- Педагогическая деятельность и её цели
- Пути достижения цели педагогической деятельности
- Методическая разработка «Структура педагогической деятельности»
- Оглавление
- Введение
- Актуальность
- Цель и задачи
- Структура педагогической деятельности
- 0.1Мотивация
- 0.2Педагогические цели и задачи
- 0.3Предмет педагогической деятельности
- 0.4Педагогические средства и способы решения поставленных задач
- 0.5Продукт и результат педагогической деятельности
- Заключение
- Список использованных источников
Педагогическая деятельность и её цели
наталья тунегова
Педагогическая деятельность и её цели
Педагогическая деятельность и её цели.
Воспитатель Тунегова Н. В.
МАДОУ № 12, г. Армавир
Профессиональная педагогическая деятельность,как любая деятельность, представляет собой осознаниецели. Если нет цели нельзя считать работу воспитателяс детьми какдеятельность профессионала, эта работаможетсчитаться лишь как некоторая активность, или совокупность действий, но ни как воспитательный процесс. Данную деятельность организует педагог, которая в свою очередь воспринимается воспитанником. Грамотно поставленная цель является центральным звеном образовательного процесса и непростой задачей. Которая определяет эффективность методического, дидактического инструмента организации образовательно — воспитательного процесса, определяет выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Конечно же развитие индивидуальной личности ребенка может проходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому не организованно. Но ждать тогда определенного результата развития не приходится. Они могут быть как благоприятными, так и противоречащими интересами самой личности, и образовательного запроса общества. Достижение цели осуществляется через решение системы задач.
Задача — это ступень на пути общего достижения цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достичь общего результата. На практике, в ходе деятельности цель часто забывается, но последовательно выстроенная система задач определяет их решение. Так, например, цель педагогической деятельности — «воспитание у детей культуры речи» имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели,необходимо решать ряд образовательно-воспитательных задач: выработка навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса; работа с выразительностью речи, ее эмоциональности и т. п. На своих занятиях мы используем дидактические игры, карточки и картины по развитию речи для каждого ребёнка. Педагогические задачи будут учитывать как индивидуальные особенности речи отдельных групп воспитанников, так и каждого ребенка. Тем самым расширяя границы свободы деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности в свете требований ФГОС.
Для современного педагога важно знать, что, определяя задачи, необходимо учитывать следующие этапы целеполагания. Во-первых необходим анализ результатов ранее выполненной деятельности, во-вторых проведение мониторингового диагностирования всего воспитетельно-образовательного процесса. В третьих моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данного вида деятельности. В заключении осуществляется комплексное целеполагание, с учетом всех требований учреждения, коллектива и родителей.
Направления воспитания ребенка в ДОУ является речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Именно это является основой воспитания дошкольников. То есть целью воспитания в дошкольном учреждении является развитие дошкольника по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него возник интерес к новым знаниям, навыкам и умениям. Для этого педагоги используют различные игры, которые позволяют вовлечь его в образовательный процесс.
Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее обучение. Оно должно создавать условия для полноценного физического и психологического развития малышей. Также как цели дошкольного образования, можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение в первую очередь к родителям, родственникам и друзьям. Это то что, в последствии, позволит развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей исходят и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании ребёнка. Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приучение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного ощущения малыша, обеспечение его эмоционального фона, поощрение активности, любознательности, стремление к творческому самовыражению. Так же это развитие компетенции в общении с детьми и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только педагоги в детских садах, но и родители ребёнка.
Есть и более узкие задачи: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, патриотическое воспитание, развитие творческих задатков, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.
Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и родных, окружающих ребенка дома, поможет обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к взрослой, школьной жизни.
Цели и задачи личностного развития дошкольника Цели и задачи личностного развития дошкольника Социально-коммуникативное развитие детей. Данное направление является наиболее важным,.
Цели и задачи предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающуюся.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться.
Очерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.
Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте Образовательная область «Музыка». Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию (ранний возраст, 1 младшая группа) Цель: Воспитывать.
Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.
Проект «Театр и дети». Цели, этапы, показатели актуальности Проект «Театр и дети» музыкального руководителя МБДОУ д/с №17 Попереко Елены Анатольевны Краткая аннотация проекта «Вы никогда не думали,.
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.
Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.
Источник
Пути достижения цели педагогической деятельности
Учитель, учись жить в чужом мире — так, чтобы он стал тебе своим. Это твой дом и твое призвание Помни: ему без тебя плохо Л.С. Айзерман
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. В современных условиях, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
На своих уроках я стараюсь как можно больше формировать самостоятельность ученика, умения добывать знания. Организую учебную деятельность так, чтобы ученик стремился сам получить знания, осмыслить их и применить в нужной ситуации. Ученики не просто слушают меня или друг друга, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии или дебатов, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с моей помощью то содержание, которое закреплено научным знанием.
При этом развиваются очень важные умения и навыки:
— коммуникационные умения: внимательно выслушай, сначала задай вопросы на понимание, только затем – на критику (урок в 9 классе по теме «Взаимодействие генотипа и среды»);
— способности к мыслекоммуникации в любых предметных и межпредметных областях (урок в 10 классе по теме «Связь биологии с другими дисциплинами»);
– умение обращаться к своему опыту (а не только внешнему источнику знания) и поиск в нем материала для конструирования ответа на поставленный вопрос, а также конструирование из этого материала некоторой гипотезы, позволяющей заполнить «брешь» в знаниях (практическая работа в 10 классе по теме «Выявление источников мутагенов в окружающей среды»);
– умение занимать различные рефлексивные позиции, видеть и понимать взгляды и мнения другого (школьник преодолевает эгоцентрическую установку видения мира) и соорганизовывать индивидуальные подходы в общее действие (кооперация) (практическая работа в 10 классе «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»);
– умение осуществлять понимание явлений и событий, а не действовать по некоторой раз и навсегда установленной норме (практическая работа в 10 классе по теме «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»);
– деятельностный подход в ситуациях учения–обучения: самостоятельная постановка учебной задачи и самоорганизация в учебной ситуации, организация своего понимания с помощью вопросов на уточнение и работа со своим недопониманием (ученик рассматривает нечто непознанное при помощи имеющихся в его арсенале категорий, языковых средств и речевого аппарата, осуществляя тем самым понимание непознанного, т.е. включение его в систему своего субъектного опыта) (лабораторные работы в 10 классе по теме «Выявление ароморфозов у растений. Выявление идиоадаптаций у растений», в 11 классе по теме «Сравнение процессов симпатрического и аллопатрического видообразования»).
Я организую учебную деятельность на основе технологии деятельностного метода и на основе современных образовательных технологий:
— технологию организации проектной деятельности;
— педагогика сотрудничества, элементы которых использую в структуре урока.
Источник
Методическая разработка «Структура педагогической деятельности»
ООО Учебный центр
«Структура педагогической деятельности»
Елькина Анна Константиновна
Москва 20 17 год
Оглавление
Введение
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения (структуры), которое можно представить, как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.
Актуальность
Актуальность данной темы в том, что педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию. В процессе ее не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Человек, вставший за учительский стол, должен обладать всеми компонентами педагогической деятельности.
Цель и задачи
Цель данного реферата: раскрыть структуру педагогической деятельности.
рассмотреть сущность определения «педагогическая структура»;
определить основные компоненты педагогической культуры;
показать взаимосвязь всех компонентов структуры.
Структура педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру.
0.1Мотивация
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних общеобразовательных учебных заведений. Средний возраст школьного учителя приближается к пенсионному, и у тех, кто продолжает педагогическую работу и не собирается ее оставлять, также имеются для этого значимые мотивы.
Как уже упоминалось, любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы, они же определяют каждое конкретное действие и поступок. Молодежь, поступающая в педагогические вузы, как правило, прекрасно осведомлена о нынешней сложной ситуации в системе образования, тем не менее конкурс при поступлении не снижается. Старшекурсники, прошедшие педагогическую практику в школе, в большинстве случаев выражают удовлетворение от самой педагогической деятельности и утверждают, что работать учителями им не позволяет только низкая оплата этого труда. В силу данных причин необходимо выделить в мотивации педагогической деятельности две составляющие: мотивацию выбора профессии педагога и мотивацию продолжения педагогической деятельности [7, 8].
Выделяют внешнюю мотивацию:
притязание на общественное признание;
личные профессиональные и жизненные планы;
способности и их проявления;
информированность о той или иной профессиональной деятельности;
Каждый из них в каждом конкретном случае профессионального выбора может оказаться решающим. Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большей личностной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если же при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, не до конца осознанным и рискует не стать окончательным: у человека может быстро наступить разочарование в избранной профессии [4].
У тех же, кто реально начал осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее, структура мотивации несколько меняется. Главным внутренним мотивом по-прежнему остается получение удовлетворения от работы с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального роста, самоактуализации.
Среди внешних мотив, фигурируют достижения успеха, мотив престижности работы в определенном образовательном учреждении и др. Кроме того, в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребенка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.
В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других: благодаря своей доминирующей позиции учитель оказывает детям помощь путем передачи знаний. Власть проявляется и в возможностях учителя поощрять и наказывать. Выделяют следующие виды мотива власти, соотносимые с педагогическими действиями учителя:
Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием того, в какой мере учитель может удовлетворить потребности и мотивы ученика и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения ученика.
Власть наказания. Ее сила определяется ожиданием ученика того, в какой мере учитель способен наказать его за нежелательное поведение и поставить неудовлетворение его потребностей и мотивов в зависимость от этого нежелательного поведения.
Нормативная власть. Ученик принимает для себя норму, в соответствии с которой учитель имеет право контролировать соблюдение учениками определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
Власть эталона. Ученик стремится быть похожим на учителя.
Власть знатока. Ее сила зависит от приписывания учителю учеником особых знаний по изучаемому предмету, умения обучать этому предмету.
Информационная власть. Она имеет место в случаях, когда учитель владеет информацией, способной заставить ученика увидеть последствия своего поведения в новом свете.
0.2Педагогические цели и задачи
Основная цель педагогики заключается во всестороннем развитии каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию [9] .
Педагогическая задача — осмысление педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Педагогическую задачу можно представить в следующем виде: осмысленная педагогическая ситуация + привнесенная в ней цель, плюс необходимость познания и преобразования действий. Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы. К ним относятся:
Изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;
Разработка методик педагогического познания;
Создание общей научной картины педагогической действительности, которая будет удовлетворять потребности данного общества, жизни и деятельности членов этого общества;
Проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;
Развитие педагогического движения в обществе для поддержания ее педагогической сферы в состоянии, которое обеспечит гармоничную жизнь каждого члена общества;
Разработка развернутой многоуровневой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта новому поколению;
Педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;
Разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;
Разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;
Разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;
Разработка актуальных тем разных видов воспитания, например, гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;
Предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;
Разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;
Разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;
Участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;
Подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.
При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики. При этом реализуются ее основные функции: социальная, научно-развивающая, познавательная, диагностическая, прогностическая, проектно-конструктивная, организационно-методическая, практически-преобразовательная, интегрирующая, профессионально-педагогическая, воспитательно-просветительская, педагогически-организующая.
0.3Предмет педагогической деятельности
Согласно Сводной энциклопедии «Википедия», — педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической [11] .
Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность — педагогическая.
Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Так же предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социально-культурного опыта как основы и условия развития.
0.4Педагогические средства и способы решения поставленных задач
При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть ориентирован, в первую очередь:
а) на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития, на проектирование новых уровней его психического развития. При этом ключевой является идея развития активности и самостоятельности учащихся. Организуя их деятельность, учитель должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», из которых он мог бы самостоятельно выводить свои решения. И выбор педагогических средств, в первую очередь, определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребенка;
б) на свои личностные и профессиональные возможности и способности. Основными принципами самореализации учителя являются эмоциональная и личностная открытость, психологическая настроенность на оптимальную работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности, удовлетворенность собой в процессе совместной с учениками творческой деятельности;
в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимо уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить. Опираясь на сильное стороны ученика, его индивидуальный опыт, персонализированное ободрение и поддержку, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;
г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материалов, направленных на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью.
Каждый учитель стремится правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Особенность этих действий — направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной результативной стороны деятельности.
Средствами педагогической деятельности являются:
научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
«носители» знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др.
Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:
постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
анализ результатов решения педагогической задачи.
Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач хранится в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения.
0.5Продукт и результат педагогической деятельности
Продукт педагогической деятельности — опыт, формируемый у ученика индивидуальный во всей совокупности, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности, как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
его личностное совершенствование;
становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры.
Продукт и результат педагогической деятельности могут очень сильно отличаться друг от друга. Знания из разных областей, полученные разными способами и с разными мотивами и целями, могут оказать разное влияние на развитие ученика. Если, например, знания и умения по конкретному учебному предмету приобретались только с целью получения хороших оценок, а в реальной жизни совсем не использовались и быстро забылись, то их влияние на личностное развитие учащегося окажется минимальным. Но если педагог сумел увлечь учеников своим предметом, пробудить в них интерес и потребность в получении дополнительных знаний, то сама эта обстановка уже оказывает существенное воспитательное влияние. Во многих случаях ученики на всю жизнь остаются благодарны учителям за вложенный в них труд, даже если знания по преподаваемым ими предметам впоследствии не использовались. А если труд учителя оказался решающим фактором при выборе учеником будущей профессии, то получаемые по соответствующему предмету знания определят существенную часть дальнейшей жизни ученика и внесут несравнимый ни с чем вклад в его личностное развитие. Эта степень слияния продукта и результата педагогической деятельности определяет еще одну ее специфическую характеристику — продуктивность.
Заключение
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет определенное предметное содержание: мотивацию, цели, предмет, средства, способы, продукт, результат. Все компоненты педагогической структуры взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Только полное сочетание всех компонентов соответствует профессиональной пригодности, готовности к этой деятельности и высокой включаемости в межличностное общение обеспечивает возможность достижения наибольшей эффективности педагогической деятельности.
Список использованных источников
Аминов Н.А. Диагностика педагогических особенностей. Воронеж: МДОЕ, 1997. — 80с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. — 480с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Акадедия – 2004 — 304с.
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., переруб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. -607с
Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. — Елец, 2005 — раздел Педагогика, Министерство Образования И Науки Российской Федерации
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия- 2004. — 320с.
Орлов А.Б. Методы возрастной и педагогической психологии. М.:1982.-280с.
Сидоров С.В. Педагогические задачи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. — URL: http://si-sv.com/publ/1/pedagogicheskie_zadachi/14-1-0-513 (дата обращения: 17.12.2015).
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Хузиахметов А.Н. Педагогика: Введение в педагогическую деятельность / Краткий конспект лекций. Казанский (Приволжский) федеральный университет. — Казань, 2013. — 112 с.
Источник