- Анархизм как социально-политическая идеология и движение. Течения, тактика и основные идеи анархизма
- История возникновения идеологии анархизма
- Основные идеи анархизма
- Анархизм и государство
- Анархизм и идея равенства
- Анархизм и индивидуализм
- Анархизм и свобода выбора
- Анархизм и частная собственность
- Тактики анархического движения
- Классическая тактика анархизма
- Революционная тактика анархизма
- Эволюционная тактика анархизма
- Анархия и порядок
- Анархия и демократия
- Антимилитаризм и анархо-пацифизм
- Эгалитаризм
- Экоанархизм
- Критика анархизма
Анархизм как социально-политическая идеология и движение. Течения, тактика и основные идеи анархизма
Анархизм – это социальное движение, политическая доктрина, политическая философия, характеризующаяся неприязнью к власти, неприятием частной собственности, всех принудительных форм иерархии, видящая человеческое общество без иерархии и предлагающая стратегии для её достижения путём свержения авторитарной социальной системы. Анархизм призывает к отмене государства, которое он считает ненужным и вредным.
Иначе говоря, это политическое движение не признаёт универсальный порядок среди людей, проповедует неограниченную свободу личности, исключает любые формы власти и принудительный порядок, провозглашает организованную политическую борьбу.
Этимологическое происхождение слова «анархизм» происходит от греческого слова «anarchos», которое состоит из приставки «an», означающей «не» или «без», и «archos», означающий «правитель». Также «anarchos» можно перевести как «без правителей» или «государство без власти». Суффикс «ism» обозначает идеологическое течение, благоприятствующее анархии.
Термин «анархизм» и его производные иногда используются уничижительно как синоним социальных бунтов и разрушений. Для самих анархистов анархия – это определённо не бунт. Наоборот, для анархистов это абсолютный общественный порядок благодаря антикапиталистическому коллективизму. Этот коллективизм противоречит идее частной собственности, предполагая, что некоторые вещи не гарантируют отсутствие прав собственности, особенно те, которые влияют на накопление собственности и не используются. В положительном смысле, это система, при которой люди освобождены от всякой власти.
История возникновения идеологии анархизма
Анархические идеи можно найти уже в древних философских школах даосов, циников и стоиков, в средневековых движениях, таких как «Братья и Сёстры Свободного Духа» и др.
Предшественниками анархизма были диггеры (радикальное крестьянское движение английской революции), участники Французской революции (во время Французской революции термин «анархист» использовался якобинцами для обращения к своим радикальным политическим оппонентам), некоторые социалисты-утописты (особенно Фурье), а также английский политический мыслитель Уильям Годвин.
Первым, кто назвал себя «анархистом», был французский мыслитель, теоретик, социалист и борец за свободу Пьер-Жозеф Прудон. Концепция анархизма была впервые озвучена им в своих трудах в 1840 г. Он утверждает, что «анархия – это форма правления без хозяина или правителя».
Примерно в то же время, другой французский социалист Жозеф Дежак начал продвигать анархические взгляды, придумав для их описания термин «либертарианец». По этой причине анархизм иногда называют либертарианским социализмом.
Как доктрина анархизм развился в XIX в. в рамках социалистического рабочего движения.
Анархическое движение начало формироваться на рубеже 1860-1870-х гг. на основе гордонистских и анархо-коллективистских тенденций Первого Интернационала. Оно возникло сразу как международное движение.
Анархистом был и российский Михаил Бакунин, выступавший против марксистской цели диктатуры пролетариата. Он был союзником федералистов в Первом Интернационале. После первоначального сотрудничества с марксистами Интернационал распался. Анархо-коллективисты во главе с Михаилом Бакуниным обвинили марксистов в авторитаризме и желании заменить классовое правление буржуазии, критикуемое социалистами, правлением нового класса государственных бюрократов.
Затем анархизм был сконцентрирован в различных национальных секциях Интернационала, некоторые из которых пережили распад организации, вызванный спором между двумя течениями социализма, или породили новые анархистские организации (например, Юрскую Федерацию).
Анархисты приняли участие в Парижской Коммуне, которой они придавали федералистский характер. Анархисты приветствовали её как социальную революцию, направленную не только на введение социализма, но и на «безгосударственный» социализм.
Анархизм не надо путать с нигилизмом (который отрицает общество и направлен на его разрушение). Хронологически анархизм разделяют на:
- индивидуалистический анархизм (П. Прудон, М. Штирнер);
- коллективистский (М. А. Бакунин);
- коммунистический (П. А. Кропоткин).
В современном мире понятие «анархизм» потеряло свой первоначальный смысл и часто употребляется как синоним хаоса, безвластия и дезорганизации. Сами же современные представители анархизма направляют свои действия не на разрушение и хаос, а на создание общества с идеями солидарности, свободы и равенства.
Основные идеи анархизма
Идеология и политика анархизма включают в себя следующие аспекты:
- децентрализацию власти;
- федерализм;
- эгалитаризм;
- социализм;
- социальный либерализм;
- самоуправление;
- добровольность;
- пацифизм;
- антимилитаризм;
- взаимопомощь;
- прямую демократию;
- справедливость;
- экономику участия;
- прямое действие;
- межличностную солидарность.
Анархизм и государство
Анархисты выступают против любой власти и силы и выступают за абсолютную свободу отдельных лиц и самоорганизованных групп.
СМИ часто представляют анархистов как опасных и жестоких людей. Это предубеждение – продукт государственной пропаганды, прежде всего потому, что анархизм выступает за мир и свободу. Многие рабочие, учёные, известные художники, писатели и музыканты своими произведениями пропагандировали анархизм.
Некоторые авторы более конкретно определяют, что анархисты защищают институты, основанные на отсутствии иерархии, которые представляют собой свободные ассоциации. Анархизм считает государство нежелательным, излишним и вредным. Основная позиция анархизма состоит в том, что государство через свои репрессивные органы (суд, полиция, армия) приносит больше зла, чем добра, и что государство должно быть упразднено.
Оппозиция государству и его институтам – непременное условие анархизма. Анархисты признают государство инструментом господства и считают его незаконным, независимо от его политических тенденций. Люди перестают контролировать некоторые аспекты своей жизни, и самые важные решения принимает немногочисленная элита. В конечном счёте, существование государства зависит исключительно от власти, будь она явной или прозрачной, потому что у него всё ещё есть способность принуждать людей.
Ещё один аргумент анархистов против существования государства состоит в том, что люди, составляющие правительство, даже самые альтруистические среди чиновников, неизбежно будут стремиться к большей власти, что приведёт к коррупции.
Несмотря на вышесказанное, отношение анархистов к государству разное. Роберт Пол Вольф считал, что противоречие между властью и автономией будет означать, что государство никогда не станет законным. Михаил Бакунин рассматривал государство как «господство путём принуждения, если возможно, замаскированного, но бесцеремонного и открытого, если необходимо». А. Джон Симмонс и Лесли Грин, склонявшиеся к философскому анархизму, считали, что государство может быть легитимным, если им управляет консенсус, хотя они считали это маловероятным. Существуют также разные взгляды на отмену государственных форм.
Ричард Сильван указывает, что некоторые существующие формы управления могут быть совместимы с анархизмом, если они не содержат «авторитарных или принудительных элементов». В обществе могут быть некоторые общепринятые правила или «закон», не основанные на принуждении. Иногда ошибочно полагают, что анархизм универсален, то есть он не может существовать вообще, если не существует повсюду (во всех странах).
Анархизм и идея равенства
Анархизм – это система взглядов, которая отстаивает программу полной отмены принуждения, угнетения и социальной эксплуатации, а также универсальности, свободы, равенства и социальной справедливости. Анархизм стремится реализовать принципы равенства во всех сферах общественной и политической жизни, достичь социальной справедливости путём создания общества без границ и этнических разделений (без гражданства).
Анархисты хотят устранить из общества все формы дискриминации, превосходства и коллективного эгоизма (но не все анархисты были против эгоизма, например, Макс Штирнер). Они критикуют все централизованные формы политической и экономической власти. Эта критика распространяется как на тоталитарные государства (в которых индивид теряет почти всю свою субъективность и человечность), так и на государства с парламентской демократией (в которых гражданин имеет большее влияние на свою жизнь).
Главный вывод анархистов в том, что в любом государстве можно говорить о полной политической и социальной субъективности всех граждан. По их мнению, централизованная, нисходящая власть в большей или меньшей степени всегда остается вне общественного контроля, отчуждая себя (власть) от общества. Они критикуют централизованную форму власти, такую как государство. Поэтому, в зависимости от типа анархизма, такая организация как государство заменяется, например, федерацией самоуправляющихся муниципалитетов, действующих по принципу прямой демократии.
Анархизм и индивидуализм
В основе мировоззрения анархизма лежит индивидуализм. Анархисты рассматривают все формы государственной власти как главное препятствие на пути осуществления личной свободы. Они объявляют формы государственной и политической власти злыми, жестокими, от которых нужно немедленно избавляться. По их мнению, основная задача социальной революции – создание социальной структуры, состоящей из самоуправляющихся промышленных объединений, общественных объединений без государства.
В повседневной жизни термин «анархия» возник из-за плохого управления беспорядком и хаосом в государстве. По мнению анархистов, только анархия, то есть отказ от принуждения людей к чему-либо, может установить настоящий общественный порядок без контроля, основанный на свободе общения. Сторонники этого движения говорят, что «Анархия – начало порядка!» В этом контексте следует понимать их девиз.
Анархизм и свобода выбора
Отделение работы от других видов деятельности в жизни и подчинение её законам рынка означает уничтожение её естественной, органической формы существования – формы, которая развивалась вместе с человечеством на протяжении тысячелетий совместной экономической деятельности.
Анархизм критикует капиталистическую теорию свободы выбора потребителя, согласно которой он должен определять силу спроса на определённые товары и услуги, что иногда сравнивают с голосованием в демократической системе.
По мнению анархистов, ощущение свободы выбора потребителя иллюзорно, потому что принятие решений на рынке глубоко пассивно и реакционно (то есть основано на реакции на направления действий других людей). Покупатель выбирает из продуктов на полке, которые произведены другими людьми для получения прибыли. Заказчик – это конечный пользователь, фактически зритель, а не актёр, просто выбирающий одну из возможностей, созданных кем-то ещё.
Анархизм и частная собственность
Анархисты выступают против частной собственности как источника навязанной иерархической власти и привилегий для привилегированных социальных групп. Они утверждают, что капитализм, увеличивая идеологически незыблемое «право» на частную собственность, столь же быстро увеличивает неравномерное распределение сырья. Это, в свою очередь, расширяет переговорные позиции между «собственниками» и «не собственниками».
Анархисты утверждают, что именно капитализм делает невозможным «самообладание», потому что основное условие «самовладения» – не делать ничего против своей воли. Капиталистическая система ослабляет эту идею. Большинство людей попадают в ситуацию, когда лучший вариант – добровольно позволить эксплуатировать себя для получения «собственности».
Тактики анархического движения
Тактика анархического движения принимает множество форм, но обычно служит двум основным целям:
- противостоять правительству;
- продвигать анархистскую этику и отражать анархистское видение общества, которое иллюстрирует единство средств и целей.
Анархизм использует различные тактики для достижения своих идеологических целей, которые можно условно разделить на революционные и эволюционные. Между этими двумя концепциями существует значительное совпадение, которое носит чисто описательный характер. Революционная тактика обречена на свержение правительства и государства, если в прошлом оно применяло насильственные меры. Эволюционная тактика предназначена для создания анархического общества.
С одной стороны, анархизм выступает за борьбу с государством и его институтами посредством революции. С другой стороны, анархизм стремится к социальным изменениям посредством эволюции. Эволюционная тактика включает отказ от насилия и постепенный подход к анархистским целям, хотя на практике эти две тактики пересекаются.
Классическая тактика анархизма
В классическую эпоху анархисты были склонны к воинственности. Они не только противостояли государственным вооружённым силам, как в Испании и Украине, но некоторые из них использовали терроризм (так называемую пропаганду делом). Анархисты также участвовали в революциях.
Отношение анархистов к насилию всегда было спорным:
- с одной стороны, анархопацифисты указывают на единство средств и целей;
- с другой стороны, анархистские группы выступают за прямые действия, тактику, которая может включать акты саботажа и даже террористические акты.
Такое отношение было совершенно очевидно в XX в., когда государство рассматривалось как тиран, и некоторые анархисты считали, что они имеют полное право противостоять его угнетению любыми возможными средствами. Многие из них были сторонниками ограниченного применения силы и утверждали, что насилие – это всего лишь реакция на насилие государства как неизбежное зло. Анархисты играли активную роль в забастовках. Они рассматривали забастовку как способ свержения государства и капитализма.
Революционная тактика анархизма
Революционные анархисты выступают за небольшие неформальные группы интересов, в которых каждый член несёт ответственность за свои собственные действия, но сотрудничает с другими. Современные анархисты гораздо менее агрессивны и воинственны, чем их идеологические предки. Чаще всего они вступают в конфронтацию с полицией во время демонстраций и беспорядков.
Анархисты конфликтуют не только с правительственными чиновниками. Они также участвуют в борьбе с фашистами, расистами или широко понимаемыми крайними правыми, предпринимая антифашистские действия и мобилизуясь, чтобы предотвратить присутствие представителей этих течений в публичном пространстве.
Эволюционная тактика анархизма
Эволюционная тактика предусматривает создание самоуправления на всех уровнях. Не должно быть государственных структур. Должны быть лишь частные народные организации. Для этого анархисты обычно используют прямое действие. Оно может принимать форму разрушения и протеста против несправедливой иерархии или самоуправления своей собственной жизнью путём создания контр-институтов (например, муниципалитетов, неиерархических коллективов или кооперативов).
Принятие решений часто осуществляется в антиавторитарной манере (используется форма демократии участия), когда все имеют равное право голоса при принятии каждого решения. Это подход известен как горизонтализм.
Современные анархисты были вовлечены в различные движения массовой демократии, которые более или менее основаны на горизонтализме. Хотя они не являются откровенно анархистскими, но уважают личную автономию и участвуют в массовом активизме, таком как забастовки и демонстрации.
Процесс принятия решений небольшими группами интересов играет важную тактическую роль в анархистском движении. Различные методы используются для достижения консенсуса между членами группы без необходимости лидера или группы лидеров.
Один из способов состоит в том, чтобы человек в группе играл роль модератора, чтобы помочь достичь консенсуса, не участвуя в обсуждении и не продвигая определённого мнения. Такие группы обычно состоят из 5-20 человек, что нацелено на укрепление автономии и дружбы между участниками. Чаще всего они объединяются друг с другом в более крупные сети.
Анархия и порядок
Термин «анархизм» и его производные иногда используются уничижительно, как синонимы социальных беспорядков. Но анархизм защищает идею о том, что отсутствие структуры власти не является синонимом социальной дезорганизации. Так, Пьер-Жозеф Прудон говорил, что «Анархия – это высшая степень свободы и порядка, которую может достичь человечество». Размышляя о справедливости, Пётр Кропоткин писал, что «равенство во всём – синоним справедливости. Это и есть анархия». Подобным образом размышлял и Ансельм Беллегарриг: «Анархия – это порядок, а правительство – это гражданская война».
Анархия для её сторонников, есть абсолютный социальный порядок, в частности, благодаря обобществлению средств производства и вопреки идее капитализированной частной собственности. Анархия предполагает, что индивидуальная собственность не гарантирует никаких прав имущество, в частности, касающееся накопления неиспользованных товаров. Этот общественный порядок основан на политической свободе, организованной вокруг императивного мандата, самоуправления, целостного федерализма и прямой демократии. Таким образом, анархия организована и структурирована.
Анархия и демократия
Анархистская система рассматривается анархистами как самая широкая форма демократии. При анархии человек имеет влияние на свою жизнь, непосредственно участвуя в законодательном и исполнительном процессе. В то же время анархисты против представительной демократии.
Многие анархисты выступают против голосования по трём причинам:
- во-первых, они считают, что это неэффективно и в лучшем случае приводит к небольшим реформам;
- во-вторых, участие в выборах принесло в прошлом свои плоды – радикалы стали частью системы, против которой они выступали, а не привели к её концу;
- в-третьих, голосование подтверждает легитимность системы.
Самая фундаментальная идея состоит в том, что представительная демократия несовершенна сама по себе. Государство использует теорию демократии для захвата власти над населением, а затем использует свою силу для борьбы со всеми несогласными. Государство почти никогда не служит интересам народа, фактически, оно просто создаёт иллюзию получения власти.
Антимилитаризм и анархо-пацифизм
Анархо-пацифизм – это движение, целью которого является создание общества без насилия. Средства, используемые для достижения этой цели, соответствуют этому обществу:
- выслушивание всех мнений и уважение ко всем членам общества;
- отказ от насилия;
- уважение этики (цель никогда не оправдывает средства);
- сочувствие и сострадание;
- безоговорочное принятие другого.
Анархо-пацифизм направлен на объединение мужчин и женщин для построения общества, в котором каждый может реализовать себя (общество находится на службе у человека), и в то же время побуждает человека сотрудничать, вносить свой вклад в общее благо.
Эгалитаризм
По мнению анархистов, все равны независимо от национальности, расы, пола, сексуальной ориентации, возраста и религии. По этой причине они постулируют создание общества без классового разделения, в котором каждый человек имеет равное влияние на внешний вид общественной жизни.
Экоанархизм
Окружающая среда и устойчивое развитие интересовали анархистскую мысль, по крайней мере, с момента публикации книги Петра Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские» в 1899 г. Однако с конца 1970-х гг. англоязычные анархисты стали уделять больше внимания проблемам окружающей среды. Экоанархисты часто используют прямые действия против институтов, которые, по их мнению, разрушают Землю.
Ещё одно важное направление – эко-феминизм, который утверждает, что угнетающее поведение по отношению к женщинам имеет тот же источник, что и деструктивное обращение с окружающей средой.
Зелёный анархизм также включает в себя критику промышленного капитализма и самой цивилизации. Однако экологическое направление анархо-примитивистской мысли часто подвергается критике со стороны представителей других анархистов.
Критика анархизма
Теория и практика анархизма вызывали споры с момента его распространения в XIX в. Большая часть критики исходила от групп, выступающих против анархизма (прежде всего, от правительств). Многие ставят под сомнение идеалистическую природу анархизма, сомневаясь в его практическом применении в реальном мире. Они подчёркивают, что невозможно создать устойчивое анархистское антигосударство. Некоторые социологи считают, что иерархия возникла одновременно с человеческой цивилизацией, хотя другие утверждают, что многие коренные общества были в значительной степени эгалитарными.
Анархическая мысль, критика и практика сыграли свою роль в различных сферах общества. Критика анархизма сосредоточена в основном на утверждениях, что он внутренне непоследователен, жесток и утопичен.
Источник