Способы экологического воспитания детей

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»

Татьяна Садовщикова
Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»

Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Свое эссе я бы хотела начать словами великого педагога, заслуженного учителя В. А.Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Работая с детьми, я не раз замечала их равнодушное отношение к красоте окружающей природы. Мало кто из них умеет любоваться распустившимися цветами, их яркими красками, голубым небом, искристым белым снегом. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо чтобы он любил её. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, ему необходимо внушать любовь к муравью, к лягушке, к цветочку, дереву ко всему, что его окружает.

Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать малышей, а значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, добра и красоты, научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её созидании. Вся планета Земля, с ее многообразием растительного и животного мира, истощается с каждым днем, от такого потребительского отношения человека к природе. А следовательно, все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.

Именно дошкольный возраст является началом экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. А формирование экологической культуры у детей, культуры природопользования, — это задача родителей, воспитателей, учителей и т. д.

В связи с этим возникает вопрос: какие формы и приемы использовать воспитателю при работе с детьми для успешного усвоения экологических знаний и начала формирования экологической культуры? В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Если говорить о методах, то я считаю, что самый действенный метод – наглядный. Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле…. А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек, птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».

В дошкольном возрасте дети с особым интересом рассматривают картины на экологическую тематику, с ними интересно обсуждать сюжетные картинки. Дети очень остро реагируют на неправильное поведение на природе, отраженное в картинках, осуждают действия персонажей. Как наглядный метод, еще хорош показ кинофильмов, мультфильмов на экологическую тематику. Тем более всемирная сеть Интернет и телевидение дают возможности для детей и в домашних условиях получать экологические знания, родителям достаточно найти познавательный канал, подходящий для возраста ребенка.

Практический метод применяется на занятиях, в виде опытов и экспериментов. Помимо уголка природы, мы организовали в группе уголок – лабораторию, где представлены природный и бросовый материал, всякие баночки, колбочки для проведения опытов с водой, песком, природными материалами. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Больше всего завораживают детей опыты с водой, у них возникает сразу много вопросов об удивительных свойствах воды. Ежедневное ухаживание в уголке комнатных растений (рыхление, полив, протирание листочков) и сезонное ухаживание за цветами в клумбах, деревьями и огородом на участке, все это с удовольствием выполняют дети дошкольного возраста. Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. В процессе работы учим ребят размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Читайте также:  Овчаренко способы ведения поиска противника

Словесные методы экологического воспитания – это беседы, рассказы и чтение художественной литературы. Утром или вечером рассказываем детям об объектах природы, с применением картинок или иллюстраций из книг. Важно обратить внимание детей на охрану природы, того или иного объекта экологической цепочки. Чтение экологических сказок учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Читать детям экологические сказки, в которых представлены негативные проявления человека к природе, прагматичные варианты неправильного природопользования. И всегда наблюдаю, эмоциональный отклик детей на подобного рода рассказы, они осуждают неправильные действия людей, понимают, что такое экологическая катастрофа и кто в ней чаще всего виноват. Экскурсии, как форма работы с детьми по экологическому воспитанию, очень любимы детьми. Экологические проекты, особенно исследовательские, часто проводятся в нашем детском саду. Недавно я проводила проект в нашей группе «Сбережем планету вместе».Более того воспитанники моей группы активно принимают участие в экологических конкурсах и акциях. В нашей группе прошла акция «Посади дуб». Дети и родители приняли участие в конкурсе по сбору макулатуры на территории детского сада. Так же создали зону для помощи птицам. В неё входят кормушки,скворечники. Работая в этом направлении стала замечать, что дети моей группы перестали бросать мусор, более того, стали делать замечания тем,кто загрязняет окружающую среду. Подводя итог моей работы, можно сказать, что поставленные перед собой цели и задачи выполнены. Дети научились наблюдать, ценить природу, видеть красоту природы. Задача воспитателя (моя задача) – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Закончить свое эссея бы хотела очень красивым стихотворением:

«Пусть будет в человеке всёпрекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Источник

Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников

Галина Шишова
Эффективные методы осуществления экологического воспитания дошкольников

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое

богатство для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка.

/В. А. Сухомлинский/

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

На этапе дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В этот период ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Читайте также:  Пример решения систем линейных уравнений матричным способом

Цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры у детей

Задачи экологического воспитания:

• создание у дошкольников установки на здоровый образ жизни

• привитие им элементов экологической культуры

• формирование экологического сознания

• воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Методы экологического воспитания

Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Методы обучения подразделяют на наглядные, практические и словесные. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр., методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.

В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, прошли проверку временем и широко применяются:

наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация моделей, просмотр кинофильмов о природе). Данные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе.

практические (экологические игры, элементарные опыты, моделирование, труд в природе). Использование этих методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

словесные (рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, использование фольклорных материалов). Использование этих методов позволяет уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Наряду с традиционными методами в своей работе я использую и инновационные методы:

• использование элементов ТРИЗ

• использование приемов мнемотехники

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Источник

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Таисья Сагалакова
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников

«Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума.»

В. А. Сухомлинский.

Цель экологического воспитаниядостигается по мере решения в единстве следующих задач:

Образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

Воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

Развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Методы и приемы экологического воспитания, применяемые с с детьми

1. Наблюдения в природе.

2. Экологические игры.

4. Экологические занятия.

5. Интегрированные занятия (изо и экология, экология и музыка).

6. Экологическая тропа.

7. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

8. Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций).

9. НОД в уголке природы.

10. Прогулки на участке детского сада и за его пределами.

11. Экологические выставки.

12 .Экологические развлечения и праздники.

13. Экологические акции.

15. Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.

1. Наблюдения в природе. Я люблю природу,

Речку возле дома,

Я душой привязан,

К ней, как никогда,

Потому, что в сердце,

И близка — близка,

.Экологические игры совместно с родителями

Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя,дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

А сколько там сейчас чудес?

Природу здесь живую увидали

Читайте также:  Вторые блюда способы подачи

Как на выставке картин мы побывали.

На выставке такого не видали,

Хоть деньги с нас большие взяли.

Там все картины на холстах.

Природа пишет. на деревьях, небесах.

Такие краски выдаёт,

Художник с трудом их подберёт.

4. Экологические занятия.

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

5. Интегрированные занятия (изо и экология, экология и музыка).

Трогательность экологических песен наводит лишь на одну мысль — пора что-то менять, иначе совсем скоро серые картинки станут обычной реальностью. Ведь главная цель таких песен — достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.

6. Экологическая тропа.

— Это специальный образовательный маршрут

в природных условиях, где есть экологически значимые объекты.

-На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными природными системами, многообразием растений и животных, связями,где можно осуществить на практике природоохранную деятельность.

7. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Здесь формируется представление детей о пейзажной живописи, о явлениях природы. Происходит знакомство с картинами русских художников, ребенок учится видеть сюжет и особенности передачи его автором. Составляет короткий рассказ по картине.

Развивать связную речь активизировать употребление прилагательных. Познакомится с термином «пейзаж».

.Лаборатория юного эколога

(проведение опытов, рассматривание коллекций).

Это всё – эксперименты –

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Как? Зачем? И почему?

11. Экологические выставки.

2 Экологические развлечения и праздники.

Праздник этот призван,

Сделать Землю чище!

Чтобы каждый человек

Прожил ровно сотню лет!

Знаем мы теперь сполна,

Как Земля от нас больна.

И поэтому сейчас,

Совести услышим глас!

Выпьем культурно и откинем стаканы.

В урну, стоящую рядом,

Именно в урну, а не в кусты.

Пусть все опушки будут чисты!

13. Экологические акции.

Покормите птиц зимой, помогите пташкам.

Вы достаньте семечки прямо из кармашка.

Дело доброе- оно будет не забыто.

Свои песни под окном споёт нам «композитор»

Как экология важна,

Нам день сегодняшний покажет,

Защита всем лесам нужна,

Но нам о том они не скажут,

Не стоит воздух загрязнять,

Ведь это — воздух в нашем доме,

Необходимо всем понять,

Что в экологии — здоровье

15. НОД в уголке природы.

В уголке природы нашем

Разные цветы растут,

И в аквариуме рыбки

По утрам ребяток ждут.

Цветы свои мы поливаем,

Рыбок кормим – угощаем,

И на севере, и в джунглях

Вместе с вами побываем.

15. Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки.

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ. Элементы работы над песней В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль. О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали.

Методы и приемы экспериментально-исследовательской работы I. «Методы и приемы экспериментально-исследовательской деятельности» Расскажи и я забуду, дай попробовать- пойму, Покажи и я запомню,.

Из опыта работы «Особенности патриотического воспитания дошкольников» ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Методическая часть вопроса. «Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству,.

Словесные методы в системе экологического воспитания дошкольников Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого.

Сообщение для воспитателей «Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры» СООБЩЕНИЕ для воспитателей Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры. 1. Методы и приемы, направленные.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников» Работая в детском саду, я наблюдаю, как часто встает вопрос о необходимости.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Методы и приемы работы» Спирина Ю. В., воспитатель ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методы и.

Источник

Оцените статью
Разные способы