- Реферат «Дыхание животных»
- ВВЕДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- 1. Определение термина «дыхание»
- 2. Типы дыхания
- 3. Особенности дыхания животных разных групп
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
- Презентация «Способы дыхания у водных животных» (к проекту «Зоологическая экскурсия на пресный водоём»)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Реферат «Дыхание животных»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа»
Выполнил ученик 6 класса
Плотников Андрей Сергеевич
Симонова Галина Ивановна
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . 4
1. Происхождение названия . 4
2. География и гидрология 4
3. Реки, впадающие в Обву . 4
4. Животный и растительный мир
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 6
ВВЕДЕНИЕ
Любой живой организм обладает признаками живого: питание, дыхание, размножение, рост и развитие, выделение, движение.
Мне стала интересна тема дыхание животных: как работает их система дыхания, какие органы входят в её состав, какие типы дыхания существуют в мире живых организмов.
Цель исследования – расширить свои знания о дыхании представителей царства Животные.
· 1. Изучить различные типы дыхания животных.
· 2 .Выяснить особенности и значимость дыхания у животных разных групп.
· 3.Познакомиться со строением дыхательной системы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Определение термина «дыхание»
Дыхание – совокупность протекающих в организме физико – лееческих и физиологических процессов, в ходе которых обеспечивается поступление кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. [1]
Большинство организмов (аэробы) используют для дыхания кислород воздуха. Меньшинство (анаэробы) получают необходимый для жизни кислород путем расщепления органических соединений, содержащих кислород, т.е. в ходе брожения.
Анаэробы – организмы, способные жить в бескислородной среде (бактерии, ресничные инфузории, некоторые черви и моллюски); аэробы – организмы способные жить лишь в среде, содержащий свободный молекулярный кислород (почти все животные и растения).
2. Типы дыхания
По способу дыхания и строению дыхательного аппарата у животных выделяют 4 типа дыхания: клеточное, жаберное, трахейное, легочное.
Организмы – одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.
Процесс – одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.
Организмы – многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Процесс – Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ.
Различают внутренние и наружные жабры.
Организмы – класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Процесс – В каждом сегменте тела насекомого имеется пара дыхалец-отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки-трахеи. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух богатый кислородом.
Организмы – Земноводные (саламандры, лягушки)
Процесс – Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
( учебник стр 76)
Организмы – наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)
Процесс – Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух.
3. Особенности дыхания животных разных групп
Дыханием называют совокупность процессов обеспечивающих в организме потребление кислорода и выделение углекислого газа.
Различают внешнее и внутреннее дыхание.
Внешнее дыхание обеспечивает обмен газами между организмом и внешней средой; внутреннее дыхание – потребление кислорода и выделение углекислого газа в тканях и клетках организма.
У мелких организмов, толщина тела которых не превышает 1 мм, дыхание осуществляется всей поверхностью тела путем прямого РУииионного обмена. У более крупных животных газы должны транспортироваться внутрь тела либо непосредственно (трахейная система насекомых), либо с помощью специальных транспортных средств (кровь, гемолимфа) после проникновения через внешние обменные мембраны (дыхательный эпителий). [2]
Ряд достаточно крупных животных не имеет специальных органов дыхания. У них обмен газами осуществляется через влажную кожу, снабженную большим количеством кровеносных сосудов (дождевой червь). У некоторых животных, обладающих специальными органами дыхания, в качестве дополнительного присутствует кожное дыхание. Например, у угрей, имеющих жабры, потребность в кислороде на 60% обеспечивается за счет кожного дыхания, у лягушек, имеющих легкие, 50% кислорода поступает через кожу, также и у водных улиток.
Специализированными органами дыхания в водной среде являются жабры, в наземно-воздушной — трахеи и легкие.
Жабры – вывернутые наружу тончайшие дыхательные поверхности, пронизанные большим количеством кровеносных сосудов; то есть жабры – это выпячивания. Наиболее эффективно они извлекают кислород из воды у рыб. В основе лежит явление противотока: кровь в капиллярах жаберных лепестков течет в направлении, противоположном току воды, которая омывает жабры.
Трахеи представляют собой заполненные воздухом тонкостенные, ветвящиеся, трубчатые впячивания внутрь тела. Они имеют внутри РУииальные ребра и почти не сжимаются. Сообщаются с окружающей средой через отверстия – дыхальца. Ответвления трахей (у насекомых) оплетают все внутренние органы, проникают внутрь некоторых видов лееток и обеспечивают газообмен тканей.
Принципиальное отличие трахейного дыхания от легочного и жаберного заключается в том, что при трахейном дыхании не участвует кровь, а при жаберном и легочном кислород и углекислый газ обязательно транспортируются кровью.
Легкие. Их дыхательные поверхности погружены в углубления тела, благодаря этому они защищены от высыхания. Различают два типа легких: диффузные и вентиляционные.
В диффузных легких газообмен осуществляется только путем диффузии. (Диффузия – явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого). [3] Такие легкие имеют относительно небольшие животные: легочные моллюски, скорпионы, пауки.
Вентиляционные легкие имеют только наземные позвоночные с большими размерами тела и интенсивным обменом веществ.
Усложнение строения легких происходит от земноводных до млекопитающих. Это связано с тем, что увеличивается площадь дыхательных поверхностей. Одновременно с увеличением дыхательной поверхности происходит совершенствование механизма вентиляции легких: начиная с пресмыкающихся он осуществляется за счет изменения объема грудной клетки, а у млекопитающих – и с участием диафрагмы. (Диафрагма – грудобрюшная перегородка, которая делить внутреннюю часть организма на грудную и брюшную полость).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы я пришел к следующим выводам:
1. Дыхание у животных определяется их способом жизни и осуществляется с помощью покровов, трахей, жабр и легких.
2. Основная функция дыхательной системы — газообмен с внешней средой: поступление кислорода и выделение углекислого газа.
3. Всем животным для процессов жизнедеятельности необходим кислород.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 «Сравнительная характеристика органов дыхания»
Характерные особенности органов дыхания
Газообмен через всю поверхность тела. Специальные органы дыхания отсутствуют.
Внешние жабры (многощетинковые черви) и вся поверхность тела (малощетинковые черви, пиявки)
Жабры (двустворчатые, головоногие) и легкие (брюхоногие)
Жабры (ракообразные), трахеи и легкие (паукообразные), трахеи (насекомые)
Жабры. Дополнительные органы для дыхания: легкие (двоякодышащие рыбы), участки ротовой полости, глотки, кишечника, плавательный пузырь
Легкие ячеистые, жабры (у личинок), кожа (с большим количеством сосудов). Дыхательные пути: ноздри, рот, трахейно-гортанная камера
Легкие ячеистые. Дыхательные пути: ноздри, гортань, трахея, бронхи
Легкие губчатые. Дыхательные пути: ноздри, носовая полость, верхняя гортань, трахея, нижняя гортань с голосовым аппаратом, бронхи. Есть воздушные мешки.
Легкие альвеолярные. Дыхательные пути: ноздри, носовая полость, гортань с голосовым аппаратом, трахея, бронхи.
Приложение №2 «Типы дыхания»
А) трахейное дыхание
В) жаберное дыхание
Приложение №3 «Органы дыхания»
Скачано с www.znanio.ru
[1] Н.Ф.Реймерс. Основные биологические понятия и термины. Москва. 1988г.
[2] Н.Лемез, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей и абитуриентов. Москва. 1998г.
[3] А.В.Перышкин. Физика 7 класс. Москва. 2016г.
Источник
Презентация «Способы дыхания у водных животных» (к проекту «Зоологическая экскурсия на пресный водоём»)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы дыхания у водных животных Презентацию подготовил ученик 8 класса ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская скоши 2013-2014
Цель Изучить способы дыхания животных водоема
План Что такое «дыхание»? 2. Дыхание жабрами. 3. Кожное дыхание. 4. Трахейно-жаберное дыхание. 5. Лёгочное дыхание. 6. Вывод. 7. Использованные ресурсы.
Что такое «дыхание»? Каждому организму нужна энергия – это жизнь. Для получения энергии нужен кислород. Дыхание — это процесс усвоения кислорода из воздуха и использование его в процессах окисления питательных веществ в клетках.
Дыхание жабрами Жабры – это специальные выросты с густой сетью кровеносных сосудов.
Жабры есть у рыб,
Кожное дыхание Всасывание кислорода и выделение углекислого газа происходит просто через кожные покровы. Животные дышат всей поверхностью тела. Всей поверхностью тела дышат пиявки,
Всей поверхностью тела дышат пиявки,
Трахейно-жаберное дыхание Трахеи – это тонкие, наполненные воздухом трубочки, через стенки трубочек происходит обмен кислорода и углекислого газа между кровью и воздухом. На поверхности тела трахеи открываются отверстиями – дыхальцами.
Трахеи у майского жука
Трахейное дыхание у жуков плавунцов.
Личинка ручейника дышит трахейными жабрами
Лёгочное дыхание Легкие — это полость внутри организма, стенки которой оплетены кровеносными капиллярами. Из водных животных легкими дышат:
взрослые земноводные – лягушки, тритоны.
Вывод Во время экскурсии на водоём в мае 2013года мы познакомились с его обитателями. Оказывается у обитателей «карьера» встречаются все способы дыхания, известные в животном мире нашей планеты. Эта экскурсия очень важна для изучения особенностей жизнедеятельности животных.
Использованные ресурсы Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещения», 1988 2. Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 8 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещения», 1989 3. В.М.Суворова. Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009 4. CD-диск «Открытая биология» 5. CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-169475
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник