Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 8. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Деятельность и её основные виды.
- Роль мотивов в человеческой деятельности.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
Объект – это то, на что направлена деятельность.
Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.
Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека включает следующие компоненты:
1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.
3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.
4. Сам процесс деятельности.
5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).
Деятельность имеет свою структуру:
- Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность;
- Орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой деятельности;
- Объект – это то, на что направлена деятельность.
Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.
Условно деятельность можно разделить на 2 вида:
- Практическая – направленная на изменение природы и жизни человека в целом;
- Духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.
По результатам деятельности выделяются:
- Созидательная деятельность – приносящая людям подлинную благость: материальную, техническую, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее;
- Разрушительная деятельность – связанная с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т. д.
Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.
Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.
Игра является основным видом деятельности дошкольников.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (создание благоприятной атмосферы, хорошего настроения);
- коммуникативную (объединения коллектива, установление эмоционально-коммуникативных отношений);
- диагностическую (диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
- Игра обладает предсказательностью; потому, что индивид в игре проявляет максимум своих творческих и интеллектуальных способностей);
- самореализации (возможность показать все свои способности);
О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Различают следующие виды общения:
- Вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
- Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения).
- Социализация (усвоение норм, знаний, социальной информации, необходимых для успешного вовлечения в систему социальных отношений).
- Познавательная (овладение различными знаниями, умениями и навыками, компенсация недостатка знаний).
- Психологическая (умение разбираться в людях, строить взаимоотношения с ними).
- Отождествления (противопоставления).
- Организационная (подразумевает организацию, разделение и координирование совместных действий).
В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.
Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.
То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами.
Неосознаваемые мотивы – это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.
Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
- Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты.
- В результате своей деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя.
- Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Результат деятельности это все что сделано человеком.
Характерными чертами деятельности человека являются:
1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;
2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.
Целесообразность в поведении
Активность животного Творческий характер
Деятельность человека Подчинение инстинкту
Сознательная постановка целей
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
- Настя позвонила Даше, чтобы рассказать, как прошло ее выступление на концерте – это общение.
- Игра, учение и труд – это способы получения заработка.
Источник
Конспект урока обществознания 6 класс «На пути к жизненному успеху»
Тема урока: «На пути к жизненному успеху»
Цели урока: осмыслить понятие “жизненного успеха”; вывести формулу жизненного успеха;
— учить делать выводы на основе анализа текста;
-отвечать на вопросы, аргументируя свои ответы, используя примеры из собственного опыта
— продолжить работу по формированию навыков самостоятельной работы учащихся;
— развивать умения обобщать, выделять главное;
— продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к труду, к окружающим, близким, родителям;
· Предметные УУД: сформулируют понятие “жизненный успех”, выведут формулу составляющих жизненного успеха; получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схемы; решать учебный кроссворд; высказывать собственное мнение, суждения.
· Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры-действия в новом учебном материале; работают в сотрудничестве с учителем.
· Познавательные : ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
· Коммуникативные : проявляют умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные УУД: определяют целостный, социально-ориентированный выбор позитивного программирования своего жизненного пути
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приёмы: словесный, наглядный, метод анализ, наглядно — иллюстративный, исследовательский, частично- поисковый, интерактивный
Основные понятия: успех, жизненный путь.
Элементы содержания: слагаемые жизненного успеха, привычки способствующие успеху, поддержка близких людей – залог успеха.
Оборудование: учебник «Обществознание» 6 класс Л. Н.Боголюбова М.: Просвещение2014г; компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
1. Что такое успех и кого мы называем успешным.
2. Слагаемые успеха.
3. Привычка к труду помогает успеху.
4. Поддержка близких – залог успеха.
Цель этапа – создать благоприятные условия для работы на уроке
Доброе утро, дорогие гости и ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель : Тогда вперед!
Учащимися приготовлены учебники, тетради, ручка, дневник.
Цель этапа – подготовиться к уроку Психологический настрой
2. Мотивация к учебной деятельности .
Постановка проблемного вопроса
— Давайте попробуем определить тему урока сами. У меня на доске развешены высказывания мудрых людей, философов. Выберите то высказывание, которое вам больше всего понравилось и объясните причину выбора.
— Какое слово объединяет все высказывания.(Приложение)
Учитель : Вы, наверное, все в будущем видите себя хорошими специалистами, удачными, перспективными, счастливыми. Одним словом – успешными.
— Поднимите руки, кто хочет быть успешным? Все! Хотя, мы понимаем, что у каждого свой жизненный путь, и сложиться все может по-разному.
Ребята, а как вы думаете, как это произойдет? Вы ляжете спать, а утром проснулись – бах. И вы успешный!?
Учитель : вывод – путь к успеху долгий и не легкий. И наша с вами задача сегодня определить “дорожный маршрут” успешности.
Итак, тема нашего урока? Дети называют.
Тема урока: На пути к жизненному успеху.
Давайте подумаем, что мы должны сегодня на уроке узнать?
— Что такое жизненный успех?
— Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)
— Как стать успешным?
Таким образом, мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком.
Мы попытаемся с вами создать формулу успеха.
Цель этапа – качественное выполнение заданий, поиск решения поставленной проблемы, работа с учебником, интерактивной доской
Учащиеся отвечают, что это слово успех
Определяют ключевые слова- успех- жизненный путь.
Дети самостоятельно формулируют цели урока
Записываем тему урока в тетрадь.
3. Изучение нового материала.
Методы — словесный, наглядно — иллюстративный, исследовательский, частично- поисковый
1. Что же такое успех?
-Поднимите руки, кто хочет быть успешным в жизни человеком?
-Конечно все. Только понятие слова «Успех» для всех нас может быть разным.
— А что такое успех? Какие ассоциации возникают с этим словом? Мозговой штурм идей
М ы с вами поиграем в игру: ассоциации. И так, ассоциация к слову УСПЕХ!
Существуют разные толкования этого слова, это слово многозначно.
(затем читают определения из словаря)
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание. (Шумный успех спектакля).
3. Хорошие результаты в учебе, работе.
(Успехи в музыке. Производственные успехи).
Суть всех определений и ваших ассоциаций сводится к тому, что успех-это значимые результаты в достижении поставленной цели
Называют свои ассоциации, приклеивают на доску слова
Работают с интерактивной доской
Участвуют в беседе
Записывают в тетрадь
успех-это значимые результаты в достижении поставленной цели
2. Успешный человек.
— Обратите внимание на фотографии. Владимир Путин, Юрий Гагарин, Ломоносов, Натали.
— Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.
— Какие качества личности позволили им стать успешными?
Успешный человек – это тот, кто постоянно ставит перед собой жизненные цели и достигает их.
Успешный человек – это человек, уверенный в себе, своих знаниях, способностях, действиях и поступках.
Быть успешным человеком – значит иметь высокооплачиваемую и востребованную работу.
Быть успешным – значит никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
Успешный человек имеет высокое положение в обществе, общественное признание, он всегда востребован как личность, его уважают.
Успешный человек обладает лидерскими качествами, он способен повести за собой других людей.
Успешный человек – это человек, который способен превратить мечту в цель и достичь её.
И действительно, в ыбирая ту или иную дорогу, человек сам прокладывает себе путь к жизненному успеху.
— Все мы разные и у нас разные потребности.
Для одних людей Успех – это материальные блага: деньги, машины, дома, яхты. Для них главное получать удовольствие от вещей, их принцип “живем один раз”, они хотят, как говорили римляне “хлеба и зрелищ”. Таких людей называют ГЕДОНИСТЫ.
Для других – это жить по принципу разумной достаточности, берут только то, что необходимо для поддержания жизни. Они строги к себе, умеют переносить все превратности судьбы, невозмутимо исполняют свой долг. Их называют СТОИКИ.
4. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 41. Рубрика “Путешествие в прошлое”
Прочтите текст, определите, к какому типу людей относился Диоген?
Учитель : Конечно, мы живем в другом мире и нам не достаточно одной бочки.
Работа с интерактивной доской.
Выделяют качества успешного человека
Работа с учебником. Откройте учебник на странице 41. Рубрика “Путешествие в прошлое
Вывод : Диоген, был стоиком. В чем для него цель жизни? . (ответы детей по тексту)
5. 4.Динамическая пауза
— Что, прежде всего, необходимо, чтобы добиться успеха?
Давайте попробуем разработать формулу успеха.
Слайд 5 формула успеха
Первую составляющую нашего успеха найдите в четверостишье
И если цель тебе видна.
Иди, не бойся оступиться,
На то и жизнь тебе дана.
— это цель, как вы считаете, почему?
5.Подведение итогов урока
Цель этапа – осознают новый опыт, размышляют, оценивают
3. готовимся выбрать профессию
Сегодня в мире существует более 40 тыс. профессий. В будущем важно выбрать вариант, подходящий именно вам.
В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» написал о том, как уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, — сказала она, — я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам — проверьте сами себя, если труд не дает вам радости — уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».
?? Почему учительница оставила свою работу?
?? Какие советы она дала?
?? Чему вас научил этот пример?
Чтобы не повторить этих ошибок, надо искать свое любимое дело.
Вывод: любимая профессия
поддержка близких – залог успеха.
Учитель : Мы с вами говорили, что человек это существо — биосоциальное. Это значит . (ответы детей) Мы не можем жить вне общества, без него стать ЧЕЛОВЕКОМ невозможно.
Ребята, а как наше окружение влияет на нашу жизнь?
Ответы детей. (Семья, друзья, учителя, соседи – могут быть верными помощниками, а могут и наоборот)
Вывод : наша семья и наши друзья являются важным слагаемым успешности человека.
Учитель : Помните, однажды на уроке я вам сказала, что каждый ребенок рождается талантливым, с определенными задатками, и мы с вами тогда пришли к выводу, что любой человек может развить их до гениальности. Вся страна сейчас говорит о девочке по имени Белла Девяткина. Девочка – полиглот. Знает 7 языков в 4 года. Мама сама начала учить ее языкам в два года. Они начали осваивать методики раннего развития и изучения иностранных языков. Потом пригласили других преподавателей. А ведь Белла родилась обыкновенным ребенком. Благодаря своим задаткам (которые есть у всех), маме и каждодневному труду, девочка превратилась в необычного гениального ребенка.
Учитель : Благодаря кому Беллу узнала вся страна? Конечно ее родителям и учителям.
поддержка близких – залог успеха.
Учитель : Мы с вами говорили, что человек это существо — биосоциальное. Это значит . (ответы детей) Мы не можем жить вне общества, без него стать ЧЕЛОВЕКОМ невозможно.
Ребята, а как наше окружение влияет на нашу жизнь?
Ответы детей. (Семья, друзья, учителя, соседи – могут быть верными помощниками, а могут и наоборот)
Вывод : наша семья и наши друзья являются важным слагаемым успешности человека.
Учитель : Помните, однажды на уроке я вам сказала, что каждый ребенок рождается талантливым, с определенными задатками, и мы с вами тогда пришли к выводу, что любой человек может развить их до гениальности. Вся страна сейчас говорит о девочке по имени Белла Девяткина. Девочка – полиглот. Знает 7 языков в 4 года. Мама сама начала учить ее языкам в два года. Они начали осваивать методики раннего развития и изучения иностранных языков. Потом пригласили других преподавателей. А ведь Белла родилась обыкновенным ребенком.
Благодаря своим задаткам (которые есть у всех), маме и каждодневному труду, девочка превратилась в необычного гениального ребенка.
Учитель : Благодаря кому Беллу узнала вся страна? Конечно ее родителям и учителям.
Успех = Цель + труд + правильный выбор профессии + поддержка близких.
Считаете ли вы эту формулу правильной? Может необходимо что-то еще дополнить?
Конечно, проверить, работает ли эта формула мы сможем через десятки лет, но я надеюсь, что все вы добьетесь жизненного успеха.
Учитель : Ребята, мы сегодня много говорили о том, как добиться в жизни успеха. Как сделать, так что бы ваша жизнь стала яркой, интересной и насыщенной.
Оценить, насколько тема была близка и понятна детям, можно с помощью синквейна на темы «Счастье» и «Успех» на выбор. (При наличии времени синквейн пишется детьми на уроке, иначе – становится домашним заданием)
Учитель обращает внимание ребят на листы самооценки и предлагает их заполнить.
Учитель выставляет оценки и комментирует их.
Записывают подробно домашнее задание и прослушивают рекомендации по правильному выполнению.
Параграф 5 вопросы рубрики «Проверь себя»
1. подготовить сообщение об успешных людях
2. Напишите мини- сочинение на тему «Мой жизненный путь»
1) Чего я хочу достигнуть в жизни?
2) Как я это планирую сделать?
3) Какие знания мне понадобятся?
4) Какие качества необходимо в себе развивать?
ИТОГ: У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной и бессмысленной.
А вам, друзья, хочу сказать:
«Себе ведь надо доверять,
И сильно верить в свой успех,
И добрым другом быть для всех.
Идите, думайте, дерзайте.
И о мечте не забывайте.
Мечта, как птица, сквозь года.
К успеху путь найдет всегда!
Источник