- Основные методы ценообразования на предприятии
- Базовые принципы ценообразования
- Метод полных издержек
- Пример
- Метод рентабельности инвестиций
- Пример
- Метод маркетинговых оценок
- Пример
- Иные методы ценообразования
- Какой метод ценообразования выбрать?
- Как государство регулирует цены
- В чем заключается госрегулирование цен
- Как регулируются стоимость
- Примеры
- Что такое ценообразование: этапы и методы
- Факторы ценообразования
- Этапы ценобразования
- Методы ценообразования
Основные методы ценообразования на предприятии
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Каждой организации важно правильно установить стоимость того, что она предлагает. Для этой цели используются различные методы ценообразования, позволяющие наиболее точно определить цену на товары и услуги.
Вопрос: Российская организация реализует товар российским и иностранным клиентам. В России — оптовым клиентам, не являющимся взаимозависимыми с организацией лицами, за рубежом — дочерним организациям. Сделки по реализации товара за рубеж являются контролируемыми в соответствии с гл. 14.4 НК РФ. Могут ли сделки на территории РФ рассматриваться как сопоставимые для контроля ценообразования по методу сопоставимых цен?
Посмотреть ответ
Базовые принципы ценообразования
Базовые принципы – это правила формирования стоимости товара, которые будут действовать при любом используемом методе:
- Цены приближены к затратам труда при производстве.
- Стоимость должна быть такой, чтобы доход предприятия обеспечивал нормальные условия производства.
- При установлении цен нужно ориентироваться на комплексные показатели: уровень спроса, предложения конкурентов, соотношения мировых расценок.
При расчетах во внимание принимаются характеристики продукции и ее качества.
Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля?
Метод полных издержек
Метод полных издержек используется наиболее часто. Предполагает прибавление к себестоимости единицы товара надбавки. Размер последней зависит от установленного уровня прибыли, характерного для конкретного производства. Надбавка включает в себя следующие составляющие:
- Прибыль предприятия.
- НДС.
- Прочие налоги.
- Различные пошлины.
Главное преимущество метода – простота. Однако при расчетах применяется надбавка в твердой форме, а потому результат не всегда получается точным. Такое ценообразование не учитывает всех факторов изменения стоимости на товар: цены конкурентов на аналогичные продукты и текущий спрос.
Рассмотрим преимущества метода:
- Большинство крупных производств знают больше о своих издержках, чем о спросе на продукцию, а потому данный метод будет очень удобным.
- Это наиболее оптимальный вариант для расчета цен на продукцию, спрос на которую остается стабильным.
- Метод применяется большинством предприятий, в том числе конкурентами, что обеспечивает приблизительно одинаковые цены на линейку продукции. Это снижает конкуренцию по фактору стоимости.
У метода есть и минусы:
- Потребители могут не покупать товар по вычисленной стоимости, так как при расчетах не принимаются во внимание иные показатели: спрос и действия конкурентов.
- Это метод, в котором играют роль расходы по управлению компанией, а не траты по производству, что делает его условным и необъективным при нахождении показателей вклада товара в доход организации.
Метод обычно используется крупными пищевыми предприятиями. Он оптимален при реализации товара с низкой конкурентоспособностью. Это продукты массового спроса, которые покупаются всегда: хлеб, молоко и т.д.
Пример
Компания занимается продажей стульев. Планируемый охват производства в год – 10 000 штук стульев. Затраты сырья на единицу товара равны тысяче рублей, прямые затраты труда составляют 400 рублей. Планируемый объем ежегодных расходов – 2 000 000 рублей, доходов – 4 000 000 рублей. Проводятся следующие расчеты:
- 2 000 000 + 4 000 000 = 6 миллионов руб.
- 6 миллионов/10 000 = 600 руб.
- 400 + 1 000 = 1 400 руб.
- 600 + 1 400 = 2 000 руб.
2 000 рублей – это оптимальная цена на один стул.
Метод рентабельности инвестиций
Метод рентабельности инвестиций позволяет принимать в расчет платность денежных ресурсов. Основа его – издержки. Метод оптимален для предприятий с большим ассортиментом товара. Он позволяет снизить себестоимость за счет эффективного применения имеющихся ресурсов, а также повысить прибыль путем увеличения производимой продукции. Однако метод применяется довольно редко, что обусловлено трудоемкими расчетами.
Пример
Планируемый объем производства составляет 40 тысяч единиц, переменные затраты на один продукт – 35 рублей. Общий объем постоянных расходов – 700 000 рублей. Для налаживания производства берется кредит в размере миллиона рублей под 17% годовых. Производятся следующие расчеты:
- 700 тысяч/40 тысяч – 17,5 руб. (постоянные траты на единицу).
- 35 + 17,5 = 52,5 руб. (суммарные траты).
- (Миллион * 0,17) / 40 тысяч = 4,25 руб./единица.
- 35 + 17,5 + 4,25 = 56,75 руб.
Последний показатель – минимальная стоимость изделия, при которой предприятие будет получать доход, а также сохранит свою кредитоспособность.
Метод маркетинговых оценок
Суть метода маркетинговых оценок – предварительное определение стоимости, по которой потребитель будет покупать товар. Основа расчетов – рост продаж и повышение конкурентоспособности продукции, а не покрытие затрат производства.
Пример
Эластичность спроса составляет 1,75. Перед руководителем стоит задача: просчитать последствия понижения стоимости на рубль. На данный момент реализуется 10 000 штук товара по стоимости 17,5. Общие траты составляют 100 000 рублей (из них постоянные в размере 20 000 рублей). Проводятся следующие расчеты:
- 17,5 * 100 000 = 175 000 руб. (выручка).
- 175 000 – 100 000 = 75 000 руб. (прибыль).
- 10 000 * (1,75 * 1/17,5) + 10 000 = 11 000 штук (масштаб реализации).
Затем рассчитываются показатели после того, как стоимость была снижена:
- 16,5 * 11 000 = 181 500 руб. (выручка).
- Постоянные издержки: 20 000 руб.
- Переменные: (100 000 – 20 000)/10 000) * 11 тысяч = 88 000 руб.
- Общие: 20 000 + 88 000 = 108 000 руб.
- 181 500 – 108 000 = 73 500 руб.
Уменьшение цен спровоцировало потерю прибыли в размере 1 500 рублей (75 000 – 73 500).
Иные методы ценообразования
Существует очень много методов ценообразования. Изложенные выше – основные и наиболее часто используемые. Однако существует множество других способов:
- Метод закрытых торгов. На закрытых торгах заказ получает тот, кто установил наиболее низкую стоимость. Данный принцип влияет на ценообразование. Подрядчик должен установить минимальную стоимость, при которой доходы обеспечат функционирование компании.
- Метод «снятия сливок». Обычно используется при формировании стоимости на новинки. Сначала производитель устанавливает максимально высокую стоимость. При этом отслеживаются показатели спроса. Как только они начинают снижаться, цена снижается для привлечения новой «волны» потребителей».
- Метод стоимости изготовления. Является дополнением к методу полных издержек. При расчетах траты на сырье умножают на процент, равный вкладу компании в наращивание цены на продукцию. Метод может использоваться при определении рентабельности продукции. Актуален при работе с индивидуальными заказами.
- Метод маржинальных издержек. Переменные траты на единицу умножаются на процент, достаточный для покрытия расходов предприятия и получения прибыли. Цель использования этого метода – полное покрытие расходов и максимальное увеличение прибыли.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Применение данных методов обычно ситуативно.
Какой метод ценообразования выбрать?
Нужный метод подбирается исходя из таких условий, как:
- Спрос на продукцию (стабильный или нестабильный).
- Поведение конкурентов.
- Массовость производимого товара.
- Цель ценообразования (получение максимальной прибыли, привлечение потребителей, внедрение на новый рынок).
- Уровень затрат предприятия при производстве.
- Сфера работы.
Некоторые из методов (к примеру, метод стоимости изготовления) можно использовать непостоянно, но ситуативно, при наличии непосредственной потребности.
Источник
Как государство регулирует цены
В современных экономических реалиях вопрос о государственном регулировании цен является одним из ключевых. В чем суть этого понятия и какова его методология, рассказываем в статье.
В чем заключается госрегулирование цен
Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.
Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.
Правовые основы государственного регулирования цен:
- Конституция РФ, статья 7.
- Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
- Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
- Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
- Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.
В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.
Как регулируются стоимость
Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.
Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:
- установление ФЦ;
- установление РЦ;
- определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
- ценовое декларирование;
- замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
- введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.
Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.
Примеры
Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.
Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.
Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:
- утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
- закреплении методики ценообразования;
- госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
- утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
- организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
- проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
- правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник
Что такое ценообразование: этапы и методы
Узнайте, в какие этапы и с помощью каких методов проходит процесс ценообразования
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Ценообразование
Ценообразование – это процесс, который заключается в установлении цен на товары и услуги.
Содержание
Факторы ценообразования
Задача любой компании при составлении цены продукта — это определить адекватные минимальные и максимальные значения. Минимальное значение подразумевает составлении минимальной цены, за которую компания готова продать продукт, но важно учитывать издержки производства для того, чтобы получать прибыль. Максимальное значение подразумевает максимальную сумму, которую готов заплатить потребитель за товар. Здесь важно учитывать тот факт, что слишком дорогой продукт не будет пользоваться спросом у аудитории.
Для того, чтобы корректно установить цену, стоить учитывать следующие факторы:
- себестоимость товара, которая включает все затраты на производство;
- позиционирование, то есть опрделение сегмента (эконом, масс-маркет, люкс);
- конкуренция (монополист может завышать цены, в то время как высокая конкуренция держит их примерно на одном уровне);
- цены конкурентов;
- жизненный цикл товара;
- экономическое состояние страны (во время кризиса потребители более чувствительны к ценам и отдают предпочтение товарам эконом-сегмента и масс-маркета);
- правовые нормы (наличие законов, которые регулируют порог цен);
- восприятие цены потребителем (низкая стоимость может вызвать вопросы о качестве товара, а высокая — спугнуть).
Ценообразование на единицу также может основываться на таких факторах, как фиксированная сумма, количество сделок, рекламная акция или кампания продаж, скидка с оборота, условия оплаты или кредита, конкретная квота, цена тендера, дата отгрузки или счета-фактуры и многие другие.
Ценообразование предполагает рассмотрение многих аспектов рынка. Для основных товаров, таких как продукты питания, цена будет основана на стоимости плюс маржа.
Для продуктов на рынке предметов роскоши больше внимания будет уделяться ценности, которую потребители придают предмету. Нехваткой часто манипулируют, чтобы поднять цену.
Менеджер по продукту фактически является генеральным менеджером продукта или группы продуктов. Роль состоит из разработки продукта и маркетинга продукта с целью максимизации доходов от продаж, доли рынка и прибыли. Менеджер по продукту часто отвечает за анализ рыночных условий и определение характеристик или функций продукта.
Планирование продвижения является одним из компонентов маркетинга. Оно может включать в себя специальные предложения, поощрения, рекламу, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и связи с общественностью. Промо-акция распределяет бюджет и ресурсы на каждый элемент.
Этапы ценобразования
Процесс ценообразование проходит в несколько этапов. Зачастую они включают следующие.
- Постановка целей ценообразования. Это может быть увелечение прибыли, удержание клиентов, выживаемость на рынке.
- Анализ факторов, влияющих на ценообразование. Сюда можно отнести определение спроса, анализ издержек и цен конкурентов.
- Выбор способа ценообразования.
- Опрделение стратегии ценообразования.
- Установление цен.
Ценообразование может быть рыночным, то есть формировать на основе спроса и предложения, или же централизированным государственным, то есть цену определяет госудасртво в зависимости от издержек на производство и реализацию.
Методы ценообразования
В зависимости от того, на что ориентируется компания при выборе метода, их можно разделить на три группы:
Затратные методы (компания ориентируется на издержки производства);
Рыночные методы (компания ориентируется на экономическую ситуацию на рынке);
Параметрические методы (компания ориентируется на издержки на технико-экономические параметры продукции).
Группа затратных методов включает следующие:
- прямые затраты;
- переменные затраты;
- полные издержки;
- учет рентабельности инвестиций.
Группа рыночных методов включает следующие:
- расчет максимальной приемлемой цены;
- расчет экономической ценности товара.
Группа параметрических методов включает следующие:
- агрегатный метод;
- балловый метод;
- удельных показателей.
Существуют также промежуточные методы ценообразования. К ним относятся методы, ориентированные на спрос и на конкурентов. Первые включают аукционы и пробные продажи, вторые — конкурсы и мониторинг цен конкурентов.
Также искали с «Ценообразование»
Оценка: 5 / 5 (11)
Источник