- 5 моделей эффективного командного взаимодействия
- Модель Такмена
- Формирование (Forming)
- Конфликтная стадия или столкновение интересов (Storming)
- Стадия нормирования ( Norming)
- Исполнительная стадия (Performing)
- Модель Катценбаха и Смита
- Модель эффективности команды T7
- Модель Ленсиони
- Модель ЛаФасто и Ларсона
- Лучшие 10 методов в создании успешной работы команды
5 моделей эффективного командного взаимодействия
Выбор моделей и подходов для повышения эффективности работы команды — это извечная головная боль менеджеров продуктов, тим лидов, собственников бизнеса, HR, ученых и психологов.
У любого подхода всегда найдутся сторонники и оппоненты. Некоторые из популярных моделей ориентированы на коммуникационную стратегию, некоторые больше связаны с корпоративной культурой и индивидуальными особенностями и талантами каждого члена команды. Какие же факторы помогают грамотно определить эффективность командной работы?
Любая эффективно работающая команда состоит из личностей, обладающих навыками, необходимыми для достижения индивидуальных и групповых целей.
Крайне важно, чтобы каждый специалист в эффективной команде умел транслировать свои знания и умения на всю группу. В успешной команде точно знают о грамотной коммуникации, активном слушании, важности обратной связи и своевременного реагирования на критические моменты.
Все члены эффективной команды несут ответственность за достижение целей и глобальной стратегии компании и мотивированы на то, чтобы преуспевать в бизнесе. Они доверяют друг другу и поддерживают друг друга.
Казалось бы, все строится на профессионализме и простым человеческом отношении друг к другу. Зачем же тогда нужны какие-то модели и техники для повышения эффективности?
Все они было разработаны, чтобы помочь выяснить быстро и верно, какие модели взаимоотношений, стратегии, инструменты следует применять в случае конкретной команды для конкретного бизнеса.
Возможно, некоторые научные подходы и авторские модели помогут быстрее “пролить свет” на застоявшиеся проблемы внутри команды и раскрыть ее потенциал.
Модель Такмена
Модель полезна всем участникам команд любых размеров из любой отрасли.
Брюс Такмен описал свою теорию в 1965 году. Автор выделил четыре стадии развития команды:
- формирование
- конфликтную
- нормирующую
- исполнительную
Все эти поэтапные стадии необходимы команде, если в ее планах расти, развиваться и решать проблемы и находить лучшие решения.
Формирование (Forming)
Этот организационный этап посвящен формированию команды; в это время намеренно избегаются конфликтные ситуации и каждый участник команды фокусируется на выполнении рутинных задач. В процессе формирования команды важно накапливать информацию и впечатления.
Члены команды знакомятся, встречаются, изучают возможности и требования, принимают общие цели и стратегию и приступают к их реализации.
Этот этап очень важен потому, что участники узнают друг друга, а для менеджера это отличный шанс понять кто и как предпочитает работать: самостоятельно или в группе, как справляется с нагрузкой и т.д.
Конфликтная стадия или столкновение интересов (Storming)
Сформировавшись в единую группу, ее участники выносят на обсуждение свои идеи.
Наиболее опытные члены команды обычно определяют, готова ли команда двигаться дальше. Некоторые фокусируются на мелочах, чтобы избегать более серьезных вопросов в дальнейшем. Этот этап необходим для роста команды.
Иногда он даже может оказаться весьма “болезненным”, поэтому важно уделить внимание терпеливому отношению к процессу и толерантности. Во время Storming лидеры команд должны помогать участникам “сглаживать” спорные ситуации и возможные конфликты и подавать пример профессиональным поведением.
Стадия нормирования ( Norming)
После обсуждения идей, команда приступает к согласованию общего плана. Не все идеи будут реализованы, поэтому некоторым придется отказаться от собственных инициатив, чтобы действовать командно.
Все участники сплоченной группы готовы работать для достижения общей цели. Все готовы идти на компромисс, любая враждебность исчезает.
Исполнительная стадия (Performing)
К этой стадии команда уже может полноценно функционировать и добиваться результатов, находить способы выполнять работу гладко и эффективно без неуместных конфронтаций.
Все члены группы мотивированы, компетентны и могут принимать решения самостоятельно. Миссия лидера — оценивать эффективность работы команды, предоставлять своевременную обратную связь и согласовывать личные устремления участников.
При определенных обстоятельствах, даже самые высокоэффективные команды могут временно вернуться к ранним стадиям развития.
В 1977 году Такман вместе с Мэри Энн Йенсен добавил в модель развития команды пятый этап — стадию расставания (adjourning).
Стадия символизирует достижение поставленных целей и задач и, как следствие, спад активности группы. Совместная деятельность команды прекращается.
Модель Катценбаха и Смита
Авторы этой модели Джон Катценбах и Дуглас Смит описали свой подход в 1993 году после изучения множества команд в разных компаниях и отраслях. Они определили команду как небольшую группу людей с разносторонними навыками, приверженную общим целям и единой стратегии поведения. Основы модели были объединены в книге «The Wisdom of Teams».
Авторы различают типы команд по своему развитию:
- Рабочая группа, где взаимодействие участников осуществляется для обмена информацией и опытом.
- Псевдокоманда, в которой ее члены могут увеличить эффективность работы, но не прилагают для этого никаких усилий.
- Потенциальная команда, в которой понимают общую цель и ее необходимость и пытаются выработать эффективные способы сотрудничества.
- Настоящая команда — в ее составе участники, которые обладают взаимодополняющими навыками и умениями. Они осознают общие цели и задачи и совместно работают над ними.
- Высокоэффективная команда с характеристиками настоящей группы и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Ее результаты обычно превосходят ожидания.
Авторы визуализировали модель эффективных команд с помощью треугольной диаграммы.
Существует три ориентира, на которые равняются команды:
- коллективные продукты и достижения
- результаты работы
- индивидуальный рост
Командная работа должна быть подчинена следующим принципам:
- отбор членов команды по их умениям, навыкам и возможностям
- определение целей совместной деятельности и правила поведения
- осознание членами команды их прав
- непрерывное взаимодействие в команде, выделение необходимого времени для коммуникации
- обратная связь, вознаграждения и признания.
Модель эффективности команды T7
Модель Т7 была также описана в 90-х годах прошлого века. Ее авторы попытались понять и изучить, какие факторы влияют на эффективность команды. По их мнению, существует 7 таких факторов — пять внутренних и два внешних. Все они начинаются с буквы «Т»:
- Thrust (Упор) — фокусирование на сути. Это общее стремление к тому, что должно быть совершено командой.
- Trust (Доверие) друг к другу внутри команды.
- Talent (Талант) – способности членов команды.
- Team Skills (Командные способности) – способность эффективно и продуктивно действовать как команда.
- Task Skills (Способности к решению задач) – успешное выполнение поставленных перед командой задач.
Внешние факторы:
- Team Leader Fit (Соответствие лидера) – степень, в которой лидер удовлетворяет потребности членов команды.
- Team Support (Поддержка команды со стороны компании) – мера, в которой руководство компании позволяет команде проявлять себя.
Каждый из перечисленных выше факторов этой модели может быть детализирован.
Для высокой производительности команды, в ней должны присутствовать все пять внутренних факторов.
Модель Ленсиони
Модель, предложенную Патриком Ленсиони, еще называют «5 Дисфункций команды». Одноименная книга увидела свет в 2005 году.
Изучая эту модель, вы узнаете об эффективности рабочей группы, основанной на том, что вызывает дисфункции, непонимание и конфликты внутри группы.
По утверждению автора, все команды имеют потенциал быть дисфункциональными. Модель включает 5 главных дисфункций любой команды: отсутствие доверия, боязнь конфликта, нехватка обязательств, избегание ответственности, невнимательность к результатам.
- Отсутствие доверия происходит, когда члены команды показывают свою уязвимость и не желают признавать свои ошибки и слабости. Они не просят о помощи.
- Страх перед конфликтами. Без доверия невозможно полноценно коммуницировать. В таких случаях внутренние конфликты могут обернуться завуалированными дискуссиями и закрытыми обсуждениями.
- Нехватка обязательств — без конструктивных обсуждений конфликтов каждому в команде сложно вносить свой вклад в решение. Появляется двусмысленность.
- Избегание ответственности. Люди не хотят привлекать других к ответственности за свою работу.
- Невнимательность к результатам. Если участники группы не берут на себя ответственность, у них появляется тенденция ставить их личные потребности выше командных целей. Если команда потеряла из виду необходимость достижения результатов — теряется общий фокус.
Модель Ленсиони визуализируется как пирамида: вы решаете каждую дисфункцию одну за другой снизу вверх.
Модель ЛаФасто и Ларсона
Первоначально модель носила название «Пять динамических характеристик сотрудничества и командной работы». Ее авторы, Фрэнк ЛаФасто и Карл Ларсон описали свои соображения в 2001 году, проанализировав результаты опроса, проведенных среди представителей 600 команд из различных отраслей и сфер.
Участники опроса отвечали на простой вопрос “Что такое эффективная команда?” В результате авторы придумали и описали модель, состоящую из пяти уровней или компонентов, каждый из которых повышает вероятность роста эффективности:
- Член команды. Это первый этап по выбору правильных участников группы. Каковы их навыки и поведение, личный поведенческий стиль.
- Командные взаимоотношения. Приемлемое поведение в команде способствует здоровым рабочим отношениям между участниками.
- Решение проблем. Здоровые отношения позволяют решать проблемы совместно.
- Руководство командой. Правильный подход к руководству приводит к успешной командной работе.
- Организационная структура. Это о том, что способствуют ответственному отношению участников команды и приводит к ясности.
Какая же из моделей наиболее качественно отразит степень эффективности команды? Это зависит от конкретного случая. Самая эффективная команда на свете, наверняка, еще не была собрана).
Все описанные модели помогут выявить слабые стороны вашей команды и направят ваши усилия на повышение эффективности работы.
А вы применяли подобные модели эффективности в своей команде? Может, существуют более интересные подходы?
Источник
Лучшие 10 методов в создании успешной работы команды
Часто команды становятся полезны в ситуациях, когда задача не может быть решена одним человеком или если она требует взаимосвязанной работы. Однако чтобы создать успешную команду, надо поразмышлять и сделать некоторое планирование. Очень часто группу отдельных личностей просто собирают вместе, ставят перед ними обязательства, дают распоряжения, а затем говорят: “Ну а теперь прославьте нас!”
В создании эффективно работающей и успешной команды ключевыми моментами являются определённые результаты, общие цели и соответствующие навыки. Ниже приведены 10 методов, которые помогут сделать работу команды успешной.
1. Создайте общие, командные цели.
Должен быть определён основной центр, к которому двигается команда и этот центр должен включать конкретную задачу, поставленную в строгом соответствии со знанием каждого человека относительно того, как достигнуть цели.
2. Результаты должны быть измеримыми.
Обычно работа команды более эффективна, если вы можете измерить то, что она производит. Должны быть определены стандарты высококачественной работы, т.е. чтобы команды поняла, что собой представляет цель, также должны осуществляться промежуточные отчёты о проделанной работе на пути к желаемому результату.
3. Поддерживайте взаимозависимость.
Каждый человек, в независимости от пола, должен знать о том, какой вклад он привнесёт, а также, вклад который он может внести в общую картину. Препятствуйте межличностной конкуренции, делайте одобрение в пользу командных целей и решении конкретных, поставленных на сегодняшний день задач.
4. Помогите команде понимать и оценивать отличительные особенности.
Командное взаимодействие представляет собой уникальный навык, где у каждого человека существует определённый талант, ценность, потребность связи, физическая способность и ограниченность в работе коллектива. Формирование эффективной, объединённой команды требует, чтобы каждый человек сначала осознал свои собственные возможности, и только затем имел бы право признавать и оценивать как личные, так и профессиональные качества других людей.
5. Удостоверьтесь, что члены команды обладают необходимой квалификацией.
Навыки умения решать проблемы, технические, так же как и навыки о взаимоотношении с людьми, все они одинаково важны для успеха команды. Не пренебрегайте одними ради других. Определите, в какой области существуют проблемы, а затем обеспечьте должное обучение, чтобы суметь применить навыки в случае возникновения трудностей.
6. Обучайте, а затем проводите более детальное обучение.
Для того чтобы недавно изученные навыки были хорошо освоены и запомнились надолго, необходимо продолжать обучение, практические занятия, а также получать необходимую помощь от непосредственных наблюдателей и наставников. Частые наблюдения того, как недавно обученные члены команды прогрессируют, и какую при этом приносят пользу, помогут им продолжить осуществлять на практике то, что ими было изучено.
7. Обстоятельно разъясните линии связи.
Важно знать, как в случае необходимости связаться друг с другом и уметь справляться с обильным количеством сообщений, телефонных звонков, т.е. потоком информации.
8. Постоянно напоминайте о командных целях.
Это может показаться простым, но постоянное напоминание членам команды о том, “Что“ они делают и “Почему “ это необходимо делать, является очень важным для того, чтобы они постоянно задавались этими вопросами, и чтобы команда оставалась сосредоточенной на желаемом результате. Так что время от времени повторяйте о целях команды и желаемом результате.
9. На собрании команды обеспечьте подробностями поставленной задачи.
Встречи не всегда представляют наиболее эффективное использование командного времени, в случае же если встреча необходима, удостоверьтесь, что она подготовлена так, чтобы время было проведено с пользой. Особенно эффективны результаты повестки дня. Намного больше, чем просто список обсуждаемых вопросов, повестки дня точно и обстоятельно объяснят, какие результаты должны быть получены во время и после встречи.
10. Подавайте пример.
Люди адекватно отвечают на действия, а не на слова своих лидеров. Если вы хотите добиться эффективных командных взаимодействий, то, прежде всего, должны научиться подавать пример.
Источник