Способы двигательной деятельности человека

Способы двигательной деятельности человека

Определение и виды двигательной активности

Наиболее распространенным определением двигательной активности является любое движение тела, обусловленное сокращением скелетных мышц и приводящее к затратам энергии. Двигательную активность можно рассматривать, используя биомеханику, физиологию и бихевиоризм (изучение поведения). В биомеханике двигательная активность характеризуется такими показателями, как сила, скорость, ускорение, углы, инерция, механическая сила или механическая работа. Физиология анализирует двигательную активность в показателях метаболизма при помощи таких параметров, как потребление кислорода, метаболическая энергия, метаболическая мощность или метаболический эквивалент. Метаболический эквивалент (МЕТ) – это соотношение между энерготратами, связанными с двигательной активностью и энерготратами в состоянии покоя.

С точки зрения науки о поведении интерес вызывает тип активности (например, бег по сравнению с гимнастикой или баскетболом), условия, в которых ребенок занимается (игровая площадка, школа), использование игрушек или приспособлений; взаимодействие с другими людьми (друзьями, членами семьи), определение инициатора двигательной активности (ребенок, родители, друзья).

Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность делится на регламентированную (организованная), частично-регламентированную, нерегламентированную (неорганизованная).

Неорганизованная (нерегламентированная) двигательная активность включает объем самопроизвольно осуществляемых двигательных актов.

Это самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, ее продолжительность зависит от персональных проявлений детей в двигательных занятиях (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)

Частично-регламентированная двигательная активность – это объем двигательных актов, являющихся в ходе решения двигательных заданий (утренняя гимнастика, подвижные виды развлечения, физические упражнения во время прогулок, разминка во время перерыва между занятиями, физкультминутки на занятиях с интеллектуальной нагрузкой, гимнастика после дневного сна).

Организованная (регламентированная) двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм ребенка физических упражнений и двигательных мероприятий (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.). Эти составляющие двигательной активности, обеспечивают определенный уровень в течение суток у школьников разного возраста и пола.

Двигательную активность группируютпо интенсивности, виду, длительности и частоте занятий.

Интенсивность определяется величиной физической нагрузки. Чем больше нагрузка, тем интенсивность больше. Двигательную активность подразделяют на три степени: легкую, умеренную, высокую.

К легкой степени двигательной активности относят такие разновидности занятий человека, которые вызывают дополнительные затраты энергии человека в пределах 2-3 МЕТ (несложная работа по дому, навыки приготовления пищи, мытье посуды, уборка жилья, стирка и глажение белья, приобретение покупок в магазине, работа за компьютером, пешие прогулки, утренняя зарядка). Также к данному виду двигательной активности относятся физические упражнения, которые могут выполняться не активно и не продолжительно: бадминтон, боулинг, гольф, танцы.

Примерами умеренной двигательной активности могут быть мытье пола, работа с пылесосом, ремонтные работы в доме, катание на коньках и лыжах, ходьба, бег трусцой, другие виды занятий и физические упражнения, требующие дополнительных энергетических трат в пределах 4-6 МЕТ.

Высокая двигательная активность (7-9 МЕТ и выше) включает в себя следующие виды деятельности: быстрая ходьба, плавание, гребля, туризм, хоккей на льду, прыжки через скакалку, занятия на велотренажере, бег в среднем темпе, езда на велосипеде, лыжах и коньках (в персональной тренировочной зоне частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста). Также к высокой двигательной активности могут быть отнесены погрузочно-разгрузочные работы, копка земли, работы плотника, каменщика и спортсмена-профессионала.

Читайте также:  Заполните таблицу указав величину показателей разных способов приготовления макаронных изделий

Одним из основных условий формирования здоровья ребенка является суточная двигательная активность. Она включает в себя различные формы, методы и средства физического воспитания, учебно-воспитательного процесса, а также организацию свободного времени школьника в определенных рациональных соотношениях.

В повседневной жизни ребенок выполняет различные движения, связанные с трудовой и игровой деятельностью, которые сопровождаются различными изменениями положения тела в пространстве. Данные двигательные действия школьник выполняет с определенными физическими усилиями, сопряженные с непрерывными мышечными сокращениями различной интенсивности. В процессе двигательных действий накопленная в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.

Затраты в течение суток включают энерготраты в состоянии покоя, на расщепление питательных веществ, энерготраты, связанные с физической активностью. Наиболее информативным методом количественной и качественной оценки двигательной активности служит определение величин суточных энергетических затрат.

На практике применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого используются показатели продолжительности по времени (в минутах, часах) составной двигательной части в суточном бюджете времени.Число перемещений тела в пространстве за единицу времени, выраженное в величине пройденной дистанции за сутки (в км). Данные показатели дают возможность получить объективную информацию об объеме и характере двигательной активности школьников. При этом не требуется использования специального оборудования.

Источник

Общая характеристика понятий «Двигательная активность. Двигательная деятельностью. Двигательный режим и их особенности»

Светлана Зайнутдинова
Общая характеристика понятий «Двигательная активность. Двигательная деятельностью. Двигательный режим и их особенности»

Зайнутдинова Светлана Викторовна

В настоящее время, очевидно, что острейшей проблемой общества является существенное ухудшение состояния здоровья детей, уже начиная с раннего возраста. Наблюдается дефицит двигательной активности детей. Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное — нарушение деятельности сердечно – сосудистой системы. В какой-то момент человек теряет свободу движения. Двигательная активность становится пассивной.

Физическая или двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени.

Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности.

Оптимальная двигательная активность необходима человеку на протяжении всей его жизни — от рождения и до глубокой старости. Это единственно надежный способ при помощи мышечной работы сохранять и повышать резервные возможности сердца и всего организма, а также поддерживать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии.

Что же понимается в настоящее время под оптимальной двигательной активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.

Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Проще говоря, двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка

Читайте также:  Изменение способа управления домом при тсж

Когда он движется — ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т. д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная деятельность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма и, разумеется, соответствовать требованиям к ее организации (памятка).

В раннем детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, лазание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Задача воспитателя — активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности.

Проводя разные формы двигательной деятельности,воспитатель обязан:

— наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку;

— изменять при необходимости некоторые правила, регулировать длительность пауз;

— выбирать место для проведения игр, упражнений;

— изменять сложность препятствий;

— определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями. Организация двигательной деятельности осуществляется во время утренней зарядки, физкультминуток, спортивных и подвижных игр, закаливания, гимнастики после сна, физкультурных досугов и праздников, дней здоровья, самостоятельной двигательной деятельности и, конечно, во время физкультурных занятий.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

— чередование активной и пассивной деятельности;

— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

В группах необходимо создавать оптимальные условия для движений ребенка, тем более что в течение первых 2—3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.

При организации двигательного режима необходимо выполнять определенные требования (памятка)

Рациональное сочетание разных видов двигательной деятельности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий.

• Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

• Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим.

Необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения детей двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Читайте также:  Стерилизация кошек способы стерилизации

Третье место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:

— Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т. д.)

— Центры здоровья в группах должны содержать различные мелкие и крупные физкультурные пособия. В раннем и младшем дошкольном возрасте, например, должны быть скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры, тренажеры, массажеры, а так же традиционное и нестандартное оборудование для развития движений и оздоровления детей. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерного подхода.

Таким образом, движение составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека — здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении — охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.

Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

Источник

Оцените статью
Разные способы