Способы эффективного запоминания лексики

Лучшие способы запоминания английских слов

Hello, everyone! Все еще сражаетесь с армией незнакомых слов? В сегодняшней статье мы поделимся боеприпасами, а именно: техники запоминания, о которых вы не знали; как не упустить важное; как сделать процесс обучения увлекательным и как придумать контекст для слов.

Вы уже слова и на карточках писали, и на мебель клеили, и в телефоне напоминания ставили, а они все никак?

В статье «Как учить по 100 английских слов в день» мы уже раскрыли основные секретики и методы запоминания. Но если вы испробовали все и хотите чего-то нового, то сегодня мы подготовили еще несколько трюков и техник.

Для любителей списков

Гармошка — отличный способ для визуалов и любителей организации и порядка.

  • Возьмите лист бумаги, на котором у левого края напишите в столбик слова на английском.
  • Проведите линию и подпишите перевод.
  • По линии согните лист и около перевода сделайте еще столбик с английскими словами (но уже по памяти).
  • Снова согните и напишите по памяти перевод.
  • Чередуйте эти действия пока не закончится лист.

После окончания обязательно проверьте себя. Уже к концу задания вы запомните 90% списка.

Что делать дальше с этим списком, бесцельно зависшем в вашей памяти? Есть такие варианты: постоянно себе напоминать, задействовать в контексте и расширять его.

  • Запишите слова с переводом на диктофон и прослушивайте каждый день.
  • Попросите кого-то из родных вас «погонять» и проверить по списку. Еще со школы у нас заложена установка, в которой внешний контроль вселяет больше ответственности, а следовательно, и эффективности изучения.
  • Повесьте список над рабочим столом и периодически просматривайте.

Контекст — ваш лучший спутник. Если со списками вы подружились, не бросайте их на полпути. Когда уже все запомнили, придумайте с каждым словом какое-то смешное или интересное предложение.

Персонализируйте этот процесс — придумывайте фразы о себе или своих друзьях. Не бойтесь ошибиться в грамматике (сейчас она — не главная цель).

Например, у нас есть слова для запоминания и жизненные ситуации:

Once I lost my swimsuit in the sea. – Однажды я потеряла купальник в море.

I moved to another country because saw a spider in my bed. – Я переехал в другую страну, потому что увидел паука в моей кровати.

When I retire, I will drink scotch and have fun. – Когда я уйду на пенсию, я буду пить виски и веселиться.

Расширять списки можно синонимами или антонимами. Выписывая слово, сразу старайтесь запоминать похожие или противоположные по значению с ним слова.

Выучили слово «хороший» (good), выясните, как будет «плохой» (bad). А если вы еще запомните с ними «great» и «terrible», то здорово обогатите свой словарный запас.

Еще один способ расширить список и запомнить за раз сразу 3-5 слов — словообразование. Проверяем, какие приставки и суффиксы можно добавить к слову.

differ – отличаться;
different – разный;
indifferent – безразличный;
differentiate – отличать;

depend – зависеть;
dependent – зависимый;
independent – независимый;
independently – независимо;
independence – независимость.

Дружить с суффиксами — полезный навык. Половина длинных страшных слов в английском являются производными от более простых.

Для тех, кому надоели все эти техники запоминания слов

Ну а если все уже стало скучным и неинтересным, предлагаем вам несколько творческих и немножко сумасшедших методов, которые взбудоражат ваше воображение.

Карточки для запоминания английских слов

Одним из самых популярных методов были и остаются английские словарные карточки. С ними можно учить и слова, и словосочетания, и неправильные глаголы, и даже грамматику. Они могут быть как бумажными, так и электронными.

Если вы кинестетик и любите физически взаимодействовать с тем, что учите, то создайте их самостоятельно: с одной стороны на карточке пишем слово, с другой — перевод. Тем, кто уже не новичок советуем добавить предложение с примером использования данного слова.

Плюс карточек в том, что можно их отложить, а через время потратить всего лишь несколько минут на повторение.

Какие они, идеальные карточки для запоминания слов?

  • Короткие (2-3 слова и пример)
  • Простые (и перевод, и пример не должны содержать непонятных слов и конструкций)
  • С контекстом (уместный и простой контекст цементирует слово в вашей памяти)
  • С ассоциациями (маленькие изображения на карточках эффективны для визуалов)

Если вы не фанат handmade, используйте приложения с уже готовыми карточками и примерами. Одни из самых популярных: Anki, Memrise, Quizlet.

Электронные карточки хороши тем, что приложение вам регулярно напоминает о них по принципу интервального повторения. Если повторение проходит успешно, время до следующего возрастает. Если же слово забыто, то приложение напомнит о нем пораньше.

Стихи с английскими словами

Для тех, кто обучает детей (или сам хочет учить и веселиться) есть различные смешные стихи на русском, но с заменой некоторых слов английскими.

Читайте также:  Никотиновая кислота для волос способ применения против выпадения волос инструкция

Кажется, что это не серьезно, однако именно ритмомелодика и забавные сюжеты помогут быстро запомнить слово.

Слива тут и слива там,
Слива по-английски plum.
Мне во сне сказала фея:
Груша по-английски pear.
Возле river старый house.
В нем живет grandmother mouse.
Mouse дарит вкусный cheese.
— Дай мне cup, grandmother, please.
— Thank you, очень вкусный tea.
Five o’clock — пора идти.

С помощью стишков намного проще запомнить неправильные глаголы:

Спит ленивый толстый кот,
Он мышей не catch, caught, caught (ловить).
Стюардесса чай несет —
По-английски: bring, brought, brought (приносить).
В жизни часто выбор сложен,
Как нам все же choose, chose, chosen (выбирать)?
Будет талия у дам,
Коль зарядку do, did, done (делать).
Вот уже который год
Я английский learn, learnt, learnt (учить).

Сочиняем историю

Если есть слова, которые вам трудно запомнить, то объедините их в короткую историю. Существует 2 варианта, как это сделать.

Например, у нас 10 слов: intelligent (умный), coat (пальто), boots (сапоги), put (класть), watch (часы), purse (кошелек), drawer (комод), lock (закрывать), gift (подарок), owl (сова).

  • Мы можем придумать какого-то забавного героя и рассказать о его привычках и вещах, которые у него есть.

A very intelligent rabbit who lives in the hole under the tree wears a coat and boots. He also has a beautiful watch. He always puts it in his purse. He locks the purse in a drawer, where he collects small gifts from his friend owl.
Очень умный кролик, который живет в норе под деревом, носит пальто и сапоги. У него также есть красивые часы. Он всегда кладет их в свой кошелек. Кошелек он закрывает в комоде, где хранит маленькие подарки от своей подружки, совы.

I have an intelligent coat, it speaks and wears boots. I put it in my drawer where I locked my owl. This owl has a purse and it gives me money to buy gifts for my mom. I think I will buy her a watch this time.

У меня есть умное пальто, оно может говорить и носит сапоги. Я кладу его в комод, где я закрыл свою сову. У этой совы есть кошелек, и она дает мне деньги чтобы я покупал подарки маме. Я думаю, что куплю ей часы в этот раз.

Попробуйте хотя бы раз сочинить историю из слов, которые нужно выучить, и вас уже не остановить.

Метод Айвазовского

Айвазовский не рисовал море «с натуры». Он долго всматривался, запоминал детали и уже дома приступал к работе.

В этом методе мы тоже будем запоминать детали и черты, но уже для того чтобы задействовать выученные слова или отыскать новые.

Для начала выберите тематику, которая интересна вам (города, автомобили, люди). Найдите любое изображение из этой тематики в интернете или в жизни (например, пока едете в транспорте) и хорошенько рассмотрите его.

Закройте глаза и постарайтесь описать увиденное в деталях английскими словами, отчетливо воображая этот объект перед собой.

angry;
grey hair;
blue eyes;
big nose;
brown coat;
suitcase;
to wait for a train.

Такая техника приучит ваше мышление к подкреплению выученных слов конкретными образами и объединит их в тематические блоки, которые будут придуманы вами лично. А также заставит вас постоянно задействовать слова из разных тем и не забывать их.

Заключение

Итак, техник для запоминания уже так много, что трудно их все запомнить! Попробуйте и найдите свою единственную и любимую. And stick to it! А также не забывайте:

  • учить слова, которые подходят вам по уровню;
  • повторять выученное;
  • помещать слова в контекст;
  • не мучать себя техниками, которые вам не подходят.

Попробуйте найте или придумывать свои веселый и творческий метод. Good luck!

EnglishDom.com — онлайн-платформа по изучению английского

→ Прокачайся в английском на онлайн-курсах от EnglishDom.com

По ссылке — 2 месяца премиум-подписки на все курсы в подарок.

→ Для живого общения — выбирай индивидуальное обучение по Skype с преподавателем.
Первый пробный урок — бесплатно, регистрируйся тут. По промокоду goodhabr2 — 2 урока в подарок при покупке от 10 занятий. Бонус действует до 31.05.19.

Источник

Как оптимизировать запоминание иностранных слов

Прежде чем взяться за разработку мобильного приложения для заучивания лексики, мы в школе Skyeng потратили массу времени на изучение алгоритмов работы памяти и запоминания слов. В результате разработка Aword заняла чуть больше времени, но мы более уверены в результате — использование определенных алгоритмов в показе слов помогает эффективнее пополнять словарный запас.

На рынке представлено большое количество приложений для заучивания иностранных слов. Всех их объединяет общая черта — использование зубрежки (дриллинга) в качестве основного инструмента обучения. Чем больше времени ученик проводит за повторением слов, тем выше шанс, что он их запомнит. Например, вполне реально за час выучить сто слов. Однако без повторения уже через 6 часов половина из них будет забыта. Еще через шесть часов в памяти останется не больше 15 слов. Чтобы этого не произошло, необходимо регулярно повторять весь набор (зубрить).

Если ученик делает в повторении списка паузу (на неделю, на месяц, на отпуск, на рабочий аврал, . ) — высока вероятность, что слова забудутся, и зубрежку придется начать с начала. Если он переключился с одного набора слов на следующий и не повторил первый через некоторое время — он его забудет. Для того, чтобы такое запоминание работало эффективно, необходимо самостоятельно или с помощью преподавателя составить четкий план обучения и неукоснительно ему следовать, иначе зубрежка превратится в бессмысленную потерю огромного количества времени без явного, прогнозируемого результата.

Читайте также:  Способ приготовления сдобных хлебобулочных изделий

Мы задумались: можно ли сделать приложение, которое будет обеспечивать не только процесс «дриллинга», но также составление и поддержание плана занятий и контроль за полученными знаниями? Как максимизировать эффективность обучения и сэкономить время ученика?

Начать придется издалека: с разговора об устройстве нашей памяти, которая бывает краткосрочной и долгосрочной.

Зубрежка vs запоминание

Краткосрочная хорошо знакома студентам, сдающим какой-нибудь не очень нужный формальный предмет. Если проштудировать учебник ночью накануне экзамена, есть высокая вероятность, что большая часть информации, пусть и в разрозненном виде, останется в памяти достаточно долго, чтобы сдать экзамен или зачет. Однако уже через пару дней она бесследно выветрится (точнее, как показывают исследования, не выветрится, но так надежно скроется в глубинах сознания, что извлечь ее оттуда будет проблематично).

Долгосрочная память – это то, что позволяет нам легко вспомнить полученные сведения и через год, и через пять лет. Но для того, чтобы она заработала, необходимы регулярные тренировки, причем наиболее эффективный формат этих тренировок – не перечитывание учебника, а проверка по контрольным вопросам или постоянное применение полученных знаний на практике.

Например, студент, изучающий новый язык программирования, получает эту тренировку в виде ежедневных сессий кодинга. Постигнув тему объектов в C++, он сможет навсегда ее запомнить, если будет регулярно использовать. Поэтому преподаватели требуют объектного программирования даже тривиальных задач, где разумно было бы без него обойтись.

Долгосрочная память требуется не всегда. Химику совершенно не обязательно знать все формулы; юристу не нужно иметь в голове полные версии уголовного, гражданского и процессуального кодекса. Им на помощь всегда могут прийти справочники; для них важнее понимание принципов работы и знание направления поиска данных.

Но есть сферы, где долгосрочная память необходима. Наиболее очевидные – медицина и лингвистика. Врач должен помнить симптомы любых, даже редких, болезней. Человек, претендующий на свободное владение английским языком, должен знать слово serendipity, даже если он никогда в жизни с ним не столкнется. Разумеется, наиболее эффективный способ развить такую долгосрочную память – практика. Выпускник медицинского вуза на несколько лет отправляется в ординатуру или интернатуру. Профессиональный переводчик обязательно едет на стажировку в среду носителей языка.

Но что делать, если такой возможности нет? И как быть, если врач за время ординатуры так и не столкнулся со случаем синдрома Кавасаки?

Необходимо развивать долгосрочную память как-то иначе. Неудивительно, что основные исследования в этой области проводятся как раз медиками и лингвистами.

Польский студент и немецкий психолог

Петр Возняк, автор самого известного алгоритма запоминания SuperMemo, задумался об оптимизации этого процесса в 80-е годы, будучи студентом Познаньского Политеха. Одной из задач, которые он ставил перед собой, было полноценное владение английским языком – его не устраивал тот поверхностно-профессиональный уровень, которым вполне довольствовались его сокурсники.

Возняк оказался достаточно упертым парнем. Он создал базу из карточек по английскому языку и биологии, содержащих вопрос и ответ, и занялся ежедневными тренировками, тщательно записывая результаты в дневник. Под конец эксперимента у него образовалось три тысячи карточек по английскому и более полутора тысяч по биологии.

С помощью несложных вычислений, основанных на полученных данных, Возняк установил, что для запоминания небольшого словаря в 15 тысяч английских слов ему потребуется тратить на тренировки ежедневно по два часа. Потраченное время растет пропорционально количеству слов: для запоминания 30 тысяч потребуется четыре часа повторений ежедневно. Не очень удобно.

К счастью, за сто лет до Петра Возняка аналогичной проблемой озаботился немецкий психолог Герман Эббингауз, тоже весьма упертый человек. Эббингауз провел два годичных эксперимента, в ходе которых запоминал бессмысленные наборы слогов. В результате было сделано несколько открытий, самым важным из которых является Кривая забывания.

Эббингауз экспериментальным путем установил, что скорость забывания информации падает после каждого повторения. После первого запоминания данных забывание идет очень быстро: уже через час из головы вылетает примерно половина материала, через десять часов – 65%; впрочем, около 20% остается и через месяц после изучения. Однако, если в течение первого часа повторить весь материал, процесс его забывания значительно замедлится, и новое повторение можно делать уже через сутки. Воспользовавшись Кривой забывания, можно расставить повторения таким образом, чтобы произошло максимальное долговременное усвоение материала за минимальное количество тренировок.

Этот метод называется «интервальные повторения» (Spaced Repitition). В 30-е годы был проведен эксперимент, показавший, что такая техника действительно благотворно влияет на процесс обучения. Однако популярности она в то время не обрела из-за своей чрезмерной сложности: необходимо было готовить тысячи карточек с вопросами-ответами, правильно их тасовать, вовремя повторять… Но потом появились компьютеры.

Вернемся к польскому студенту Петру Возняку, мечтавшему выучить английский, но не горевшему желанием тратить на тренировки по четыре часа в день. Он решил алгоритмизировать технику интервальных повторений, что в конце концов вылилось в программу SuperMemo. Разумеется, все оказалось далеко не так просто, и разработка SuperMemo стала, по сути, делом его жизни.

Читайте также:  Способы решения пределов функций

Алгоритмизация метода интервальных повторений – задача достаточно очевидная. Главная проблема этого метода – необходимость точно рассчитать время, когда повторение будет максимально эффективным – т.е. тот самый момент, когда информация забывается. Если написать программу, которая будет не только проводить тренировки, но и своевременно напоминать пользователю об их необходимости, это теоретически позволит добиться более эффективного обучения.

Здесь есть свои особенности. Сама по себе кривая забывания – явление универсальное, однако у разных людей на нее накладываются разные экспоненты. Кому-то третье повторение требуется через 20 минут, кому-то – через час; аналогичным образом изменяется расстояние и между последующими повторами. Поэтому тренировки должны быть гибкими – в их ходе алгоритм старается понять скорость забывания конкретного ученика и подстроиться под нее.

Важной проблемой на пути к успешному обучению становится человеческий фактор. Для того, чтобы эффективно запомнить максимальный объем информации за минимальный срок, нужно точно следовать графику. В реальности это создает неудобства, и ученики решают отложить на потом. В результате, пропустив нужный момент, они откатываются назад – на шаг, на два, а то и к самому началу обучения. Этот откат также надо правильно просчитать, чтобы минимизировать издержки из-за пропусков.

Лицензия на слова

В основе нашего мобильного приложения Aword лежит концепция «лицензий на слова» — по аналогии с ограниченными по времени лицензиями ПО. После первого запоминания «лицензия» действует примерно час; если не повторить слово, оно будет забыто. Если повторить слова в конце этого часа, появится новая «лицензия», уже на шесть часов. Следующая «лицензия» будет на сутки, потом на три дня, на неделю, месяц, полгода, два года. Самый эффективный момент для повтора — пограничный, когда предыдущая «лицензия» истекает, и для того, чтобы вспомнить слово, надо приложить определенные усилия. Все «лицензии» для каждого слова хранятся на нашем сервере в учетной записи ученика, и задача мобильного приложения — вовремя напомнить, что настала пора их обновить.

Базовый алгоритм, лежащий в основе Aword, можно описать таким псевдокодом:

Основной код этого алгоритма определяет, можно ли дать увеличенную «лицензию» на слово, или же его надо учить снова. tuneParameters и tuneComplexity — условные ссылки на настроечные алгоритмы; качество ответа (answer.quality) представляет собой число от 0 до 1. Это число равно единице, если ученик быстро, с первого раза узнал слово; у него хорошо работает память, задача оказалась для него слишком легкой. В этом случае алгоритм увеличит интервалы повторений. Если качество ответа близко меньше 0,5 — ответ был дан с трудом, после подсказок; стандартный интервал повторов для этого ученика слишком велик, необходимо проводить тренировки чаще.

Оригинальная кривая забывания была построена на основе данных синтетического эксперимента. Эббингауз намеренно использовал ничего не значащие слоги, чтобы в итоге получить максимально чистые результаты.

Современные студенты-медики успешно используют кривую забывания в ее начальном виде, например, для запоминания данных по фармакологии (тоже, в общем, состоящей из наборов букв). Вот, например, типичная инструкция по повторению материала:

— первый повтор – сразу после прочтения (проверка по контрольным вопросам);
— второй повтор – через 20 минут;
— третий – через сутки;
— четвертый – через 48 часов после третьего;
— пятый – через 72 часа после четвертого.

Существуют универсальные алгоритмы, позволяющие использовать метод интервальных повторений для эффективного запоминания любой информации. Самая известная (и к тому же бесплатная) такая программа — Anki. Она, разумеется, не учитывает особенностей, связанных с изучением иностранных языков, однако может здорово пригодиться, если необходимо надолго запомнить что-то действительно важное.

При изучении же иностранного языка мы имеем дело не с хаотичными наборами букв, а с осмысленными словами. Степень осмысленности и понятности слова ученику напрямую влияет на скорость запоминания. Так, инженер значительно быстрее запомнит слово «шестеренка», чем философ. Привычные, легко представляемые слова («дуб») запоминаются легче, чем экзотические («пихта»). Как следствие, необходимо аккуратно подбирать группы с примерно одинаковой скоростью запоминания. Алгоритм SuperMemo использует для такого подбора субъективную оценку пользователя – насколько ему сложно дается слово; это не очень точный показатель. Еще один фактор – уже имеющаяся у ученика словарная база, которую необходимо оценить для составления программы. Все это тоже должно быть алгоритмизировано. Впрочем, это темы для отдельных статей.

Алгоритмы, используемые в нашем мобильном приложении, в течение полугода тестировались на добровольцах из числа сотрудников и их знакомых. Это позволило нам подобрать некоторые средние параметры (срок «лицензий»), которые в итоге используются для оптимизации процесса долговременного запоминания слов. Сейчас, когда приложение стало доступно всем желающим, мы сможем собрать значительно больше аналитических данных для дальнейшей точной подстройки этих параметров. И все это можно увидеть, скачав мобильное приложение в App Store. В конце октября приложение будет выложено в Google Play, а в ноябре — доступно на Web.

А если вы сами хотите поучаствовать в разработке подобных штук — у нас масса интересных вакансий!

Источник

Оцените статью
Разные способы