Способы достижения цели экономической политики

Содержание
  1. Конспект лекций по курсу «Экономическая теория».
  2. 11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты.
  3. 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи
  4. Читайте также
  5. 3.2. Основные цели и задачи логистики
  6. 1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
  7. 3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства
  8. 2.2. Основные цели и задачи маркетинга
  9. 39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля
  10. Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика
  11. § 2 Экономическая политика государства
  12. 2.5 Экономическая политика и экономические цели
  13. 3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты
  14. ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства
  15. 1.1.4. Экономическая политика и экономические цели
  16. Экономическая роль социалистического государства.
  17. 31. Инвестиционная политика государства
  18. Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса
  19. Discovered
  20. О финансах и не только…
  21. Экономическая политика
  22. Сущность экономической политики
  23. Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики
  24. Виды экономической политики
  25. Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики
  26. Применение методов реализации экономической политики

Конспект лекций по курсу «Экономическая теория».

11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты.

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики (схема 57).

Схема 57.

Субъекты исполнения экономической политики.

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

– Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

– Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

– Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (схема 58).

Схема 58.

Пирамида целей.

1. – Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.

2. – Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять средства воздействия на экономику требуется знать их структуру. В самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы 59.

Схема 59.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др. К важнейшим экономическим инструментам относят финансовый и кредитно-денежный механизмы. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической конценпции макроэкономического регулирования. До 1970-ых годов главенствующую роль играло неокейнсианское направление, для которого финансовые меры были особенно важны. В последующий период в связи с распространением монетаризма более важную роль стали играть кредитно-денежные методы. В условиях российской экономики старт реформе 1992 года был дан за счет активного использования кредитно-денежного механизма. В настоящее время в стране существует необходимость в активном использовании обоих инструментов посредством осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Источник

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи

Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:

1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки;

2) поддержание и регулирование конкуренции;

3) перераспределение дохода и, как следствие, богатства;

4) целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля;

5) обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюнктуре рынка страны и поддержания в стране экономического роста.

Как видно из рассмотренных целей, основной задачей экономической политики государства является управление экономикой. Оно заключается в конкретном, целенаправленном воздействии на систему общественного труда. Такое управление позволяет целесообразно организовать и поддерживать на должном уровне экономическую деятельность как отдельных работников, так и производственных предприятий, а также осуществлять над ними контроль в соответствии с поставленными целями. Для этого собирается и изучается информация о хозяйственной деятельности в масштабах всей страны, на основе полученных данных делаются выводы об экономических перспективах, и правительство принимает необходимые решения, постановления, законы.

В задачи государства входит также обеспечение правовой базы для эффективной работы экономической системы страны. Эффективная правовая система подразумевает обеспечение работы частных предпринимателей на законных основаниях и дает необходимые права и гарантии предпринимательства. Таким образом, государство регулирует отношения между предприятиями, их поставщиками и потребителями. С помощью принятых законов правительство выполняет функции «судьи» в экономической сфере, выявляет случаи противозаконных экономических действий и применяет соответствующие санкции.

Кроме того, государство представляет своеобразные услуги обществу посредством содержания государственных структур для поддержания общественного порядка (суд, прокуратура, милиция). На правительство также возложены задачи введения стандартов измерения веса, качества товаров, регулирования денежного обращения и функционирования рынка товаров и услуг, капитала и труда.

Для поддержания конкуренции государство создает условия соперничества между предпринимателями за более выгодные условия работы и за потребителей их товаров и услуг. Конкуренция здесь представляется как свободная творческая деятельность все участников рынка, ориентированных на требования потребителей. Таким образом, конкуренция создает условия, при которых спрос и предложение регулируются ценой, тогда производители и поставщики вынуждены для максимизации прибыли опираться на желания потребителей. Однако при возникновении монополий эта система нарушается, и производители могут действовать исключительно в своих интересах, не принимая во внимание потребности покупателей. Поэтому государство контролирует монополии: регулирует деятельность естественных монополий (к ним относят железные дороги, службы связи, газовое обслуживание населения и т. п.) и предотвращает появление необходимых монополий на рынке посредством издания соответствующих законодательных актов и содержания специальных служб контроля.

Читайте также:  Способы контроля за качеством предоставляемых услуг

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3.2. Основные цели и задачи логистики

3.2. Основные цели и задачи логистики Логистическая стратегия на предприятии направлена на совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками. В то же время логистическая система предприятия должна быть ориентирована на потребителя.Исходя из этого

1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования

1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования Цели (задачи) бюджетирования исходят из целей деятельности организации.Любая организация начинает планирование своей деятельности с выбора целей, определяющих содержание деятельности и задачи, решение которых

3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства

3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства Описанная ситуация — катастрофический характер перехода и доминирование в нем спонтанных процессов — привела к тому, что сложившаяся в начале 1990-х гг. государственная и политическая

2.2. Основные цели и задачи маркетинга

2.2. Основные цели и задачи маркетинга Считается, что именно благодаря первому обмену в истории человечества появился маркетинг и что впервые, когда человек придумал осведомлять о своем товаре на рынке, появилась реклама.Существуют различные взгляды на задачи маркетинга.

39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля

39. Цели и основные задачи муниципального финансового контроля Целью муниципального финансового контроляявляется выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

§ 2 Экономическая политика государства

§ 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и

2.5 Экономическая политика и экономические цели

2.5 Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты

3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения

ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства

ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели

1.1.4. Экономическая политика и экономические цели Экономическая политика (economic policy) – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных

Экономическая роль социалистического государства.

Экономическая роль социалистического государства. Объективные экономические законы, действующие при социализме, познаются и используются социалистическим государством в практике коммунистического строительства. Успех хозяйственной политики зависит прежде всего от

31. Инвестиционная политика государства

31. Инвестиционная политика государства Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мер, которые государство осуществляет, чтобы создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики,

Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса

Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Экономическая политика

Экономическая политика — это система мероприятий, методов, инструментов и форм государственного влияния на социально-экономические процессы.

Главная цель экономической политики заключается в создании социально-экономических условий развития общества и обеспечении процесса общественного воспроизводства в соответствии с экономическими и социальными целевыми установками.

Сущность экономической политики

Существует много определений понятия «экономическая политика». Рассмотрим основные из них.

Экономическая политика – это целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.

Государственная экономическая политика — это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

Экономическая политика – политика государства, обращенная к экономической системе: определение целей и перспектив ее развития, выбор и создание средств достижения целей. Строго говоря, это не вполне точное определение. Экономическую политику нельзя ставить в один ряд с другими направлениями: социальной политикой, военной политикой, внешней политикой, культурной политикой и т.п. Экономика пронизывает все поры общества и его жизни, поэтому экономическая политика неразрывно связана со всеми перечисленными направлениями. Поэтому, правильнее говорить о социально-экономической политике государстве в самом широком смысле этого термина.

Экономическая политика государства — это процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.

Экономическая политика — это система мероприятий, проводимых государством с целью регулирования экономической деятельности. На макроэкономическом уровне государство стремится достичь полной занятости, стабильности цен, экономического роста и равновесия платежного баланса, а на микроэкономическом уровне — эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Однако практически добиться решения всех задач одновременно не представляется возможным, поэтому государство вынуждено определять приоритеты. В выборе приоритетов отражается идеология находящегося у власти правительства.

Правительство, в котором преимущественно представлены партии левого толка, обычно отдает предпочтение государственной собственности на средства производства и политике регулирования. Правительство правой ориентации стремится ограничить государственную собственность и свести к минимуму вмешательство в экономику, полностью полагаясь на рыночный механизм.

Государственная политика должна согласовываться с различными оценочными суждениями или мнениями, которых придерживается правительство по поводу справедливого распределения дохода среди граждан, влияния его политики на отдельные группы населения, оказания помощи отдельным категориям граждан. Правительство также может отдавать предпочтение в первую очередь национальной безопасности, соблюдению законности, защите окружающей среды или каким-либо другим неэкономическим задачам. Все эти так называемые «нормативные» факторы оказывают влияние на разработку направлений экономической политики.

На макроэкономическом уровне государство широко использует инструменты налоговой и денежно-кредитной политики, политики цен и доходов, а также методы регулирования валютного курса. Кроме того, государство предпринимает меры по стимулированию инвестиций в промышленность, научные и исследовательские разработки и по защите интересов потребителей.

Читайте также:  Морская вода способ разделения смесей

Экономическая политика зависит от того, в какой стадии находится национальная экономика, какой формируется тип экономической политики государства. Экономическая политика реализует в себе политические взгляды правительства, поэтому политические партии, движения способны оказывать существенное воздействие на проводимую экономическую политику.

В процессе формирования бюджета и принятия экономических решений государство вынуждено учитывать социальные потребности разных слоев населения, т.к. социальные протесты способны влиять на реализацию отдельных элементов планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Понятия «государственная экономическая политика» и «государственное регулирование экономики» часто отождествляются. Однако наиболее близким к истине будет утверждение, что экономическая политика – это основа, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Сущность, функции, цели и объекты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование – это:

  • комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов;
  • система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

  • созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма;
  • ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;
  • защитой национальных интересов на мировом рынке;
  • решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или
    решает их неэффективно.

Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно:

  • экономические циклы;
  • структура экономики, условия накопления;
  • научно-технический прогресс;
  • инновационные процессы;
  • денежное обращение и инфляция;
  • цены;
  • платежный баланс;
  • блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.);
  • условия конкуренции;
  • окружающая среда;
  • регионы.

Основные функции государственного регулирования экономики:

  • функция определения целей – определение целей, приоритетов и основных
    направлений развития национальной экономики;
  • стимулирующая функция – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении;
  • регламентирующая (нормативная) функция – государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле;
  • корректирующая функция сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизации и ликвидации негативных внешних эффектов и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества;
  • социальная функция – предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, охраны окружающей природной среды и производства общественных товаров и услуг и т.д.;
  • контролирующая функция – это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экологических и социальных стандартов и т.д.

Основные цели государственного регулирования экономики:

Основные цели государственного регулирования экономики

  • экономическое развитие;
  • полная занятость;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • сбалансированность торгового баланса;
  • экономическая эффективность.

Виды экономической политики

Различают следующие виды экономической политики:

Виды экономической политики

  • Антициклическая политика направлена на поддержание определенных
    темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры), на недопущение падения экономики, возникновение кризисов.
  • Структурная политика предполагает формирование современной, прогрессивной и эффективной структуры национального хозяйства.
  • Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в
    будущем станет основой расширения и обновления производства (см. Амортизация, Амортизация основных фондов, Норма амортизации и методы начисления амортизации).
  • Инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.
  • Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических приоритетов, внедрение результатов научно-технического прогресса в производство.
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета.
  • Кредитно-денежная (монетарная) политика заключается в государственном
    обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков (см. Кредитно-денежная политика, Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты).
  • Ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе.
  • Внешнеэкономическая политика регулирует различные аспекты внешней
    торговли, миграции капиталов и рабочей силы, осуществляет поддержку отечественного предпринимательства за рубежом с целью ликвидации диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.
  • Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, формирует экономические стимулы для участия в производстве, обеспечивает
    эффективную занятость населения, создает социальные гарантии и условия для повышения благосостояния членов общества.
  • Конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания
    конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом (см. Антимонопольное законодательство) и т.д.
  • Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.
  • Экологическая политика обеспечивает экологическое равновесие, охрану
    окружающей среды, создание безопасных условий жизни.
  • Регуляторная политика — вид государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущения принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами страны. Регуляторная политика включает политику государства в разрешительной сфере.
  • Промышленная политика — комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.
  • Прочие направления экономической политики государства.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования
экономики

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования,
применяемые в последнее время.

По способам государственное регулирование делится на:

  • правовое регулирование – установление государством законодательных
    норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.;
  • административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д., с помощью которых осуществляется
    контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;
  • экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Методы государственного регулирования экономики – влияние государства на предпринимательство, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Читайте также:  Каким способом был казнен калашников

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признаками:

  • по формам влияния;
  • по способам влияния.

По формам влияния методы государственного регулирования экономики делят на две группы:

  • методы прямого влияния;
  • методы непрямого (косвенного) влияния.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование
субъектов рынка. К ним относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
  • лицензирование операций экспорта и импорта товаров.

Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии,
квоты, бюджетные затраты, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства
на экономические интересы товаропроизводителей, т.е. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

К методам косвенного регулирования относятся:

  • налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
  • регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Инструменты косвенного регулирования – это инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других политик, методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. Косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, ничем ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они принципиально отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия.

По способам влияния выделяют:

  • правовые;
  • административные;
  • экономические;
  • пропагандистские методы.

Правовые методы государственного регулирования экономики – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Административные методы государственного регулирования экономики – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов:

  • прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач;
  • обязательность выполнения распоряжений;
  • ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Существуют такие сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение необходимо — это:

  • контроль над монополистическими рынками;
  • обеспечение экологической безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов;
  • определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия).

Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы.

Экономические методы государственного регулирования экономики – экономическое регулирование, осуществляемое инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы государственного регулирования экономики – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.

Применение методов реализации экономической политики

К различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной (бюджетно-налоговой) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, осуществляются государственные закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг.

Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания). Посредством повышения налоговых ставок государство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а через установление налоговых льгот — стимулирует развитие тех или иных отраслей. Для поддержки стратегических или социально-значимых предприятий государство может предоставлять субсидии.

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  • установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  • установление минимальной величины заработной платы;
  • установление порядка взносов на нужды социального страхования;
    государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры» (идиоматическое выражение, применяемое для характеристики ситуации, когда принятое для разрешения некой проблемы решение не разрешает эту проблему, а зачастую ведет к прямо противоположному целям результату).

Источник

Оцените статью
Разные способы