Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений:
развитие силы — прыжки с места в длину и высоту, отжимание в упоре лежа, наклоны вперед из положения сидя, поднимание ног из положения виса;
развитие быстроты — ловля падающей линейки, бег с максимальной скоростью;
развитие выносливости — бег по контрольной дистанции, 6-минутный бег;
развитие координации движений — бросок малого мяча в подвижную мишень, удерживание тела в статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и бегом;
развитие гибкости — наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону, выкруты рук с гимнастической палкой назад и вперед.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка. Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие стилизованные общеразвивающие упражнения и элементы хореографии (прыжок выпрямившись, скачок, закрытый и открытый прыжки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий. Спринтерский бег (60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или обучающимися). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся мишени (катящемуся с разной скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному мячу). Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове и руках.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через гимнастического козла (девочки).
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной, полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне размахивание и подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из упора верхом спад назад в вис завесом; махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор.
Упражнения на брусьях: наскок в упор и ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок вперед с опорой на жердь; наскок в упор, фиксация упора углом; сед ноги врозь; размахивание в упоре, сед на бедре с последующим соскоком (мальчики); наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом с опорой на жердь; размахивания изгибами в висе на верхней жерди; перемахи одной и двумя в висе лежа на нижней жерди; выход из виса лежа на нижней жерди в сед на бедре с дохватом за верхнюю жердь, соскок (девочки).
Вольные упражнения (девочки): комбинации с использованием простых движений типа зарядки; элементов хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции ног с полуприседанием и приседанием, выставлением ноги в различных направлениях, маховыми движениями ногой, острым шагом, закрытым и открытым прыжком); танцевальных движений (приставного, переменного шага, шага галопа, польки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Финиширование. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки.Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; прыжки с небольших трамплинов (30—50 см высотой). Спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или обучающимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии.
Игра в баскетбол по правилам
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Волейбол. Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и левую половину площадки. Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Нападающий удар через сетку. Тактические действия: система игры со второй подачи игрока передней линии; система игры при страховке нападающего игроком передней линии. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Футбол (мини-футбол). Ведение мяча с ускорением по прямой, по кругу, между стоек, «восьмеркой». Удар по мячу с разбега после его отскока от земли. Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие, высокие). Передача мяча в движении. Вбрасывание мяча из-за боковой линии, стоя на месте. Подача углового. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. Игра в футбол (мини-футбол) по правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Требования к качеству освоения программного материала
-Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-Основные показатели физического развития.
-Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
— Выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;
— Выполнять комплексы упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя); — Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений;
— Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
— Подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
— Выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по правилам;
— Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказать первую помощь при травмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
— включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется качеством усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, а также уровнем развития двигательных способностей обучающихся.
Критериями оценки качества усвоения знаний теоретического раздела являются полнота, точность и осознанность полученных знаний, что выражается в объеме, логичности, аргументированности устных и письменных ответов обучающихся, отсутствии или наличии ошибок, их характере и количестве. В соответствии с этим:
оценка «5» ставится обучающемуся за полномасштабное, безошибочное, логичное и аргументированное изложение;
оценка «4»— за достаточно полное, преимущественно логичное и аргументированное изложение при наличии 1-2 мелких неточностей или незначительных ошибок, способность ответить на вопросы, требующие понимания изученного материала;
оценка «3» — за недостаточно логичное и аргументированное изложение лишь основного учебного материала с помощью наводящих вопросов учителя, при наличии 3-4 мелких неточностей или незначительных ошибок, либо 1-2 существенных ошибок;
оценка «2» — отсутствие в ответе достаточного знания и понимания изучаемого материала, наличие 1-2 грубых или 3 и более существенных ошибок, неспособность ответить на наводящие вопросы учителя.
Критерием оценки качества усвоения обучающимися двигательных умений и навыков является их правильность и прочность,что выражается в отсутствии или наличии ошибок в технике выполнения упражнения, их характере и количестве; в легкости и уверенности выполнения упражнения. В связи с этим,
оценка «5» ставится, если упражнение выполнено точно, свободно и уверенно, обучающийся полностью овладел техникой изученных двигательных действий;
оценка «4» — упражнение выполнено преимущественно точного и уверенно, но допущены 1-2 незначительные ошибки в основе и деталях техники;
оценка « 3» — упражнение выполнено в основном точно, но недостаточно свободно и уверенно, с 3-4 незначительными ошибками или с 1-2 значительными ошибками в основе техники;
оценка « 2» — упражнение выполнено неточно, допущена грубая ошибка или 3 и более значительных ошибок в основе техники двигательных действии.
Освоение техники некоторых упражнений программы, особенно циклического характера, предусматривает также соответствующий уровень физической подготовленности обучающихся. Критерием оценки уровня физической подготовленности обучающихся в изучаемых действиях является достигнутая ими функциональная готовность к выполнению контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой, что выражается в достижении ими определенных количественных показателей. В программе указаны «Ориентировочные количественные показатели физической подготовленности». Исходя из этих ориентиров, учитель сам устанавливает для класса и для каждого обучающегося количественные показатели и оценивает обучающихся по фактору улучшения этих показателей по окончании процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.
Критерием оценки уровня развития двигательных способностей также является достигнутая функциональная готовность обучающихся к выполнению контрольных упражнений (тестов), в качестве которых выступают специальные тесты развития двигательных способностей, предусмотренные программой. Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года.
- А.П. Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы — М.: Просвещение 2008.
- Физическая культура: 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. П. Матвеев; Рос.акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
- Физическая культура: 6 — 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. П. Матвеев; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
Источник
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
1) оздоровительные – укрепление здоровья, развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; формирование правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение работоспособности организма;
2) образовательные – формирование жизненно важных двигательных умений, навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями, способствующими всестороннему физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, координации и выразительности движений;
3) воспитательные – воспитание морально-волевых качеств, таких как дисциплинированность, коллективизм, смелость, решительность, целеустремленность, упорство, выдержка, инициативность и другие. Немалое место в гимнастике принадлежит и воспитанию эстетических качеств – культуры движения, музыкального вкуса, чувства ритма.
Методические указания к использованию общеразвивающих упражнений
1. Комплексы упражнений должны составляться с учетом тех задач, которые ставятся перед данными занятиями, уроками на ближайшее время и более длительные периоды.
2. При составлении комплексов необходимо учитывать место, время проведения занятий, а также возраст, пол, уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
3. Упражнения следует подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на занимающихся, обеспечивали развитие основных физических качеств, а также способствовали формированию правильной осанки.
4. Для удобства подсчета и музыкального сопровождения каждое упражнение следует составлять и выполнять на 2, 4, 8, 16, 32. счета.
5. Упражнениям на развитие силы должны предшествовать упражнения на растягивание. Такая последовательность обеспечивает разогревание организма и избавляет от возможных травм (растяжений).
6. Следует чередовать упражнения на силу, растягивание, расслабление, упражнения в быстром и медленном темпе.
7. Упражнения на развитие силы следует повторять до ощущения усталости, а упражнения на растягивание – до ощущения незначительной боли.
8. Рекомендуется следующая схема построения комплекса ОРУ:
– упражнения на подтягивание;
– средней интенсивности для мышц рук, туловища и ног; – тех же мышечных групп, но большей интенсивности;
– общего воздействия (бег, прыжки);
– на расслабление (дыхательные упражнения и другие).
2) Легкая атлетика
Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию человека, так как объединяет распространенные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания).
Как у ч е б н, а я дисциплина она включает:
— формирование комплекса знаний, умений и навыков в области легкой атлетики;
— освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным действиям;
— приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;
— формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Для более быстрого и качественного формирования двигательного навыка используют различные приемы, способы, подходы, которые в комплексе составляют методику обучения. Все методы обучения можно разделить на три группы: словесные, наглядные и практические, воздействуя таким образом на слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. На разных этапах обучения их применяют в разнообразных сочетаниях и соотношениях.
Словесные методы составляют основу обучения. Наиболее широко используют объяснения, подсчет, указания, команды, оценки техники, разбор и анализ, пересказ задания, а также беседы и лекции. Эффективность реализации словесных методов во многом зависит от способности грамотно и понятно, точно и кратко, достаточно громко и разборчиво, образно и эмоционально излагать учебный материал.
В работе с начинающими, особенно юными лыжниками, для более глубокого понимания сущности задания следует использовать указания и чаще давать их в форме образных выражений. Например, при обучении повороту на месте переступанием вокруг
пяток лыж уместно указание: «Нарисуй лыжами на снегу веер», а для овладения специфичным для лыжника равновесием — «Покажи стоящего аиста».
Наглядные методы включают показ (натуральную демонстрацию изучаемого способа) и наглядные пособия: видеомагнитофонные записи, кинограммы, плакаты с рисунками, схемами, таблицами. Успешность применения наглядных методов существенно зависит от грамотности, понятийной доступности, ясности, четкости, образности, эмоциональности сопровождающих их объяснений.
Практические методы предусматривают непосредственное выполнение занимающимися изучаемого движения либо в целом, либо по частям, в зависимости от сложности. Повороты на месте, стойки спусков, подъемы «лесенкой», «елочкой» и «полуелочкой», одновременный бесшажный ход относят к группе простых упражнений, их изучают, как правило, целостным методом. Все остальные способы передвижения на лыжах составляют группу сложных упражнений. Если движение удается выполнить, его изучают сразу в полной координации. Когда возникают трудности в овладении, применяют расчлененный метод, при котором способ делится на относительно самостоятельные элементы, детали.
Для эффективного овладения техникой способов передвижения на лыжах необходимо руководствоваться общетеоретическими положениями, специфичными закономерностями, и разумно соблюдать основные дидактические принципы обучения: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности.
4) Спортивные игры
Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу – спортивные игры, или игровые виды спорта.
При построении процесса обучения учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделяются следующие компоненты:
— целостное соревновательное противоборство в игре;
— командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;
— приемы техники игры в нападении, в защите;
— специальные физические и психические качества, координационные способности;
— двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.
Становление навыков игры происходит в обратном порядке по
отношению к уровням структуры:
— создание качественной, координационной, функциональной
— развитие специальных качеств и способностей;
— овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);
— овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);
— комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях —
Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на соревновательные и тренировочные. В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике в нападении и защите. Тренировочные упражнения включают в себя: специальные — подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема); общеразвивающие — для развития двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естественных видов движений (расширение двигательного опыта). В единстве с этими упражнениями происходит усвоение знаний, воспитание психических, волевых и личностных качеств.
Этапы обучения и задачи, средства, методы на этих этапах.
Первый этап . Этап создания предпосылок и ознакомления с техническим приемом (тактическим действием). В качестве предпосылок успешного обучения выступают двигательный опыт обучаемого, уровень развития физических качеств, знание об изучаемом приеме игры (ориентировочная основа действия и основные опорные точки, основные моменты движения).
Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.
Средства. 1. Общеразвивающие и подготовительные упражнения. 2. Аудиовизуальное средства. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.
Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словесные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.
В т о р о й этап . Этап разучивания технического приема (тактического действия). Это процесс практического освоения, воспроизведения разучиваемого приема по созданному образу, модели.
Методы. 1. Метод расчлененного обучения. 2. Метод целостного обучения. 3. Методы развития физических качеств. 4. Методы первого этапа. На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до целостного выполнения приема. Одновременно осуществляется развитие физических качеств и проработка образа технического приема (тактического действия).
Третий этап . Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).
Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.
Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготовительные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно
добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.
Методы. 1. Метод целостного выполнения приема игры в вариативных условиях. 2. Интеграция навыков и качеств в сложных условиях упражнений и игры при высокой интенсивности. 3. Методы первого и второго этапов. Очень важная задача сформировать «гибкий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высокой интенсивности (физических и психических напряжениях).
Четвертый этап . Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность. Характерная черта этого этапа – совершенствование технико-тактических действий в структуре сложной игровой и со-
ревновательной деятельности, в системе сочетания комплекса освоенных приемов игры.
Задачи. 1. Сформировать комплексный образ технико-тактических навыков. 2. Сформировать суперумение — комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенствование навыков приемов игры и, самое главное, сочетание нескольких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.
Средства. 1. Технико-тактические упражнения. 2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств. 3. Упражнения на переключение в действиях. 4. Средства предыдущих этапов. Характерная особенность на четвертом эта- пев — выполнение технико-тактических действий в сложных условиях, при высоком физическом и психическом напряжении, а также умение оперировать несколькими приемами на уровне прочных двигательных навыков в целостной соревновательной деятельности.
Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических
действий (одновременно, последовательно, в переключениях).
Таким образом, в процессе обучения и совершенствования происходит освоение технических приемов и тактических действий от первоначальных умений и до высокого мастерства в процессе соревнований по спортивным играм.
5) Подвижные игры
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели
Подвижные игры как средство и метод физического воспитания широко применяется на уроках по физическому воспитанию, и решают ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретённых на занятиях гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми.
К воспитательным задачам относятся воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости) и морально-волевых качеств (смелости, честности, коллективизма и др.).
К оздоровительным задачам относится содействие нормальному развитию организма, укрепление здоровья.
Подбирая игры для занятий, надо учитывать задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы. Каждая игра требует от играющих проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются. Есть игры, состоящие из довольно сложных двигательных действий. Сложные движения, включенные в игру, предварительно осваиваются занимающимися с помощью специальных упражнений.
Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке установить между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнение. Так, не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнение, требующее точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.
Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причем должны подбираться игры, различные и по характеру движений.
В подготовительную часть занятий рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания играющих, например, «Группа, смирно», «Падающая палка», а также игры средней подвижности с упражнениями общеразвивающего характера, например, «Запрещенное движение» и др. В основной части используются игры и эстафеты с бегом на скорость, на выносливость, с преодолением препятствий, борьбой, метанием в цель. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока, игры для организации внимания, с несложными правилами.
Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока.
При рациональном использовании времени, подбора правильной методики проведения игр достигается необходимая плотность занятий. Следует добиваться, чтобы все играющие получали примерно одинаковую нагрузку.
Подвижные игры обычно проводятся и фронтальным методом. Участники по возможности делятся на 2-3 и более группы, и в каждой группе одна и та же игра проводится самостоятельно. Применяется и групповой метод, когда группам даются разные подвижные игры. Подвижные игры и эстафеты должны оказывать оздоровительное воздействие на занимающихся, поэтому лучше всего их проводить на воздухе, на площадке. Если же игры проводятся в спортзале или помещении, нужно создавать благоприятные гигиенические условия.
Для проведения подвижных игр и эстафет предлагается следующая схема:
— выбор игры зависит, прежде всего, от задачи, поставленной перед уроком (сюда же входит подготовка места для игры, подготовка инвентаря, разметка площадки);
— объяснение игры или эстафеты; успех игры в значительной мере зависит от её объяснения, рассказ должен быть чётким и коротким.
Объяснение игры должно быть кратким в младших классах в подробном виде, рассказ должен быть логичным, последовательным.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
1. Название игры.
2. Роль играющих и их места расположения.
При объяснении игры, нужно учителю построить играющих. По ходу игры требуется водящий. Водящих можно выделять различными способами:
Способ №1 по назначению руководителя (этот способ применяется, когда дети мало знают друг друга и когда мало времени им при назначении водящего с воспитательной целью).
Способ №2 по жребию (путем расчета, считалок, путем метания, кто быстрее и т.д.).
Способ №3 по выбору играющих.
Способ №4 по результатам предыдущих игр.
Все эти способы нужно чередовать в зависимости от поставленной задачи, условий, характера игры, количество играющих, их построение и т.д.
Разделение играющих на команды:
— по усмотрению руководителя (когда нужно составить команды по силам, когда мало времени и чаще всего с учащимися старших классов)
— путём фигурной маршировки.
— по назначению капитанов.
— имеются постоянные команды.
— выбирают сами играющие.
— по назначению руководителя.
Руководство процессом игры:
— игру необходимо начинать организованно, не задерживая её начало. Задержка снижает предыгровое состояние занимающихся и уменьшает их готовность к игре. Задержать начало можно лишь тогда, когда участникам необходимо обсудить план действий в команде. Игра начинается по сигналу, свистку, хлопку и т.д. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту реакций на различные приказания. О способе начала игры обязательно сообщается.
— после начала необходимо внимательно следить за ходом игры, поведением игроков и направлением их действий. При проведении игр нужно приучать детей сознательно соблюдать правила игры. По ходу игры можно делать поправки и замечания. Но если несколько детей делают одну ошибку, игру необходимо остановить, но не криком или резким сигналом, а приучать детей останавливаться по команде «Внимание!» или по свистку. В процессе игры следует содействовать творческой инициативе играющих. Игрой нужно руководить так, чтобы её процесс доставлял удовольствие. Это возможно, если играющие смогут проявить в игре свою творческую активность, самостоятельность, инициативность. Нужно заинтересовать детей игрой. Для этого необходимо правильно подобрать игру соответственно интересам и возможностям детей; учитывать их желание и настроение; педагогически правильно руководить игрой, а иногда и самим участвовать в игре; поддерживать команды. В процессе игры нужно добиваться от играющих сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков.
Судейство в подвижных играх.
Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строгого наблюдения за выполнением правил. Объективное и точное судейство особенно важно в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование, и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья следит, чтобы были равные команды по количеству играющих и по силам, чтобы были равные условия и инвентарь. Для объективного и точного судейства нужно найти удобное место. Судье следует не вступать в споры, замечания делать корректно, от судьи зависит правильное подведение итогов игры. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам игры.
Приступая к игре, нужно учитывать характер предшествующей работы и настроение детей. Если игра проводится после большой умственной работы и физических усилий, надо предложить малоподвижную игру. Во время занятий надо чередовать интенсивные игры с малоподвижными. Нужно учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает. Играющие дети переоценивают свои силы, не чувствуют усталости. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки:
— в процессе игры делать короткие перерывы.
— уменьшить продолжительность игры.
— сократить число повторений.
— уменьшить количество правил.
— замедлить темп игры.
— ослабить интенсивность движений.
— уменьшить размеры площади.
Пользуясь этими приёмами, можно соответственно увеличить нагрузку. Рекомендуется время от времени менять водящего, даже если ему не удалось «отыграться». Лучше всего не удалять из игры проигравших, а отнимать у них очки. На воздухе при проведении игр увеличивается физиологическое воздействие на организм.
Продолжительность игры зависит от характера игры, условия проведения, состава занимающихся, от количества учащихся, от возраста, от содержания игры, от места проведения, от темпа, предложенного руководителем, от опыта руководителя. Рекомендуется заканчивать игру, если она оказывает следующее влияние на играющих:
— нарушение правил игры многими играющими.
— неточность выполнения упражнений.
— недостаточная настойчивость в достижении цели.
— учащенное дыхание у большинства играющих.
Об окончании игры нужно предупреждать за 1-2 минуты до конца. Неожиданное окончание игры вызывает отрицательную реакцию у детей.
Подведение итогов игры (результат игры, разбор игры).
Необходимо, чтобы в разборе игры участвовали сами играющие. Ни в коем случае не допускать пререканий игроков с судьями.
Сразу после окончания игры руководитель объявляет результаты игры.
Подведение итогов состоит:
— из определенных результатов;
— из разбора игры.
Туризм, возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенно утвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитии прослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых (коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средства воспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социального явления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать:
во-первых, первоначальное овладение техникой передвижения на местности (имеются в виду различные виды передвижения с преодолением естественных препятствий);
во-вторых, усвоение умений, необходимых для организации быта в полевых условиях;
в-третьих, ознакомление со способами ведения общественно полезной работы в походах;
в-четвертых, формирование основ знаний картографии и топографии, краеведения и природоведения.
Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности.
В обучении туризму следует различать три последовательных этапа: ознакомление с основными представлениями о туризме; овладение структурой рациональных двигательных действий, свойственных тому или иному способу передвижения на местности, а также усвоение элементов туристской тактики и приемов организации быта в условиях местности; совершенствование полученных знаний и технико-тактических действий на маршруте похода. Особо следует подчеркнуть важность экологического воспитания учащихся на всех этапах обучения туризму и дальнейшего совершенствования физических качеств, умений и навыков.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник