Физическая культура. 7 класс
САМБО – прекрасное средство физического развития. Школа САМБО вобрала в себя достижения современной науки, передового опыта в физической культуре и спорте.
Особенности системы САМБО – в постоянном совершенствовании и поиске.
Характерной особенностью школы САМБО является естественная связь элементов в системе, т.е. логическое построение. Наличие логики заложено, как в системе понятий, так в системе упражнений, обучения и тренировки.
Самбо как вид спорта и система cамозащиты отводит важнейшую роль обеспечению подлинной надежной безопасности для здоровья и жизни человека.
Существенное место в системе подготовки самбо является изучение приемов страховки и самостраховки.
Самостраховка — это умение падать, не травмируясь, что является очень важным фактором при выполнении бросков и других приемов физического воздействия.
Технику безопасного падения начинают изучать с выполнения самых простых движений — группирования, кувырков и перекатов.
Самостраховка на спину (варианты)
Самостраховка на бок
Стойки и дистанции
Стойка самбиста должна быть устойчивой, подвижной и удобной как для защиты, так и для нападения. Наилучший размер площади опоры (ширина расстановки стоп) зависит от индивидуальных особенностей борющегося и прежде всего от длины его ног. За основу расстояния между стопами следует брать ширину своих плеч. В зависимости от роста это расстояние можно немного увеличить или уменьшить.
Если расставить ноги только в ширину, то стойка будет однобокой — она устойчива только в боковых направлениях. Чтобы этого избежать, необходимо расставить стопы одновременно в длину и ширину. Наилучшее направление самих стоп будет параллельное и повернутое в направлении сзади стоящей ноги примерно под углом в 35º-45º. В коленях ноги должны быть прямыми, но не напряженными. Стойка может быть правая, если ваша правая нога находится впереди, и левая, если впереди находится левая нога.
Каждый самбист должен владеть как правой, так и левой стойкой. Туловище следует держать прямо, так как при согнутом туловище ваши ноги будут удалены от ног противника и нападение на него будет затруднено. Кроме того, согнутое туловище выносит часть тела за площадь опоры. Это делает стойку менее устойчивой. Проекция центра тяжести тела должна находиться в центре площади опоры, немного ближе к ноге, стоящей сзади, для того чтобы передняя нога, наиболее часто атакуемая, могла быть более подвижной.
В ходе борьбы часто приходится сгибать и ноги, и туловище, но неизменно следует возвращаться к прямой стойке, дающей наилучшее положение как для защиты, так и для нападения.
Дистанции
При борьбе стоя расстояние между двумя борющимися называется дистанцией. Дистанция определяется в основном захватом.
Всего дистанций пять:
• дистанция вне захвата — борцы не касаются друг друга и добиваются удобного для себя захвата, передвигаясь и делая всевозможные обманные движения руками;
• дальняя дистанция — борцы захватывают только руки или рукава;
• средняя дистанция — борцы захватывают одежду на передней части туловища;
• ближняя дистанция — борцы захватывают одежду на спине;
• дистанция вплотную — борцы обхватывают туловище и прижимают его к своему туловищу.
Борьба за удобный захват одновременно является и борьбой за дистанцию. Очень редко обоих борцов удовлетворяет одна и та же дистанция.
Умение достигнуть выгодного захвата и использовать его для проведения приема — одна из основных задач в борьбе стоя.
Технические действия в стойке разделяются на 3 группы: броски «в основном ногами», «в основном руками», «в основном туловищем».
Группа бросков «в основном ногами» является самой многочисленной. В нее входят: подсечки, подножки, зацепы, подхваты, упоры, подсады.
Начнем наше знакомство с броска, который называется задняя подножка. Это бросок, при выполнении которого атакующий ставит свою ногу позади ноги (ног) противника и толчком перебрасывает его назад.
Все технические действия начинаются со взятия определенного захвата. Для того чтобы приступить к проведению данного приема в правую сторону, необходимо взять левой рукой за разноименную руку оппонента в области предплечья, а правой рукой за шею. Резким рывком вынудить противника перенести вес на атакуемую ногу, для сохранения равновесия он откланяется назад и уменьшает устойчивость в направлении броска.
Атакующий ставит стопу сзади между ногами противника, упираясь в его сгиб своим подколенным сгибом. Выпрямляя ногу и отталкиваясь ею от ковра, атакующий сбивает ногу противника и увлекает его на себя вперед и в сторону. При падении противника на спину необходимо сделать шаг другой ногой, поддержать его и смягчить падение.
Мы с вами ознакомились с техническим действием назад, теперь рассмотрим иной раздел и направление броска. Для этого приступим к изучению передней подсечки. Это бросок, выполняемый с помощью подбивания ноги противника спереди подошвенной частью стопы.
Выполнить рывок в сторону ноги, противоположной атакуемой, чтобы вызвать сопротивление в противоположном направлении. Атакующий, сделав шаг в сторону неатакуемой ноги противника, тянет его на себя в сторону и вверх. Одновременно подошвой разноименной ноги атакующий придерживает ногу противника, не давая выставить ее вперед. Ногу можно подбить перед самой ее постановкой на ковер.
Переходим к следующему разделу – броски «в основном руками».
Выведение из равновесия.
Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи.
Атакующий рывком за руку переносит вес противника на одну ногу. Поворачиваясь в направлении рывка, атакующий толчком плеча в шею противника, вынуждает его падать вместе с собой, скручивая вокруг продольной оси.
Бросок с захватом руки и ноги изнутри.
Захватить разноименную руку противника. Перенести тяжесть его тела на одну ногу, приседая и нагибаясь, захватить эту ногу свободной рукой изнутри, рывком вниз — к себе за руку и ногу выполнить бросок.
Переходим к следующему разделу – броски «в основном туловищем»
Бросок через бедро – бросок, выполняемой за счет подбивания задней или боковой поверхностью таза ног или нижней части туловища противника.
Повернуться к противнику спиной, подбить дальнюю ногу в верхнюю часть бедра назад – вверх.
«Вертушка»
Захватить руку противника двумя руками. Повисая на ней и падая с вращением назад к его ногам, выполнить бросок.
Борьба лежа
Удержание сбоку.
Удержание, при котором самбист сидит сбоку от противника и осуществляет захват его шеи и ближней руки, с целью удержать противника в течении определенного времени на спине, касаясь его груди своим туловищем.
Атакующий садится сбоку от партнера, одной рукой захватывает его шею, а другой – руку. Захваченную руку он прижимает к своей груди и боку. Голову наклоняет к ковру около головы партнера.
Источник
ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе тренировочных занятий игрового метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_metod_obucheniya_sambo.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА
НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе тренировочных занятий игрового метода.
ИГРА, КАК СРЕДСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СПОРТСМЕНОВ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игры, используемые для физической культуры, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Подвижная игра Ї одно из важных средств всестороннего воспитания детей любого возраста. Характерная особенность Ї комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Игры на тренировочных занятиях спортсменам помогают расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.
Игровой метод – метод физического воспитания, обучения и совершенствования, основанный на выполнении двигательных действий в процессе игры, которые организуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры) и определяют цель и характер деятельности. С его помощью решаются самые различные задачи: а) развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости; б) воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности; в) становление тактического мышления; г) закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков. Достоинства игрового метода: 1. Высокий уровень мотивации. 2. Свободный характер деятельности. 3. Комплексный характер воздействия.
Характерная особенность игрового методы — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бежал, прыжки, метание и т. п.).
Игровой метод предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях.
Так, в ходе подготовки спортсменов применяют игры с различными целями: с целью повышения общей и специальной физической подготовленности (в частности, выносливости). Борцы в схватке применяют действия, вынуждающие своевременно отвечать на них соответствующими защитами и контрприемами. Физиологически и психологически это очень сходно с обстановкой, наблюдаемой в спортивных играх. Поэтому игровой метод широко используют в борьбе как средство тренировки специальных качеств, общего разностороннего физического развития и как средство переключения на другую форму тренировочной работы.
Целевой установкой подготовки борцов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям борьбы самбо и способных добиваться высоких спортивных результатов. Исходя из цели подготовки, в процессе обучения и тренировки решаются следующие основные задачи:
— воспитание высоких моральных и волевых качеств;
— укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие;
— достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенное овладение техникой и тактикой борьбы;
— достижение высокого уровня подготовленности и приобретение навыков их реализации в условиях соревнований;
— достижение и многолетнее сохранение высокой общей и специальной работоспособности;
— приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований и т.д.
С учетом цели и основных задач обучения и тренировки определяются задачи отдельных этапов многолетней подготовки юных и квалифицированных борцов.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого тренера он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Игровой метод используется на тренировочных занятиях для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят: подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся.
Регулируя физическую нагрузку в игре, тренер может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; усложнять ли упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Ребенка, начинающего заниматься спортом, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.
Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям.
В обучении с использованием игровой формы на тренировке вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игра сама по себе является формой стихийного поведения спортсмена, а методом является комплекс вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости.
Для более подготовленных спортсменов возможно усложнение игровых ситуаций, В подготовительной части занятия используются общеразвивающие упражнения с различными предметами, игры и игровые упражнения, подготавливающие учеников к движениям и нагрузкам основной части тренировки. В заключительной части используются игры и игровые упражнения успокоительного характера.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ
Футбол с набивным мячом .
Игра проводится на ковре и преследует цели: 1) развить быстроту, выносливость, силу и точность движения ног; подготовить к выполнению подсечек, зацепов и других приемов с действием ногами; 2) выработать умение падать.
Правила игры можно изменять в зависимости от цели. 1. Игра с вратарем. Один борец в «воротах», а другие поочередно «бьют» с различного расстояния. 2. Игра без вратаря. Играют две команды по 4-5 человек, игроки стремятся забить мяч в ворота соперников. 3. Игра с задержкой игрока руками, толчками, подножками, захватами ног, бросками. 4. Игра без задержки игрока.
Игра «Перехвати мяч». Игра проводится после разминки для развития быстроты спортсменов. Играющие выбирают водящего и садятся в круг. Они передают друг другу набивной мяч так, чтобы его не поймал или не коснулся водящий. Если водящему удается поймать мяч, то он меняется ролью с тем, кто передавал мяч последним, и игра продолжается.
Игра «Петушиный бой». Цель игры – совершенствовать способность борцов сохранять равновесие. Правила игры: борцы входят в круг, начерченный на полу; захватив двумя руками свою ногу за стопу сзади и прыгая на другой, они толчком плеча или туловища стремятся вытолкнуть друг друга из круга или вывести из равновесия.
Игра «Перетягивание» . Игра способствует формированию навыка в преодолении сопротивления противника. Борцы с двух концов захватывают канат (пояс от куртки) и по сигналу тренера стремятся перетянуть друг друга через линию, начерченную мелом. Игра может проводиться в парах, командами, с захватом одежды (куртки).
Игра «Раскручивание» . Игра развивает способность борца перемещать противника и использовать центробежную и центростремительную силы.
Примеры упражнений. 1. Взяв партнера сзади под плечи, вращаться так, чтобы его ноги отделились от ковра. 2. Взяв партнера спереди под плечи, делать то же. 3. Взяв партнера за куртку, делать то же.
Игра «Наступи на ногу» . Игра способствует развитию быстроты и навыков тактических действий ногами против ног противника. По правилам игры борец должен, не касаясь руками противника, наступить ему на стопу и прижать ее к ковру. Тот, кто сделает это первым или большее количество раз, — победитель. Можно проводить игру с условием, что борцы держатся за рукава курток.
Игра «Вратарь». Игра способствует развитию быстроты реакции, ловкости, силы. Содержание: в обозначенные мешками, чучелами или мячами ворота становится вратарь, а другой занимающийся старается забросить набивной мяч в ворота. Броски выполняют с определенной дистанции одной и двумя руками различными способами: сверху, снизу, из-за головы, сбоку. После 10 бросков занимающиеся меняются ролями. Победителем считается тот, кто забросил больше мячей. Если тренер хочет подготовить занимающихся к освоению броска через грудь, то борец становится спиной к воротам и бросает мяч с падением назад. В этом случае игра является специальным упражнением для обучения приему.
Игра «Салки» на ковре . Игра способствует развитию быстроты и умения ориентироваться. Передвигаться по ковру можно только одним из способов: а) в стойке; б) на коленях; в) кувырками. Игрок считается осаленным, если его коснется водящий. Игру можно усложнить, введя следующее правило: салить только с помощью захвата или захвата и остановки игрока.
При проведении игры с передвижением кувырками на ковре не должно быть много занимающихся (на каждого должно приходиться не менее 4 м 2 площади ковра).
Игра «Перетягивание партнера через линию». В положении стоя лицом друг к другу, левая нога впереди, правая сзади партнерам взяться правыми руками так, чтобы большой палец захватил большой палец партнера, а четыре других — тыльную часть кисти.
По команде борец стремится перетянуть партнера через линию. Левую ногу смещать нельзя, а правой можно делать различные подшагивания, отшагивания и т. д. Затем проводят перетягивание без смещения правой ноги.
Игра «Борьба одной ногой». При борьбе одной ногой совершенствуется умение борца действовать одной ногой и атаковать ногу противника. Борцы, взяв друг друга за проймы, прыгают на одной ноге. Задача каждого из них — выполнить бросок или заставить противника встать на обе ноги.
Игра «Борьба предплечьями» («армрестлинг») . Игра способствует развитию силы, выработке умения преодолевать сопротивление противника. В положении лежа на животе лицом друг к другу правые руки поставить локтями на одной линии и соединить так, чтобы большие пальцы охватывали друг друга, а остальные четыре пальца – тыльную часть кисти. Левые руки положить за спину. По команде следует прижать кисть противника к ковру.
Игра «Регби» с набивным мячом . Игра помогает совершенствовать умение борца ориентироваться на ковре, быстро реагировать на изменение обстановки. Правилами игры разрешается вести мяч руками и ногами, захватывать мяч и противника, сбивать противника на ковер. Можно играть и на коленях. Мяч забрасывается в ворота, отмеченные предметами.
Игра «Затяни в круг» . Игра способствует совершенствованию умения преодолевать сопротивление противника и выработке навыка маневрирования на ковре, а также развивает тактическое мышление. На ковре следует начертить мелом круг такого диаметра, чтобы занимающиеся, взявшись за руки, могли расположиться снаружи круга. Цель игры — затянуть игрока внутрь круга, не переступая черту. Переступившие черту выбывают из игры.
Игра «Перетяни на свою сторону» . Игра помогает совершенствовать умение преодолевать сопротивление противника и навыки борьбы с противником, уходящим с ковра. В положении стоя лицом друг к другу (левая нога впереди, правая I иди) борцы берутся правыми руками так, чтобы большой захватывал большой палец партнера, а четыре других – тыльную часть кисти. По сигналу тренера нужно перетянуть партнера через линию. Можно охватить руку и шею.
- Половников П.В. Организация занятий школьников по дисциплине «Физическая культура»: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб, 1996 г.
- Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005 г.
- Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991 г.
- Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. – М.: «Фаир — пресс», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого учебно-тренировочного занятия по вольной борьбе
Обучение технико-тактическим действиям в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости.1. Совершенствование сваливания сбиванием разноименного плеча сверху-снаружи и туловища сбоку.2. Сове.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь.
ОТКРЫТОЕ ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО БОРЬБЕ САМБО
Изучения и отработка броска подхват под одну ногу.
Применение метода «круговой тренировки» на учебно-тренировочных занятиях по вольной борьбе
Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличае.
страховка и самостраховка на занятиях спортивной борьбы самбо
Во избежание каких-либо ушибов и повреждений в борьбе самбо применяются специальные способы страховки партнёра и самостраховки, Эти же цели преследуют правильная организация места занятия, правильная .
«Применение метода «Круговой тренировки» на учебно-тренировочных занятиях по вольной борьбе
laquo;Применение метода «Круговой тренировки» на учебно-тренировочных занятиях по вольной борьбе.
Источник