- Цели и средства. Технологизм и эмпиризм Макиавелли
- Читайте также
- Дядя Сэм и Макиавелли
- Н. Макиавелли без тайн и загадок
- Н. Макиавелли: жизнь и творчество
- Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет
- 04. О Макиавелли
- Стратегия Макиавелли
- О выявлении алгоритма управления Россией вопреки её интересам и о путях высвобождения из него 1. Претенденты на «мировое господство»: их цели и средства
- Отрицательный эмпиризм
- Рационализм, эмпиризм, причинность
- СРЕДСТВА И ЦЕЛИ
- Стратегия Макиавелли
- МАКИАВЕЛЛИ
- ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ
- Средства и цели
- Макиавелли Никколо
- 1. Цели и средства
- 17 правил успешной стратегии от Никколо Макиавелли
- Говорят, что.
- Честные советы.
- Правила успешной стратегии.
- Знаменитые афоризмы.
Цели и средства. Технологизм и эмпиризм Макиавелли
Цели и средства. Технологизм и эмпиризм Макиавелли
Б. Рассел писал по поводу Макиавелли: «его политическая философия носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными» [4]. В самом деле, эмпиризм Макиавелли бросается в глаза. Любая глава в «Государстве» начинается с постановки проблемы, затем идут бесконечные (порой даже скучные) нагромождения исторических примеров, и наконец, следуют выводы. Логика Макиавелли проста: если мы хотим добиться такой-то цели, мы должны использовать такие-то средства или же – если мы используем такие-то средства, то мы не достигнем ничего другого, как такой-то цели. Цели и средства у Макиавелли находятся в жесткой зависимости друг от друга.
Пресловутое выражение «цель оправдывает средства» у Макиавелли не встречается, но в принципе вполне применимо к его подходу. В самом этом выражении (которое считают сущностью «макиавеллизма» и чуть ли не порождением дьявольского ума) на самом деле не содержится ничего крамольного. Это простая тавтология, т. к. средство и есть то, что есть не для себя, а для другого, и в ней, в цели, имеет свое определение и ценность, если оно в самом деле есть средство. Однако, под выражением «цель оправдывает средство» часто имеют в виду нечто совсем другое, а именно, что ради благой цели дозволительно, даже обязательно пользоваться в качестве средства тем, что для себя вообще не есть средство, нарушить то, что для себя священно, следовательно, делать преступление средством для достижения благой цели. Здесь следует сказать, что лично Макиавелли никогда не выступал за такую этическую максиму и даже высказывался против нее (см. цитату в начале работы). А если в каких-то случаях Макиавелли показывал как с помощью преступлений те или иные лица достигали целей (как благих, так и злых), то это не отражает личной позиции автора. Максима «цель оправдывает средства» носит у Макиавелли не этический, а методологический смысл.
Весь мыслительный труд Макиавелли направлен на установление того, какие действия ведут к каким целям, и наоборот: какие цели требуют каких средств и действий. Формула: «ради благой цели позволительны любые средства» противоречит вышеназванной исходной установке прежде всего потому, что она вообще подрывает возможность теории, подрывает необходимость устанавливать взаимоотношения между теми или иными средствами и целями. Почему это так? Да потому, что любое действие имеет позитивную сторону, которую всегда можно выдать за цель. Убийство ведь совершается не ради убийства, а ради справедливости, например. Воровство совершается не ради воровства, а ради благополучной жизни, которая сама по себе есть благая цель. Можно сказать, что люди всегда движимы только благими целями. А раз так, то формула «для благой цели годны любые средства» есть этическая максима, которая просто разрешает делать все, что угодно. Поскольку Макиавелли вообще берется за то, чтобы различить одни средства от других, он уже поэтому не является сторонником максимы, разрешающей делать все, что угодно. Поскольку ему необходимо различать средства, то он различает их по степени пригодности целям. Не добрые и злые, не истинные и неистинные, а полезные и бесполезные, ведущие к цели или же удаляющие от нее – вот по какому принципу делаются различия. Подход Макиавелли можно было бы назвать утилитаристским или прагматическим, но лучше всего к нему подходит имя технологического (т. к. греческое слово технэ переводится в том числе и как искусство). Техника по сути, это и есть «знание как», знание средств для достижения цели. Техника – это инвариантная, независящая от обстоятельств последовательность действий всегда ведущая к определенному результату. В зависимости от того, нужен или не нужен тот или иной результат, применяется та или иная техника. Как основоположника науки о политической технике Макиавелли рассматривали такие исследователи как Л. Руссо, Э. Эрколе, Д. Джентиле [5]. Превращается ли методологоческий технологизм у Макиавелли в этический? В какой-то степени – да. Идеальный политик (образ которого Макиавелли специально не рисует, но тем не менее, его можно восстановить) – это идеальный технолог. Можно даже сказать (помня греческое значение слова технэ), что идеальный политик – это артист, искусник. Это человек, в совершенстве владеющий всеми политическими техниками и легко применяющий их в зависимости от тех целей, которых он хочет добиться.
Идеальный государь сам по себе не добр и не зол, но в зависимости от обстоятельств должен уметь быть и добрым, и злым. Таким образом, идеальный государь не обладает определенной природой, он неопределенность, могущая определиться во что угодно и вновь вернуться в саму себя. Идеальный государь в силу своей неопределенности универсален (на этом основании Л. Баткин причисляет Макиавелли к «гуманистам», т. к. они преследовали идеал универсального человека) [6]. Именно за универсальность, а не за коварство или жестокость, хвалит Макиавелли Цезаре Борджа. Этот политический деятель был гением политической техники, виртуозным артистом, имеющим опыт, разум, для того, чтобы этот опыт осмыслить, и силу для того, чтобы его применять. Цезаре Борджа мог бы быть назван идеальным политическим деятелем, идеальным государем, однако, он оказался бессильным против более могущественной и всеопределяющей (в том числе и в политике) силы – судьбы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Дядя Сэм и Макиавелли
Дядя Сэм и Макиавелли Перевод Е. В. НикитинойСентябрь 1943 г.Похищение Муссолини[230] относится к разряду тех событий, которых люди солидные, люди серьезные никогда не предвидят и довольствуются тем, что принимают их, становясь еще более серьезными. В эпохи, подобные той, что
Н. Макиавелли без тайн и загадок
Н. Макиавелли без тайн и загадок Введение Фигура Макиавелли, наверное, самая мифологизированная в истории философии политики. Ему приписывают то дьявольское коварство, то ангельское добролюбие. Трактовки творчества Макиавели разнятся, между прочим, в зависимости от
Н. Макиавелли: жизнь и творчество
Н. Макиавелли: жизнь и творчество Макиавелли (1467–1527) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. До тридцати лет Макиавелли является созерцателем (и в какой-то мере участником) многочисленных политических событий, происходящий в то время во Флоренции и вообще в
Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет
Макиавелли и «макиавеллизм» дискуссия длиною в 500 лет В XVI веке политическая наука стала развиваться бурными темпами. Нельзя сказать, что Макиавелли был ее родоначальником, т. к. огромную важность вопросы политики приобрели уже у средневековых мыслителей (Фома, Оккам, М.
04. О Макиавелли
04. О Макиавелли Обычные члены общества звонят на радио-ток-шоу, чтобы поделиться следующими своими соображениями: хотя они и признают, что пытки вообще-то скверная штука, иногда они, пытки, всё же необходимы. Отдельные граждане даже выдвигают предположение, что творить
Стратегия Макиавелли
Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав относительно заявлений, опубликованных в понедельник 21 июля в «Известиях» в связи с возможным созданием в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение давалось, исходя
О выявлении алгоритма управления Россией вопреки её интересам и о путях высвобождения из него 1. Претенденты на «мировое господство»: их цели и средства
О выявлении алгоритма управления Россией вопреки её интересам и о путях высвобождения из него 1. Претенденты на «мировое господство»: их цели и средства Процесс управления жизнью общества вообще и, в частности, экономической жизнью пореформенной России с позиции тех,
Отрицательный эмпиризм
Отрицательный эмпиризм Обнадеживает то, что этот наивный эмпиризм можно обойти. Я сказал, что ряд подтверждающих фактов не обязательно является доказательством. Тысячи белых лебедей не доказывают отсутствия в мире черных. Однако есть исключение: я хорошо знаю о том, что
Рационализм, эмпиризм, причинность
Рационализм, эмпиризм, причинность Научное познание преследует цель объяснить мир и все в нем существующее. Познают потому, что это может принести практическую пользу. И потому, что это интересно.Продолжение полемики о первичности сознания или материи, как и рассуждений
СРЕДСТВА И ЦЕЛИ
СРЕДСТВА И ЦЕЛИ Тяга к продолжению реформ в нашей стране не ослабла и даже усилилась. А может быть, действительно надо лишь потерпеть еще лет десять, и все будет хорошо?Но что такое это «хорошо»? Что должно получиться в результате реформ, если они увенчаются в конце концов
Стратегия Макиавелли
Стратегия Макиавелли Рауль поступил очень хорошо, достойно промолчав в ответ на заявления, опубликованные в минувший понедельник 21 июля в «Известиях» относительно якобы размещения в нашей стране баз для российских стратегических бомбардировщиков. Сообщение
МАКИАВЕЛЛИ
МАКИАВЕЛЛИ Я долго раздумывал над тем, как назвать эту заключительную главу, следующую за эпилогом, но по сути являющуюся настоящим эпилогом. Эпилогом не для книги, а для целого исторического периода. Конец приходит не только режиму Ельцина, конец приходит иллюзиям,
ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ
ИННОВАЦИИ ПО МАКИАВЕЛЛИ Итальянский политик и философ эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, а он был голова, сказал, что справедливости не бывает, но есть лишь справедливость в определенных обстоятельствах. Макиавелли много чего наговорил, и все как будто про нас, потому
Средства и цели
Средства и цели Ошибаются те, кто думает, будто между средством и целью нет никакой связи. Из-за этой ошибки даже религиозные люди совершали тяжкие преступления. Средства можно уподобить семени, цель – дереву. Между средством и целью существует такая же неразрывная
Макиавелли Никколо
Макиавелли Никколо Итальянский писатель и философ В 1469 году во Флоренции (в деревне Сан-Кашано) родился итальянский писатель, мыслитель, философ — Никколо Макиавелли. Его отец, Бернардо ди Николо Макиавелли, служил адвокатом, мать звали Бартоломмея ди Стефано Нели.
1. Цели и средства
1. Цели и средства Главная цель лобби заключается в сохранении и укреплении власти Америки в мире, возникшем после «холодной войны», с помощью имперской или гегемонистской политики. Лобби рассматривает Россию с ее внушительной ядерной мощью, энергетическими ресурсами и
Источник
17 правил успешной стратегии от Никколо Макиавелли
Тем, кто интересуется «стратегией повседневности».
Вот уже несколько столетий трактат «Государь» является настольной книгой тех, кто интересуется «стратегией повседневности», то есть умением управлять собой, другими людьми, делами и обстоятельствами. Его автору, выдающемуся итальянскому мыслителю, писателю Никколо Макиавелли, до сих пор нет равных в искусстве добиваться желаемого.
Великий знаток человеческой природы, так называл Макиавелли Александр Сергеевич Пушкин, родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Он получил хорошее домашнее образование и помогал по делам отцу-правоведу. В 1498 году, в возрасте 29 лет, Макиавелли выставил свою кандидатуру на пост секретаря II канцелярии Флорентийской республики и был избран со второй попытки. Никколо прослужил в правительстве Флоренции 14 лет в должности чиновника, отвечающего за большинство вопросов внешней и внутренней политики. Будучи человеком незаурядного ума, он приобрел значительное влияние, с его мнением считались.
В качестве правительственного секретаря Макиавелли совершал дипломатические поездки по Италии, во Францию и Германию. Он познакомился с крупнейшими итальянскими и европейскими государями своего времени: французским королем Людовиком XII, императором Максимилианом I, Папой Юлием II, а еще до этого с сыном его предшественника, Александра VI, Чезаре Борджиа, герцогом Валентино. Наблюдая за действиями этих лидеров, Макиавелли обобщал их опыт в донесениях правительству и частных письмах. Потом эти документы легли в основу самого знаменитого труда флорентийского секретаря (так прозвали Макиавелли) — «Государь», посвященного методам управления людьми и удержания власти.
В 1512 году Макиавелли был отстранен от должности, позже обвинен в заговоре против новой власти, подвергнут заключению и пытке на дыбе. Находящийся в преклонном возрасте и не обладающий крепким телосложением, он, тем не менее, выдержал это испытание. В марте 1513 года Макиавелли был амнистирован, но жил вне Флоренции, в небольшом имении близ городка Сан-Кашано. Его попытки вернуться на службу остались безуспешными. Вынужденный досуг Макиавелли посвятил литературному труду. Умер он 21 июня 1527 года в возрасте 58 лет.
Говорят, что.
выполняя многочисленные и сложные обязанности, Макиавелли не превратился в занудного чиновника. Он обладал живым, общительным характером, был остроумен и любил повеселиться. И на вечеринках, которые иногда устраивали коллеги, всегда оказывался душой компании.
. Макиавелли любил хорошо одеваться и не жалел на это денег, даже когда был стеснен в средствах. Особенно заботился он о своей одежде, представляя республику перед чужеземными государями.
. философ сочетал в себе несовместимые качества. С одной стороны, он был неимоверно честолюбив, прагматичен и циничен. Это общеизвестно. И в то же время был способен к глубокому чувству, дружбе и преданности, был исключительно честен с друзьями.
. он очень заботился о своей семье — жене и пятерых детях, в шутку называя их своей командой.
Честные советы.
Макиавелли обвиняют в том, что он оправдывает любые средства ради достижения высокой цели. Его имя считается синонимом коварства, предательства и политического аморализма. Однако философ вовсе не призывает к уничтожению морали. Он просто называет вещи своими именами. Мыслитель рисует людей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими должны быть. Он считает, что лидер, ответственный за судьбы других людей, должен уметь принимать непопулярные решения для их же блага.
1
Государство, управляемое монархом через его слуг, дает правителю больше власти, ибо в такой стране верховным владыкой признают только его, а прочим должностным лицам подчиняются как государевым чиновникам, к которым никто не питает особенной любви. Такое государство завоевать трудно, но, одержав победу, его легко сохранить за собой.
2
Когда новоприобретенные государства привыкли жить свободно и подчиняться собственным законам, удержать их можно тремя способами: первый — разорить их; второй — самому там поселиться; третий — оставить там прежние законы, получая определенный доход и назначив правительство из немногих лиц, которые сохраняли бы преданность тебе.
3
Нет начинания, которое так же трудно задумать и с успехом провести в жизнь, как стать во главе государственного переустройства. Враги преобразова- теля — все те, кто благоденствовал при прежнем режиме; а те, кому нововведения могут пойти на пользу, защищают его довольно прохладно, так как не верят в новшества, пока те не подкреплены опытом. Должны ли преобразова- тели просить о помощи или могут прибегнуть к силе? В первом случае они ничего не добиваются, но если они зависят только от себя и могут принуждать других, тогда в большинстве случаев им ничего не угрожает. Вот почему вооруженные пророки победили, а все безоружные пророки погибли.
4
Жестокость бывает хорошо и плохо употребленной. Хорошо употребленными жестокостями являются те, к которым прибегают один раз, когда к этому принуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употребленные жестокости — это те, которые поначалу могут быть незначительными, но с течением времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться. Отсюда следует, что, принимая власть, ее носитель должен взвесить, какие обиды ему необходимо нанести, и приступить к ним ко всем разом, чтобы они потом не множились каждый день и чтобы тем самым успокоить людей и расположить их к себе благодеяниями.
5
Полагаться на наемные и союзные войска бесполезно и опасно. Наемники разобщены, тщеславны, недисциплинированны и ненадежны. Союзные войска могут быть хороши и надежны сами по себе, но для призвавшего их почти всегда опасны, ибо в случае неудачи ты терпишь поражение, а вследствие победы оказываешься в их власти. Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться на собственные, предпочитая проиграть со своей армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая.
6
Для государя самое похвальное — придерживаться качеств, которые считаются хорошими, но поскольку невозможно ни иметь, ни соблюдать их полностью, ему следует быть достаточно благоразумным, чтобы избегать дурной славы, которая может отнять у него государство. Однако не стоит волноваться о дурной славе, которая помогает спасти государство, ибо, если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия.
7
Если ты уже являешься государем, щедрость вредна; если находишься еще на пути к этому званию, щедрость необходима. Государь, не желающий грабить своих подданных, быть беззащитным, стать нищим и презираемым, быть принужденным к хищничеству, не должен тяготиться прозванием скупого, ибо это один из тех пороков, которые позволяют ему править.
8
Всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его считали милосердным, а не жестоким, тем не менее он должен остерегаться, как бы не употребить это добронравие во зло. Государю не следует заботиться о дурной славе жестокого, когда он хочет удержать своих подданных в единстве и повиновении, ибо, покарав для острастки немногих, он проявит куда больше милосер-дия, чем те, кто из любви к ближнему не решается пресечь беспорядки, чреватые грабежами и убийствами.
9
Возникает спорный вопрос: что предпочтительнее — быть любимым или внушать страх? Ответ таков, что желательно и то и другое, но поскольку трудно соединять в себе оба этих свойства, гораздо надежнее внушать страх, чем любовь. При этом государь должен внушать страх так, чтобы избежать ненависти. Главное — воздержаться от посягательств на имущество и честь своих подданных, а если все же потребуется, делать это при наличии должного оправдания и очевидной причины.
10
Следует знать, что можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, второй — дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку. И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, он должен избрать из них льва и лисицу, потому что лев не защищен от капканов, а лиса от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы напугать волков.
11
Благоразумный правитель не может и не должен быть верен обещанию, если это оборачивается против него и исчезли причины, побудившие его дать слово. Если бы все люди были добры, это был бы дурной совет, но так как они склонны ко злу и не будут верны тебе, ты не обязан быть верен им.
12
Презрение на государя навлекают переменчивость, легкомыслие, изнеженность, трусость и нерешительность — этих подводных камней государь должен пуще всего остерегаться и стараться придать своим деяниям величие, дерзновенность, основательность и мощь, своих решений по частным делам подданных придерживаться неукоснительно и так себя поставить, чтобы никто и не помышлял обмануть его или сбить с толку.
13
Государю нужно казаться милосердным, верным, человечным, набожным, прямодушным — и быть таким, но следует подготовить свой дух к тому, чтобы при необходимости ты мог и умел стать противоположным. Государь не может соблюдать всего, за что людей почитают хорошими, и бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, милосердия, человечности, религии. Он должен не отклоняться от блага, но уметь приступить к необходимому злу. Пусть государь победит и сохранит государство: средства всегда будут сочтены достойными.
Правила успешной стратегии.
1
Для вторжения в чужую страну даже располагающий сильным войском государь должен обеспечить себе содействие ее жителей.
2
Все, что полезно неприятелю, вредно тебе, и все, что полезно тебе, вредно неприятелю. Тот, кто на войне бдительнее следит за неприятелем и тщательнее изучает и упражняет свои войска, подвергается меньшей опасности и может больше надеяться на победу.
3
Никогда не веди войска в бой, пока ты не внушил им уверенности в себе и не убедился, что они вполне благоустроены и не боятся врага. Никогда не начинай сражения, если ты не знаешь, что войска верят в победу.
4
Лучше сокрушить неприятеля голодом, чем железом, ибо победа гораздо больше дается счастьем, чем мужеством.
5
Лучший замысел — это тот, который скрыт от неприятеля, пока ты его не выполнил.
6
Умей на войне распознавать удобный случай и вовремя за него ухватиться. Это искусство полезнее всякого другого.
7
Природа редко рождает храбрецов. Они во множестве создаются трудом и обучением.
8
Дисциплина на войне важнее стремительности.
9
Если часть неприятельских солдат перейдет к тебе и будет верно служить, это всегда для тебя крупный успех. Беглые больше ослабляют неприятеля, чем убитые, хотя имя перебежчика подозрительно новым друзьям и ненавистно старым.
10
Выстраивая войска в боевой порядок, лучше оставить за первой линией сильный резерв, чем разбрасывать солдат и растягивать фронт.
11
Трудно победить того, кто хорошо знает свои силы и силы неприятеля. Храбрость солдат важнее их численности, но выгодная позиция бывает иногда полезнее храбрости. Всякая неожиданность устрашает войско, ко всему привычному и постепенному оно равнодушно; поэтому приучай свое войско к новому врагу и ознакомь с ним мелкими стычками раньше, чем вести солдат в решительную битву.
12
Кто в беспорядке преследует разбитого врага, стремится только к тому, чтобы из победителя превратиться в побежденного.
13
Кто не заботиться о продовольствии войск, будет побежден не обнажая меча.
14
Умей менять решение, если ты замечаешь, что оно разгадано противником.
15
Советуйся со многими о том, что надо предпринять; сообщай только избранным о том, что уже решено.
16
Сдерживай солдат во время мира страхом и наказаниями; отправляясь на войну, воодушеви их надеждой и наградой.
17
Хороший полководец никогда не решится на бой, если его не вынуждает необходимость или заманчивый случай.
Знаменитые афоризмы.
О людях.
Люди по природе своей склонны привязываться не только к тем, кто сделал добро им, но и к тем, кому сделали добро они.
Люди обладают изменчивой природой, их легко в чем-либо убедить, но трудно удержать в этом убеждении.
Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду.
Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен.
Люди таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, сильнее привязываются к благодетелям.
Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто желает исповедовать добро во всех случаях жизни, неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру.
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
Людям легче нанести обиду тому, кто действует добром, чем тому, кто внушает опасение.
О подданных и подчиненных.
Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может. Из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
Обиды следует наносить все разом, дабы их действие, сжатое по времени, могло притупиться; благодеяния же следует вершить постепенно, чтобы люди лучше прочувствовали их.
Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей.
Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться.
О победе, врагах и конкурентах.
Кто делает другого могущественным, тот погибает, ведь наделять могуществом можно с помощью либо силы, либо умения плести интриги, а оба этих качества вызывают подозрение у ставших могущественными людей.
Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежать, а преимущество в войне утратишь.
Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности поправить справедливость.
Обманывается тот, кто верит, что новые благодеяния заставляют влиятельных людей забывать о старых обидах.
О власти и правителях.
Следует остерегаться злоупотреблять милосердием. Государю, желающему сохранить власть, нужно научиться быть недобрым, и пользоваться этим умением в случае необходимости.
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Основа власти во всех государствах — хорошие законы и хорошее войско.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Нельзя назвать доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно добиться власти, но не славы.
О дружбе.
Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать.
Государя ценят, если он бывает настоящим другом и настоящим врагом, то есть когда он открыто принимает чью-либо сторону в споре двух противников.
Об управленческих решениях.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избежав одной неприятности, попадаешь в другую.
Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.
Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг (в делах государства), то избавиться от него нетрудно. Но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.
О религии.
После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом Пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.
Я верю, что самый верный способ попасть в рай — это научиться не превращать жизнь в ад.
О судьбе.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно.
Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
Обдумывая жизнь и подвиги великих мужей, мы убеждаемся в том, что судьба послала им только случай, то есть снабдила материалом, которому можно было придать любую форму: не явись такой случай, доблесть их угасла бы не найдя применения; не обладай они доблестью, тщетно явился бы случай.
Судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину она предоставляет самим людям.
Поделитесь этим постом с друзьями
Источник