Способы достижения целей аргументы

Содержание
  1. Аргументы из литературы на тему «Цели и средства»
  2. Проблема
  3. Отношение автора
  4. Аргументы
  5. Эпитеты к словам цель и средства
  6. Синонимы к словам цель и средства
  7. проблема достижения цели (ЕГЭ по русскому)
  8. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства»
  9. Сочинение Аргументы из литературы по направлению «Цель и средства». Достижение цели. Оправдывает ли цель средства? Чехов «Крыжовник», «Ионыч
  10. Аргументы
  11. Эпитеты к словам цель и средства
  12. Аргументы из литературы
  13. Произведения, которые могут быть использованы
  14. Цель – общее благо
  15. Истинность целей по Лермонтову
  16. Благородные цели требуют соответствующих средств
  17. Разнообразие целей и средств у Толстого
  18. Примеры из жизни
  19. Цель оправдывает средства?
  20. Публичные обещания не всегда выполняются
  21. Современники осуждают, потомки прославляют
  22. Средства предоставляются эпохой
  23. Народная мудрость
  24. Афоризмы
  25. О чем писать во вступлении

Аргументы из литературы на тему «Цели и средства»

Подбор аргументов из литературы на тему «Цели и средства» вновь дают возможность нам открыть любимые страницы, встретиться с любимыми героями и задуматься о важной теме, которая не теряет своей актуальности в течение многих веков. Она связана с жизненными устремлениями человека и теми путями, средствами, которыми эти цели достигаются.

Проблема

Что такое цель? Какими средствами достигаются цели? Какие цели может ставить перед собой человек? Всегда ли это правильные с точки зрения морали и нравственности цели и способы? Не переступаем ли мы иногда нравственную черту? Всегда ли действуем в рамках закона?

Отношение автора

Цель – это жизненное устремление человека, а средства – те способы, пути, которыми человек добивается поставленной цели.

Аргументы

  1. Люди могут ставить перед собой эгоистичные, низменные, недостойные цели. Конечно же, средствами достижения этих целей станут противозаконные, безнравственные средства.
  2. Есть люди, которые мечтают быть полезными другим людям, приносить им радость и счастье, поэтому цели у таких людей высокие, благородные, и достигаются они путем самопожертвования.
  3. Цели достигает тот, кто не опускает руки, упорно работает над собой.
  4. Цели не всегда можно достигнуть в силу обстоятельств.
  5. Великие цели ведут к великим делам.
  6. В достижении целей нельзя спешить.

Эпитеты к словам цель и средства

Главная, единственная, истинная, благотворительная, основная, общая, определённая, достойная, собственная, конкретная, конечная, первая, новая, разная, единая, одинаковая, политическая, важная, настоящая, поставленная, заветная, жизненная, желанная, намеченная, двойная, ясная, любая, следующая, личная, корыстная, стратегическая, реальная, достигнутая, скрытая, подходящая, известная, двойная.

Известные, нужные, необходимые, страшные, правильные, важные, подходящие, разные, определенные, новые, конкретные, ясные,

Синонимы к словам цель и средства

Конец, смысл, задача, план, предмет, функция, установка, назначение, предел мечтаний, свет в конце тоннеля, мечта, стремление, намерение, замысел, идеал, миссия, высшая цель, ориентир, мишень, умысел.

Деньги, путь, состояние, система, прием, метод, орудие, прием, ресурс.

Источник

проблема достижения цели (ЕГЭ по русскому)

Какими бывают цели в жизни? У всех ли они есть? Все ли их добиваются?

В тексте Геннадия Павловича Михасенко поднимается проблема достижения цели

Проблема, заявленная автором актуальна, так как цель — это то, к чему мы стремимся. Это то, что мотивирует нас на движение вперед. В тексте рассказывается о мальчике, который точно определил свои цели и стремится к их выполнению. Фразеологизм «кровь из носа» используется автором для того, чтобы показать, что Авга Шулин настроен достичь своей цели и он сделает все, чтобы прийти к ней, то есть, поступить в институт. Авга говорит: «47-48» благодаря этим словам можно еще раз убедиться, что главный герой, даже наперекор родителям, готов достигать свою цель. он никого не слушает, а просто знает чего хочет и добивается этого.

Позиция автора заключается в том, что на пути к цели всегда есть множество препятствий, которые необходимо преодолеть.

Но сделать это под силу не каждому. Достигнув одной цели, нужно стремиться к следующей и никогда не останавливаться. Я полностью поддерживаю мнение автора. И считаю, что Несомненно, чтобы достичь своей цели, нужно иметь стойкость и мужество, умение преодолевать жизненные препятствия.

Приведу несколько аргументов, подтверждающих мою точку зрения.

Еще одним аргументом является произведение «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой переехал из села один в город, потому что учеба была его главной целью. приходилось туго, он голодал. И чтобы хоть как-то выживать, он играл с мальчишками на деньги, а потом покупал себе еду и молоко. Как бы ни было туго, он хорошо учился и не бросил все. Понимал, что школа ему необходима.

Стивен Хокинг — известный физик. В молодом возрасте ему диагностировали болезнь, с которой все мышцы перестают работать. А диагностировали ее в тот момент, когда он начал развивать свою новую теорию. И он, узнав о болезни, не перестал развивать ее, не остановился, а шел к своей цели. Он практически не мог двигаться, плохо говорил, но завершил свою работу, пришел к своей цели и сделал открытие.

Мы пришли к выводу, что на пути к достижению цели может стоять много препятствий, и чтобы через них пройти нужно иметь силу воли, стойкость, упорство.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства»

Автор: Guru · Опубликовано 30.09.2017 · Обновлено 05.10.2017

Вопрос о цели и средствах ее достижения издревле волновал человечество. Многие писатели, философы и общественные деятели размышляли над ним и приводили исторические, жизненные и литературные аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. В русской классике тоже нашлось немало ответов и примеров, доказывающих, как правило, утверждение о том, что пути достижения должны во всем соответствовать тому, что нужно достигнуть, иначе оно теряет всякий смысл. В данной подборке мы перечислили самые яркие и показательные примеры из русской литературы для итогового сочинения по направлению «Цели и средства».

  1. В романе Пушкина «Капитанская дочка» главный герой всегда выбирал правильные пути для достижения целей, впрочем, не менее благородных. Благодаря этому, из несмышленого дворянского недоросля Гринев превращается в офицера, искреннего, готового пожертвовать жизнью во имя долга. Присягнув на верность государыне, он честно несет службу, защищая крепость, и даже смерть от руки разбойников-бунтовщиков не пугает его. Так же честно он добивался благосклонности Маши, и добился. Антипод Петра Гринева в романе – Швабрин – напротив, использует любые средства для достижения цели, выбирая самые подлые из них. Ступив на путь предательства, он преследует личную выгоду, требует взаимности от Маши, не гнушаясь при этом чернить её в глазах Петра. В выборе целей и средств Алексей движим душевной трусостью и корыстью, потому как лишён представлений о чести и совести. Мария отвергает его по этой причине, ведь благой цели не добиться обманом.
  2. Какой должна быть конечная цель, если средствами к её достижению становятся жестокость, обман и человеческие жизни? В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» цели Григория Печорина сиюминутны, заключены в желании секундных побед, для достижения которых он выбирает сложные, а подчас и жестокие средства. В его победах скрыт упорный поиск жизненного смысла, который герой не в силах обрести. В этом поиске он губит не только себя самого, но и всех, кто окружает его, – княжну Мери, Бэлу, Грушницкого. Чтобы оживить собственную душу, он играет чувствами других, невольно становясь причиной их несчастий. Но в игре с собственной жизнью Григорий безнадёжно проигрывает, теряет тех немногих людей, которые были ему дороги. «Я понял, что гнаться за погибшим счастьем безрассудно» — говорит он, и цель, на достижение которой положено столько сил и чужого горя, оказывается призрачной и недостижимой.
  3. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором вынужден находиться Чацкий, живёт по рыночным законам, где всё покупается и продаётся, а человек ценен не душевными качествами, а размером кошелька и успехами в карьере. Благородство и долг здесь ничто перед важностью чина и звания. Именно поэтому Александр Чацкий оказывается непонятым и непринятым в круг, где господствуют меркантильные цели, оправдывающие любые средства.
    Он вступает в борьбу с фамусовским обществом, бросает вызов Молчалину, идущему на обман и лицемерие, чтобы получить высокую должность. Даже в любви Александр оказывается проигравшим, потому что не оскверняет цель подлыми средствами, отказывается втиснуть широту и благородство своего сердца в узкие рамки общепринятых и пошлых понятий, которыми пестрит дом Фамусова.
  4. Человек ценен делами своими. Но не всегда дела его, пусть даже подчинённые высокой цели, оказываются добрыми. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников решает для себя важный с точки зрения нравственности вопрос: оправдывает ли цель средства? Может ли он, согласно своей теории, распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению?
    Ответ кроется в названии романа: душевные муки Раскольникова, после совершённого им злодеяния, доказывают, что его расчёт был неверным, а теория — ошибочной. Цель, в основе которой лежат неправедные и антигуманные средства, обесценивается сама собой, становится преступлением, за которое рано или поздно предстоит понести наказание.
  5. В романе М.А. Шолохова «Тихий дон» судьбы героев сметены революционной стихией. Григорий Мелехов, искренне верящий в счастливое и прекрасное коммунистическое будущее, готов отдать жизнь за благополучие и процветание своего родного края. Но в контексте жизни светлые революционные идеи оказываются не состоятельными, мёртвыми. Григорий понимает, что борьба между белыми и красными, направленная, казалось бы, на «прекрасное завтра», на деле представляет собой насилие и расправу над беспомощными и несогласными. Блестящие лозунги оказываются обманом, и за высокой целью скрывается жестокость и произвол средства. Благородство души не позволяет ему смириться со злом и несправедливостью, которые он наблюдает вокруг. Мучимый сомнениями и противоречиями, Григорий пытается найти единственно правильный путь, который позволит ему жить честно. Он не в состоянии оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя призрачной идеи, в которую больше не верит.
  6. Роман А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — исследование, связанное с политической историей СССР, по словам Солженицына — «опыт художественного исследования», в котором автор анализирует историю страны – утопии, возводящей идеальный мир на обломках человеческих жизней, многочисленных жертв и лжи, замаскированной под гуманные цели. Цена за иллюзию счастья и покоя, в которых нет места индивидуальности и инакомыслию, оказывается слишком высокой. Проблематика романа разнопланова, поскольку включает в себя множество вопросов нравственного характера: можно ли оправдать зло во имя добра? Что объединяет жертв и их палачей? Кто несет ответственность за совершенные ошибки? Подкрепленная богатым биографическим, исследовательским материалом, книга приводит читателя к проблеме цели и средства, убеждая его в том, что одно другое не оправдывает.
  7. Человеку свойственен поиск счастья, как главного смысла жизни, её наивысшей цели. Ради нее он готов применить любые средства, однако не понимает, что это излишне. Главному герою рассказа В.М. Шукшина «Сапожки» — Сергею Духанину — проявления нежных чувств даются отнюдь не просто, ведь он не привык к неоправданной нежности и даже стыдится её. Но желание порадовать родного ему человека, желание счастья, толкает его на большую трату. Средства, потраченные на покупку дорогого подарка, оказываются ненужной жертвой, ведь его супруге нужно было всего лишь внимание. Щедрость и желание дарить тепло и заботу наполняют несколько огрубевшую, но всё ещё чуткую душу героя счастьем, которое, как оказалось, не так сложно обрести.
  8. В романе В.А. Каверина «Два капитана» проблема цели и средства раскрывается в противоборстве двух персонажей – Сани и Ромашки. Каждый из них движим собственными целями, каждый решает, что для него действительно важно. В поиске решений их пути расходятся, судьба сталкивает их в поединке, который определяет нравственные ориентиры каждого, доказывает благородную силу одного, и подлую низость другого. Саня движим честными искренними стремлениями, он готов на сложный, но прямой путь, чтобы узнать правду и доказать её другим. Ромашка же преследует мелкие цели, добиваясь их не менее мелкими способами: ложью, предательством и лицемерием. Каждый из них переживает мучительную проблему выбора, в котором так легко потерять себя и тех, кого ты по-настоящему любишь.
  9. Человек не всегда четко осознает свою цель. В Романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский находится в поиске самого себя и своего места в жизни. Его шаткие жизненные ориентиры подвержены влиянию моды, общества, мнению друзей и близких. Он бредит славой и военными подвигами, мечтает сделать карьеру в службе, но не просто дослужиться до высоких чинов, а снискать вечную славу победителя и героя. Он отправляется на войну, жестокости и ужасы которой вмиг показали ему всю нелепость и призрачность его мечтаний. Он не готов, подобно Наполеону, идти к славе по костям солдат. Желание жить и делать прекрасной жизнь других людей поставила перед Болконским новые цели. Встреча с Наташей вселяет в его душу любовь. Однако в миг, требующий от него стойкости и понимания, он сдается под тяжестью обстоятельств и отказывается от своей любви. Его снова терзают сомнения в правильности собственных целей, и только перед смертью Андрей понимает, что лучшие мгновения жизни, её великие дары заключены в любви, прощении и сострадании.
  10. Человека делает характер. Он определяет его жизненные цели и ориентиры. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева проблема цели и средств её достижения рассматривается автором, как одна из наиболее важных, формирующих у юного читателя понятия о чести, долге, правде. «Цель оправдывает средства» — формула, неприемлемая для автора. Напротив, цель в жизни должна быть у каждого человека, но, не менее важными являются и те способы, которые он использует, чтобы добиться желаемого. Для того чтобы быть счастливым и находится в гармонии с собственной совестью, необходимо делать выбор в пользу духовных ценностей, отдавая предпочтение добрым делам и прекрасным мыслям.
Читайте также:  Управления отражение технологии способа приема формы управленческой деятельности

Источник

Сочинение Аргументы из литературы по направлению «Цель и средства». Достижение цели. Оправдывает ли цель средства? Чехов «Крыжовник», «Ионыч

Аргументы

  1. Люди могут ставить перед собой эгоистичные, низменные, недостойные цели. Конечно же, средствами достижения этих целей станут противозаконные, безнравственные средства.
  2. Есть люди, которые мечтают быть полезными другим людям, приносить им радость и счастье, поэтому цели у таких людей высокие, благородные, и достигаются они путем самопожертвования.
  3. Цели достигает тот, кто не опускает руки, упорно работает над собой.
  4. Цели не всегда можно достигнуть в силу обстоятельств.
  5. Великие цели ведут к великим делам.
  6. В достижении целей нельзя спешить.

Эпитеты к словам цель и средства

Главная, единственная, истинная, благотворительная, основная, общая, определённая, достойная, собственная, конкретная, конечная, первая, новая, разная, единая, одинаковая, политическая, важная, настоящая, поставленная, заветная, жизненная, желанная, намеченная, двойная, ясная, любая, следующая, личная, корыстная, стратегическая, реальная, достигнутая, скрытая, подходящая, известная, двойная.

Известные, нужные, необходимые, страшные, правильные, важные, подходящие, разные, определенные, новые, конкретные, ясные,

Аргументы из литературы

  1. Хочется начать с произведения А.П.Чехова «Крыжовник». Этот небольшой рассказ знакомит нас с Николаем Ивановичем Чимшей-Гималайским, человеком кротким и добрым. Он служил в казенной палате и мечтал стать помещиком, иметь свое имение с прудом и садом, в котором растет крыжовник. Эта мечта засела в его голове занозой и превратилась в жизненную цель. Добился ли Николай Иванович ее? Бесспорно! Но какой ценой! Он недоедал, жил впроголодь, считал каждую копейку, ходил в обносках, отказывал себе во всем. Он поздно женился и сделал это только потому, что у его будущей жены, стареющей вдовы, было небольшое наследство. За несколько лет он уморил жену голодом, зато накопил капитал, достаточный для покупки имения. У него есть и дом, и пруд, и сад. Но он живет один, без семьи. Усадьба представляет собой жалкое зрелище, но зато растет и зреет крыжовник. Ягоды зеленые, кислые, но Николай Иванович бесконечно счастлив. Он добился своей цели, того, к чему он шел в течение долгих лет, видя перед собой только одну ее. По ночам он просыпается, кладет в рот несколько ягод и снова засыпает. Ни разу в голову Николаю Ивановичу не пришла мысль, что значит его цель. Но читателю понятно, что она неблагородна и эгоистична. Неблагородными, непорядочными средствами герой добился этой цели. Ради кислых, невкусных ягод крыжовника погубил свою жизнь и жизнь своей жены. Горько и обидно становится за героя, который не сумел понять ничтожность своих стремлений.
  2. Произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читает не одно поколение людей. Главный герой романа – молодой студент юридического факультета Р.Раскольников – создал теорию о двух типах людей. По этой теории все люди делятся на тварей дрожащих и право имеющих. Твари дрожащие не могут переступить черту и убить человека, а право имеющие имеют право пролить кровь. Его целью становится проверить, к какому типу людей он относится, работает ли его теория. Он решил убить вредную старушку-процентщицу Алену Ивановну, а на ее деньги помочь нуждающимся: себе, сестре, Мармеладовым. Вроде бы благородная цель – помочь тем, кто нуждается в помощи, но средство достижения цели – убийство – пугает, так как оно направлено против человека. Вместе со старухой-процентщицей он убивает и ни в чем неповинную Лизавету, которая некстати вернулась домой. Читая, мы ужасаемся: как могло так случиться, что добрый, милосердный, готовый поделиться последней копейкой Раскольников, оказывается убийцей? Можно ли было как-то по-иному добиться того, чего так хотел герой? Конечно. Мы понимаем, насколько важно уметь в жизни ставить перед собой правильную цель, выбирать такие средства ее достижения, чтобы не пройти через мучения совести, через такие страдания, через которые прошел Раскольников.
  3. Пьеса А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» – одно из самых известных произведений драматурга. Оно до мельчайших деталей воспроизводит быт и нравы купеческой среды. Один из главных героев этого произведения – Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Это хитрый, расчетливый, черствый и бесчувственный человек, настоящий плут. Когда нужно, он умеет показать себя с положительной стороны, внушить доверие. Подхалюзин способен думать только о себе, о своем материальном благополучии. Поэтому главная цель его жизни – стать богатым, обрести финансовую независимость. Конечно же, этой цели можно было добиться, много и упорно работая. Но для Подхалюзина этот путь достижения цели неприемлем. Он выбирает другое средство – обман. Подхалюзин женится на Липочке, дочери купца Большова, который переписывает все свое состояние на зятя, а сам объявляет себя банкротом, чтобы получить материальную помощь. Большов надеялся, что зять вернет ему все деньги, но Подхалюзин не желает отказываться от полученного богатства. Большов попадает в тюрьму, и никто не протягивает ему руку помощи в это трудное для него время. Вся эта история послужила для него хорошим уроком. Вдумчивый читатель сделает свои выводы: у бездушного, жадного, эгоистичного человека не может быть высоких целей. А к тем, которые он поставит перед собой, пройдет по любому пути, готовый предать, обмануть, обокрасть, убить даже близкого человека.
  4. М.Ю.Лермонтов в поэме «Мцыри» знакомит нас с историей молодого послушника монастыря. Главный герой произведения – сильный, смелый, мятежный человек. Маленьким шестилетним мальчиком Мцыри взяли в плен и привезли в монастырь, находившийся в горах. Еще тогда, ребенком, он показал себя гордым, сильным духом человеком, стойко выносил все тяготы и лишения, выпавшие на его долю. Мцыри воспитывался монахами. Его жизнь скучна, бедна событиями, она не приносит ему никаких человеческих радостей, но и не может уничтожить его желаний и стремлений. Юношу гнетет неволя. Всю свою жизнь он мечтал обрести свободу, вырваться на волю и побывать в родных местах, увидеть своих близких. Это огромное желание, превратившееся в цель его жизни, он вынашивает долгие годы. И однажды он сбежал из душной кельи, ставшей для него настоящей тюрьмой. К сожалению, полностью достичь цели ему не удалось: Мцыри заблудился. Три дня он плутал в лесу, повстречал молодую грузинку, бился с барсом, дышал полной грудью. Хоть ненадолго, но он почувствовал вкус желанной свободы. Жить в тюрьме, в келье Мцыри уже не сможет, и нам искренне жаль, что он погибает. Несправедливо, что человек не всегда в силах осуществить желаемое, добиться поставленных целей.
  5. Как мы уже сказали выше, есть люди, которые ставят перед собой благородные, высокие цели, которые приносят радость, удовлетворение, пользу и другим людям. Таким был Данко, герой рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль». Он сильный, отважный, самоотверженный человек, готовый на мужественные, бесстрашные поступки. Его племя было согнано с насиженного места враждующим племенем. Людям пришлось уйти в темный лес, в болота, чтобы спастись от гибели. Без солнца, света, свежего воздуха стали умирать дети, женщины, старики. Тогда смелый, решительный, благородный Данко решил вывести людей из мрака и смрада. Он возглавил племя и повел его за собой через темный лес и топкие болота. Многие погибали в пути. Уже стали отчаиваться люди и роптать. Но Данко, не желая сдаваться, всем сердцем мечтая вывести людей из темного леса, вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить им дорогу. Ценой своей жизни он осуществил свою цель. И пусть он погиб, но погиб с мыслью о выполненном долге.

Произведения, которые могут быть использованы

Нравственная позиция автора не должна быть голословной, поэтому надо привести соответствующие аргументы из литературы. В основной части сочинения приводятся литературные примеры. Рекомендуются отсылки к писателям, представляющим русскую классику.

Цель – общее благо


Наиболее распространенный пример, раскрывающий вопрос, оправдывает ли цель любые средства достижения, – роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Главный герой Родион Раскольников пытается решить извечный вопрос через убийство другого человека, думая, что смерть ростовщицы поможет бедным людям, которых она лишила последних средств к существованию.

Читайте также:  Как готовить белые грузди холодным способом

Чтобы избавиться от случайного свидетеля убийства, ему приходится заодно лишить жизни ее невинную сестру. Раскольников пытается представить себя сверхчеловеком, взяв на себя право судить, достоин ли другой индивид жизни.

По его мнению, великая цель – общее благо, она может оправдать любые страшные поступки. Опровергая утверждение, что цель оправдывает средства, в романе писатель проводит своего героя через череду нравственных мук раскаяния в совершенном убийстве.

Внимание! В конце романа герой понимает, что цель, достигнутая с помощью ужасного преступления, не должна иметь права на существование. Новой целью, которую ставит перед собой герой, становится искупление, вера и любовь.

Истинность целей по Лермонтову


К вопросу об истинных и ложных целях хорошо подойдет в качестве примера роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Будучи умным, одаренным человеком, главный герой Григорий Печорин томится бесцельностью своей жизни.

Эта тоска порождает стремление добавить красок в жизнь с помощью удовлетворения мелких сиюминутных порывов. Цель и средства, употребляемые героем, несоизмеримы по своему значению. Чтобы одержать мимолетную победу, он готов пойти на низкие жестокие поступки:

  • похитить Бэлу, лишив ее чести и доведя до смерти,
  • унизить Грушницкого и убить его на дуэли,
  • разбить сердце княжны Мэри, обманув ее чувства.

Писатель не дает своему герою смысла жизни. Как бы в наказание за жестокость и аморальность поведения, Печорин продолжает страдать от беспросветности и бессмысленности своей жизни.

Важно! М.Ю. Лермонтов не дает прямого ответа, какая цель оправдывает средства, – сочинение ЕГЭ может содержать отсылку к вольнодумным веяниям времени, на которые намекал писатель.

Благородные цели требуют соответствующих средств


Методы сопоставления цели и средств в сочинении могут опираться на положительные примеры литературной классики. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» описывает двух молодых офицеров – Петра Гринева и Алексея Швабрина.

Оба они влюблены в Марию Миронову, но своей цели добиваются разными способами. Гринев, будучи человеком высоких моральных устоев, готов подвергнуть себя смертельному риску, чтобы спасти Машу. Его цели изначально благородны, а способы достижения не переходят рамок морали.

Чистота души героя происходит из воспитания. Он блюдет наказ отца, храня честь и верность клятвам. Перспектива лишиться головы не смогла сломить его понятия о чести офицера, присягнувшего государству. Его позиция вызывает уважение и любовь у окружающих людей. Швабрин является полной противоположностью Гринева. Он хочет разбогатеть, сделать карьеру и готов на многое ради реализации своих намерений.

Когда Пугачев на время захватывает власть в округе, Швабрин предает свой офицерский долг ради сохранения жизни. Он готов донести на своих вчерашних сослуживцев, чтобы выслужиться перед новым начальником. Маша отвергает его притязания, и Швабрин унижает ее клеветой, чтобы найти себе оправдание. Пушкин однозначно считает, что для благородных целей подходят только высокоморальные средства.

Разнообразие целей и средств у Толстого


Для освещения темы, всегда ли цель оправдывает поступки, в сочинении примеры можно найти в эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Множество разнообразных героев, живущих на страницах этого романа, ставят перед собой неизмеримое количество целей.

Каждый достигает желаемого, исходя из собственных понятий о нравственности поступков. Элен Курагина ради выгодного замужества и поддержания привычного светского образа жизни вышла замуж за Пьера Безухова, не испытывая к нему никаких чувств, руководствуясь лишь холодным расчетом.

Какое-то время она наслаждается своими достижениями, ведь Элен вполне устраивает образ жизни светской красавицы. Однако поскольку ее чувства были фальшивыми, а использованные средства низкими, в конечном итоге она теряет мужа.

Ее брат Анатоль Курагин для удовлетворения своей прихоти готов разрушить жизнь другой семьи. Он соблазняет Наташу Ростову, чтобы тайком увезти ее из дома, лишив чести. Анатоля не волнуют страдания родных Наташи, для которых такое поведение является позорным, и не беспокоит сомнительное будущее девушки. Для удовлетворения своей страсти Анатоль может пойти на обман и похищение.

Положительные герои романа также обладают набором собственных целей. Андрей Болконский перед началом сражений мечтает о военной карьере полководца. Его восхищает жизненный путь Наполеона. Однако когда сражение заканчивается поражением и смертями многих бойцов, Андрей понимает тщетность и суетность своей эфемерной цели и отказывается от дальнейшего следования мечте. После поражения в войне и смерти жены Болконский на некоторое время теряет цель своей жизни и впадает в безразличную холодную апатию. Писатель на примере этого героя показывает, чтобы жизнь без целей – не жизнь. Человеческая душа должна стремиться к чему-то выше простого материального существования. И Толстой дарит своему герою новые высокие цели.

Обратите внимание! Используемую в сочинении литературу необходимо прочесть.

Примеры из жизни

  1. В жизни встречается немало примеров, когда человеку приходится задумываться о цели жизни и добиваться ее осуществления. Многие слышали имя Ника Вуйчича, человека, который родился без рук и ног, но сумел не только выжить, а стать известным. Он не живет жизнью человека с ограниченными возможностями, а учится, работает, помогает тем, кто оказался в трудной ситуации, потому что он, как никто другой, понимает, что значит помощь друга, поддержка, доброе слово. У Ника два высших образования, замечательная семья, большой и уютный дом. Его пример показывает, что если упорно работать над собой, не опускать руки, а продолжать двигаться в нужном направлении даже тогда, когда, кажется, уже нет никаких сил, то можно достичь поставленных целей.

Цель оправдывает средства?

Обсудим тему с доктором исторических наук, профессором Российского университета дружбы народов Валерием Керовым.

Публичные обещания не всегда выполняются

Вы всегда достигаете своих целей?

Нет, конечно. Я вполне нормальный человек.

Но когда вам что-то не удается, вы, наверное, задаете себе вопрос «почему?». И бывает ли так, что цель не достигнута, потому что вы отказались добиваться ее во что бы то ни стало. Для вас важно, во что это станет?

Важно. Например, предательство как средство достижения цели для меня абсолютно неприемлемо. Вообще же, если мне что-то не удается, я виню в этом только себя: мало работал, много спал, ленился… И это справедливо. Хотя есть еще такая вещь, как удача, но тут уж ничего не поделаешь. Удаче свечку не поставишь.

Вы можете отказаться от цели, если чувствуете, что для ее достижения придется пожертвовать моральными принципами?

Я так делал не раз. То есть отказывался от цели ради того, чтобы меня не перестали считать приличным человеком. Я не хотел бы приводить примеры такого моего поведения, потому что это не только моя тайна.

Существуют ли вообще такие цели, для достижения которых все средства хороши?

В рамках определенной исторической эпохи — да, наверное, существуют. Скажем, война между двумя странами, одна из которых — моя Родина, когда непротивлением злу насилием зло умножится. Или такая вещь, как политика. Здесь несоответствие целей и средств подчас неизбежно и может считаться нормальным.

Что вы имеете в виду?

Ну, например, предвыборные обещания. Они, как правило, не выполняются. Но если их не раздавать, то цель — быть избранным на руководящий пост, провести свою кандидатуру в парламент — не будет достигнута.

Обман как средство достижения цели — это нормально, вы считаете?

Я говорю лишь о том, что публичные обещания не соответствуют будущим результатам. Была такая шутка в советское время: «Приехал Хрущев на какой-то завод и спрашивает рабочих: «Как живете, товарищи?» «Хорошо», — пошутили рабочие. «Будете жить еще лучше», — шуткой на шутку ответил Никита Сергеевич». Если говорить о современной политике, искажение реальности в выступлениях и обещаниях — это реальность. Другое дело, когда бывает не сознательный обман, а добросовестное заблуждение. Скажем, Александр II заявил, что дает крестьянам свободу, дарует землю. Но в итоге этой земли у них оказывается на 20 процентов меньше, чем было даже в пору, когда они являлись крепостными. Есть и другие отрицательные последствия, они описаны в исторической литературе. В листовке революционеров в начале 1860-х была интересная карикатура — крестьянин попадает «из огня да в омут», из крепостного состояния во временнообязанное. Что, Александр II нарочно хотел обмануть крестьян? Нет, конечно. Но, судя по воспоминаниям царских сановников, многие понимали, что его обещания завышены. Это можно считать обманом? Не уверен. Когда многие крестьяне поняли, что в результате реформы у них часть земли отобрали, некоторые из них, вооружившись вилами, выступили с протестом, и против них было применено насилие. Не надо было насилия? Надо было, чтобы они вот так дошли до Москвы или до Петербурга? Так что вопрос о целях и средствах — он очень непростой, и здесь не всегда возможны однозначные ответы. Но в любом случае расхождение между словами и результатами действий политиков — это факт.

Современники осуждают, потомки прославляют

Если говорить о событиях исторического масштаба, у современников свой взгляд на них, у потомков свой. Кто тут прав в оценке средств, выбранных для достижения цели?

Вы задали очень важный вопрос. Был такой замечательный французский историк Марк Блок. Он говорил, что историк «должен отказаться от замашек карающего ангела».

То есть современная нравственность не должна применяться при оценке событий прошлого?

Ни в коем случае. В дискуссии на канале «Культура» с известным историком, блистательной Наталией Басовской я процитировал слоган одной техасской газеты ХIХ века: «Если вы хотите знать, как должно быть, читайте Библию. Если вы хотите знать, что происходит на самом деле, читайте нашу газету». Так вот, современники всегда безошибочно знают, как оно должно быть, а историки пишут, как было на самом деле. Мы, историки, должны анализировать события не с точки зрения соответствия их современным нормам морали, а сообразуясь с теми или иными историческими тенденциями. Например, какие-то реформы. Они помогли развиваться стране или задержали ее развитие? Скажем, ордынское иго привело к некоему евразийскому симбиозу или уничтожило цивилизацию, которая на голову была выше европейской? У нас ремесленники умели писать, а западные короли подписывались крестиком. Или взять Александра I. Он, знавший об убийстве отца и одобривший это убийство, наверное, поступил нехорошо с точки зрения житейской морали, но историки подходят к этому российскому правителю с другой меркой.

В политике несоответствие целей и средств подчас неизбежно и может считаться нормальным

У нас роль историка, оценивающего какое-либо событие на достаточном отдалении от него, выполняла еще и русская литература. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром. » — это вопрос о цели и средствах, заданный спустя четверть века после Бородина. Стоило ли «спалить пожаром» Москву и отдать ее «французу» ради будущей победы над врагом? Для современников ответ на этот вопрос был не столь однозначен, как для потомков в лице того же Лермонтова, например. А низвергнутый на дно жизни Евгений в «Медном всаднике» как плата маленького человека за «прорубленное окно в Европу»? А всеобщая гармония ценой слезинки ребенка? Это все вопросы о цели и средствах, вы не находите?

Читайте также:  Песок способы погрузки разгрузки

Совершенно согласен. Можно здесь взять для примера и «Войну и мир», и пушкинскую «Полтаву», и даже «Морские рассказы» Станюковича. В этих произведениях вопрос о цели и средствах тоже стоит. Но он не является дискуссионным. Здесь всегда содержится один ответ: «Да, недаром». Вопрос о слезинке ребенка — это, как правило, спекуляция. Мы что, в 1945-м должны были поднять руки перед мальчишками из гитлерюгенда с их фаустпатронами, чтобы плакали русские матери? Нет уж. А что касается русской литературы, никто из великих, в том числе Лев Толстой, пацифизм не проповедовал, когда речь шла о защите Отечества. Если мы взглянем на нашу историю, то увидим, что насилие как способ достижения цели в каких-то случаях было просто необходимо. Взять старообрядцев. Это моя родная тема, у меня докторская диссертация была связана со старообрядческим предпринимательством. Старообрядцы были люди исключительно мирные — в XIX веке никаких вспышек агрессии, никакого взаимоуничтожения, никаких восстаний против власти. Но когда началась Великая война 1914 года, они стали чуть ли не первыми добровольцами. В старообрядческой среде были начетчики — так называли грамотеев, образованных людей, знатоков богословия, церковной истории и канонического права. Они были нужны при нехватке священников для того, чтобы духовно учить других, а в религиозных диспутах защищать старообрядчество. Так вот, начетчики первыми поменяли книги на винтовки, чтобы защитить Россию от супостата, и показали пример массам староверов. Наконец-то власти допустили в армию и старообрядческих батюшек в ранге полковых священников (в Русско-японской войне погибшие старообрядцы не получали церковного упокоения). Священники не имели права брать в руки оружие. Но во время боя они вытаскивали вместе с санитарами раненых, кого-то отпевали, кому-то словом помогали. Некоторые из них были награждены, кто Георгием, кто Анной с мечами. Словом, даже глубоко религиозные люди, когда надо защитить Родину от врага, или взяли в руки оружие или, по крайней мере, участвовали в боях иным образом. И это классический случай, когда цель оправдывает средства, в данном случае — вооруженное насилие.

Средства предоставляются эпохой

Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что самые недостойные средства используются для достижения утопических целей?

Вы коммунизм имеете в виду?

И его в том числе.

Если вы насчет насилия, то здесь вопрос, наверное, не в целях. Разве коммунизм — плохая цель?

Это цель утопическая.

А демократия ваша либеральная — это какая цель? Не утопическая, что ли? Что может быть более утопическим, чем равенство людей? Есть всякие варианты равенства, даже вариант того равенства, которое достигнуто при помощи изобретения полковника Кольта. Все цели, которые ставит перед собой человечество, утопичны. Но иначе и быть не может. Если мы перестанем ставить перед собой утопические цели, то…

…не будет прогресса?

Да не прогресса даже. Поймите, прогресс — это, как замечательно сказал французский историк Мишель Вовель, вопрос веры. Это как же надо верить в прогресс, чтобы считать Пелевина (он мне нравится, но все же) высшей формой по отношению к Шекспиру, а жертв какой-нибудь Тридцатилетней войны выстраивать в историческую линейку к Холокосту. Так что дело не в прогрессе. Поймите, при отсутствии утопических целей человечество не будет самим собой. В муравейнике или стае волков нет утопических целей. Хотя я здесь не уверен. Отвечаю все-таки на ваш вопрос насчет утопизма и средств, связанных с утопическими задачами. Дело вообще не в целях. Они все одинаковые, в том смысле, что имеют утопический характер. Мы не говорим сейчас о чьих-то личных низких целях, мы говорим о целях общественных. Общественные цели — они все положительные: чтобы людям жилось хорошо, чтобы все люди были равны, чтобы все люди спаслись. Иван Грозный для чего делал то, что он делал? Чтобы Русь «загнать» в Царство Божье. А средства? Они предоставляются эпохой. Вот из этих предоставленных эпохой средств и приходится выбирать. Причем выбираются не всегда эффективные средства. Я как историк могу сказать: выбор средств не связан с их эффективностью. Выбирают не самые эффективные средства, а те, которые чему-то соответствуют. Есть такое направление в исторической науке — персональная история. Предметом ее исследования является история одной жизни во всей ее уникальности и полноте. Того же Ивана Грозного возьмите. Почему он стал Грозным? Может, потому, что с ним в детстве жестоко обращались? Если бы его любили, холили, лелеяли, то история Руси второй половины ХVI века, возможно, была бы немножко другой — например, без опричнины, жестоких казней на площадях… Но все равно есть исторические формы, за которые никакой правитель не может выйти. И доброму, ласковому правителю в XVI эсхатологическом веке пришлось бы по-другому обеспечивать святость Руси. Один из вариантов предложил духовник Ивана Васильевича, настоятель Благовещенского собора Сильвестр в своей редакции «Домостроя». Это было «праведное стяжание», душеспасительное хозяйствование с применением всех христианских норм. Кстати, практически одновременно с протестантскими вождями.

Средства могут скомпрометировать цель?

Конечно, могут. С коммунизмом именно так и произошло. Репрессии, подавление инакомыслия, контроль государства над различными сферами жизни, куда не надо бы государству совать нос, скомпрометировали идею коммунизма. Точнее, не идею коммунизма, а его советскую версию. Сама эта идея в ее «чистом» виде существует уже две тысячи лет и еще столько же будет существовать.

А бывает ли так, что некая цель является средством для достижения другой цели?

Да. И это совершенно нормально. Например, когда мы, ученые, пишем какую-нибудь работу, у этой работы есть цель и есть задачи, которые надо решить, чтобы достичь этой цели. У нас это называется так: цель и задачи. Вы можете называть это подцелями или целями, которые выступают средствами для достижениях других целей.

Какие выводы мы сделаем из нашей беседы?

Главный вывод, на мой взгляд, таков: размышляя о соотношении цели и средств, надо отказаться от замашек «карающего ангела». И последнее. Я уверен, что патриотически настроенные граждане многих государств оправдают экстраординарные действия своих правительств, если сочтут их необходимыми для блага своих стран. В историческом прошлом и современности властям таким образом прощалось очень многое. А потомки потом дадут свою оценку.

Валерий Керов — доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов. Известный специалист по истории старообрядчества и истории российского предпринимательства. Автор ряда монографий и популярных учебников по истории России. Член редколлегий нескольких исторических журналов и альманахов. Валерий Керов считает, что многотомная всеобщая история и подшивка журнала «Веселые картинки» очень сильно различаются по содержанию и нравственному заряду. Он говорит, кроме того, что ни одна страна западного мира не имеет столь длинной непрерывной истории, как Россия, и об этом надо многим помнить и здесь, и там.

Народная мудрость

  1. «Работающий жует, настойчивый цели достигает», – говорит русская пословица. Тот, кто работает, никогда не будет голодным, а тот, кто настойчив, при трудностях не сдается, а продолжает идти вперед, достигает своей цели.
  2. Известная русская пословица говорит: «Великие люди ставят себе цели, а остальные живут своими желаниями». Как правильно заметили наши предки, великий человек становится великим только потому, что умеет ставить перед собой цели и задачи, он не будет идти по жизни бесцельно, тратить свои годы пустые желания, сделает все возможное для достижения мечты.
  3. Мудрые люди заметили: «Настоящий человек осуществляет задуманное, хороший конь доходит до цели». Действительно, хороший конь довозит свою ношу или своего ездока до места назначения, а настоящий человек: настойчивый, трудолюбивый, смелый, верный – умеет в любых условиях, даже самых трудных, страшных осуществить задуманное.
  4. Одна из известных пословиц: «Усердный достигает цели, спешащий станет посмешищем» – учит нас правильно ставить цели, дает понять важную истину: в целеполагании не нужно спешить, торопиться, так как можно ставить посмешищем, нужно все правильно взвешивать, обдумывать, только тогда сделать первый шаг навстречу своей цели.

Афоризмы

  1. Великий русский писатель и драматург А.П.Чехов говорил: «Дела определяются по их целям; то дело называется великим, у которого велика цель». Он понимал, что дела и цели тоже могут быть великими. Великая цель порождает великое дело, большое, нужное, полезное другим людям, цель же недостойная ведет к забвению, осуждению, мукам совести.
  2. М.Горький, известный писатель, говорил о целях и средствах так: «Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные часы». Он видел жизненную цель в желании двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться и советовал всем сделать это желание целью всей жизни, потому что только тогда человеку будет подарено много счастливых часов.
  3. Французский писатель и философ Мишель Монтень однажды сказал: «Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова». Нельзя не согласиться с ним. Если человек выбирает нечестный, противозаконный, скверный путь достижения цели, то о такой цели нельзя сказать ни одного хорошего слова. То, что достигается через обман, ложь, убийство, никогда нельзя назвать великим стремлением.

О чем писать во вступлении

Автор должен полностью раскрыть во вступлении к сочинению, оправдывает ли цель средства, этично ли это высказывание. Цели и средства их достижения неотделимы друг от друга, так как одно невозможно без другого.

Необходимы развернутые ответы о нравственной стороне вопросов:

  • Всегда ли цель оправдывает применяемые средства? Здесь можно поговорить о великих целях, что важнее – жизнь и счастье отдельного человека или общее благо.
  • Стоит ли цель затрачиваемых усилий и аморальных поступков? Рассуждения о том, какие бывают цели: истинные, ложные, мелкие, корыстные, недостижимые, духовные.
  • Нужно ли ставить перед собой цели в жизни? Что такое цели, зачем они нужны, как влияет целеполагание на развитие личности человека.
  • Заменяют ли цели смысл жизни? Можно провести сравнение между бесцельностью существования и стремлением к воображаемым или настоящим вершинам.

Вступление в обязательном порядке содержит авторскую позицию по поводу обсуждаемой темы. Желательно выразить обоснованное мнение по поводу стремления человеческого рода идти по головам ближних для достижения своих целей в контексте высказывания Макиавелли. В конце вступления рекомендуется обозначить, что направление широко освещалось в литературе.

Источник

Оцените статью
Разные способы