Способы достижения профессиональных целей карьера педагога

Профессиональный и карьерный рост педагога. Горизонтальная и вертикальная карьера

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная карьера педагога

Карьера – это достижение успехов в каком-то направлении профессиональной деятельности.

Построение карьеры педагогом реализуется за счет наличия у него определенных профессиональных качеств. Профессионализм и квалификация педагога определяют степень успешности достижения им каких-то высот в профессиональной деятельности, получения определенных благ.

Однако, карьера является категорией, подверженной воздействию не только профессионализма, но и иных факторов. К ним относятся:

  • Стремление педагога к развитию, саморазвитию, совершенствованию;
  • Наличие определенных личностных качеств: волевые качества, инициативность, самостоятельность, выдержка, последовательность и др.;
  • Наличие организаторских способностей;
  • Содержание работы;
  • Активная жизненная позиция;
  • Интерес к делу;
  • Грамотно построенная система профессионального обучения.

Все эти компоненты влияют на формирование карьеры педагога, которая связана с его профессиональной самореализацией и основывается на понятии карьерного роста.

Карьерный рост – это продвижение вверх по служебной лестнице т.е. занятие более высокой должности в образовательной системе, получение больших благ и привилегий, а также расширение ответственности в своей профессиональной деятельности.

Любой педагог стремится к карьерному росту. Это обусловлено его желанием самореализоваться в профессиональной сфере деятельности, получать высокую заработную плату, приносить обществу максимальную пользу т.е. способствовать достижению целей и задач образования и выполнению социального заказа на текущем этапе развития общества.

Рисунок 1. Карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Карьера педагога состоит из следующих элементов:

  1. Личностные ориентации деятельности. сюда входит мотивация педагога на развитие и совершенствование своих навыков, стремление стать лучше и расширить свои профессиональные возможности, повысить свою квалификацию и получать достойное материальное вознаграждение за свой труд. Кроме того, чтобы достичь профессионального подъема, педагог должен обладать определенными личностными качествами и быть признанным в профессиональной сфере т.е. педагогический коллектив, руководство учреждения должны одобрять стремление педагога к карьерному росту, признавать правомерными и достойными методы и средства, применяемые им для этих целей.
  2. Ценностные ориентации деятельности. Карьера должна быть для педагога ценностью. Он должен уважать педагогическую деятельность, педагогический труд, считать престижной свою профессию и осознавать значимость своей профессиональной деятельности для себя, отдельной личности учащегося и общества в целом. Кроме того, педагогу необходимо принимать ценностные ориентации социума и той организации, в которой он работает.
  3. Производственные ориентиры деятельности. Сюда входят цели и задачи деятельности организации, в которой трудится педагог, ее планируемые направления деятельности и преобразования, требования, выдвигаемые к качеству работы педагога и ее эффективности.

Карьерный рост педагога, определяется также, его стремлением к непрерывному обучению и развитию. Профессионализм необходимо повышать и развивать свои профессиональные навыки. Для этого, педагогу требуется проходить обучение на повышение квалификации. От него зависит его профессиональные рост, развитие его психологического и педагогического потенциала, повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда.

Вертикальная карьера педагога и пути ее достижения

Вертикальная карьера – это переход на более высокую должность, подъем по карьерной лестнице вверх т.е. занятие более высокой и ответственной должности, предполагающей расширение функциональной роли педагога, его ответственности и значимости его педагогической деятельности, несущей более насыщенный по содержанию результат.

Рисунок 2. Вертикальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вертикальная карьера приводит педагога к получению им новой должности, которая находится на ступень выше, занимаемой в структурной иерархии учебного учреждения или образовательной системы в целом.

Вертикальная карьера педагога предполагает прохождение им следующих ступеней профессионального развития:

  1. Стажер. Завершая обучение в высшем учебном заведении, педагог приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей в должности стажера т.е. он выполняет функции ассистента педагога, помогая ему в реализации образовательной деятельности. На этом этапе, педагог только учится применению своих теоретических знаний на практике, осваивает устройство образовательного процесса и порядок его организации. Освоение профессиональных функций педагога, полноценное выполнение им своих функций, самостоятельное ведение образовательного процесса приводит к переводу стажера на новый уровень.
  2. Специалист. Получение магистерского образования дает педагогу право на занятие должности педагога по конкретной дисциплине, социального педагога или педагога по работе с детьми, имеющими особые потребности. На данном этапе, педагог осваивает свою деятельность, полноценно реализуя образовательный процесс, организуя образовательную, воспитательную и развивающую деятельность учащихся. Качество и эффективность работы педагога позволяет ему укрепить свою позицию и претендовать на переход на следующую иерархическую ступень.
  3. Мастер. Он отражает наличие у педагога профессионального мастерства высокого уровня т.е. он выполняет свою работу лучше, чем обычный специалист, владеет глубокими познаниями, способен к творческой организации работы, владеет креативным мышлением. Мастерство педагога нарабатывается годами. Оно отражает выполнение стандартных функций быстрыми темпами, работа делается на автомате, а нестандартные направления деятельности реализуются, посредством опоры на творческий подход к делу.
  4. Авторитет. На этой ступени, педагог занимается экспериментальной, исследовательской деятельностью, ведет разработки новых методов обучения и воспитания, формирует методические рекомендации осуществления педагогического процесса, выполняет функции наставника и репетитора.
  5. Эксперт – высшая ступень карьеры педагога. Она отражает экспертные знания и практические навыки педагога т.е. он обладает мастерством, способен к реализации исследовательской деятельности, проводит научные разработки в области педагоги, может быть наставником и репетитором. Во всех этих направлениях деятельности педагог является экспертом т.е. знатоком своего дела.
Читайте также:  Рис способ приготовления пропорции

Горизонтальная карьера педагога

Горизонтальная карьера – это расширение обязанностей и полномочий на занимаемой профессиональной позиции.

Горизонтальная карьера может предполагать перевод педагога в другую организацию или выполнение им иной функциональной роли. Такая карьера отражает занятие педагогом ступени специалиста. Он не переходит на более высокий уровень, но развивается вширь т.е. углубляет и расширяет свои знания и навыки, профессиональные функции, получает новые задания, выполняет новые виды деятельности. возможно, что педагогу дается какое-то временное задание, при котором он становится руководителем проекта или выполняет роль наставника, но, при этом, не переходит на ступень мастера или авторитета.

Горизонтальная карьера дает возможность специалисту почувствовать себя ценным сотрудником, самоутвердиться, за счет расширения ответственности и полномочий, завоевать уважение коллег и начальства.

Рисунок 3. Горизонтальная карьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Профессиональная карьера в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная карьера – это продвижение вперед в определенной области деятельности.

Понятие и виды профессиональной карьеры в педагогике

Термин «профессиональная карьера» был заимствован педагогикой из экономики. В рамках педагогики, «карьера» рассматривается не столько как продвижение по должностной «лестнице», сколько как реализация самого себя и собственных возможностей.

При рассмотрении профессиональной педагогической деятельности как профессиональной карьеры, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на том, что в педагогике она рассматривается в двух видах.

Виды профессиональной карьеры в педагогике:

  • Вертикальная карьера – это постепенное продвижение педагога по должностным ступеням в организационной иерархии;
  • Горизонтальная карьера – это продвижение педагога «внутри» профессии, то есть постепенное становление его как профессионала.

Сущность горизонтальной карьеры заключается в том, что педагог «растет» как профессионал. Причем его карьерный рост является осознанной потребностью в профессиональной уверенности и устойчивости, повышении результативности собственной профессионально-педагогической деятельности. «Рост» педагога в профессии делает его конкурентоспособным и востребованным.

Выбор вида профессиональной карьеры зависит от следующих факторов:

  1. Возможность свободной реализации собственной траектории развития, в соответствии с индивидуальными потребностями педагога, а также требованиями, которые предъявляются к его профессиональной деятельности со стороны общества и государства.
  2. Возможность, предоставляемая государством и образовательной организацией, в области непрерывного профессионально-педагогического образования и повышения мастерства.
  3. Собственное профессиональное самоопределение и профессионализм, которые ставят педагога в позицию субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Карьерный рост и развитие

Готовые работы на аналогичную тему

Профессиональная карьера предусматривает соответствующий карьерный рост и развитие, которые, по мнению психологов, становятся механизмом профилактики возможных кризисных периодов и связанных с ним синдромов профессионального выгорания и дезадаптации.

Путь к успешной профессиональной карьере в первую очередь зависит от осознания человеком того, что он действительно желает быть педагогом, хочет расти и развиваться в данном направлении. Каждый будущий педагог должен понимать, что профессия педагога – это не просто работа, а и призвание, и соответствующий образ жизни. Педагог должен не просто передавать детям знания, умения и навыки, но и подавать своим поведением, внешним видом и т.д. положительный пример детям, с которыми он работает и общается. То есть, каждый, кто решается выбрать профессию педагога должен понять, что это не только определенные профессиональные знания, но и мышление.

В том случае, если студенты на первом или втором курсе поняли, что данная профессия не для них, лучше набраться смелости и во время уйти (перейти на другой факультет). Это будет честнее и по отношению к себе, и по отношению к тем детям, с которыми предстоит работать.

Профессиональный карьерный рост и развитие педагога, начинается с момента его обучения в вузе. Уже в этот период будущий педагог получает теоретические знания и апробирует их на практике, тем самым он понимает, какие знания и умения будут более востребованы в профессиональной деятельности. Соответственно в этом направлении он будет их расширять и совершенствовать, тем самым будет «расти» как профессионал.

Читайте также:  Как закрутить помидоры простым способом

Кроме того, с момента выхода на практику, непосредственно связанную с работой с детьми, педагог начинает собирать собственное портфолио, которое наглядно показывает его профессиональный рост и развитие.

Приобретение педагогического опыта и соответствующей педагогической квалификации, ставит перед педагогом вопрос, который порой сложно решить одномоментно: «остаться на всю жизнь педагогом и продолжать расти в профессиональном плане или искать для себя место руководителя (например, учебного заведения)?».

Таким образом, профессиональный карьерный рост и развитие способствуют тому, что педагог «растет» в профессии, стремится расширять свои знания, умения и навыки, то есть он не «консервируется» на определенном уровне.

Понятие профессиография

В профессиональной карьере педагога отмечают три важных момента, оказывающих влияние на его профессиональный рост и развитие:

  1. Успешность педагогической деятельности во многом зависит не столько от теоретических знаний, сколько от собственного практического опыта и личного метода преподавания.
  2. Каждый педагог должен постоянно развивать и поддерживать на должном уровне определенные педагогические способности.
  3. Каждый педагог должен уметь радоваться не только собственным успехам, но и успехам коллег.

Для того, чтобы данные моменты имели место быть в профессиональной карьере педагога, ему необходимо постоянно работать над собой и ориентироваться на признаки профессиографии:

  1. Ходить на работу с удовольствием
  2. При выполнении работы и получении высоких результатов, получать заряд внутренней энергии.
  3. Постоянно ощущать полезность собственного труда, помнить его значимость и ценность для общества и государства.
  4. Испытывать гордость за достигнутые высоты, радоваться достижениям коллег и учащихся.
  5. Уважать труд коллег.
  6. Смотреть на собственную профессиональную деятельность и карьерный рост с оптимизмом.

Секрет успешной профессиональной карьеры педагога во многом зависит от тех знаний и умений, которые он получил в процессе обучения в вузе, а также от того настроя, который ему дали преподаватели. Именно преподаватели вуза, обучая будущих педагогов с самого первого курса должны воспитывать в них стремление к профессиональному росту, построение собственной профессиональной карьеры.

Таким образом, профессиональная карьера предполагает постоянное повышение собственной конкурентоспособности и расширение собственной горизонтальной карьеры.

Источник

Лекция «Профессиональное развитие педагога»

Профессиональное развитие личности педагога

Профессиональное развитие личности педагога — процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.

Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.

Профессионально значимые качества формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализации личности педагога (профессиональная социализация личности педагога — усвоение профессионального опыта и культуры), индивидуализации (индивидуализация личности педагога — неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений). В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.

Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:

а) структура, которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность;

б) направленность, представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;

в) противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности;

г) собственное время профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов;

д) неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач — познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых — для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций);

е) непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.

Профессионально значимые качества развиваются посредством «перевода» общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.

Читайте также:  Рыбные консервы способ приготовления

Необходимым условием профессионального развития является профессиональное самообразование педагога — опосредованное практикой расширение полученных знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.

В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:

1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;

2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;

3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;

4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.

Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным, когда педагог проходит лишь некоторые из них.

На мотивационном этапе — формирования профессиональных намерений — учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.

На втором этапе начинается профессиональное самоопределение — сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития

На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих — самой личности, ее творческой активности.

На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.

Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности. На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.

Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации. Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную. Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.

Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, — наличие «социальной ситуации развития».

Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, «силовые линии» которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на «орбиту» непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.

Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.

Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.

Под организацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.

Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Развиваясь профессионально и личностно, педагоги становятся значимым условием и фактором личностного развития ребенка.

Источник

Оцените статью
Разные способы