Способы экономического роста россии
Рассмотрим особенности и этапы экономического роста России.
Экономический рост представляет собой процесс изменения объемов национального производства, что находит отражение в совокупности макроэкономических показателей, важнейшими из которых являются ВВП и ВНП.
Достижение стабильных и высоких показателей экономического роста является одной из основных задач большинства государств. Реализация указанной цели способствует выполнению комплекса иных задач государства: увеличение масштабов и объемов национального производства, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходов бюджета, создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, повышение доходов и благосостояния населения и т.д.
В современном мире каждое государство имеет свою специфическую модель экономического роста, которая отражает совокупность разнообразных факторов, предопределивших её формирование.
Экономический рост России имеет свои особенности и специфику. В рамках исторического периода с начала 1990-х г. по 2015 год при изучении экономического роста современной России можно выделить следующие этапы:
1 этап – 1991-1998 гг. – стремительный и глубокий экономический упадок;
2 этап – 1999- 2008 гг. – бурный, восстановительный, экстенсивный экономический рост;
3 этап – 2008-2009 гг. – спад, обусловленный мировым финансовым кризисом;
4 этап – 2010-2013 гг. – слабый, затухающий восстановительный экономический рост;
5 этап – 2014-2015 гг. – экономическая стагнация, обусловленная внутренними структурными проблемами в экономике, снижением мировых цен на энергетические ресурсы, усилением напряженности в международных отношениях.
На первом этапе (после распада СССР) в России, как и в других странах бывшего СССР, наблюдался стремительный и глубокий экономический упадок. Это стало результатом кардинальной смены системы принципов организации экономической жизни общества, а также разрушения отлаженной системы хозяйственных связей между республиками советского союза. В итоге в августе 1998 года Россия объявила о техническом дефолте по государственным долговым обязательствам, а к концу 1998 году страна достигла глубокого экономического дна.
Статистические данные о темпах экономического роста России в 1991-1998 гг. представлены в таблице 1.
Темпы экономического роста России в 1991-1998 гг., в %
На втором этапе государство приняло комплекс мер стабилизационного характера, что позволило заложить фундамент для будущего экономического роста . В начале 2000-х гг. начинается активный рост мировых цен на нефть и газ, экспорт которых формирует значительную часть стоимости валовой продукции и доходов бюджета. Сочетание указанных обстоятельств позволило обеспечить бурный, восстановительный, экстенсивный экономический рост государства, который наблюдался до второй половины 2008 года.
Статистические данные о темпах экономического роста России в 1999-2008 гг. представлены в таблице 2.
Темпы экономического роста России в 1999-2008 гг., в %
На третьем этапе Россия в полной мере ощутила негативное влияние мирового финансового кризиса , который активно проявился во второй половине 2008 года. Сокращение объемов мирового производства (в том числе и в странах – основных покупателях российских энергетических ресурсов) привело к снижению спроса на энергоносители и в последствии обвалу цен на них. В результате сократились доходы крупнейших отечественных предприятий и бюджетов различных уровней, что привело к сокращению их спроса на продукцию смежных отраслей. Действие эффекта мультипликатора лишь усугубило указанные процессы. В итоге страна оказалась в экономическом упадке , который был обусловлен мировым финансовым кризисом. По итогам 2009 года Россия продемонстрировала наиболее значительное сокращение ВВП среди десяти крупнейших экономик мира.
Статистические данные о темпах экономического роста России в 2009 г., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг. представлены в таблице 3.
Темпы экономического роста России в 2009 г., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг., в %
На четвертом этапе Россия вышла в зону умеренно положительных темпов экономического роста, что произошло по мере стабилизации ситуации в мировой экономике, увеличения цен на энергоносители, принятия государством комплекса антикризисных мер. Однако необходимо отметить, что в течение 2010-2013 гг. темпы экономического роста России имеют устойчиво замедляющийся характер . Это свидетельствует о наличии структурных проблем и препятствий для дальнейшего активного и устойчивого экономического развития государства.
На пятом этапе на внутренние структурные проблемы в экономике России наложились внешние ограничения, которые были введены рядом развитых стран в связи с усилением напряженности в международных отношениях. В четвертом квартале 2014 года произошло существенное снижение мировых цен на энергоносители, что также оказало огромное негативное влияние на доходы крупнейших отечественных компаний и государственного бюджета. В результате темпы экономического роста России по итогам 2014 г. составили 0,6 %. Прогнозные оценки темпов экономического роста России на 2015 год имеют различные значения в зависимости от источника и времени прогноза. Так, например, Министерство экономического развития РФ прогнозирует сокращение ВВП России на 3 % (22 апреля 2015 года прогноз скорректирован до -2,8%), МВФ – 3,8%, Всемирный банк – 3,8% (в декабре 2014 прогнозировалось снижение на 0,7%), институт Центр развития НИУ «Высшая школа экономики» – 4%.
Таким образом, динамика экономического роста России в рамках вышерассмотренного периода имеет противоречивый характер. На первоначальном этапе государство оказалось в глубоком экономическом упадке, который в последствии сменился бурным экономическим ростом. Однако мировой финансовый кризис обозначил пределы сложившейся сырьевой модели экономического роста России, который в значительной степени имеет экстенсивный характер.
Достигнутые пределы экстенсивного экономического роста, а также внешние ограничения подтолкнули государство к поиску более прогрессивных факторов активизации интенсивного экономического роста, разработке и проведению политики импортозамещения, широкой поддержке инноваций и передовых технологий.
Для успешной и полноценной реализации указанных целей государству необходимо:
– обеспечить системный подход при выработке механизма достижения обозначенных целей;
– оперативно оценивать процесс реализации выработанных мер;
– своевременно вносить конструктивные изменения в разработанный механизм;
– обеспечить полное выполнение поставленных целей.
Имеющийся у России потенциал (качественный человеческий капитал, огромные запасы природных ресурсов, выгодное географическое положение в трансформирующейся мировой экономике) не соответствует достигнутому в настоящее время масштабу национального производства и динамике экономического развития страны, что указывает на широкие возможности по ускорению экономического роста России.
Однако для достижения данной цели государству необходимо в кратчайшие сроки обеспечить полную и эффективную реализацию политики перевода страны на инновационную модель экономического развития, в рамках которой основными факторами экономического роста станут человеческий капитал и инновации.
Источник
Способы экономического роста россии
Без дополнительных мер темпы экономического роста в России на горизонте до 2030 г. составили бы в среднем 2% в год, поэтому для достижения целевого показателя выше 3% реализуются системные решения. Об этом заявил во вторник, 9 февраля, министр экономического развития России Максим Решетников, выступая на «Правительственном часе» в Государственной Думе.
«Основа нашего экономического развития – устойчивый рост доходов населения. Его вклад в ускорение роста экономики больше половины. Для этого реальные доходы должны расти темпами не ниже 2,5% в год», — сказал министр.
Сейчас, по его словам, крайне важно как можно скорее восстановить докризисную занятость, обеспечить снижение непроизводительных издержек и рост производительности труда в экономике. «И на этой основе – рост заработных плат», — подчеркнул глава ведомства.
Программы поддержки предпринимательства и дополнительные меры по поддержке занятости, которые сейчас принимаются, должны содействовать восстановлению и трудовых доходов и предпринимательских доходов, продолжил Максим Решетников.
Вторым фактором ускорения роста он назвал запуск нового инвестиционного цикла. «Его вклад в ускорение роста ВВП на горизонте до 2030 года составит около трети», — отметил министр. Здесь набирает темп механизм СЗПК с гарантией неизменности условий инвестирования и возможностью финансировать инфраструктуру в счет будущих налогов. Уже заключено 26 соглашений на 1 трлн рублей и 21 тыс. рабочих мест.
Кроме того, большой системный задел в прошлом году был сделан по новым финансовым инструментам – инфраструктурным, «вечным», зеленым облигациям, напомнил глава МЭР.
По его словам, важное место в запуске нового инвестиционного цикла отведено реформируемым институтам развития. Они должны активнее привлекать частные инвестиции в те проекты, которые традиционно финансировались из бюджета.
«Мы с вами понимаем, весь рост экономики идет в регионах. Поэтому в этом году стоит задача перезапустить региональный инвестиционный стандарт, усилить работу территорий опережающего развития, и в особенности поддержки развития особых экономических зон», — подчеркнул министр.
В прошлом году был принят важный закон о комплексном развитии территорий. Это перспективный инструмент для ускорения развития и городских центров и агломераций. Он уже дает регионам необходимые механизмы и сокращает время необходимое для развития инфраструктуры, обновления жилищного фонда городов, преображения депрессивных зон и общественных пространств.
Третий фактор увеличения темпов роста, на который приходится 10-15%, — увеличение экспортного потенциала, резюмировал Максим Решетников.
Источник
Спасение в знаниях. Как подстегнуть рост экономики в России
Сегодня развитие инноваций — это, вероятно, единственный способ поднять российскую экономику. Опрос, проведенный McKinsey среди руководителей крупных компаний, показал, что более 80% из них считают внедрение современных технологий важнейшим фактором успеха. При этом менее 10% довольны уровнем развития инноваций у себя в компании или вообще занимаются этим вопросом. Это слепок с ситуации в России в целом: об инновациях много говорят, но системной целенаправленной работы по их разработке и внедрению не заметно. А ведь для этого требуется скоординированное взаимодействие крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.
Инновации влияют на все сферы жизни. По данным исследования Granularity of Growth, общая прибыль акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) частных компаний, в которых системно занимаются инновационными технологиями, на 15 процентных пунктов выше средней по отрасли (23,5% против 8,7%). Кроме экономического результата инновации заметно улучшают и качество жизни.
Их использование в здравоохранении и фармацевтике позволяет сократить сроки лечения, повысить эффективность диагностики и предупреждения заболеваний. Возможности, объединяемые модным термином Smart Сities (новейшие технологии городского благоустройства и развития онлайн-сервисов для всех жителей), также кардинальным образом меняют уровень комфорта горожан. Не менее важны и возможности, которые дают технологии для включения незащищенных слоев населения, например инвалидов, в активную жизнь общества.
Перечислять составляющие эффекта от внедрения инноваций можно долго, но в совокупности они напрямую влияют на увеличение ВВП страны (через рост производительности, располагаемых доходов населения, налоговых поступлений) и способствуют развитию любой из отраслей. Исследование «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста» приходит к выводу, что для масштабных инноваций требуется скоординированное взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки, финансовых структур и технологических предпринимателей.
Новые цели и старые способы
В своем недавнем послании Федеральному собранию президент обозначил весьма амбициозные цели: ВВП на душу населения предстоит увеличить в 1,5 раза, а это значит, что ежегодный прирост ВВП в 2021–2025 годах нужно поднять до 5,7%. Если страна сможет достичь этих показателей, Россия обгонит среднемировые темпы роста и войдет в пятерку крупнейших мировых экономик.
Единственное возможное решение столь масштабной задачи — найти новую парадигму роста. Анализ развития российской экономики в течение последних лет неизбежно приводит к выводу: без системной разработки и внедрения инноваций стране не обойтись. После бурного роста в начале 2000-х годов, кризиса 2008 года, последовавшего за ним незначительного подъема, а затем нового кризиса 2014-2015 годов экономика страны вошла в фазу медленного восстановления.
Вместе с тем новые повороты развития экономической ситуации подчас непредсказуемы, численность трудоспособного населения России заметно снижается, а уровень безработицы сопоставим с развитыми странами (5,1% в России против 4,4% в Великобритании в 2017 году). Так что за счет количественного изменения трудовых ресурсов значительного вклада в рост ВВП ожидать не приходится. В 2017 году мировой ВВП вырос на 3%, что выше российских показателей.
Инвестиции в основной капитал — тоже не вариант. В России они снижаются уже в течение десяти лет. И даже если объем инвестиций восстановится до уровня 2013–2014 годов, то очень сложно рассчитывать на значимый вклад этого фактора в достижение поставленной цели по росту ВВП.
Инновации же способны сделать ощутимый вклад в увеличение экономики, так как напрямую влияют на производительность труда и капитала. Более того, они уже начали оказывать заметное влияние на динамику ВВП. Например, в 2010–2014 годы на них приходилось 1,1% ежегодного прироста российской экономики.
Почему инновации?
Потенциал роста производительности можно рассматривать как разницу между производительностью в России и в «эталонной» стране, являющейся лидером по этому показателю в конкретной отрасли. При таком сравнении оказывается, что наименьший потенциал роста производительности в добывающих отраслях. Здесь российский показатель — 75% от уровня Австралии, чемпиона по производительности добывающих отраслей среди проанализированных стран.
А наибольший потенциал роста в России в области научных исследований и разработок. В этой сфере производительность в стране составляет 21% от уровня США, занимающих первое место.
По нашим оценкам, в современных российских реалиях ставка на повышение производительности наиболее оправданна. Но чтобы к 2025 году ВВП на душу населения вырос в 1,5 раза, фактор инноваций должен приносить более 4% ежегодного прироста ВВП, или 3–6 трлн рублей. Это очень амбициозная заявка, тем более что в базовом сценарии Минэкономразвития прирост ВВП до 2020 года оценивается примерно в 2,2%. Даже такой показатель выше темпов роста последних лет, однако он явно недостаточен, чтобы Россия могла достичь среднемирового уровня.
Минэкономразвития рассматривает и более оптимистичный сценарий, в котором темпы роста ВВП России близки к среднемировым — около 2,6% в год. В этом варианте инновации, наряду с фактором капитала, также являются основным движущим фактором повышения ВВП.
Что нужно для прорыва
Можно рассуждать, что вероятность реализации оптимистичного сценария невелика. И, безусловно, без серьезной и согласованной работы бизнеса и государства так оно и будет. Однако динамика инновационного развития России все же внушает оптимизм. Практически в каждой отрасли можно выделить одну или несколько компаний, которые выстраивают системную работу над инновациями, и это позволяет им превосходить среднеотраслевые показатели по эффективности, рентабельности и росту.
Для наиболее инновационных компаний характерны высокий уровень амбиций, четкие приоритеты, использование полного спектра рычагов роста, высокая скорость изменений, динамичное развитие компетенций и перераспределение ресурсов. В то же время для большинства организаций переход на инновационный режим означает масштабную трансформацию, включая адаптацию операционной модели и культуры.
Инновации требуют широкого круга компетенций и масштабных ресурсов, которых зачастую нет у отдельно взятой организации, поэтому партнерство и эффективное взаимодействие с широким кругом участников инновационного процесса (наука, стартапы, поставщики, компании в смежных отраслях) важно для внедрения новаторских решений и их успешной коммерциализации.
На кого равняться?
Россия уверенно движется вверх в инновационном компоненте рейтинга «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемирного экономического форума: по итогам 2017 года страна заняла в нем 49-е место (в 2013-м она была на 78-м), то есть за четыре года поднялась на 29 пунктов. Хотя, конечно, по сравнению со странами-лидерами по показателю ВВП нереализованный потенциал у России еще очень велик.
Примеров реализации такого потенциала в мире достаточно. Один из самых ярких — Южная Корея. Власти этой страны сделали ставку на развитие человеческого капитала и создали наиболее благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, подкрепив реформы государственным финансированием. В основе успеха лежал осознанный фокус на развитие крупных предприятий в нескольких ключевых отраслях.
Сегодня Южная Корея — одна из наиболее инновационных и эффективных стран мира. В рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности» она занимает 26-е место среди 137 государств, а по показателю макроэкономической стабильности находится на втором месте. 4,2% ВВП страны инвестируется в НИОКР, а ВВП на душу населения составляет $30 000. Конечно, преобразования заняли не одно десятилетие, но результат оправдал все эти усилия. Пример Южной Кореи еще раз подтверждает, что именно повышение производительности за счет инноваций может стать для России тем самым драйвером роста ВВП, который позволит стране выйти на качественно новый уровень.
Источник