- Презентация по биологии на тему «Дыхание организмов»(6 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Биология. 6 класс
- Конспект урока биологии по теме «Дыхание» (6 класс)
Презентация по биологии на тему «Дыхание организмов»(6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дыхание организмов Презентация к уроку биологии в 6-м классе Учитель биологии Теоретического Лицея «Гаудеамус» Шарагов В.И.
Дыхание Дыхание – это обмен газов между организмом и внешней средой. Аэробные организмы в результате дыхания поглощают кислород (из воды, в которой он растворен, либо из атмосферы) и выделяют углекислый газ.
Клеточное дыхание Одноклеточные пользуются так называемым диффузным дыханием, когда газы проникают непосредственно через оболочку клетки.
Дыхание через кожу У низших животных кожное дыхание – обмен газами – происходит через клетки поверхности тела. Этот же способ, кожное дыхание, сочетается у рыб, амфибий, пресмыкающихся с различными приспособлениями, возникшими в разных средах обитания, – с жабрами у рыб, с легкими у пресмыкающихся и амфибий.
Жаберное дыхание Жабры — орган дыхания рыб, расположены в жаберной полости, которая прикрыта жаберной крышкой. Если крышку приподнять (как это сделано на рисунке справа), мы увидим жабры.
Трахейное дыхание Большинство насекомых пользуется так называемой трахейной системой, состоящей из сложнейшей сети тончайших ветвей дыхательных трубок – трахей, через которые ткани снабжаются кислородом.
Кожно-лёгочное дыхание лягушки Амфибии получают кислород тремя способами: через кожу, рот и лёгкие. Заметные глазу движения горла лягушки – это именно ротовое дыхание. Поступающий в рот воздух может также через гортань, трахею и бронхи попадать в лёгкие. Лёгкие у лягушки представляют собой пару полых мешков, стенки которых образуют многочисленные складки, пронизанные кровеносными капиллярами. В результате мышечных сокращений происходит вдох и выдох, лёгкие наполняются воздухом, кислород из него поступает в кровь. Дыхание через кожу
Двойное дыхание птиц Птицы дышат более совершенными легкими, которые состоят из альвеол. У птиц появились также воздушные мешки, благодаря которым через лёгкие и во время вдоха, и во время выдоха проходит богатый кислородом воздух; это увеличивает эффективность газообмена.
Дыхание млекопитающих Млекопитающие дышат только лёгкими. Млекопитающие, способные долгое время оставаться под водой (киты, тюлени), при нырянии рефлекторно уменьшают частоту сердечных сокращений, их кровеносные каналы сужаются, и кровью снабжаются только самые важные для жизни органы. Первый вдох после выныривания служит сигналом для увеличения частоты сердечных сокращений.
Дыхание растений У растений воздух проходит через устьица и поступает в межклетники, которые пронизывают все растения, а оттуда — в клетки.
ЗАДАНИЕ: Из приведенных ниже выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание. А. Происходит во всех клетках. Б. Протекает только на свету. В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Д. Происходит в клетках с хлоропластами. Е. Протекает на свету и в темноте. Ж. Органические вещества образуются. З. Органические вещества расщепляются до минеральных.
Проверь себя: 1. Какой тип дыхания преобладает у человека: а)легочный, б) кожный в)жаберный г) трахейный 2. Трахеи — это: а) ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело б) особые разветвленные выросты тела в) ячеистые мешки; 3. Устьице — это: а) две замыкающие клетки и щель между ними б) отверстия на поверхности коры ствола в) отверстия на поверхности дыхательных корней. 4. При дыхании растение выделяет: а) кислород б) углекислый газ в) водород г) азот 5. Какой тип дыхания преобладает у лягушки: а) легочный б) кожный в)жаберный г) трахейный
Проверь себя: 6. Жабры — это: а) ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело б) особые разветвленные выросты тела в) ячеистые мешки 7. Дыхание происходит: а) в темноте б) на свету в) круглосуточно г) зимой и летом 8. Какие органы дыхания характерны для кита: а) легкие б) трахеи в) наружные жабры г) внутренние жабры
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-123306
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке вы узнаете, как дышат организмы.
- Какое значение имеет этот процесс для растений и животных.
Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.
Жабры – органы водного дыхания у ракообразных, рыб и личинок земноводных животных.
Трахеи – сеть дыхательных трубочек ветвящихся внутри тела у насекомых, пауков и клещей.
Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства взрослых земноводных.
*Воздушные мешки – воздухоносные полости, соединённые с дыхательными путями, ротовой полостью или пищеводом у многих наземных позвоночных.
Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.
Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.
*Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
- Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. —М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Дыхание – это процесс, свойственный всем живым организмам. Оно представляет собой окислительный распад сложных органических соединений (в первую очередь углеводов), конечными продуктам которого являются углекислый газ и вода с выделением энергии. Дыхание как физиологический процесс может быть представлено следующей схемой: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 686 ккал. Однако процесс окисления не столь прост, как показано на схеме, а идет через ряд промежуточных этапов. Значение дыхания состоит не только в освобождении энергии, но и в том, что при постепенном распаде углеводов образуется ряд различных промежуточных соединений, которые могут служить для синтеза органических веществ, например, белков, жиров и других.
Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ. Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород. В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:
Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.
Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях. Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.
Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:
- прорастающие семена;
- распускающиеся цветы;
- растущие органы.
Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Зачеркните неверные предложения в тексте.
- Дыхание – это поступление в организм кислорода и удаление угарного газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии.
- Энергия, выделяемая во время дыхания, затрачивается на рост и развитие органов.
- Кислород используется для окисления органических веществ, чтобы извлечь из них энергию.
- Растения запасают энергию солнечного света в виде органических веществ в ходе фотосинтеза и используют эту энергию, окисляя вещества в ходе дыхания.
- В целом, растения интенсивнее дышат, чем фотосинтезируют.
Правильный вариант ответа:
Дыхание– это поступление в организм кислорода и удаление угарного газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии.- Энергия, выделяемая во время дыхания, затрачивается на рост и развитие органов.
- Кислород используется для окисления органических веществ, чтобы извлечь из них энергию.
- Растения запасают энергию солнечного света в виде органических веществ в ходе фотосинтеза и используют эту энергию, окисляя вещества в ходе дыхания.
В целом, растения интенсивнее дышат, чем фотосинтезируют.
Задание 2. Заполните таблицу.
Поглощаемый газ
- Во всех живых клетках
- Углекислый газ
- Кислород
- Только в зеленых клетках, содержащих хлорофилл
- В каких клетках происходит
- Не имеют клеточного строения
Источник
Конспект урока биологии по теме «Дыхание» (6 класс)
Конспект урока биологии в 6 классе
Цель:
Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания растений и животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.
Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.
Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться давать определение понятию дыхание;
установить, как происходит газообмен в растениях и у животных;
объяснять, что дыхание у живых организмов связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; различать и устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Метапредметные
Познавательные:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
сравнивать и делать выводы, передавать информацию в сжатом
( развёрнутом ) виде;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные:
Формировать собственное суждение, аргументировать свою точку зрения и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Регулятивные:
Формулировать задачи урока, необходимые для его достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; формирование экологической культуры; формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные понятия, изучаемые на уроке: дыхание, устьица, чечевички, жабры, легкие, кожное дыхание, органические вещества, энергия, фотосинтез.
Учащийся должен знать: особенности процесса дыхания, отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания.
Учащиеся должны уметь: характеризовать процесс дыхания, сравнивать дыхание и фотосинтез, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: дыхание, фотосинтез.
– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить ( дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.) Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
Учитель зачитывает стихотворение.
Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!
Постановка темы урока. Задач урока
Что такое дыхание;
Способы и особенности дыхания живых организмов;
Изучение темы урока
Чтение текста учебника стр.59, 1 абзац
— О чем говорится в этом абзаце? Что такое дыхание?
Запись определения в тетрадь.
Дыхание – это газообмен между организмом и окружающей средой, при вдохе в организм поступает кислород, выделяется углекислый газ.
– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.
Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.
– А зачем живые организмы дышат?
Чтение текста учебника стр. 59 2 -1 абзац
Учащиеся дают ответ на вопрос: значение дыхания для живых организмов
– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по- разному.
Одна из задач нашего урока, выяснить, как и с помощью чего дышат живые организмы
5. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа в группах.
Задание. 1 группа – стр. 59
Заполните таблицу, ответьте на вопрос
Приспособления для дыхания
Как происходит процесс дыхания у данных организмов?
Задание. 2 группа
Заполните таблицу, ответьте на вопрос
Приспособления для дыхания
Что такое жабры?
Опишите строение легких.
Как происходит процесс дыхания у данных организмов?
Защита групповой работы.
Закрепление знаний с помощью презентации.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем….
И, работать продолжаем.
Каким образом связаны фотосинтез и дыхание? Что у них общего и в чем разница?
9. Выполнение тестового задания
1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:
а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:
а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:
а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:
а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:
а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых
Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.
Послушайте небольшое стихотворение.
Мы требуем, чтобы по праву
И кусты, и деревья, и травы-
Бесценный дар кислородный-
Берёг и ценил человек.
Почему автор называет растения даром кислородным? Разве растения не поглощают его при дыхании? ( В процессе фотосинтеза растения выделяют намного больше кислорода, чем поглощают его при дыхании.)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Задание. 1 группа – стр. 59, прочитайте текст.
Заполните таблицу, ответьте на вопрос
Источник