся отвечают )
пенсии, стипендии, пособия
от личного подсобного хозяйства
от предпринимательской деятельности
от других источников (ценные бумаги, подарки, выигрыши).
— Что входит в статью расхода? ( слайд 11 ) (учащиеся отвечают)
На непродовольственные товары
На культурно-бытовые услуги
— Планирование семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции. ( слайд 12).
Сообщение ученицы, заранее подготовленное к уроку, «Как правильно составить план семейного бюджета?» (Сиджахова С.).
Работа с карточкой в паре «Планирование семейного бюджета» ( слайд 13)
1)Задание: подчеркнуть основные принципы составления плана расходов.
подсчитать общую сумму доходов;
вычесть на развлечения;
вычесть обязательные платежи;
определить сумму расходов на питание,
транспорт, хозяйственно-бытовые нужды,
предметы личной гигиены, медикаменты;
учесть сезонные расходы (подписка на газеты, журналы, закупка картофеля на зиму ит. д);
учесть прочие расходы (подарки, карманные расходы, дни рождения);
рекомендуется выделить резерв на непредвиденные расходы.
IV . Поисково-исследовательский этап
Как можно уменьшить расходы? Пути экономии семейного бюджета.
Ученики самостоятельно подготовили сообщения и буклеты.
Пути экономии денежных средств: ( Слайд 15 )
Экономия на питании (покупать продукты по более дешевым ценам, но не менее питательные, использовать отходы, например, сделать оладьи из кислого молока, пудинг из холодной манной каши и т.д.).
Экономия на услугах (например, пошив одежды, ремонт техники, стирка белья, приготовление пищи и т.д.).
Приобретение качественных вещей (народная мудрость гласит: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»).
Электросбережении (энергосберегающие лампы, многотарифные счетчики на свет, бытовая техника класса А).
Отоплении (регулировочный кран на батареи, счетчик тепла.
Водоснабжении ( счетчики на воду, исправная сантехника, посудомоечная машина).
Вывод: ведение строгого учета позволяет оптимизировать расходы и ведет к экономии средств.
Задача : используя таблицу данных, рассчитать плату за 2-х комнатную квартиру, общей площадью 45 квадратных метров, при условии, что в ней проживает семья из 3 человек. Квартира расположена на первом этаже 9 этажного блочного дома. По возможности от чего-то отказаться, сэкономить.
Источник