- Распределение и использование прибыли предприятия
- Особенности распределения прибыли
- Конкретные направления расходования
- Бухгалтерский учет распределенной прибыли
- Различные спорные вопросы
- В каких случаях запрещено распределять прибыль?
- Как увеличить прибыль компании
- Способы повышения прибыли и их сочетание
- Ошибки собственников / руководителей
- Как увеличить объем продаж
- Дополнительные продажи или повторные продажи
- Оптимизация рекламы и работа с конверсией
- Расширение клиентской базы
- Работа с издержками
Распределение и использование прибыли предприятия
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.
Особенности распределения прибыли
Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:
- Прибыль компании направляется на нужды предприятия, а также выплачивается в бюджет государства. То есть с этих денег оплачивается налог.
- Налог с прибыли оплачивается по ставке, которая задана законодательно. Она не может измениться.
- Большая часть прибыли должна быть направлена в бюджет предприятия для накопления. Остальная часть идет на различные траты компании.
- Предполагаемые траты должны быть согласованны с большинством участников ООО.
Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.
Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:
- Фонд накопления. В этом фонде аккумулируются средства для обеспечения стабильной работы компании и ее независимости от кредиторов. Если у предприятия есть свободные собственные средства, оно не подвержено банкротству. К примеру, если компания в одном месяце получила совсем небольшой доход, а потому не может оплатить имеющуюся задолженность, средства на погашение долга берутся из фонда. За счет его также финансируются научно-исследовательские работы, выпуск акций, подготовка кадров, приобретается новое имущество.
- Фонд потребления. Средства из этого фонда идут на социальные нужды. К примеру, это может быть выплата премий, финансирование путевок, покупка медикаментов для сотрудников, различные надбавки.
- Резервный фонд. Резервы нужны для снижения рисков предприятия при проведении различных сделок. Они потребуются на случай непредвиденных ситуаций. То есть если компания получит небольшую прибыль в одном периоде, расходы могут быть покрыты из резервного фонда.
Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.
Конкретные направления расходования
Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:
- Накопление резервов предприятия. Увеличение объема имущества.
- Потребление. Трата средств на определенные нужды.
Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:
- Приобретение новой техники.
- Ремонт уже имеющегося оборудования.
- Увеличение оборотных средств предприятия, которые «съедаются» инфляцией.
- Выплата кредитов, задолженностей. Выплата процентов по долгу.
- Мероприятия, направленные на защиту окружающей среды от загрязнений.
- Выплата премий.
- Организация благотворительных мероприятий.
- Начисление мотивирующих надбавок сотрудникам.
- Оплата задолженностей перед кредиторами, банками.
- Выплата налогов.
- Оплата различных санкций.
- Переподготовка сотрудников.
Почти все эти расходы обязательными не являются. Траты происходят по волеизъявлению руководства предприятия. Сначала деньги направляются на приоритетные цели. К примеру, у предприятия есть в наличии только морально устаревшее оборудование. Следовательно, в первую очередь средства следует направить на обновление техники.
Бухгалтерский учет распределенной прибыли
Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:
- Дебет счета 99 – фиксируется размер прибыли.
- Кредит счета 68 «Расчеты по налогообложению».
В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:
- Кредит счета 99 «Прибыль».
- Дебет счета 76-1 «Расчеты по страхованию».
Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:
- ДТ84 КТ70, 75 – перевод дивидендов владельцам компании.
- ДТ84 КТ82 – формирование резервного фонда.
- ДТ84 КТ80 – увеличение уставного капитала.
- ДТ84 КТ51, 52, 55 – финансирование мероприятий, которые напрямую не связаны с деятельностью предприятия (к примеру, благотворительные концерты).
- ДТ84 КТ01 – фиксация оценки основных средств.
- Внутренние пометки по счету 84 «Нераспределенная прибыль» – направление нераспределенных средств на финансирование развития предприятия, покрытие долгов прошлых лет.
- КТ84 – фиксация остатка нераспределенных средств, которые включены в уставной капитал.
Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.
Различные спорные вопросы
При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:
- Появились новые участники ООО. Как делать выплаты, если прямо перед распределением средств появились новые участники? Они должны получить средства в стандартном порядке. То есть в соответствии с размером доли. Порядок разделения средств установлен Уставом ООО.
- Увеличение объема капитала. Увеличение УК актуально в том случае, если требуется повысить привлекательность компании перед инвесторами и другими внешними лицами. Заданный размер капитала нужен для занятия определенной деятельностью. Увеличить его можно за счет прибыли. Однако перед направлением средств в УК нужно обязательно оплатить налоги, различные сборы, штрафы. Решение об изменении капитала принимается на собрании участников.
- Отмена решения, принятого на собрании. Вопросы направления денег решаются на общем собрании. Принято будет то решение, которое поддержано большинством участников. Однако оно может быть пересмотрено на внеочередном собрании. Если потребуется пересмотреть принятое решение, нужно обратиться в судебный орган. Исковое заявление подается теми участниками, права которых нарушены.
При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.
В каких случаях запрещено распределять прибыль?
Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:
- Уставной капитал не оплачен полностью.
- Участнику, который выходит из ООО, не перечислены средства в размере его доли.
- Имеются признаки банкротства. Актуально это даже в том случае, если процедура банкротства в отношении предприятия не проводится.
- Если деньги будут истрачены, у предприятия обнаружатся признаки банкротства.
- Размер чистых активов (то есть средств, оставшихся после оплаты всех налогов и прочих обязательных платежей) не должен быть меньше 10 000 рублей. Это минимальный предел, оговоренный в законе.
ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.
Источник
Как увеличить прибыль компании
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес создается для извлечения прибыли и закономерно, что собственник постоянно стремится повысить рентабельность. Расскажем о способах увеличения прибыли.
Способы повышения прибыли и их сочетание
Независимо от размеров бизнеса и сферы экономики выделяют три основных способа повышения прибыли:
- увеличение объемов продаж;
- снижение издержек;
- увеличение цены.
Планируя стратегию развития и стратегию работы с маржой, собственник или топ-менеджер компании должен учитывать все три способа и искать сбалансированное решение, хотя, например, повышение цены и повышение объема продаж в единицах продукции не всегда могут сработать одновременно.
Работа над повышением маржинальности обязательно соотносится и со стратегией развития компании. Допустим, если стратегия строится на выходе на новые рынки, то в первую очередь упор будет на увеличение объемов продаж. Если же цель при сохранении доли рынка перейти на другой сегмент потребителей, то фокус внимания можно направить на повышение цен или оптимизацию издержек.
Ошибки собственников / руководителей
Зачастую решение по повышению прибыли лежит на поверхности. В силу стереотипов компании упускают прибыль из-за того, что:
- не оптимизируют затраты на маркетинг;
- не работают над УТП и не реагируют гибко на запросы рынка;
- слабо уделяют внимание perfomance-маркетингу — анализу и достижению конкретных показателей;
- недостаточно внимания уделяют аналитике.
Как следствие, у компании нет четкой стратегии, и работа отдела маркетинга может быть похожа, скорее, на решение текущих задач.
Еще одна ошибка — стремление руководителя “лечить” вопросы прибыли модными “фишками”, которые касаются как управления, так и применения инструментов. Например, компания заказывает большой интернет-портал, чтобы через него продавать свои товары и услуги, но на практике оказывается, что для интернет-продаж достаточно подробного лендинга и качественной работы контакт-центра.
Или, к примеру, все увлекаются переводом сотрудников на KPI, хотя эти KPI никак не влияют на рост прибыли. В инструментах и решениях нет ничего плохого. Но плохо, если они применяются без всестороннего анализа ситуации.
Как увеличить объем продаж
Один из самых простых способов — повышение цен, при этом увеличение цены на 3-5% с тем же уровнем издержек позволяет довольно быстро увеличить общий оборот и доходность. Вполне закономерны опасения собственников, что часть клиентов перестанет покупать, и это скажется на объеме продаж. Но тут стоит рассчитать критическую точку потери базы, после которой повышение цены становится необоснованным.
Вот условный пример. Компания продавала продукт по 100 рублей, который покупали 100 раз в месяц, что давало общий оборот 10 000 рублей. С каждого клиента компания зарабатывала 20 рублей чистой прибыли или 2 000 рублей в месяц.
При повышении цены до 105 рублей оборот увеличится до 10 500 рублей. При тех же затратах прибыль составить 2 500 рублей. Но если 2 клиента откажутся от сотрудничества из-за повышения цен, то оставшиеся 98 клиентов все равно принесут компании по 25 рублей чистой прибыли. То есть совокупная прибыль по итогам периода будет — 2450. Таким образом повышение цены в любом случае позволило увеличить прибыль. И при том сосредоточиться на качественном обслуживании существующих клиентов, что позволит сгладить дискомфорт от новых цен.
Дополнительные продажи или повторные продажи
Подумайте, какие продукты вы можете предложить клиенту еще? Например, салон оптики при заказе обычных очков с диоптриями предлагает приобрести солнцезащитные очки со скидкой. Магазин электроники при покупке телефона предлагает сразу же купить чехол и защитное стекло, а также страховку от не гарантийной поломки гаджета. Это работает на увеличение объема продаж и увеличение среднего чека.
Важно вести работу, направленную на возвращение клиента и увеличение LTV (жизненного цикла клиента). Если это ритейл, то хорошо работают бонусные программы и секретные промоакции, специальные скидки. Если это товар, который требует регулярных повторных покупок (например, капсулы с кофе), то здесь та же задача — пригласить клиента прийти в эту точку снова и снова. Для предприятий в сфере красоты и здоровья хорошее решение — записывать клиента сразу же на повторную процедуру через месяц или два.
Таким образом компания не тратит деньги на привлечение новых клиентов, а обеспечивает загрузку и получение прибыли за счет уже имеющейся базы. Дополнительно стоит возвращаться к “спящим” клиентам, которые не делали покупку более 6-12 месяцев. Комплимент, небольшая скидка, специальное предложение поможет привлечь человека, который уже был с вами знаком, а значит гораздо охотнее согласится на повторный визит/покупку.
Оптимизация рекламы и работа с конверсией
Один из способов оптимизации рекламы — работа над увеличением конверсии рекламного объявления в покупку. Так вы существенно снижаете стоимость каждого клиента и экономите маркетинговый бюджет, оставляя себе больше прибыли.
Для работы над конверсией необходимо составить карту пути пользователя, которая помогает оценить, как приходят клиенты, на каких этапах они встречаются с рекламой компании и как принимают решение о дальнейшем шаге.
Например, вы запускаете таргетированную рекламу в социальных сетях и ожидаете, что одна кампания приведет к вам 100 потенциальных клиентов, которые будут готовы посетить сайт и 10 из них сделают заказ. Но чтобы привести 100 человек на сайт, вам сначала нужно показать свое объявление 2000 человек. Если хорошо поработать над объявлением, то на сайт перейдет уже 150 человек, а не 100. Из этих 150 заказ сделают 15, а не 10. Таким образом, при тех же затратах на рекламу вы получаете больше заказов и меньшую стоимость лида.
Расширение клиентской базы
Каналы привлечения клиентов могут быть самыми разными: от покупки готовых баз для запуска ретаргетинга до запуска рекламных кампаний. Стоит помнить и про онлайн, и про оффлайн-каналы привлечения в зависимости от вашего продукта.
- email-рассылки;
- контекстная реклама;
- баннерная реклама;
- таргетированная реклама;
- реферальные программы.
- реклама в печатных СМИ;
- наружная реклама;
- полиграфия;
- участие в мероприятиях.
Хорошим показателем будет стабильный рост клиентской базы, который позволит компенсировать естественный отток клиентов и за счет новых клиентов обеспечить объем продаж.
Работа с издержками
Этот способ позволяет повысить рентабельность даже при существующем уровне цен. В этом вопросе полезно ориентироваться на технологии “бережливого производства” и оптимизацию работы. Достаточно поработать с уменьшением потерь, к которым относятся:
- перепроизводство и избыток запасов;
- простои персонала и техники;
- лишняя транспортировка (не продуманы маршруты);
- лишняя работа, которая не влияет на результат и качество продукта;
- брак и ошибки персонала.
Повышение прибыли — это системная работа, и даже небольшие действия могут привести к существенным изменениям. В сервисе Контур.Бухгалтерия вы найдете инструменты для анализа и повышения прибыли: управленческие отчеты по продажам, себестоимости и марже, а также возможности для финансового анализа работы фирмы. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату и сдавать отчетность. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.
Источник