Способы эффективного использования ресурсов 7 класс общество

§ 10. Производство: затраты, выручка, прибыль

Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажёр. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?

Что и как производить

Цель экономики, как ты уже знаешь, состоит в удовлетворении потребностей человека. Средством достижения этой цели является производство. В процессе производства создаются как предметные экономические блага (продукты питания, одежда, мебель, автомобили, дома, книги и т. д.), так и услуги (показ кинофильмов, обслуживание в ресторанах, ремонт обуви, мебели, компьютеров и т. д.)

Известная истина гласит: общество не может перестать производить, потому что не может перестать потреблять. Поэтому экономика направлена на расширение производства и его эффективную организацию.

Что необходимо производителям для принятия решения о производстве экономического блага?

Они, как правило, принимают во внимание следующее: вид продукта, привлекательность продукта для потребителя, количество или объём продукции, ресурсы, необходимые для его производства, технологию изготовления, экономичность производства (полезность результата, выгодность) и др.

До XX в. господствовало единичное производство. В прошлом столетии развитие получило серийное и поточное (массовое) производство. За счёт этого значительно расширились возможности для достижения главной цели экономики. Появились огромные промышленные предприятия, значительно вырос уровень благосостояния людей. Данный процесс был обусловлен не только развитием науки и техники, но и выявленной экономистами закономерностью: при росте объёмов производства может происходить снижение затрат на него. Ведь, чем больше продукции изготовит предприятие при имеющихся ресурсах, тем дешевле в среднем обойдётся каждая единица товара.

Например, типография, использующая один станок и труд пятерых работников, выпускала 1000 книг в месяц. В следующем месяце, усовершенствовав технологию, сэкономив материалы, более рационально организовав труд работников, типография увеличила выпуск продукции до 1500 книг. Увеличение объёмов производства произошло при тех же трудовых (количество работников) и капитальных (станки и оборудование) ресурсах. Стоимость одной книги при этом снизилась, так как затраты на её изготовление уменьшились.

Крупные предприятия, снижая затраты на производство товаров, делали их более дешёвыми и доступными. Что же такое производственные затраты и как они влияют на результаты производства?

Затраты производства

Сумма всех расходов на выпуск (производство) товаров или оказание услуг составляет затраты производства. Стоимостную оценку производственных затрат отражает экономический показатель себестоимость продукции. Этот показатель включает, например, стоимость сырья и материалов, плату за пользование электричеством и теплом, зарплату работников.

Различают общие, постоянные и переменные затраты. Общие затраты производителя — расходы на приобретение всех ресурсов, необходимых для производства определённого количества продукции. Они представляют собой сумму постоянных и переменных затрат. С изменением количества выпускаемых товаров различные затраты ведут себя по-разному. Одни растут, а другие остаются неизменными.

Постоянными называются затраты, которые не меняются в зависимости от изменения объёма производства. К ним относятся, например, плата за аренду помещения, оплата труда управляющих. Эти выплаты осуществляются даже тогда, когда предприятие ничего не производит.

Переменными называются затраты, величина которых меняется в зависимости от объёма выпускаемой продукции. К ним относятся расходы на сырьё, электроэнергию, транспорт, сдельную оплату труда работников, т. е. оплату в соответствии с количеством произведённой продукции.

Переменные затраты поддаются контролю производителя, а постоянные нет. Поэтому приходится рассчитывать и выбирать, сколько необходимо работников привлечь, какое сырьё и в каком количестве использовать, где расположить производство, чтобы снизить транспортные расходы. Рациональный производитель стремится искать такие варианты соединения ресурсов производства, при которых его затраты будут минимальными.

Производитель стремится найти способы организации производства, помогающие ему эффективно использовать ресурсы и снижать затраты: экономное и бережное расходование ресурсов, внедрение технических новшеств и новых технологий, повышение мастерства работников, совершенствование организации труда.

Новые технологии помогают производителям рационально использовать ресурсы и повышать производительность труда.

Современное производство всё больше нуждается в переработке огромного количества информации с использованием компьютера. По прогнозу Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать в ближайшее десятилетие бурный рост, только 8 не требуют знания информационных технологий. Новая «интеллектуальная» технология — важный инструмент для повышения производительности труда, осмысления сложных производственных проблем и оперативного принятия решений.

Сегодня многие твои сверстники уже обладают знаниями в этой области и уверенно чувствуют себя при работе с компьютером.

Приведи примеры использования информационных технологий в образовательном процессе, помогающих учащимся сделать обучение более интересным и результативным.

Насущная проблема для России — энергосбережение. Необходимость её решения диктуют недостаток природного газа и электрических мощностей в период наступления морозов, высокая доля энергозатрат при производстве продукции. При этом наша страна участвует в мировой борьбе с выбросами парниковых газов в атмосферу.

Основную роль в рациональном использовании энергоресурсов занимают энергосберегающие технологии. Их использование на транспорте, в промышленности, в теплоснабжении приносит экономическую выгоду — значительное уменьшение расходов, связанных с большими затратами на энергию. Например, по расчётам специалистов, внедрение энергосберегающих технологий освещения позволяет снизить затраты на электроэнергию до 8—10 раз.

Читайте также:  Определите способ словообразования наречий вполсилы

Узнай из различных источников (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов, приведи свои примеры. Предложи способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.

Ещё один способ эффективного использования ресурсов и снижения затрат производства — совершенствование разделения труда.

Разделение труда в производстве — это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций.

Важность разделения труда для результативности производства люди поняли уже давно. Вспомним, например, какое значение для экономики имело возникновение мануфактур.

Путешествие в прошлое
Английский учёный Адам Смит (1723—1790) рассмотрел главные формы проявления общественного разделения труда — между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, между рабочими одного предприятия.
Разделение труда на предприятии — явление противоречивое. С одной стороны, производительность труда повышается, так как рабочий выполняет большее количество, но менее сложных операций, сокращаются затраты на его обучение и подготовку и т. д. С другой стороны, рабочий, занятый единственной простой операцией, превращается в профессионально ограниченного работника. Ему приходится выполнять малоинтересную, часто монотонную, нередко только физическую работу.
В начале XX в. американский предприниматель Генри Форд (1863—1947) наладил массовое производство автомобилей при помощи конвейера. Операции по сборке были максимально разделены между работниками, стол заменили на движущийся транспортёр — машину непрерывного действия. Сборщик выполнял теперь только одну или две операции, и время их выполнения задавалось непрерывным движением конвейера. Время сборки было значительно сокращено, а производительность труда на заводе Форда увеличилась в несколько раз.

Модель Т, собранная на конвейере завода Форда

Позже наряду с конвейерным стали применять бригадный метод производства. Разделение труда проявляется здесь в производстве изделия от начала до конца бригадой рабочих во взаимодействии. Это устраняет монотонность работы на конвейере и повышает ответственность бригады за свою продукцию, что влияет на качество изделия.
Конвейер сделал возможным массовое производство продуктов одинакового качества, однако сегодня обществу необходимо и разнообразие. Гибкое серийное производство позволило бы соединить эффективность конвейера (много и дёшево) с эффективностью единичной (авторской) работы (качественно, разнообразно, соответственно индивидуальным требованиям потребителя).

Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, тебе известны?

Всё ли выгодно производить

В основе решения вопроса, что производить, лежит рациональный мотив — нужно изготовить то, что может быть продано с выгодой. Что это значит?

Производитель старается организовать производство такого товара и таким образом, чтобы после его продажи получить выручку, которая не только возместит его расходы, но и даст дополнительные средства. Это и есть прибыль.

Прибыль — превышение выручки от продажи товаров над общей суммой затрат на их изготовление и реализацию.

Величина прибыли показывает, насколько выгодна деятельность предприятия. Проведём сравнение. Молочный комбинат после продажи продукции получил выручку 40 млн рублей, при этом затраты производства составили 34 млн рублей. Завод по производству электроламп после реализации продукции получил выручку 12 млн рублей, а затраты на их производство составили 14 млн рублей. Подумай, деятельность какого предприятия результативна (выгодна), а какого — убыточна (невыгодна).

Прибыль является движущей силой деятельности производителя. Заинтересованный в получении большей прибыли, он стремится расширять производство и снижать затраты.

Прибыль — естественный источник средств развития самого предприятия и экономики в целом. Работающее предприятие отдаёт часть своего дохода государству (в виде налогов) для развития страны.

Проверим себя

  1. Какова роль разделения труда в развитии производства?
  2. Как сделать производство выгодным?
  3. Как можно снизить затраты производства?

В классе и дома

  1. К каким видам затрат (переменным или постоянным) относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников, аренда складских помещений, оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов?
  2. Какие из приведённых суждений ты считаешь верными?
    1. Производительность труда растёт, если увеличивается число работников.
    2. На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства.
    3. Производительность труда зависит от уровня квалификации работников.
    4. Производительность труда снижается в результате роста цен на продукцию.
  3. Узнай, обратившись к Интернету, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?
  4. Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.
  5. Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошёл в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро. Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?
Читайте также:  Ахд способы относительных разниц

Учимся прогнозировать успешность своего дела

Ты с другом решил заработать деньги на летний отдых. Оценив свои способности и интересы, вы остановились на нескольких вариантах заработка: распространение рекламных объявлений, изготовление рамок для картин, доставка на дом газет и журналов из киосков. Выбор за вами.

Для принятия рационального решения советуем учесть:

  • размер первоначального капитала, т. е. сумму имеющихся у вас денежных средств (её можно занять на время у родителей);
  • потребность в товаре (услуге) возможных потребителей;
  • величину общих затрат на производство товара или оказание услуги;
  • размер планируемой выручки и прибыли.

Если вы всё тщательно продумали и в одном из вариантов планируемые вами затраты оказались меньше предполагаемой выручки, беритесь за дело, основа для успеха есть.

Но прежде познакомимся с некоторыми мыслями Г. Форда. Он писал: «Основные принципы нашего производства гласят:

Не бойся будущего и относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т. е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи только дают повод начать снова и более умно.

Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в её основании.

Производить не значит дёшево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей».

Источник

10. Производство: затраты, выручка, прибыль

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
1. Каким бывает труд и как его оценивать? Какие потребности относятся к материальным, а какие — к духовным? Какова роль производителя и потребителя в экономике? Как взаимосвязаны их экономические интересы?

Труд бывает: постоянным и временным, простым и сложным, умственным и физическим, оплачиваемым и безвозмездным, добровольным и принудительным, ручным и автоматизированным, творческим и традиционным, коллективным и индивидуальным.

Труд людей оценивается по количеству сделанного. Конечно, при этом и качество должно быть высоким. Плата за труд составляет заработную плату работника. Чем лучше человек трудится, тем больше он зарабатывает, а значит растет и его благополучие.

Материальные потребности – потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.

Духовные потребности – потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания.

Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.

Потребитель — это тот, кто приобретает и ис­пользует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:

  • 1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;
  • 2) фирмы (производители) — производственное потребление;
  • 3) государство — общественное потребление.

Производитель — это тот, кто создаёт товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве изготовлять из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары.

Общее это то, что потребитель использует продукцию производителя, а разница в том, что один за это платит, а другой получает.

Ты мечтаешь о новом велосипеде, а твоя сестра хочет купить пианино. Многие твои одноклассники хотели бы иметь новейшее коммуникационное устройство, спортивный тренажёр. Способно ли производство удовлетворить разнообразные индивидуальные потребности людей?

Да способно, но не все потребности и не всех людей.

?Приведи примеры использования информационных технологий в образовательном процессе, помогающих учащимся сделать обучение более интересным и результативным.

Разработка и применение ИТ становится в современной школе одним из важнейших путей повышения результативности образования.

ИТ прежде всего используются для:

  • Организации учебного процесса,
  • подготовки учебных пособий,
  • изучения нового материала (можно выделить два направления – самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ).
  • компьютерного контроля знаний учащихся,
  • получения и работы с информацией из сети Интернет,
  • создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.
?Узнай из различных источников (Интернет, газеты, журналы) о способах экономии энергоресурсов, приведи свои примеры. Предложи способы использования энергосберегающих технологий в школьном хозяйстве.

Способы экономии энергоресурсов:

  • Установка коллективных приборов учета воды, тепло и электроэнергии;
  • Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;
  • Использование светодиодных светильников для аварийного и дежурного освещения;
  • Замена ртутных уличных ламп на светодиодные и натриевые;
  • Установка оптико-акустических регуляторов освещения;
  • Установка автоматических компенсаторов реактивной мощности;
  • Выполнение отделки стен и потолков светлыми тонами;
  • Правильная разработка схемы электроснабжения с учетом возможности включения освещения группами;
  • Не препятствовать проникновению естественного света в помещение;
  • Рациональное и эффективное использование бытовой техники.
Читайте также:  Способы обработки металлов сплавов
?Какие современные предприятия, на которых используется конвейер, тебе известны?

Кока-кола, ГАЗ, ВАЗ, КамАЗ.

1. Какова роль разделения труда в развитии производства?

Разделение труда в производстве — это разделение больших задач на несколько небольших таким образом, чтобы каждый работник выполнял одну или несколько мелких операций.

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Различают: — общее разделение труда по отраслям общественного производства; — частное разделение труда внутри отраслей; — единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

  • Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций
  • Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями
2. Как сделать производство выгодным?
  1. Максимальное сокращение издержек на выпуск единицы продукции.
  2. Снизить непроизводственные расходы.
  3. Обеспечить прохождение решений с максимальной скоростью сверху до низу, а информации снизу до верху.
  4. Использовать минимальные запасы сырья и хранить на складе минимальное количество продукции.
  5. Использовать рационализаторский и изобретательский потенциал персонала, организовав эффективно управляемый процесс.
  6. Мотивационная система оплаты, которая стимулирует выполнение качественных требований при максимальной производительности оборудования.
  7. Внедрение эффективной системы ТО оборудования, снизив при этом потери от незапланированных остановок оборудования.
  8. Создание команды единомышленников, перед которыми поставлена задача и определены этапы ее решения.
3. Как можно снизить затраты производства?

Производитель стремится найти способы организации производства, помогающие ему эффективно использовать ресурсы и снижать затраты: экономное и бережное расходование ресурсов, внедрение технических новшеств и новых технологий, повышение мастерства работников, совершенствование организации труда.

Новые технологии помогают производителям рационально использовать ресурсы и повышать производительность труда.

Современное производство всё больше нуждается в переработке огромного количества информации с использованием компьютера. По прогнозу Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать в ближайшее десятилетие бурный рост, только 8 не требуют знания информационных технологий.

Новая «интеллектуальная» технология — важный инструмент для повышения производительности труда, осмысления сложных производственных проблем и оперативного принятия решений.

Ещё один способ эффективного использования ресурсов и снижения затрат производства — совершенствование разделения труда.

В классе и дома

К каким видам затрат относятся следующие: оплата пользования служебными телефонами, сдельная зарплата работников; аренда складских помещений, оплата спецодежд сырья и материалов?

Постоянные: сдельная зарплата работников, аренда складских помещений, оплата пользования служебными телефонами.

Переменные: оплата спецодежды персонала, оплата доставки сырья и материалов

Какие из приведённых суждений ты считаешь верными?

а) Производительность труда растёт, если увеличивается число работников.

б) На рост производительности труда оказывает влияние совершенствование технологий производства.

в) Производительность труда зависит от уровня квалификации работников.

Узнай, обратившись к Интернету, что такое альтернативные источники энергии. Есть ли у них будущее?

Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.

Основным направлением альтернативной энергетики является поиск и использование альтернативных (нетрадиционных) источников энергии. Источники энергии — «встречающиеся в природе вещества и процессы, которые позволяют человеку получить необходимую для существования энергию».

Альтернативный источник энергии является возобновляемым ресурсом, он заменяет собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле, которые при сгорании выделяют в атмосферу углекислый газ, способствующий росту парникового эффекта и глобальному потеплению.

Причина поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.

Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300 р. и на бисер для украшения 120 р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.

Первая 200, так как 500-60*5=200. Вторая 700-(300+120)=280. Они изготовили разные вещи, да и потратили на изготовление разную сумму.

Незнайка решил стать поэтом и принялся сочинять одну поэму за другой. Он так вошёл в роль, что в понедельник сочинил две поэмы о трудностях поэтического труда, потратив на это целых 2 часа. Во вторник дело пошло веселей, и он сочинил за 1 час три поэмы. Среда прошла в творческих муках, дело шло, но не слишком быстро.

Однако к вечеру на столе лежали уже шесть поэм, на которые ушло 4 часа. В четверг ничего не сочинялось, потому что в этот день Незнайка читал свои произведения жителям Цветочного города. Пятница дала ещё одну поэму, на которую ушло всего полчаса. В какой день производительность труда Незнайки была самой высокой?

Во вторник производительность труда Незнайки была самой высокой.

Источник

Оцените статью
Разные способы