Способы эффективного невербального общения

Все сказать и все услышать: 10 советов невербального общения с собеседником

Если бы вы могли стать гуру коммуникации, это могло бы значительно помочь вам в продвижении карьеры и в личной жизни. И хотя устная речь и манеры чрезвычайно важны, исследования показывают, что большую часть информации друг о друге мы получаем от невербальных сигналов.

Хотите, чтобы межличностное общение приносило вам максимум пользы? Тогда ориентируйтесь на следующие советы. Они помогут вам научиться интерпретировать невербальные сигналы других людей и улучшить вашу способность ориентироваться в ситуации.

Изучите значение невербальных сигналов

Обратите внимание на то, как ваш собеседник дублирует свои слова жестами в диалоге. Мозг является сложнейшим механизмом, который обладает способностью передавать информацию разными способами. Чтобы читать собеседника, как открытую книгу, изучите значение жестов, положения тела, рук, ног, зрительного контакта, улыбки и даже тона голоса.

Например, покатая спина указывает на эмоциональное напряжение, неспокойные руки и ноги выдают волнение, скрещенные на груди руки говорят о том, что собеседник не желает с вами общаться. Когда оппонент отводит в сторону глаза при ответе на вопрос, это означает, что ему есть что скрывать.

С другой стороны, когда человек сохраняет идеальную осанку, а его ладони при разговоре часто обращены кверху – перед вами «хозяин положения» с высокой самооценкой. Кроме того, лидерской позой является стойка с широко расставленными ногами и убранными за спину руками.

Поиск несоответствий

Когда вы больше узнаете о значении невербальных сигналов, вы можете улавливать несоответствие слов и жестов. Это означает, что собеседник намеренно дает вам ложную информацию и хочет запутать.

Вот примеры несоответствия: человек говорит о том, что счастлив, но при этом опускает глаза в пол; человек натянуто улыбается (работает только нижняя часть лица, а уголки глаз не участвуют в процессе); человек делает вид, что злится, но при этом не хмурит брови.

Исследования показывают, что мозг лжеца полностью сосредоточен на удерживании нити разговора, поэтому теряет контроль над невербальными жестами.

Обращайте внимание на интонацию голоса

Интонирование может усилить восприятие информации. Если вы хотите убедить кого-то в значимости своей идеи, понаблюдайте за тем, как другие люди реагируют на ваши слова. Используйте твердость в голосе, когда хотите подчеркнуть что-то и вкрадчивость, если хотите установить более доверительный контакт. А вот энтузиазм выражается с помощью повышения тона высказывания.

Зрительный контакт

Научитесь пользоваться зрительным контактом. Это пригодится при общении с коллегами, деловыми партнерами, начальством и клиентами. Отметим, что этот навык пригодится и на вашем первом свидании, чтобы произвести хорошее впечатление и повысить уровень доверия.

Однако когда вы смотрите в глаза другому человеку безотрывно, это выглядит устрашающе. Совет: сделайте прямой зрительный контакт блуждающим. В течение нескольких секунд осматривайте по очереди один глаз, затем другой, спуститесь на щеки, на подбородок, а затем снова вернитесь к глазам.

Задавайте вопросы

Если вас смущают слова собеседника, не бойтесь задавать вопросы. Хорошим приемом будет повторение последней фразы, сказанной им: «Правда? Вы заключили сделку с…?» Когда оппонент будет отвечать вам, ищите невербальные несоответствия.

Читайте также:  Как засолить подчеревок горячим способом

Научитесь презентовать себя

Если вы хотите выглядеть уверенно, выступая на презентации, держите спину прямо, слегка отведя плечи назад. Ноги расставьте шире, это даст возможность ощутить твердую опору под ногами. Для повышения значимости собственных слов используйте наглядные графические схемы.

Ориентируйтесь на несколько сигналов

Один жест, вырванный из контекста, может означать, что угодно или не означать ничего. Поэтому научитесь смотреть на вещи шире. Ключ к точному чтению невербального поведения собеседника состоит в поиске цепочки сигналов.

Учитывайте ситуацию

Когда вы общаетесь с другими, учитывайте ситуацию и контекст коммуникации. В некоторых случаях требуется более формальное поведение, но в деловом мире эти жесты уже интерпретируются по-другому. Например, язык тела, который вы используете на работе, отличается от сигналов, которые вы отправляете друзьям в баре в пятницу вечером.

Оппонент может уловить невербальные сигналы по-своему

Вы читаете других людей, но и другие люди пытаются прочитать вас. Их трактовка не всегда может соответствовать действительности. Например, твердое рукопожатие считается признаком сильной личности. Однако если вы страдаете от артрита, вряд ли вы сподобитесь на крепкое приветствие.

Практика

Кажется, что некоторые люди обладают врожденным талантом невербального общения и могут читать собеседника по едва заметным сигналам. Их секрет прост: практика, практика и еще раз практика! Уделяйте пристальное внимание невербальному поведению, практикуйте различные типы общения.

Источник

Невербальная коммуникация

Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.

Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

  • усилить или изменить то, что было сказано словами;
  • передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
  • определить или укрепить отношения между людьми;
  • предоставить обратную связь;
  • регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.

Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.

Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Читайте также:  Способ приема солодки сироп инструкция

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?

У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Прикосновения

Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.

Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Как оценить невербальные сигналы другого человека?

Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.

Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.

Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?

Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?

Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?

Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?

Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?

Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?

Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?

Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.

Читайте также:  Дедовский способ утепления потолка

Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.

Эмоциональная осведомленность позволяет:

  • Точно считывать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые отправляют.
  • Создать доверие в отношениях, отправляя невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
  • Знать, соответствуют ли отношения вашим эмоциональным потребностям, давая вам возможность либо исправить их, либо двигаться дальше.

Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.

При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.

Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.

Книги

Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.

  • «Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен.
  • «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пол Экман.
  • «Новый язык телодвижений. Расширенная версия» Алан Пиз, Барбара Пиз.
  • «Я вижу, что вы думаете» Джо Новарро.
  • «Менталист. Настольная книга развития сверспособностей сознания» Джордж Крескин.
  • «Как читать человека словно книгу. Язык тела» Джерард Ниренберг, Генри Калеро, Антон Штангель.
  • «Я читаю ваши мысли» Лиллиан Гласс.
  • «Чтение мыслей. Примеры и упражнения» Торстен Гавенер.
  • «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» Владимир Морозов.
  • «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак» Мауро Коццолино.

Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.

Источник

Оцените статью
Разные способы