Эффективное управление педагогическим коллективом
Ключевые слова: управление , педагогический коллектив
Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.
А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.
Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.
Система управления педагогическим коллективом школы
Система управления — это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или как говорят «генеральную», цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.
Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
По своей природе организаторская деятельность человека — есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.
Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.
Задачи при реализации функции руководства:
1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
4) создание условий для профессионального роста подчиненных.
Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции направленности на личность учителя. Если учитель молодой, то это сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных уроков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки русского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.
Принцип управления — это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:
- Уважение и доверие к человеку,
- Сотрудничество,
- Системность и целостность в управлении,
- Гласность,
- Справедливость,
- Единство коллегиальности и единоначалия,
- Индивидуальный подход в управлении,
- Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
- Постоянное повышение квалификации,
- Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
- Объективность и полнота информации.
Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:
- общечеловеческие;
- психофизиологические;
- деловые качества и организаторские способности;
- коммуникативные;
- профессиональные знания.
Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Источник
Методы, стили и формы управления педагогическими системами
Где темен стиль, там царствует заблуждение.
Любая деятельность, в том числе и управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов. Методы управления — это способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с субъект-объектами управления для достижения намеченных целей управления.
В педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Методы управления нацелены на управляемый объект — саму систему или ее подсистему, методы руководства — на конкретных исполнителей, осуществляющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности.
В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления.
В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:
— по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);
— по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;
— по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;
— по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, воле-
С.232
вой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.
Выделяются три группы методов внутришкольного управления в такой последовательности: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические.
Социально-психологические методы — это методы управления социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.
Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.
Организационно-распорядительные методы — это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.
В этой группе методов находятся создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в организационной структуре.
Одним из видов распорядительных форм и методов управления являются административные формы и методы. Это методы властной мотивации, основанные на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу и имеющие обязательный характер. Административные формы и методы воздействия необходимы для защиты интересов общества, коллектива, человека; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется их взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками своих обязанностей.
Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления образовательным учреждением (ОУ), определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ОУ, отработанной процедуры принятия и реализации
С.233
решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед ОУ, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.
Стиль руководства выражается в том, как руководитель действует, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.
Существует несколько концепций стиля руководства.
Основателем одной из концепций является профессор Мичиганского университета Д. Макгрегор (1909 — 1964). Он разработал теорию, состоящую из двух частей:
теории «Л», описывающей руководство с опорой на методы принуждения и поощрения;
теории «У», в которой основное внимание уделяется созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности. В рамках этой теории выделяются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти, преувеличением роли административно-правовых методов в управлении, единоличным решением большинства вопросов деятельности коллектива, сознательным ограничением контактов, сохранением дистанции с подчиненными. Руководитель, которому присущ авторитарный стиль управления, стремится концентрировать власть в своих руках. Он рассматривает работников только как подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной заботы, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу.
Демократический стиль управления есть оптимальное для конкретных условий сочетание централизма и децентрализации, требовательности сверху и снизу, при котором субъекты деятельности одновременно являются субъектами управления в пределах их возможностей. Руководитель, которому присущ демократический стиль управления, принимает решения также сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, привлекая их к руководству деятельностью коллектива, поручая им те или иные участки и делегируя необходимые для этого полномочия.
Либеральный стиль управления характеризуется безвластием, устранением руководителя от исполнения управленческих функций, отсутствием властных требований к подчиненным. Либе-
С.234
ральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать ответственность другим; учитывать их мнения при принятии решений, а часто и идти у них на поводу; предоставлять исполнителям свободу, граничащую с невниманием и попустительством.
Согласно современным взглядам на деятельность руководителя ни один из стилей управления не является самым эффективным во всех случаях. Эффективно гибкое, ситуационное руководство. В зависимости от решаемых коллективом задач и условий деятельности наиболее эффективным может оказаться любой из трех стилей руководства.
Так, авторитарный стиль эффективен при низком уровне развития коллектива, а также когда существует критическая ситуация, требуются быстрое принятие и реализация решения. Демократический стиль управления эффективен в сложившихся, зрелых коллективах. В таких педагогических коллективах люди способны реализовать себя как субъектов деятельности ОУ. Либеральный стиль оптимален в коллективах, также находящихся на высоком уровне развития и способных к самоуправлению. В таких коллективах создана творческая атмосфера и исполнители могут самостоятельно ставить задачи и определять способы их решения.
Таким образом, руководитель должен уметь выбирать стиль, наиболее соответствующий состоянию коллектива, решаемым задачам и условиям деятельности.
Условия функционирования образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления.
Форма управления выступает способом существования и выражения его содержания, т.е. способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе. Фактически она определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия.
Характерной особенностью методов педагогического управления является выбор целесообразных форм совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, педагогов и обучающихся. К ним относятся методы организации совместной деятельности и общения, регулирование отношений, регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности воспитанников.
Методы реализуются в следующих формах: коллективные творческие дела, воспитывающие ситуации, самоуправление, воспитательные традиции, общественное мнение. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления.
В образовательном учреждении как педагогической системе сотрудничество в коллективе складывается на основе коллегиаль
коллегиальных форм управления. Главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. При проведении эксперимента создается совет экспериментальной площадки. Немалое значение в решении задач придается педагогическому совету.
На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы, проектные группы, кружки и группы качества, дни диагностики, регулирования и коррекции, группы оперативной помощи и поддержки как детей, так и членов коллектива, консультационные службы помощи и доверия.
Целостная система форм управления образовательным учреждением позволяет участникам процесса управления проводить в жизнь необходимые решения, добиваться определенных результатов.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под менеджментом и педагогическим менеджментом?
2. В чем заключается специфика педагогического менеджмента?
3. Назовите основные подходы к управлению социальными системами.
4. Что является объектами и субъектами управления педагогическими системами?
5. Какие явления в сфере управления образованием обусловили необходимость ее коренных преобразований?
6. В чем состоит особенность современного этапа развития управления образованием в Российской Федерации?
7. Назовите основные признаки государственного управления образованием.
8. Раскройте признаки общественного управления образованием.
9. Охарактеризуйте понятия «диверсификация» и «разгосударствление» образования.
10. Что означает понятие демократизации организационно-педагогической структуры современной школы?
11. Какие применяются подходы к выделению функций управления? Назовите основные функции управления педагогическими системами и их особенности.
12. Какие функции управления образовательного учреждения можно отнести к специфическим?
13. В чем заключается регулирование в образовательном процессе?
13. Какими аргументами определяется значение целеполагания как самостоятельной функции управления?
14. Охарактеризуйте принципы управления современными педагогическими системами.
Источник